КомпьюАрт

2 - 2010

Интернет, как часть издательского бизнеса

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Интересно, о чем будет написано в учебнике по общей полиграфии лет через двадцать. Конечно, в предисловии вспомнят про офсетную цепочку процесса рождения книги: автор — офис издательства — типография — продажа (склад издательства, книжные магазины и т.д.) — читатель.
Потом напишут о появлении цифровой печати, электронной бумаги и Интернета, которые отобрали большое число заказов у офсетного производства. Все главы этого учебника в основном будут посвящены интернет-технологиям выпуска книги.
О них и пойдет речь в данной публикации.
Не исключено, конечно, что две или три главы будут посвящены эксклюзивным изданиям, о которых мы тоже расскажем. Такие издания были показаны в феврале в здании Правительства Москвы на Новом Арбате, где проходила 2-я выставка «Уникальная книга», главная тема которой — «Книга как искусство, ее история и день сегодняшний».
На стендах было представлено искусство книжного переплета от старопечатных до современных изданий, а также искусство переплета миниатюрной книги. Звучала тема «Книги о книгах» — были представлены антикварные и букинистические издания, в которых рассказывается о создании книги. Вспомнили и о 150-летии А.П. Чехова, посвятив этому событию книжно-фотографическую экспозицию.

Только всмотревшись в иллюстрацию, можно определить, каким способом она отпечатана — офсетом или «цифрой». В нашей стране существует несколько крупных цифровых типографий, причем каждая из них со временем занимает свою нишу. Типография ООО «НексПринт» совместно с издательством «Анатолия» выпускает книги, для реализации которых даже открыт специальный магазин в центре Москвы. Такие книги имеют короткие тиражи и относительно высокую цену, которая формируется исходя из стоимости цифровой печати внутренних листов и переплетов, выполненных из натуральной кожи (см. КомпьюАрт № 7’2008).

КомпьюАрт: Расскажите о тематике книг, выпускаемых вашим издательством с использованием цифровых технологий.

Дорогое оформление эксклюзивного офсетного издания типографии «Новости»,
показанного на выставке «Уникальная книга»

Дорогое оформление эксклюзивного офсетного издания типографии «Новости», показанного на выставке «Уникальная книга»

Светлана Воробьева (директор издательского дома «Анатолия»): Мы следуем старинным традициям книгоиздания и создаем произведения книжного искусства, в которых всё подчинено одной цели — сделать книгу неповторимой. У нас есть несколько проектов. «Фамильная библиотека» — это коллекция произведений классической литературы, собранных в тематические серии под знаком Homo — «Человек» — влюбленный, играющий, путешествующий. Подбор иллюстраций, выбор шрифтов и верстки, воссоздание техники классического книжного цельнокожаного переплета — всё это создает неповторимый образ книги и приближает читателя к тому временному периоду, в котором было создано то или иное произведение.

Интерьер магазина цифровой литературы

Интерьер магазина цифровой литературы

В проекте «Открываемая Россия» мы представляем репринтные издания уникальных старинных книг, то есть предлагаем через книги прикоснуться к истории страны. Серия разнообразна: это и редкие издания XVII-XVIII веков, и материалы по этнографии и истории России, и уникальные графические работы, ранее не опубликованные в нашей стране.

В качестве подарка книга также никогда не утратит своей актуальности. В рамках проекта Elite Gift выходят как произведения современных авторов, так и сочинения, написанные много веков назад.

Название серии Homo Iuvenis — «Человек Юный» — говорит само за себя. В эту детскую библиотеку вошли самые любимые сказки, повести, романы. В оформлении таких изданий использованы как классические, так и современные иллюстрации русских и зарубежных художников.

Светлана Воробьева, директор издательского дома «Анатолия»

Светлана Воробьева, директор издательского дома «Анатолия»

Раньше, до интернет-полиграфии, ситуация выглядела следующим образом.

В выходных данных, например, исторического романа «Французская волчица» Мориса Дрюона мы видим, что книга «сдана в набор 10.08.82», «подписана к печати 21.01.83» и имеет «тираж 2 000 000 экз.».

Схема взаимодействия в проекте EnterBook

Схема взаимодействия в проекте EnterBook

Таким образом, данное издание начали верстать еще при Брежневе, на полиграфкомбинат оно попало при Андропове, а двухмиллионный тираж, видимо, был распродан уже с приходом перемен. Таковы темпы и тиражи выхода черно-белой книги во времена, когда отсутствовали компьютерные средства.

Уже в новое время на книгах появляются коды, ISBN, рекламы, сокращаются тиражи в среднем до 5000 экз. Период подготовки в печать даже 900-полосной энциклопедии теперь составляет около 3 месяцев. Уменьшение сроков подготовки книги в печать объясняет фраза в тех же выходных данных о том, что «оригиналы текста подготовлены в издательстве на персональных компьютерах».

В настоящее время книжные магазины постепенно входят в дом к читателю, предлагая свои новинки и бестселлеры на интернет-порталах.

Мы помогаем читателю выбрать произведения для издания и по его запросам составить тематические серии. Ведется работа с текстом: выбор перевода, составление справочного аппарата издания (дополнительных тестов, комментариев, примечаний, указателей). Много времени уделяется согласованию вопросов, касающихся авторского права. Мы также разрабатываем дизайн серии и каждой книги в отдельности. В нашей базе сейчас имеются такие серии:

  • «Художественная литература» — собрание классических произведений литературы от древности до современности;
  • «Литература для подрастающего поколения» — произведения мировой классики для детей и юношества;
  • «История и география» — история путешествий и географических открытий, атласы и отчеты экспедиций;
  • «Философия» — философские трактаты, собрания сочинений философов, собрание мудрых мыслей и афоризмов знаменитых писателей и мыслителей;
  • «Культура и искусство» — альбомы по искусству, культурологические исследования, фотография, собрания гравюр. Книги о художественных музеях и галереях, биографии деятелей искусства;
  • «Естественные науки и психология, логика и этика».

Схема взаимодействия в проекте EnterBook

Схема взаимодействия в проекте EnterBook

КА: История появления вашего издательства начинается с московских салонов оперативной печати. Умение быстро изготовить буклеты, листовки, календари постепенно превратилось в умение изготавливать книги как в цельнокожаном (ручным способом), так и в мягком переплете с использованием финишного оборудования.

С.В.: Здесь мы уже перешли к рынку цифровых книг по требованию, о котором в нашей стране заговорили в начале века. Проходило время, и, каждый раз возвращаясь к этой идее, мы понимали, что пока рынок не готов. А вот сейчас рынок готов.

Во­первых, усовершенствовались технологии. Это касается черно­белой печати. На рынке появилась машина Nuvera 100EA, дающая хорошее разрешение (600 dpi), достаточную скорость (100 страниц формата А4 в минуту) и низкую стоимость монохромного оттиска, и мы приобрели ее.

Максим Каримов, инвестор проекта EnterBook

Максим Каримов, инвестор проекта EnterBook

Во­вторых, появился потенциальный заказчик цифровых книг — это издательства, которые, устанавливая определенную рентабельность при тираже до 3000 экз., считают выгодным выпускать книги в обложке. При этом нет складских затрат на хранение книг — продукт сразу поступает на реализацию, исчезает проблема затоваренности на складах, и издательства быстрее получают отзывы о книгах из точек распространения.

Но, как выяснилось, купить оборудование недостаточно. Необходима некая система, по которой заказчик может оформить, оплатить и получить книгу по указанному адресу. В связи с этим наша типография стала партнером в проекте EnterBook, который является интеграционным и теперь находится на финальной стадии. На самом деле этот проект затратный в плане как приобретения полиграфического оборудования, так и создания цепочки приема и изготовления заказа, но, войдя в эту систему, типография ежедневно выполняет порядка 200 разных наименований заказов.

Алгоритм инсталляции книги издательством в интеграторе «EnterПринт»

Алгоритм инсталляции книги издательством в интеграторе «EnterПринт»

Следует добавить, что и сам заказчик может предложить свой контент, направляя файл, который у нас в типографии обрабатывается, проверяется на чистоту информации и элементарные орфографические ошибки.

Таким образом, в­третьих, появилась возможность заказывать книги по Интернету, и пока в этом сегменте рынка в нашей стране мы являемся первыми.

Более подробную информацию об этом проекте вы можете получить, пообщавшись с его инвестором и организатором Максимом Каримовым.

Образец цифровой книги по требованию «Хочу жить… Из дневника школьницы» Нины Луговской, издательство Glas, изданной в партнерстве с EnterBook

Образец цифровой книги по требованию «Хочу жить… Из дневника школьницы» Нины Луговской, издательство Glas, изданной в партнерстве с EnterBook. Технические характеристики издания:
1. Книжный блок: бумага офсетная, 80 г/м2, ч/б печать (1+1), 600 dpi, обрезной размер 130Ѕ200 мм, 368 полос.
2. Обложка: бумага мелованная, 250 г/м2, цветная печать (4+0), 600 dpi, ламинация (матовая).
3. Сборка: мягкая обложка, КБС. Цена 155,40 руб., включая НДС, цена не зависит от количества экземпляров. Плюс доставка по Москве порядка 170 руб.

КомпьюАрт: Расскажите об истории появления технологии book on demand — печати книг по требованию.

Максим Каримов: Впервые информация о деловой модели book on demand попалась мне на глаза пять лет назад в США. Пионер и лидер американского рынка book on demand — компания Booksurge стартовала в 2003 году. За несколько лет они подключили к своему сервису 400 типографий на территории США.

К нам поступили предложения профинансировать этот проект для нашей страны. Суть продукта заключается в программной интеграции бизнес-процессов издателя, типографии и розничного продавца, благодаря чему становится возможным заказ книги через Интернет. Технологию book on demand (BOD) используют сегодня ведущие мировые издательства, в том числе HarperCollins, Pearson, Springer, LexisNexis и др.

Интерфейс личного кабинета автора, где видны кодировка книги, ее стоимость
и доходы автора

Интерфейс личного кабинета автора, где видны кодировка книги, ее стоимость и доходы автора

Интерфейс одной из известных площадок продажи книг OZON.ru

Интерфейс одной из известных площадок продажи книг OZON.ru

КА: Какие удобства для издателей и читателей имеются в интеграторе EnterBook?

М.К.: Этот проект мы назвали EnterBook, и в нем решена интеграция бизнес-процессов издателя, типографии и продавца, которая обеспечивает оперативное изготовление и доставку книг по требованию читателя. Участвуя в проекте, издатели и авторы освобождаются от затрат, связанных с производством, хранением и доставкой книг в розницу. Если говорить о сроках, то книга, инсталлированная в систему EnterBook, изготавливается и отгружается клиенту через 24 часа после получения заказа. Доставка выполняется как на имя издателя, так и на имя клиента. Для издателя это упрощение процедур, связанных с оформлением выпуска книги. Доставка осуществляется «Почтой России», которая также интегрирована в наш сервер. К примеру, если книга заказана до 12 часов дня, то к московскому клиенту она может быть доставлена на следующий день, а в Хабаровск через неделю.

Для издательств можно перечислить следующие ключевые моменты выгоды сервера:

  • увеличение продаж:

- 100% ассортимента всегда на полке интернет-магазина,

- увеличение жизненного цикла книги,

- бесперебойная продажа бестселлеров в период пикового спроса,

- онлайн-заказ и оперативная печать коротких (от 1 до 500) тиражей;

  • снижение издержек:

- никаких затрат на производство,

- отсутствие затрат на хранение и логистику,

- отсутствие таможенных платежей и заинтересованность издателей, работающих с иностранной литературой.

Стоит сказать и о развитии издательского бизнеса, так как система позволяет тестировать спрос на новые наименования и новых авторов.

Если говорить о читателе, то для него это расширение ассортимента. Сейчас мы на этапе подписания договора с Российской государственной библиотекой, благодаря которому сможем предложить читателям репринтные издания ценных книг, которые уже оцифрованы на специальном оборудовании и могут быть напечатаны в нашей системе. При заказе книги мы предоставляем читателю возможность «полистать» ее.

КА: Какова процедура заказа книг?

М.К.: Основной принцип работы — это размещение заказа и управление продажами через отдельный кабинет по определенному алгоритму. Вначале один раз производится инсталляция книги в систему, в дальнейшем заказ книги и доставка выполняются из личного кабинета путем простых кликов. Вход в систему, получение кабинета, обработка издания, присвоение ISBN, размещение на полке в интернет-магазине и продвижение издания стоит 6999 руб. Наш автор также устанавливает рекомендуемую розничную цену и собственную прибыль (роялти) на свою книгу. Для получения роялти у автора должен быть открыт свой счет в банке.

Заказчик книг также через нас может воспользоваться услугами типографии, службой доставки и каналом дистрибьюции, просматривать ежедневную статистику продаж. Так как мы интеграторы, то нам нет необходимости создавать свою площадку продаж, мы просто продаем книги через лучшие площадки Рунета.

КомпьюАрт 2'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства