Токен: 2SDnjemsM7f

Рекламодатель: АО «ВИП-СИСТЕМЫ»

ИНН/ОГРН: 7720215108/1037739054980

Сайт: https://pulisirussia.ru

КомпьюАрт

12 - 2009

Не так уж всё и плохо, или Подводим итоги 2009 года

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Замечено, что в тяжелой экономической ситуации легче выживать малым предприятиям, на которых установлены два «Ромайора», ручной резак
и поставлены десять человек на листоподборку. Большим предприятиям гораздо труднее. От них и заказчики больше требуют в смысле качества печати, и конкуренты демпингуют, и персонал более независимый. Именно поэтому в нашем традиционном итоговом опросе приняли участие топ-менеджеры крупных полиграфических предприятий России, которые обрисовали нынешнюю ситуацию на рынке полиграфических услуг.
Начнем мы с интервью по вопросам общего состояния отрасли с президентом Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борисом Александровичем Кузьминым.

КомпьюАрт: Что сегодня происходит в полиграфической отрасли?

Борис Кузьмин: Для осуществления текущего анализа и определения состояния полиграфических предприятий в условиях кризисной ситуации, оценки изменений на обще­федеральном и региональных рынках полиграфических работ, произошедших после октября 2008 года, в ассоциации проводился ежеквартальный анализ делового климата в отрасли.

Борис Кузьмин, президент Межрегиональной 
ассоциации 
полиграфистов

Борис Кузьмин, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов

На основании выполненного исследования, серии проведенных мониторингов в отрасли, анализа публикаций и материалов по мероприятиям различной направленности и масштаба (семинары, форумы, конференции и т.п.) можно сделать  вывод, что в условиях кризиса падение уровня производства в полиграфической промышленности страны в 2009 году не столь катастрофично, как можно было ожидать в начале уходящего года (полную статистику МАП в цифрах мы планируем опубликовать в КомпьюАрт № 1’2010. — Прим. ред.).

КА: Кризисные явления прежде всего отражаются на настроении персонала полиграфических предприятий, а потом уже на принимаемых экономических или технических решениях.

Б.К.: В условиях создавшейся экономической ситуации на рынке полиграфических работ все действующие бизнес-структуры для обеспечения своей эффективной работы были вынуждены вырабатывать и применять неординарные меры, связанные с оптимизацией своего производства. Среди них — сокращение персонала (как производственного, так и управленческого состава), поиск новых поставщиков более дешевых расходных материалов, снижение заработной платы персонала, предоставление скидок клиентам и работа на уровне «точки безубыточности», активный поиск новых заказчиков, сокращение всех непроизводственных затрат и ремонтных работ.

Следует подчеркнуть, что хотя сокращение персонала всех уровней в течение 2009 года коснулось почти половины типографий, массовых увольнений по отрасли в целом удалось избежать. Характерно и то, что масштабный переход типографий на более дешевые сорта бумаги и расходных материалов (что, естественно, не могло не сказаться на качестве печатной продукции) издательско-полиграфический комплекс воспринял терпимо.

КА: Расскажите о важнейших событиях для МАП в 2009 году.

Б.К.: Среди важнейших событий для деятельности МАП следует отметить положительное завершение многолетней эпопеи с отменой таможенной пошлины на мелованные бумаги и картон, которую мы так легкомысленно хотели решить в одночасье. Это и организация Международной выставки «ПолиграфИнтер» в разгар кризиса, когда многие считали, что ее проведение нецелесообразно, а сегодня оценивают данную выставку как важнейший импульс для дальнейшего развития отечественной полиграфии. Не без глубокого удовлетворения хочется упомянуть о торжественной церемонии в связи со 100-летием открытия памятника русскому первопечатнику Ивану Федорову, имя которого на протяжении вот уже четырех с половиной веков является главным символом российских типографов.

КА: Что бы вы хотели пожелать российским полиграфистам?

Б.К.: Давайте сохраним авторитет в отрасли и будем осознавать необходимость продолжения ее деятельности и в дальнейшем!

Московский государственный университет печати

КомпьюАрт: На что сегодня делается ставка при подготовке студентов?

Александр Цыганенко: Те, кого выпускает университет сегодня, в ближайшие 10-15 лет будут лицом отрасли. Лучший способ подготовки творчески инициативных специалистов (а именно такие сегодня необходимы России) — вовлечение их в научную работу еще в студенческие годы. В первую очередь студенты начиная с младших курсов должны знать и чувствовать, что их профессора и преподаватели, помимо педагогической деятельности, занимаются научными исследованиями. 

Александр Цыганенко, 
ректор МГУП

Александр Цыганенко, ректор МГУП

КА: Поделитесь достижениями МГУП с читателями.

А.Ц.: Определенный объем научных исследований выполнен университетом в 2009 году. Причем область исследований затрагивает различные направления процессов в полиграфии, издательском деле, и не только.

Примечательно, что в этом году мы начали проникать и в область нанотехнологий. По результатам проведенных учеными университета исследований представлены два доклада на международный форум по нанотехнологиям. Эти работы проводятся в рамках полученных грантов от фонда фундаментальных исследований Российской академии наук (РАН). Всего в этом году мы получили четыре гранта из этого фонда. Кроме того, молодыми учеными МГУП проведены исследования в рамках двух грантов Президента Российской Федерации.

Центр научных исследований и сертификации университета провел серию фундаментальных исследований (по восьми направлениям). В основном эти исследования касаются материаловедческих проблем и перспективных направлений в области информационных технологий.

Научно-исследовательские работы проводились и в рамках контрактов с различными заказчиками.

Общий объем финансирования выполненных исследований в 2009 году превысил 30 млн руб.

Отрадно, что заметно увеличилось число студентов, заинтересовавшихся научными исследованиями. Результаты своих исследований студенты МГУП представили на 12 международных симпозиумах и конференциях. Причем эти конференции не всегда были студенческими.

В университете действуют четыре диссертационных совета. В уходящем году в советах университета было защищено 27 диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

В преддверии 2010 года универ­ситету удалось приобрести новое научное оборудование, которое позволит МГУПовской науке выйти на совершенно иной уровень получения информации в области взаимодействий внутри многослойных многокомпонентных систем, к коим относится и печатная продукция. В связи с этим большую заинтересованность в сотрудничестве с учеными университета проявили как исследовательские центры России, так и зарубежные исследователи.

КА: Что вы пожелаете полиграфистам?

А.Ц.: Через ваш журнал хотелось бы пожелать удачи и успехов во всех начинаниях всем тем, кто с нами сотрудничает и, надеемся, будет сотрудничать в будущем.

Универсальная полиграфическая компания ЗАО «Алмаз-Пресс»

КомпьюАрт: Ваша типография выпускает в основном журналы. Как сложится ситуация в этом сегменте рынка в 2010 году?

Александр Задорожный: Данный сегмент рынка в 2010 году по объему, скорее всего, повторит уровень 2009-го. Явных тенденций к еще большему спаду не наблюдается. А общая экономическая ситуация в полиграфии будет повторять общую ситуацию в других отраслях производства и потребления в России.

Александр Задорожный, генеральный директор ЗАО «Алмаз-пресс»

Александр Задорожный, генеральный директор ЗАО «Алмаз-пресс»

КА: Изменились ли подходы к поиску и получению заказов в 2009 году? Когда вернется изготовление заказов из-за границы?

А.З.: Процесс возвращения тиражей из-за границы не быстрый, хотя во второй половине 2009 года мы увидели такие переходы на примере нескольких издательских домов.  Подходы к поиску и получению заказов в основном остались прежние, но некоторые приемы были изменены — это продиктовано экономической ситуацией.

Журнальная продукция
ЗАО «Алмаз-пресс»

Журнальная продукция ЗАО «Алмаз-пресс»

КА: Какие значимые заказы были получены или выполнены на вашем производстве?

А.З.: Проект «7 Дней» — журнал, который пришел из-за границы. Печатается в «Алмаз-пресс» с ноября 2009 года.

КА: Что приобретено из оборудования, происходит ли реорганизация?

А.З.: Завершился процесс объединения двух производственных площадок. Оборудование из центра Москвы перевезено на площадку «Очаково».

КА: Каковы будут ваши пожелания заказчикам?

А.З.: Печататься в России и поддерживать отечественного производителя!

ОАО «Можайский полиграфический комбинат»

КомпьюАрт: Ваша типография выпускает в основном книги. Каков ваш прогноз для этого сегмента рынка на будущий год? Когда в Россию вернутся заказы из Китая?

Евгений Фельдман: МПК специализируется как на книжной, так и на журнальной продукции. Что касается книг, то тиражи сейчас уже небольшие, увеличивается количество малых тиражей (до 1000 экз.), так как растет предложение по цифровой печати — МПК запускает ее с нового года. За границей выпускается только та часть книжной продукции, для которой свойствен непечатный элемент, — детские книжки-игрушки, а также полноцветные альбомы по искусству. Для первой группы  в России нет подобного производства, для второй — цена печати в Китае гораздо ниже. Если заказчиков устраивают сроки 3-4 месяца, то так и будет продолжаться.

Евгений Фельдман, генеральный директор
ОАО «МПК»

Евгений Фельдман, генеральный директор ОАО «МПК»

Журнальная продукция возвращается в Россию, новые издатели, уверен, точно будут печататься только у нас. Положение об отмене пошлины на бумагу поможет вернуть издателей из-за границы. Остается дело за типографиями — надо научиться работать так же, как за границей, в плане менеджмента и контролировать качество печати. Тиражи журнальной продукции, думаю, расти не будут.

КА: Изменились ли подходы к поиску и получению заказов в 2009 году?

Е.Ф.:  Наше предприятие стало проводить различные маркетинговые мероприятия, акции — это способствует сохранению отношений с существующими заказчиками и привлекает новых. Стала  более гибкой ценовая политика, конечно, в разумных пределах, которые мы понимаем и знаем, но не всегда такое же понимание встречаем у заказчиков. В любом случае клиентоориентированность — на 120%.

Мы предлагаем весь набор дополнительных услуг, которые могут быть необходимы заказчику, — от комплектования заказа материалами и организации редакционно-издательских работ до полной логистики и содействия в распространении.

КА: Какие значимые  заказы были выполнены на вашем производстве в 2009 году?

Е.Ф.: Заказов на комбинате много, для нас они все, без исключения, значимы,  независимо от заказчика, стоимости, тиража и т.п. Нашему предприятию посильно разнообразное исполнение печатной продукции, портфолио у нас большое.

КА: Оборудование в 2009 году покупали?

Е.Ф.: Да, несколько единиц переплетно-брошюровочного оборудования, цифровые печатные машины.

КА: Что бы вы хотели пожелать заказчикам?

Е.Ф.: Развиваться, искать новые ниши для реализации своего творческого потенциала и рассчитывать на наше всестороннее содействие.

Первый полиграфический комбинат

КомпьюАрт: Расскажите о достижениях вашего комбината в 2009 году.

Дмитрий Дементьев: Несомненно, 2009 год был сложным, но именно трудности на рынке подтолкнули нас к развитию и оптимизации производства. Учитывая потребности заказчиков в оптимизации затрат на производство полиграфической продукции при снижении рекламных доходов и доходов от распространения, основной нашей задачей в 2009 году было сокращение производственных затрат при сохранении высокого уровня качества конечного продукта. Принимая во внимание 20-процентное увеличение портфеля заказов, можно сказать, что нам это удалось.

Дмитрий Дементьев, исполнительный директор ООО «Первый полиграфический 
комбинат»

Дмитрий Дементьев, исполнительный директор ООО «Первый полиграфический комбинат»

Что касается развития производства, то в 2009 году мы установили новую печь для обжига формных пластин, увеличили мощности по переработке макулатуры. Последнее приобретение — автоматический аппликатор.

Кроме того, этот год стал примечательным для меня получением такой почетной премии, как «Медиаменеджер 2009», что я считаю результатом слаженной работы всего коллектива работников комбината.

КА: Теперь расскажите о наиболее значимых и интересных заказах уходящего года.

Д.Д.: Из наиболее интересных заказов можно отметить журнал «Вокруг света». Начиная сотрудничество, мы понимали сложность заказа: журнал предъявляет высокие требования к качеству печати. Убедившись в эффективности и надежности партнерства с ППК, ИД «Вокруг света» перевел к нам печать своих путеводителей.   Успешное сотрудничество ИД «Вокруг света» и «Первого полиграфического комбината» — отличная иллюстрация того, как возникшее в результате положительного опыта совместной работы доверие клиента приводит к новым проектам.

КА: Изменились ли подходы к поиску и получению заказов в 2009 году? 

Д.Д.: Несмотря ни на какие внешние условия, принципы нашей работы остаются неизменными: высокое качество печати и отделочных работ, европейские стандарты менеджмента, высокие внутренние требования к сопровождению заказов. При работе с потенциальными клиентами мы большое внимание уделяем потребностям заказчика и ищем пути взаимовыгодных условий для сотрудничества.

КА: Что в планах у топ-менеджмента ППК на 2010 год?

Д.Д.: В 2010 году, как  и раньше,  помимо производственного и технологического развития, будем работать над повышением  качества управления производством и взаимодействия с клиентами. В наших планах — дальнейшее развитие комплексной услуги:  будем оттачивать мастерство редакционно-издательской подготовки изданий и расширять границы логистических возможностей.

КА: Что бы вы хотели пожелать заказчикам и конкурентам в новом году?

Д.Д.: В 2010 году нас ожидают постепенное восстановление экономики и рост рекламного рынка на 2-7% — это весьма позитивные прогнозы для всех игроков издательско-полиграфического рынка. Коллегам по бизнесу желаю, чтобы эти прогнозы не только сбылись, но и превысили ожидаемые показатели.

ПК «Пушкинская площадь»

КомпьюАрт: Ваша типография в основном ориентирована на рынок журналов. Каков ваш прогноз относительно этого сегмента рынка?

Андрей Сулейков: Не секрет, что журнальный сектор в большей степени, чем другие печатные СМИ, чувствителен к изменениям на рекламном рынке. Так, в 2009 году вслед за сокращением рекламных бюджетов произошло стремительное падение журнального производства — по нашим оценкам, порядка 46% в валютном выражении. Нерентабельные проекты были закрыты, практически все издатели провели оптимизацию производственных программ, в том числе за счет перехода на более дешевые сорта бумаги, изменения формата, сокращения полосности, тиража, периодичности и т.д.

В следующем году значительных улучшений в данном сегменте ждать не приходится, процесс выхода из кризиса будет идти медленно. Как прогнозируют эксперты, рост рынка печатных СМИ в 2010 году не превысит 3-4%.

Андрей Сулейков, 
первый заместитель генерального 
директора 
ПК «Пушкинская площадь»

Андрей Сулейков, первый заместитель генерального директора ПК «Пушкинская площадь»

Однако есть очень эффективный способ восстановить загрузку типографий — надо создать условия для возвращения в страну полиграфических заказов. Требуется коррекция налогово-тарифной политики, связанной с действующими преференциями на импорт готовой продукции против импорта расходных материалов. Здесь стоит отметить, что в кризисный год конкуренция со стороны зарубежных типографий ужесточилась. Некоторые наши коллеги снижали цены на услуги до 50%. Учитывая то, что из-за налогового дисбаланса у них изначально более выигрышные позиции, можно представить, каково приходится российским полиграфистам.

Мы надеемся, что в 2010 году вопрос снижения пошлин на мелованную бумагу всё же будет решен. Правда, теперь уже в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это позволит вернуть на российскую полиграфическую базу не только издателей, но и инвесторов.

КА: Изменились ли подходы к поиску и получению заказов в 2009 году?

А.С.: Конечно, кризис и, как следствие, усилившаяся конкуренция способствовали пересмотру модели нашего поведения на рынке.  В 2009 году мы стали бороться за заказы, предлагая максимально выгодные условия сотрудничества.

Основой деятельности типографии «Пушкинская площадь» является высочайшая клиентоориентированность. Всё свое внимание мы уделяем выстраиванию максимально эффективной работы с клиентами. Так, в уходящем году издателям были предложены новые решения по оптимизации расходов на производство, совершен переход на рублевый расчет стоимости услуг и т.д.

В результате «Пушкинская площадь» сохранила свои позиции на рынке и привлекла новых клиентов, в том числе из зарубежных типографий.

КА: Какие значимые заказы были выполнены на вашем производстве в 2009 году?

А.С.: В минувшем году «Пушкинской площади» удалось привлечь множество успешных и интересных проектов, например еженедельники SportWeek, Hello, «Папарацци». Из Финляндии к нам перешел журнал «7 Дней — ТВ-программа». Выбрали нашу типографию и такие яркие издания, как Billboard, IVAN, CAR, «Афиша-Мир», MyWay, Free Тайм, «Моторевю», «Хлеб-соль», «Планета МЧС», и многие другие.

Наши специалисты разработали наиболее технологичные варианты производства данных изданий. Например, мы стали выполнять качественную печать изданий на журнальных машинах с использованием газетной, а не дорогостоящей мелованной бумаги. Таким предложением с удовольствием воспользовались многие компании, в том числе ритейлеры, выпускающие крупнотиражные каталоги, например «Мир книги» и «Карфур».

КА: Что бы вы хотели пожелать заказчикам в новом году?

А.С.: 2009-й для всех нас стал годом серьезных испытаний и ответственных решений. Многим пришлось кардинально пересмотреть свои взгляды на ведение бизнеса. Но именно в этом году мы смогли получить бесценный опыт и знания,  оценить себя и свою команду с точки зрения профессионализма и преданности делу.

Хочется поблагодарить тех, кто был с нами в прошедшем году, и пожелать всем  уверенности в завтрашнем дне, успехов и удачи! Пусть в новом году исполнится всё намеченное!

Крепкого здоровья, благополучия и процветания!

ОАО «Ярославский полиграфический комбинат»

КомпьюАрт: На вашем производстве изготавливаются  книги как в обложке, так и в переплете. Каков ваш прогноз для этого сегмента рынка?

Герт Пшистав: Особого улучшения ситуации на следующий год не предвижу. Может быть небольшое увеличение количества наименований и незначительное уменьшение средней тиражности.

Герт Пшистав, 
генеральный директор
ОАО «ЯПК»

Герт Пшистав, генеральный директор ОАО «ЯПК»

В целом предполагаю, что будет очень трудный год в плане загрузки и оплаты наших услуг со стороны клиентов.

КА: Изменились ли подходы к поиску и получению заказов в 2009 году?

Г.П.: Да, изменились. В основном из-за цен, ведь конечная средняя цена за наши услуги стагнировалась и даже снизилась.  Очень трудно держать цены, когда кругом демпингуют, но жаловаться не стоит, ведь мы знаем, что цена зависит от спроса и предложения.

КА: Какие значимые заказы были получены вашей типографией в 2009 году?

Г.П.: Мы очень гордимся тем, что выиграли конкурс на изготовление серии книг «Великие художники», которую выпускает ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» в качестве промоушен-проекта.

КА: Что приобретено из оборудования?

Г.П.: ОАО «ЯПК», несмотря на кризис, инвестировало в 2009 году почти 1,5 млн евро в обновление переплетного оборудования. Были приобретены книговставочная линия Kolbus C 60 и крышкоделательный автомат Kolbus DA 240.

КА: Что бы вы хотели пожелать вашим заказчикам?

Г.П.: Нашим заказчикам желаю в следующем году успеха, успеха и еще раз успеха! Много интересных книг и хороших продаж! А всей России — отметить в будущем году тысячелетие Ярославля.

КомпьюАрт 12'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства