КомпьюАрт

1 - 2010

Между катастрофами и взлетами

Итоги «нулевых» лет книжного производства. Часть 2

Евгений Марголин, канд. техн. наук Евгений Марголин,

Тиражи книг в различном полиграфическом оформлении

Тираж книг в переплете

Тираж брошюр, скомплектованных подборкой

Тираж брошюр, скомплектованных вкладкой

Заключение

В первой части публикации (см. КомпьюАрт № 12’2009) была приведена статистика по федеральному сектору российской полиграфии в целом. По тиражам книжной продукции была показана динамика (как положительная, так и отрицательная) развития отрасли в первом десятилетии нашего века.
Во второй части статьи сделан анализ книжного рынка с точки зрения различных постпечатных технологий.

Тиражи книг в различном полиграфическом оформлении

Оценка динамики общего тиража книжных изданий нуждается в детализации по видам полиграфического оформления книг. В этом убеждает график, представленный на рис. 1, из которого следует, что на разных временных отрезках рассматриваемого периода существовали различные структурные соотношения между книгами в переплете и брошюрами, скомплектованными подборкой и вкладкой.

Рис. 1. Динамика структуры книжного тиража по вариантам полиграфического офрмления изданий, %

Рис. 1. Динамика структуры книжного тиража по вариантам полиграфического офрмления изданий, %

В связи с этим интересна классификация потребительских сегментов книжного рынка. Другими словами, кто приобретает книги, кому они вообще нужны? Для этого разделим чтение на три вида: обязательное, принудительное и добровольное.

Сфера обязательного чтения — образовательная литература для всех стадий превращения примата прямоходящего (primates erectus) в человека разумного (homo sapiens). Сюда входят учебники для школ, колледжей, вузов и других учебных заведений. Пользователями этой литературы являются в первую очередь библиотеки, затем учащиеся, некоторые из которых приобретают книги подобного рода в личную собственность.

Примерами объектов принудительного чтения могут служить налоговый кодекс с комментариями к нему, правила дорожного движения и руководства по эксплуатации бытовой техники. Пока нет необходимости — вряд ли кто­нибудь посмотрит в их сторону. Пользователями подобной литературы являются опять же библиотеки, бухгалтеры, владельцы автотранспорта и заводы — поставщики домашней аппаратуры, прилагающие к своей продукции необходимую документацию.

И наконец, добровольное чтение предполагает широчайший спектр познавательных интересов homo sapiens. Здесь главным пользователем книжной продукции выступает собственно население, затем библиотеки. Если библиотеки в меру своих финансовых возможностей приобретают книги в различном полиграфическом оформлении, то население исходит из прагматического принципа: книги одноразового пользования — конечно, мягкая обложка; книги в домашнюю библиотеку — предпочтительно в переплете.

Из этого следует, что малообъемные брошюры — это область обязательного и принудительного чтения, объемные брошюры присутствуют во всех трех классификационных разделах, а книги в переплете предназначены в основном для обязательного и добровольного чтения. Нетрудно сопоставить количество физических продаж бытовой техники с численностью населения страны, чтобы понять, почему тонкие брошюры преобладают в общем тираже книжных изданий. А сколько школьных шпаргалок печатается в типографиях! Приведем только два примера:

  • один из крупных операторов сектора брошюр, скомплектованных вкладкой, —липецкий газетный комплекс «Ориус» — сделал себе имя на инструкциях к холодильникам «Стинол»;
  • продукция издательства «Экзамен», многолетнего партнера Владимирской книжной типографии, — учебные пособия для школьников и абитуриентов «на скрепке» (так неполиграфически пишет само издательство на своем сайте).
В начало В начало

Тираж книг в переплете

Крупные операторы сектора производства книг в переплете представлены в табл. 1. Их число меньше общего количества участников книгопечатного рынка, так как промышленное производство книг в подобном полиграфическом оформлении возможно только на предприятиях, оснащенных недешевым переплетным оборудованием. Таких предприятий много быть не может.

Таблица 1. Натуральный выпуск книжной продукции (тираж книг в переплете) в 2004 — первом полугодии 2009 года

№ п/п

Наименование предприятия

2004/6

2004/12

2005/6

2005/12

2006/6

2006/12

2007/6

2007/12

2008/6

2008/12

2009/6

1

Тверской полиграфкомбинат детской литературы

12 351,1

13 377,1

13 881,8

11 913,5

15 070,4

17 033,5

16 315,8

17 597,2

19 082,3

15 539,8

12 851,8

2

Ульяновский Дом печати

8270,6

8843,1

7899,4

9362,7

8573,1

10683,9

10 702,2

11 058,0

10 991,3

11 274,6

9899,7

3

Смоленский полиграфкомбинат

8380,6

8321,6

9439,3

6972,7

9712,0

7900,9

10 604,4

10 272,0

12 639,7

10 147,6

9099,9

4

Нижполиграф

5156,0

5622,2

5684,0

6496,0

6120,5

6361,4

5964,0

6287,0

7614,5

7106,1

6523,4

5

Саратовский полиграфкомбинат

5756,9

6413,8

5553,3

5199,1

6752,9

5732,1

6310,4

6186,8

7054,7

4826,2

5266,7

6

Тульская типография

5585,6

5760,4

5875,6

6404,5

5680,7

6074,9

5604,9

5847,7

5196,3

5546,0

4121,8

7

Печатный Двор

3800,0

4057,0

3516,0

4103,0

3539,0

4148,0

4915,0

5141,0

5856,0

5051,0

3206,0

8

Первая Образцовая типография

3097,0

2788,0

3062,0

2921,0

3175,0

3089,0

2826,0

2545,0

2660,0

2595,0

2671,0

9

Владимирская книжная типография

926,0

1116,0

1374,0

1374,0

1196,0

1841,0

2335,0

2942,0

2935,0

3211,0

3178,0

10

Уральский рабочий

2373,8

2295,1

2149,4

2278,7

1809,9

2133,7

1694,7

2209,1

2063,9

1614,8

921,0

11

Лениздат

980,5

1553,6

1870,5

2643,1

2810,4

2985,2

2630,5

3087,0

689,8

171,0

113,1

12

Детская книга

2048,0

2170,0

2134,0

1770,0

1321,0

1595,0

1253,0

950,0

954,2

1008,6

851,4

13

Правда Севера

906,6

1116,6

1138,4

761,8

870,6

916,3

1410,0

1709,1

1830,6

2076,3

1819,6

14

Дом печати — Вятка

1557,0

1363,0

1536,0

1653,0

1211,0

953,0

868,0

1086,0

1445,0

1677,0

1273,0

15

Смоленская областная типография

796,3

760,8

885,0

845,0

865,2

964,8

1019,8

1337,0

1303,2

1310,8

565,6

В целом

65 293,45

69 207,7

69 379,9

67 970,5

71 070,6

74 847,1

76 465,8

80 821,5

84 842,9

75 629,3

63 980,1

Крупные операторы

61 986,0

65 558,4

65 998,7

64 698,0

68 707,7

72 412,7

74 453,7

78 254,9

82 316,5

73 155,8

62 362,0

Доля крупных операторов в общем тираже книг в переплете, %

94,9

94,7

95,1

95,2

96,7

96,7

97,4

96,8

97,0

96,7

97,5

Рис. 2. Динамика тиража книг в переплете, тыс. экз.

Рис. 2. Динамика тиража книг в переплете, тыс. экз.

Рис. 3. Динамика рыночной доли крупных операторов в общем тираже книг в переплете, %

Рис. 3. Динамика рыночной доли крупных операторов в общем тираже книг в переплете, %

Динамика натурального выпуска в целом по сектору и его крупными операторами показана на рис. 2. Сезонность выпуска выражена менее отчетливо. Но так же, как и в случае с общим тиражом книг, рыночная доля крупных операторов за рассматриваемый период возрастала, причем более интенсивно, чем это наблюдалось тогда (рис. 3), — коэффициент детерминации равен 0,777. К середине 2009 года из числа крупных операторов выбыли Смоленская областная типография и «Лениздат». Всё большая часть продукции печатается всё меньшим числом типографий. Если в первом полугодии 2004 года первые четыре предприятия из рейтинговой таблицы (Ульяновский Дом печати и три «школьных» полиграфкомбината) произвели 53,2% от общего тиража книг в переплете, то через пять лет эта цифра возросла до 60%, при этом место Саратовского полиграфкомбината занял обошедший его по рыночной доле «Нижполиграф».

Рис. 4. Динамика общего тиража книг в переплете крупных операторов рынка с отчетливо выраженной положительной тенденцией (первое полугодие 2004 г. — 100%)

Рис. 4. Динамика общего тиража книг в переплете крупных операторов рынка с отчетливо выраженной положительной тенденцией (первое полугодие 2004 г. — 100%)

«Нижполиграф» вошел в квартет типографий, продемонстрировавших устойчивую положительную динамику роста тиража переплетенных книг, которую не остановил даже кризис (рис. 4). Устойчивую негативную тенденцию демонстрируют всё те же персонажи — Первая Образцовая типография, «Детская книга» и «Уральский рабочий» (рис. 5).

Рис. 5. Динамика общего тиража книг в переплете крупных операторов рынка с отчетливо выраженной отрицательной тенденцией (первое полугодие 2004 г. — 100%)

Рис. 5. Динамика общего тиража книг в переплете крупных операторов рынка с отчетливо выраженной отрицательной тенденцией (первое полугодие 2004 г. — 100%)

В положительной зоне, но с меньшими темпами роста (0,5<r<0,7) остались Тверской (детской литературы) и Смоленский полиграфкомбинаты, «Печатный Двор», Смоленская областная типография. Сменили положительную ориентацию на отрицательную Саратовский полиграфкомбинат и «Лениздат» (табл. 2).

Таблица 2. Динамика тиража книг в переплете по предприятиям — крупным операторам книгопечатания

№ п/п

Наименование предприятия

Рыночная доля, %

Прирост рыночной доли, процентные пункты

Коэффициент корреляции

2004/6-2008/6

2004/6-2009/6

1

Тверской полиграфкомбинат детской литературы

20,60

1,20

0,910

0,508

2

Ульяновский Дом печати

13,50

2,80

0,883

0,795

3

Смоленский полиграфкомбинат

12,90

1,40

0,702

0,547

4

Нижполиграф

8,60

2,30

0,807

0,787

5

Саратовский полиграфкомбинат

8,10

–0,60

0,501

–0,120

6

Тульская типография

7,70

–2,20

–0,293

–0,590

7

Печатный Двор

5,90

–0,80

0,822

0,419

8

Первая Образцовая типография

3,90

–0,50

–0,584

–0,700

9

Владимирская книжная типография

2,80

3,60

0,934

0,958

10

Уральский рабочий

2,70

–2,20

–0,515

–0,743

11

Лениздат

2,40

–1,30

0,270

–0,337

12

Детская книга

2,00

–1,80

–0,941

–0,944

13

Правда Севера

1,80

1,40

0,734

0,837

14

Дом печати — Вятка

1,80

–0,40

–0,538

–0,209

15

Смоленская областная типография

1,30

–0,30

0,897

0,411

Эта же таблица отражает динамику рыночных долей крупных операторов за рассматриваемый период. Самый большой прирост отмечен по Владимирской книжной типографии, за которой следуют Ульяновский Дом печати и «Нижполиграф». Самые большие потери рыночной доли понесли Тульская типография и «Уральский рабочий».

В начало В начало

Тираж брошюр, скомплектованных подборкой

Данные для анализа приведены в табл. 3. Этот сектор книгопечатания полон своеобразия, как никакой другой. Начать с того, что даже в сытые годы временной тренд был отрицательным (рис. 6). Доля крупных операторов в общем тираже лучше всего аппроксимируется параболой второго порядка (коэффициент детерминации 0,616 следует считать довольно высоким), показанной на рис. 7, но разумного объяснения ей не находится. Коэффициент сезонности тоже довольно велик (1,06÷1,14), но меняется год от года без какой­либо закономерности.

Рис. 6. Динамика тиража брошюр в крытье, тыс. экз.

Рис. 6. Динамика тиража брошюр в крытье, тыс. экз.

Рис. 7. Динамика рыночной доли крупных операторов в общем тираже брошюр в крытье, %

Рис. 7. Динамика рыночной доли крупных операторов в общем тираже брошюр в крытье, %

Рис. 8. Динамика тиража брошюр в крытье крупных операторов рынка с отчетливо выраженной отрицательной тенденцией

Рис. 8. Динамика тиража брошюр в крытье крупных операторов рынка с отчетливо выраженной отрицательной тенденцией

Общую отрицательную тенденцию формирует большая группа предприятий, которые устойчиво (r<–0,7) снижали масштабы производства объемных брошюр (рис. 8). К ним следует добавить Чеховский полиграфкомбинат и Смоленскую областную типографию, где отрицательные тенденции проявились весьма ощутимо (–0,7<r<–0,5). Положительных примеров немного (рис. 9) — это все тот же Ульяновский Дом печати, его ближайший конкурент по масштабам производства Тверской полиграфкомбинат детской литературы и новое лицо на книгопечатной сцене — типография «Лев Толстой», не устоявшуюся еще биографию которой можно наблюдать на причудливом графике.

Рис. 9. Динамика тиража брошюр в крытье крупных операторов рынка с отчетливо выраженной положительной тенденцией

Рис. 9. Динамика тиража брошюр в крытье крупных операторов рынка с отчетливо выраженной положительной тенденцией

Рис. 10. Динамика тиража брошюр в накидку, тыс. экз.

Рис. 10. Динамика тиража брошюр в накидку, тыс. экз.

Таблица 3. Натуральный выпуск книжной продукции (тираж брошюр, скомплектованных подборкой) в 2004 — первом полугодии 2009 года

№ п/п

Наименование предприятия

2004/6

2004/12

2005/6

2005/12

2006/6

2006/12

2007/6

2007/12

2008/6

2008/12

2009/6

1

Ульяновский Дом печати

8258,2

8981,8

7295,6

8814,4

8553,6

10 853,1

11 608,3

13 445,7

13 759,2

13 405,5

12 357,6

2

Чеховский полиграфкомбинат

15 053,2

11 047,8

5634,2

6529,8

7278,0

8335,4

7563,5

7948,8

6652,4

4305,7

2381,9

3

Владимирская книжная типография

6310,0

8645,0

5956,0

7609,0

7362,0

7188,0

8039,0

8649,0

7368,0

7594,0

5802,0

4

Кострома

7112,6

10 234,3

7716,6

5786,2

4962,0

5426,7

4488,7

5826,6

4512,4

5225,2

4166,5

5

Тульская типография

5344,5

5396,9

5482,9

5800,3

5291,2

5802,9

5042,1

5857,9

5284,3

5182,9

4060,0

6

Смоленский полиграфкомбинат

6162,9

6283,5

5681,3

4396,2

4487,1

4248,5

3646,6

3296,5

4491,1

4261,2

2734,9

7

Тверской полиграфкомбинат детской литературы

2703,0

3785,4

3202,5

3581,3

4315,1

4451,1

4933,3

5005,1

5399,9

4892,0

4161,1

8

Печатный Двор

4618,0

5939,0

4333,0

5017,0

3834,0

4017,0

3075,0

3611,0

3559,0

2516,0

3134,0

9

Саратовский полиграфкомбинат

1950,6

3623,8

2019,0

3383,8

3252,6

5035,4

3214,9

4647,5

3113,1

2419,6

1392,7

10

Лениздат

4225,4

5494,3

5652,6

4430,4

3215,0

4188,5

2915,8

1829,5

230,0

335,5

114,9

11

Дом печати — Вятка

1436,0

1352,0

1290,0

1407,0

1579,0

1832,0

1911,0

1860,0

2044,0

1804,0

1092,0

12

Нижполиграф

940,0

1862,3

1562,0

1964,0

1645,4

1678,4

862,5

1216,1

1955,6

1215,6

717,3

13

Смоленская областная типография

1687,9

1644,0

813,0

1199,6

1097,4

755,3

921,7

991,6

1211,2

1174,8

980,2

14

Советская Сибирь

1136,7

1401,4

1852,8

1289,9

960,4

734,3

972,7

533,8

532,3

193,1

678,1

15

Лев Толстой

279,0

190,0

330,0

864,5

830,1

1043,4

1089,9

1451,9

845,9

1526,7

836,4

16

Первая Образцовая типография

1366,0

1745,0

1097,0

1037,0

570,0

372,0

584,0

176,0

230,0

104,0

484,0

Всего

70 867,2

79 851,0

62 145,7

66 078,9

62 115,8

69 563,9

63 830,7

70 138,6

63 933,1

57 768,0

46 937,4

Крупные операторы

68 584,0

77 626,5

59 918,5

63 110,4

59 232,9

65 961,9

60 869,0

66 347,0

61 188,4

56 155,8

45 093,6

Доля крупных операторов в общем тираже брошюр, скомплектованных подборкой, %

96,8

97,2

96,4

95,5

95,4

94,8

95,4

94,6

95,7

97,2

96,1

Таблица 4. Динамика тиража брошюр, скомплектованных подборкой, по предприятиям — крупным операторам книгопечатания

№ п/п

Наименование предприятия 

Рыночная доля, % 

Прирост рыночной доли, процентные пункты 

Коэффициент корреляции

2004/6-2008/6

2004/6-2009/6

1

Ульяновский Дом печати

16,5

14,7

0,897

0,887

2

Чеховский полиграфкомбинат

11,6

–16,2

–0,585

–0,758

3

Владимирская книжная типография

11,3

3,5

0,394

0,008

4

Кострома

9,2

–1,2

–0,748

–0,754

5

Тульская типография

8,2

1,1

0,042

–0,486

6

Смоленский полиграфкомбинат

7,0

–2,9

-0,852

–0,850

7

Тверской полиграфкомбинат детской литературы

6,5

5,1

0,953

0,786

8

Печатный Двор

6,1

0,2

–0,772

–0,837

9

Саратовский полиграфкомбинат

4,8

0,2

0,524

–0,050

10

Лениздат

4,6

–5,7

–0,856

–0,918

11

Дом печати — Вятка

2,5

0,3

0,917

0,353

12

Нижполиграф

2,2

0,2

0,048

–0,321

13

Смоленская областная типография

1,7

–0,3

–0,560

–0,480

14

Советская Сибирь

1,4

–0,2

–0,778

–0,808

15

Лев Толстой

1,3

1,4

0,836

0,759

16

Первая Образцовая типография

1,1

–0,9

–0,921

–0,864

Именно в этом секторе произошли самые значительные изменения рыночных долей отдельных предприятий. Безусловный лидер падения — Чеховский полиграфкомбинат, чья рыночная доля за пять лет упала с 21 до 5%. За ним следует «Лениздат», о котором уже сказано достаточно. Они понесли самые большие потери в рейтинге: первый переместился на семь позиций вниз, второй — на восемь. Самое большое увеличение рыночной доли наблюдается у Ульяновского Дома печати, которому теперь принадлежит более четверти рынка объемных брошюр в рамках федеральной полиграфии. Рост рыночной доли сопутствовал Тверскому полиграфкомбинату детской литературы и Владимирской книжной типографии. Кризисный год особенно сильно затронул Тульскую типографию и Саратовский полиграфкомбинат, где положительные тренды предыдущей пятилетки сменились на отрицательные, и «Дом печати — Вятка», у которого кризисный год съел весь прирост натурального выпуска за минувшие пять лет (табл. 4).

В начало В начало

Тираж брошюр, скомплектованных вкладкой

Технология и оборудование для шитья брошюр, скомплектованных вкладкой, гораздо проще, чем для изготовления книг в переплете и брошюр, скрепляемых по клеевой бесшвейной технологии. Поэтому круг предприятий, располагающих возможностями для выпуска малообъемных брошюр, весьма широк. Производство книжной продукции в подоб­ном полиграфическом оформлении чаще всего носит либо серийный, либо спорадический характер. Из­за этого не следует ожидать стабильности загрузки заказами, которые могут быть размещены практически где угодно. В этом убеждают и конкретные цифры по предприятиям — крупным операторам данного сектора рынка книгопечатных работ, представленные в табл. 5. Скачки загрузки едва ли не у каждого предприятия выходят за пределы стационарных процессов. Об этом же свидетельствуют коэффициенты корреляции (табл. 6), в семи случаях из 18 ограниченные диапазоном –0,3<r<0,3, а также пример Московской типографии № 2, которая ни в начале рассматриваемого периода, ни в конце его критерию крупного оператора не отвечала, а в среднем за период ее доля превысила 1%.

Таблица 5. Натуральный выпуск книжной продукции (тираж брошюр, скомплектованных вкладкой) в 2004 — первом полугодии 2009 года

№ п/п

Наименование предприятия

2004/6

2004/12

2005/6

2005/12

2006/6

2006/12

2007/6

2007/12

2008/6

2008/12

2009/6

1

Тверской полиграфкомбинат детской литературы

27 420,5

28 135,7

29 759,2

26 266,4

27 773,8

29 034,6

28 848,6

30 163,0

31 671,5

25 066,8

26 971,7

2

Ульяновский Дом печати

7742,8

11663,6

11 161,2

8306,3

14 938,0

15 846,3

17 347,5

20 931,5

11 431,7

11 638,8

11 999,9

3

Смоленский полиграфкомбинат

9846,3

10520,7

11 128,2

10 354,2

12 286,2

9492,6

12 382,8

16 968,0

13 637,6

12 153,9

14 454,6

4

Чеховский полиграфкомбинат

8716,6

3880,9

7078,2

14 543,1

17 947,4

12 296,9

11 904,5

11 162,6

8275,0

9583,9

8351,4

5

Фабрика офсетной печати № 2

5688,3

6932,9

6162,7

6813,6

7861,7

8701,3

8719,2

6305,2

6232,5

5914,4

4900,7

6

Кострома

4768,6

7479,6

4162,9

13 453,2

3133,7

6817,3

5271,6

11 132,1

4056,0

3645,3

2529,3

7

Саратовский полиграфкомбинат

6128,1

4448,5

4911,2

4615,4

6412,6

5510,4

7778,0

7464,6

5844,4

5744,1

4598,6

8

Лев Толстой

2683,0

825,0

1302,0

2010,0

1881,4

4837,0

5389,4

5048,4

3173,6

5468,2

6787,5

9

Тульская типография

4636,9

2732,2

3755,0

3820,1

3037,5

3489,3

3565,3

4165,3

3112,1

2734,8

1755,6

10

Владимирская книжная типография

318,0

2446,0

3527,0

3955,0

3591

5172,0

4492,0

4079,0

3322,0

2724,0

2368,0

11

Детская книга

3003,4

3286,7

4136,0

1864,0

1473,0

1431,0

2146,0

2479,0

1996,2

2506,6

2236,0

12

Дом печати — Вятка

1727,0

2434,0

1269,0

3851,0

2496,0

3465,0

2205,0

2224,0

1272,0

2065,0

1743,0

13

Советская Сибирь

278,2

692,3

1285,3

420,3

1497,2

1007,9

3026,3

1908,2

3970,4

1830,5

2416,5

14

Ориус

981,0

1364,4

1352,5

1596,0

1779,0

2666,6

1944,5

817,7

848,2

1158,9

1017,6

15

Смоленская областная типография

580,0

1415,8

1073,0

1241,5

1485,7

1490,4

1548,5

2122,3

1831,6

2031,4

1741,9

16

Первая Образцовая типография

2056,0

1113,0

1834,0

1748,0

1155,0

1846,0

570,0

1475,0

1012,0

930,0

1000,0

17

Лениздат

2474,0

2118,0

2155,0

1846,5

1815,0

1836,0

1760,0

815,0

0,0

7,0

162,2

18

Московская типография № 2

413,4

2378,7

1128,1

1124,5

999,6

587,4

2438,2

2484,7

618,8

1031,0

250,7

Всего

96 228,4

102 089,1

105 573,1

114 196,8

118 312,7

120 931,9

128 685,0

140 093,4

109 210,1

101 648,3

100 682,0

Крупные операторы

89 462,1

93 868,0

97 180,5

107 829,1

111 563,8

115 528,0

121 337,4

131 745,6

102 305,6

96 234,6

95 285,2

Доля крупных операторов в общем тираже брошюр, скомплектованных вкладкой, %

93,0

91,9

92,1

94,4

94,3

95,5

94,3

94,0

93,7

94,7

94,6

Таблица 6. Динамика тиража брошюр, скомплектованных вкладкой, по предприятиям — крупным операторам книгопечатания

№ п/п

Наименование предприятия

Рыночная доля, %

Прирост рыночной доли, процентные пункты

Коэффициент корреляции

2004/6-2008/6

2004/6-2009/6

1

Тверской полиграфкомбинат детской литературы

25,1

–1,7

0,679

0,001

2

Ульяновский Дом печати

11,6

3,9

0,658

0,382

3

Смоленский полиграфкомбинат

10,8

4,2

0,704

0,679

4

Чеховский полиграфкомбинат

9,2

–0,8

0,299

0,093

5

Фабрика офсетной печати № 2

6,0

–1,0

0,296

–0,196

6

Кострома

5,4

–2,5

0,048

–0,256

7

Саратовский полиграфкомбинат

5,1

–1,8

0,561

0,198

8

Лев Толстой

3,2

3,9

0,686

0,819

9

Тульская типография

3,0

–3,1

–0,194

–0,577

10

Владимирская книжная типография

2,9

2,1

0,657

0,276

11

Детская книга

2,1

–0,9

–0,551

–0,428

12

Дом печати — Вятка

2,0

–0,1

–0,050

–0,183

13

Советская Сибирь

1,5

2,1

0,832

0,740

14

Ориус

1,3

0,0

0,006

–0,192

15

Смоленская областная типография

1,3

1,1

0,864

0,846

16

Первая Образцовая типография

1,2

–1,1

–0,514

–0,608

17

Лениздат

1,2

–2,4

–0,871

–0,925

18

Московская типография № 2

1,1

–0,2

0,174

–0,130

В то же время очевидно, что скачки загрузки не обусловлены какими-то внешними, общими для всех федеральных предприятий факторами. Об этом можно судить по довольно ровному графику натурального выпуска малообъемных брошюр, показанному на рис. 10. Анализ динамики доли крупных операторов рынка выявил уже отмечавшуюся ранее тенденцию к ее росту (рис. 11), хотя и менее выраженную, чем раньше (коэффициент детерминации всего 0,450). Уровень концентрации производства, измеряемый по доле четырех лидеров, увеличился с 57,2 до 61,4%. Коэффициенты сезонности в предшествующий кризису период были характерными для книгопечатного рынка в целом — диапазон колебаний от 1,02 до 1,09.

Рис. 11. Динамика рыночной доли крупных операторов в общем тираже брошюр в накидку, %

Рис. 11. Динамика рыночной доли крупных операторов в общем тираже брошюр в накидку, %

Рис. 12. Динамика тиража брошюр в накидку крупных операторов рынка 
с отчетливо выраженной положительной тенденцией

Рис. 12. Динамика тиража брошюр в накидку крупных операторов рынка с отчетливо выраженной положительной тенденцией

Как следует из рис. 11, удельный вес тонких брошюр в общем книжном тираже всегда был самым высоким. Лишь в середине 2008 года он несколько уменьшился, за счет чего выросла доля книг в переплете, обозначив некоторое оживление интеллектуальных потребностей в российском обществе. Кризис вернул всё на круги своя. Но, что интересно, среди предприятий, сохранивших, а то и упрочивших положительные тенденции выпуска малообъемных брошюр (рис. 12), лишь одно — Смоленский полиграфкомбинат — относится к грандам книгопечатного рынка. Ни «Советская Сибирь», ни Смоленская областная типография на начало рассматриваемого периода в число крупных операторов не входили. Не значилась в том перечне и Владимирская книжная типография. Но за прошедшие пять лет «Советская Сибирь» вместе с Владимирской книжной типографией совершили рывок вверх по рейтинговой лестнице на восемь позиций. Кроме них, существенное изменение своего рейтинга продемонстрировала типография «Лев Толстой» (пять позиций). С 8-го места на 12-е откатилась Тульская типография, с 12-го на 15-е — Первая Образцовая типография, устойчиво снижавшая объемы выпуска брошюр, комплектуемых вкладкой. О лидере падения — «Лениздате» — сказано уже много.

В начало В начало

Заключение

Экономический кризис — своеобразная аналогия аристотелевского катарсиса, очищения через страдание. Душа, вздыбленная переживанием, отряхивается от мелочных невзгод и готова к новым радостям. Отрасль, взбаламученная экономическими потрясениями, пройдя сквозь очищающие фильтры, уверен, станет вновь способной к деятельному развитию.

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства