Не так уж всё и плохо, или Подводим итоги 2009 года
Замечено, что в тяжелой экономической ситуации легче выживать малым предприятиям, на которых установлены два «Ромайора», ручной резак
и поставлены десять человек на листоподборку. Большим предприятиям гораздо труднее. От них и заказчики больше требуют в смысле качества печати, и конкуренты демпингуют, и персонал более независимый. Именно поэтому в нашем традиционном итоговом опросе приняли участие топ-менеджеры крупных полиграфических предприятий России, которые обрисовали нынешнюю ситуацию на рынке полиграфических услуг.
Начнем мы с интервью по вопросам общего состояния отрасли с президентом Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борисом Александровичем Кузьминым.
КомпьюАрт: Что сегодня происходит в полиграфической отрасли?
Борис Кузьмин: Для осуществления текущего анализа и определения состояния полиграфических предприятий в условиях кризисной ситуации, оценки изменений на общефедеральном и региональных рынках полиграфических работ, произошедших после октября 2008 года, в ассоциации проводился ежеквартальный анализ делового климата в отрасли.
Борис Кузьмин, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов
На основании выполненного исследования, серии проведенных мониторингов в отрасли, анализа публикаций и материалов по мероприятиям различной направленности и масштаба (семинары, форумы, конференции и т.п.) можно сделать вывод, что в условиях кризиса падение уровня производства в полиграфической промышленности страны в 2009 году не столь катастрофично, как можно было ожидать в начале уходящего года (полную статистику МАП в цифрах мы планируем опубликовать в КомпьюАрт № 1’2010. — Прим. ред.).
КА: Кризисные явления прежде всего отражаются на настроении персонала полиграфических предприятий, а потом уже на принимаемых экономических или технических решениях.
Б.К.: В условиях создавшейся экономической ситуации на рынке полиграфических работ все действующие бизнес-структуры для обеспечения своей эффективной работы были вынуждены вырабатывать и применять неординарные меры, связанные с оптимизацией своего производства. Среди них — сокращение персонала (как производственного, так и управленческого состава), поиск новых поставщиков более дешевых расходных материалов, снижение заработной платы персонала, предоставление скидок клиентам и работа на уровне «точки безубыточности», активный поиск новых заказчиков, сокращение всех непроизводственных затрат и ремонтных работ.
Следует подчеркнуть, что хотя сокращение персонала всех уровней в течение 2009 года коснулось почти половины типографий, массовых увольнений по отрасли в целом удалось избежать. Характерно и то, что масштабный переход типографий на более дешевые сорта бумаги и расходных материалов (что, естественно, не могло не сказаться на качестве печатной продукции) издательско-полиграфический комплекс воспринял терпимо.
КА: Расскажите о важнейших событиях для МАП в 2009 году.
Б.К.: Среди важнейших событий для деятельности МАП следует отметить положительное завершение многолетней эпопеи с отменой таможенной пошлины на мелованные бумаги и картон, которую мы так легкомысленно хотели решить в одночасье. Это и организация Международной выставки «ПолиграфИнтер» в разгар кризиса, когда многие считали, что ее проведение нецелесообразно, а сегодня оценивают данную выставку как важнейший импульс для дальнейшего развития отечественной полиграфии. Не без глубокого удовлетворения хочется упомянуть о торжественной церемонии в связи со 100-летием открытия памятника русскому первопечатнику Ивану Федорову, имя которого на протяжении вот уже четырех с половиной веков является главным символом российских типографов.
КА: Что бы вы хотели пожелать российским полиграфистам?
Б.К.: Давайте сохраним авторитет в отрасли и будем осознавать необходимость продолжения ее деятельности и в дальнейшем!
Московский государственный университет печати
КомпьюАрт: На что сегодня делается ставка при подготовке студентов?
Александр Цыганенко: Те, кого выпускает университет сегодня, в ближайшие 10-15 лет будут лицом отрасли. Лучший способ подготовки творчески инициативных специалистов (а именно такие сегодня необходимы России) — вовлечение их в научную работу еще в студенческие годы. В первую очередь студенты начиная с младших курсов должны знать и чувствовать, что их профессора и преподаватели, помимо педагогической деятельности, занимаются научными исследованиями.
Александр Цыганенко, ректор МГУП
КА: Поделитесь достижениями МГУП с читателями.
А.Ц.: Определенный объем научных исследований выполнен университетом в 2009 году. Причем область исследований затрагивает различные направления процессов в полиграфии, издательском деле, и не только.
Примечательно, что в этом году мы начали проникать и в область нанотехнологий. По результатам проведенных учеными университета исследований представлены два доклада на международный форум по нанотехнологиям. Эти работы проводятся в рамках полученных грантов от фонда фундаментальных исследований Российской академии наук (РАН). Всего в этом году мы получили четыре гранта из этого фонда. Кроме того, молодыми учеными МГУП проведены исследования в рамках двух грантов Президента Российской Федерации.
Центр научных исследований и сертификации университета провел серию фундаментальных исследований (по восьми направлениям). В основном эти исследования касаются материаловедческих проблем и перспективных направлений в области информационных технологий.
Научно-исследовательские работы проводились и в рамках контрактов с различными заказчиками.
Общий объем финансирования выполненных исследований в 2009 году превысил 30 млн руб.
Отрадно, что заметно увеличилось число студентов, заинтересовавшихся научными исследованиями. Результаты своих исследований студенты МГУП представили на 12 международных симпозиумах и конференциях. Причем эти конференции не всегда были студенческими.
В университете действуют четыре диссертационных совета. В уходящем году в советах университета было защищено 27 диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
В преддверии 2010 года университету удалось приобрести новое научное оборудование, которое позволит МГУПовской науке выйти на совершенно иной уровень получения информации в области взаимодействий внутри многослойных многокомпонентных систем, к коим относится и печатная продукция. В связи с этим большую заинтересованность в сотрудничестве с учеными университета проявили как исследовательские центры России, так и зарубежные исследователи.
КА: Что вы пожелаете полиграфистам?
А.Ц.: Через ваш журнал хотелось бы пожелать удачи и успехов во всех начинаниях всем тем, кто с нами сотрудничает и, надеемся, будет сотрудничать в будущем.
Универсальная полиграфическая компания ЗАО «Алмаз-Пресс»
КомпьюАрт: Ваша типография выпускает в основном журналы. Как сложится ситуация в этом сегменте рынка в 2010 году?
Александр Задорожный: Данный сегмент рынка в 2010 году по объему, скорее всего, повторит уровень 2009-го. Явных тенденций к еще большему спаду не наблюдается. А общая экономическая ситуация в полиграфии будет повторять общую ситуацию в других отраслях производства и потребления в России.
Александр Задорожный, генеральный директор ЗАО «Алмаз-пресс»
КА: Изменились ли подходы к поиску и получению заказов в 2009 году? Когда вернется изготовление заказов из-за границы?
А.З.: Процесс возвращения тиражей из-за границы не быстрый, хотя во второй половине 2009 года мы увидели такие переходы на примере нескольких издательских домов. Подходы к поиску и получению заказов в основном остались прежние, но некоторые приемы были изменены — это продиктовано экономической ситуацией.
Журнальная продукция ЗАО «Алмаз-пресс»
КА: Какие значимые заказы были получены или выполнены на вашем производстве?
А.З.: Проект «7 Дней» — журнал, который пришел из-за границы. Печатается в «Алмаз-пресс» с ноября 2009 года.
КА: Что приобретено из оборудования, происходит ли реорганизация?
А.З.: Завершился процесс объединения двух производственных площадок. Оборудование из центра Москвы перевезено на площадку «Очаково».
КА: Каковы будут ваши пожелания заказчикам?
А.З.: Печататься в России и поддерживать отечественного производителя!
ОАО «Можайский полиграфический комбинат»
КомпьюАрт: Ваша типография выпускает в основном книги. Каков ваш прогноз для этого сегмента рынка на будущий год? Когда в Россию вернутся заказы из Китая?
Евгений Фельдман: МПК специализируется как на книжной, так и на журнальной продукции. Что касается книг, то тиражи сейчас уже небольшие, увеличивается количество малых тиражей (до 1000 экз.), так как растет предложение по цифровой печати — МПК запускает ее с нового года. За границей выпускается только та часть книжной продукции, для которой свойствен непечатный элемент, — детские книжки-игрушки, а также полноцветные альбомы по искусству. Для первой группы в России нет подобного производства, для второй — цена печати в Китае гораздо ниже. Если заказчиков устраивают сроки 3-4 месяца, то так и будет продолжаться.
Евгений Фельдман, генеральный директор ОАО «МПК»
Журнальная продукция возвращается в Россию, новые издатели, уверен, точно будут печататься только у нас. Положение об отмене пошлины на бумагу поможет вернуть издателей из-за границы. Остается дело за типографиями — надо научиться работать так же, как за границей, в плане менеджмента и контролировать качество печати. Тиражи журнальной продукции, думаю, расти не будут.
КА: Изменились ли подходы к поиску и получению заказов в 2009 году?
Е.Ф.: Наше предприятие стало проводить различные маркетинговые мероприятия, акции — это способствует сохранению отношений с существующими заказчиками и привлекает новых. Стала более гибкой ценовая политика, конечно, в разумных пределах, которые мы понимаем и знаем, но не всегда такое же понимание встречаем у заказчиков. В любом случае клиентоориентированность — на 120%.
Мы предлагаем весь набор дополнительных услуг, которые могут быть необходимы заказчику, — от комплектования заказа материалами и организации редакционно-издательских работ до полной логистики и содействия в распространении.
КА: Какие значимые заказы были выполнены на вашем производстве в 2009 году?
Е.Ф.: Заказов на комбинате много, для нас они все, без исключения, значимы, независимо от заказчика, стоимости, тиража и т.п. Нашему предприятию посильно разнообразное исполнение печатной продукции, портфолио у нас большое.
КА: Оборудование в 2009 году покупали?
Е.Ф.: Да, несколько единиц переплетно-брошюровочного оборудования, цифровые печатные машины.
КА: Что бы вы хотели пожелать заказчикам?
Е.Ф.: Развиваться, искать новые ниши для реализации своего творческого потенциала и рассчитывать на наше всестороннее содействие.
Первый полиграфический комбинат
КомпьюАрт: Расскажите о достижениях вашего комбината в 2009 году.
Дмитрий Дементьев: Несомненно, 2009 год был сложным, но именно трудности на рынке подтолкнули нас к развитию и оптимизации производства. Учитывая потребности заказчиков в оптимизации затрат на производство полиграфической продукции при снижении рекламных доходов и доходов от распространения, основной нашей задачей в 2009 году было сокращение производственных затрат при сохранении высокого уровня качества конечного продукта. Принимая во внимание 20-процентное увеличение портфеля заказов, можно сказать, что нам это удалось.
Дмитрий Дементьев, исполнительный директор ООО «Первый полиграфический комбинат»
Что касается развития производства, то в 2009 году мы установили новую печь для обжига формных пластин, увеличили мощности по переработке макулатуры. Последнее приобретение — автоматический аппликатор.
Кроме того, этот год стал примечательным для меня получением такой почетной премии, как «Медиаменеджер 2009», что я считаю результатом слаженной работы всего коллектива работников комбината.
КА: Теперь расскажите о наиболее значимых и интересных заказах уходящего года.
Д.Д.: Из наиболее интересных заказов можно отметить журнал «Вокруг света». Начиная сотрудничество, мы понимали сложность заказа: журнал предъявляет высокие требования к качеству печати. Убедившись в эффективности и надежности партнерства с ППК, ИД «Вокруг света» перевел к нам печать своих путеводителей. Успешное сотрудничество ИД «Вокруг света» и «Первого полиграфического комбината» — отличная иллюстрация того, как возникшее в результате положительного опыта совместной работы доверие клиента приводит к новым проектам.
КА: Изменились ли подходы к поиску и получению заказов в 2009 году?
Д.Д.: Несмотря ни на какие внешние условия, принципы нашей работы остаются неизменными: высокое качество печати и отделочных работ, европейские стандарты менеджмента, высокие внутренние требования к сопровождению заказов. При работе с потенциальными клиентами мы большое внимание уделяем потребностям заказчика и ищем пути взаимовыгодных условий для сотрудничества.
КА: Что в планах у топ-менеджмента ППК на 2010 год?
Д.Д.: В 2010 году, как и раньше, помимо производственного и технологического развития, будем работать над повышением качества управления производством и взаимодействия с клиентами. В наших планах — дальнейшее развитие комплексной услуги: будем оттачивать мастерство редакционно-издательской подготовки изданий и расширять границы логистических возможностей.
КА: Что бы вы хотели пожелать заказчикам и конкурентам в новом году?
Д.Д.: В 2010 году нас ожидают постепенное восстановление экономики и рост рекламного рынка на 2-7% — это весьма позитивные прогнозы для всех игроков издательско-полиграфического рынка. Коллегам по бизнесу желаю, чтобы эти прогнозы не только сбылись, но и превысили ожидаемые показатели.
ПК «Пушкинская площадь»
КомпьюАрт: Ваша типография в основном ориентирована на рынок журналов. Каков ваш прогноз относительно этого сегмента рынка?
Андрей Сулейков: Не секрет, что журнальный сектор в большей степени, чем другие печатные СМИ, чувствителен к изменениям на рекламном рынке. Так, в 2009 году вслед за сокращением рекламных бюджетов произошло стремительное падение журнального производства — по нашим оценкам, порядка 46% в валютном выражении. Нерентабельные проекты были закрыты, практически все издатели провели оптимизацию производственных программ, в том числе за счет перехода на более дешевые сорта бумаги, изменения формата, сокращения полосности, тиража, периодичности и т.д.
В следующем году значительных улучшений в данном сегменте ждать не приходится, процесс выхода из кризиса будет идти медленно. Как прогнозируют эксперты, рост рынка печатных СМИ в 2010 году не превысит 3-4%.
Андрей Сулейков, первый заместитель генерального директора ПК «Пушкинская площадь»
Однако есть очень эффективный способ восстановить загрузку типографий — надо создать условия для возвращения в страну полиграфических заказов. Требуется коррекция налогово-тарифной политики, связанной с действующими преференциями на импорт готовой продукции против импорта расходных материалов. Здесь стоит отметить, что в кризисный год конкуренция со стороны зарубежных типографий ужесточилась. Некоторые наши коллеги снижали цены на услуги до 50%. Учитывая то, что из-за налогового дисбаланса у них изначально более выигрышные позиции, можно представить, каково приходится российским полиграфистам.
Мы надеемся, что в 2010 году вопрос снижения пошлин на мелованную бумагу всё же будет решен. Правда, теперь уже в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это позволит вернуть на российскую полиграфическую базу не только издателей, но и инвесторов.
КА: Изменились ли подходы к поиску и получению заказов в 2009 году?
А.С.: Конечно, кризис и, как следствие, усилившаяся конкуренция способствовали пересмотру модели нашего поведения на рынке. В 2009 году мы стали бороться за заказы, предлагая максимально выгодные условия сотрудничества.
Основой деятельности типографии «Пушкинская площадь» является высочайшая клиентоориентированность. Всё свое внимание мы уделяем выстраиванию максимально эффективной работы с клиентами. Так, в уходящем году издателям были предложены новые решения по оптимизации расходов на производство, совершен переход на рублевый расчет стоимости услуг и т.д.
В результате «Пушкинская площадь» сохранила свои позиции на рынке и привлекла новых клиентов, в том числе из зарубежных типографий.
КА: Какие значимые заказы были выполнены на вашем производстве в 2009 году?
А.С.: В минувшем году «Пушкинской площади» удалось привлечь множество успешных и интересных проектов, например еженедельники SportWeek, Hello, «Папарацци». Из Финляндии к нам перешел журнал «7 Дней — ТВ-программа». Выбрали нашу типографию и такие яркие издания, как Billboard, IVAN, CAR, «Афиша-Мир», MyWay, Free Тайм, «Моторевю», «Хлеб-соль», «Планета МЧС», и многие другие.
Наши специалисты разработали наиболее технологичные варианты производства данных изданий. Например, мы стали выполнять качественную печать изданий на журнальных машинах с использованием газетной, а не дорогостоящей мелованной бумаги. Таким предложением с удовольствием воспользовались многие компании, в том числе ритейлеры, выпускающие крупнотиражные каталоги, например «Мир книги» и «Карфур».
КА: Что бы вы хотели пожелать заказчикам в новом году?
А.С.: 2009-й для всех нас стал годом серьезных испытаний и ответственных решений. Многим пришлось кардинально пересмотреть свои взгляды на ведение бизнеса. Но именно в этом году мы смогли получить бесценный опыт и знания, оценить себя и свою команду с точки зрения профессионализма и преданности делу.
Хочется поблагодарить тех, кто был с нами в прошедшем году, и пожелать всем уверенности в завтрашнем дне, успехов и удачи! Пусть в новом году исполнится всё намеченное!
Крепкого здоровья, благополучия и процветания!
ОАО «Ярославский полиграфический комбинат»
КомпьюАрт: На вашем производстве изготавливаются книги как в обложке, так и в переплете. Каков ваш прогноз для этого сегмента рынка?
Герт Пшистав: Особого улучшения ситуации на следующий год не предвижу. Может быть небольшое увеличение количества наименований и незначительное уменьшение средней тиражности.
Герт Пшистав, генеральный директор ОАО «ЯПК»
В целом предполагаю, что будет очень трудный год в плане загрузки и оплаты наших услуг со стороны клиентов.
КА: Изменились ли подходы к поиску и получению заказов в 2009 году?
Г.П.: Да, изменились. В основном из-за цен, ведь конечная средняя цена за наши услуги стагнировалась и даже снизилась. Очень трудно держать цены, когда кругом демпингуют, но жаловаться не стоит, ведь мы знаем, что цена зависит от спроса и предложения.
КА: Какие значимые заказы были получены вашей типографией в 2009 году?
Г.П.: Мы очень гордимся тем, что выиграли конкурс на изготовление серии книг «Великие художники», которую выпускает ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» в качестве промоушен-проекта.
КА: Что приобретено из оборудования?
Г.П.: ОАО «ЯПК», несмотря на кризис, инвестировало в 2009 году почти 1,5 млн евро в обновление переплетного оборудования. Были приобретены книговставочная линия Kolbus C 60 и крышкоделательный автомат Kolbus DA 240.
КА: Что бы вы хотели пожелать вашим заказчикам?
Г.П.: Нашим заказчикам желаю в следующем году успеха, успеха и еще раз успеха! Много интересных книг и хороших продаж! А всей России — отметить в будущем году тысячелетие Ярославля.