Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

1 - 2010

О растровом выборе

Игорь Щёголев, главный технолог ЗАО «Алмаз-пресс»

Растрированию изображений посвящено много статей как рекламного, так и научно-теоретического характера. В основном в них описываются принципы растрирования, разработанные различными производителями растровых процессоров, или рекламируются «новые продвинутые растры». В этой статье будут рассмотрены вопросы, возникающие при выборе метода или вида растрирования в процессе работы между издательством и типографией.

Выбор вида растрирования не так прост, как это может показаться вначале. Для определения вида растрирования надо ответить на ряд вопросов. Во­первых, кто, собственно, должен осуществлять этот выбор; во­вторых, из чего выбирать и по каким критериям.

В настоящее время предполагается два возможных варианта ответа: вид и параметры растрирования определяет технолог издательства или типографии. На практике технолог типографии предлагает отработанный на месте вариант растрирования, а издательство, естественно, с этим вариантом соглашается. Иногда это вообще не является предметом обсуждения.

В противном случае технологу издательства предлагается самому определить параметры растрирования и взять на себя ответственность за возможные проблемы, которые могут возникнуть при печати. А проблемы могут быть серьезные: от  цветовых отклонений до возникновения межсепарационных муаров. А ему или ей это надо?

При отсутствии у технологов издательств соответствующего уровня технологической компетенции, а в ряде случаев и самих технологов выбор остается за типографией. В действительности 80% редакций понятия не имеют, каким видом растра и с какими параметрами растрирования печатается их издание. И это неправильно. Выбор вида растрирования должен осуществляться издательством при непосредственном участии и по рекомендациям технологов типографии, потому что от вида и параметров растрирования зависит визуальное ощущение и восприятие иллюстрационного материала.

Перед тем как рассмотреть вопрос «как выбирать?», давайте ответим на вопрос «из чего?».

Типы растров и особенности их использования

Растры подразделяются на два типа: периодические, или амплитудно­моделированные, и стохастические, или частотно­моделированные. Но на этом их классификация не заканчивается.

Амплитудно­модулированные  (АМ) растры разделяются:

  • по форме точки: круглые, квадратные, эллипсоидные, линейные, концентрические и т.д.;
  • по количеству осей: двухосевые и одноосевые. Например, растр с круглой точкой имеет две оси, а линейные растры — только одну;
  • по наличию главной оси: имеющие главную ось и не имеющие ее. Например, периодические растры с круглой точкой не имеют главной оси, а с эллипсоидной имеют ее;
  • по линиатуре.

Частотно­модульное растрирование (ЧМ), или стохастические растры, отличаются алгоритмами генерации растровых точек в зависимости от разработавшей их фирмы, а также величины растровой точки.

Примечание главного редактора. Воспользуюсь служебным положением, чтобы к перечисленным растрам добавить разработанный и запатентованный в середине 90-х годах прошлого века Ю. Пономаревым (фирма «НТ-граф»), В. Токаревым (фирма «ЭПО») и А. Крыловым метод сюжетного растрирования, который можно применять как при оформлении защищенной полиграфической продукции, так и при изготовлении рекламы.
Основная идея этого метода, в отличие от вышеперечисленных способов, — сделать растровую структуру различимой для глаза. В этом случае видимые растровые структуры, так же как и при гибридном растрировании, привязаны к сюжету изображения. В результате получается изображение, напоминающее цветную гравюру, но со стереоэффектами объемности некоторых специально выделенных деталей изображения (в примере это камни, подоконник, сигара, волна).

Интересный результат получается при использовании в изображениях двух методов растрирования: регулярного (не различимого глазом растра — дым от сигары) и различимых растровых структур, выполненных методом сюжетного растрирования

Интересный результат получается при использовании в изображениях двух методов растрирования: регулярного (не различимого глазом растра — дым от сигары) и различимых растровых структур, выполненных методом сюжетного растрирования

В третий тип можно выделить гибридные растры, при этом АМ­ и ЧМ­растрирование применяется в зависимости от сюжетного содержания оригинала: светлые и темные тона передаются ЧМ­растрированием, а остальной диапазон полутонов воспроизводится АМ­растрированием.

Как правило, типографии предлагают издательствам один тип растрирования — периодическое регулярное цифровое, на основе метода иррациональных тангенсов с суперъячейкой, круглой или эллипсоидной точкой и линиатурой, соответствующей используемой бумаге. Ну и как бонус типография может предложить стохастическое растрирование с различной величиной растровой точки в зависимости от имеющихся в библиотеке растрового процессора скринсеттов, прописанных в программе вариантов параметров растрирования.

Гибридное растрирование в настоящий момент воспринимается как экзотика и в арсенале даже крупных типографий отсутствует. Видимо, из­за плохой работы менеджеров по продажам фирм — поставщиков допечатного оборудования. А может быть, всё дело в стандарте офсетной печати.

Любой выпускник МГУП знает, что основной задачей полиграфического воспроизведения является получение ожидаемого, прогнозируемого результата, и на это направлены усилия по стандартизации допечатных и печатных процессов.

Вообще, без нормализации процесса растрирования невозможна стандартизация процесса печати и, как следствие, стабильное воспроизведение цвета в полиграфии. Поэтому все стандарты по печати содержат указания, при каких условиях должно производиться растрирование.

Что рекомендуют стандарты

Если обобщить все имеющиеся стандарты печати, то можно сделать вывод, что единственным видом растрирования, рекомендуемым международными стандартами, являлся периодический растр с круглой, квадратной или эллиптической точкой.

27 мая 2008 года с легкой руки ассоциации FOGRA в общий доступ были выложены два icc­профиля, полученных для стохастических растров с 20­ или 30­мкм точкой для бумаг типа 1, 2 и 4 — таким образом начался процесс стандартизации стохастического растрирования. По опыту работы с профилями FOGRA, проблем с применением стандартизованных icc­профилей после 2007 года не возникало (немцы если что­либо делают, то с немецкой точностью и на совесть).

Гибридные растры не стандартизованы, и их применение связано с определенным риском или дополнительными затратами по внутренней стандартизации. Приблизительная оценка стоимости внедрения собственной технологической стандартизации при применении новых нестандартных видов или условий растрирования оценивается от 5 до 25 тыс. евро в зависимости от глубины проработки вопроса. Если учесть, что в настоящий момент заказчиков на гибридное растрирование надо хорощо поискать, то становится понятно, почему гибридное растрирование, несмотря на безусловные технологические преимущества перед другими видами растров, не распространено.

Таким образом, выбор вида растрирования сводится к выбору между «регуляркой» и стохастикой.

Стохастическое растрирование, несмотря на то, что уже стандартизовано, предъявляет повышенные технологические требования к допечатным и печатным процессам. Выдержать такие требования могут только типографии, оснащенные современными передовыми технологиями и имеющие опыт работы со стохастикой.

У стохастических растров есть и ряд существенных недостатков, наиболее критическими из который являются образование шумов на полутоновых равномерных заливках и нестабильность печати в полутонах из­за высокого уровня приращения тона. Поэтому применять стохастическое растрирование нужно обдуманно, только при необходимости, например для печати изображений с высоким цветовым контрастом, объектов, имеющих периодические структуры (ткани и т.п.), для предотвращения возникновения объектных муаров и объектов, в которых необходима проработка мелких деталей. В остальных случаях более целесо­образно использование периодических растров с оптимальными параметрами растрирования.

Подбор параметров растрирования — очень важный и большой вопрос, который будет рассмотрен в следующей статье. 

В заключение хочу отметить хорошие перспективы внедрения технологий гибридного растрирования. Гибридные растры не имеют основных недостатков стохастики и в то же время обладают рядом преимуществ, унаследованных от периодических и стохастических растров. Сдерживающим фактором в настоящий момент является отсутствие проработанных и проверенных на практике технологических условий их применения, но это уже дело времени.

КомпьюАрт 1'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства