Интернет, как часть издательского бизнеса
Интересно, о чем будет написано в учебнике по общей полиграфии лет через двадцать. Конечно, в предисловии вспомнят про офсетную
цепочку процесса рождения книги: автор — офис издательства — типография — продажа (склад издательства, книжные магазины и т.д.) — читатель.
Потом напишут о появлении цифровой печати, электронной бумаги и Интернета, которые отобрали большое число заказов у офсетного производства. Все главы этого учебника в основном будут посвящены интернет-технологиям выпуска книги.
О них и пойдет речь в данной публикации.
Не исключено, конечно, что две или три главы будут посвящены эксклюзивным изданиям, о которых мы тоже расскажем. Такие издания были показаны в феврале в здании Правительства Москвы на Новом Арбате, где проходила 2-я выставка «Уникальная книга», главная тема которой — «Книга как искусство, ее история и день сегодняшний».
На стендах было представлено искусство книжного переплета от старопечатных до современных изданий, а также искусство переплета миниатюрной книги. Звучала тема «Книги о книгах» — были представлены антикварные и букинистические издания, в которых рассказывается о создании книги. Вспомнили и о 150-летии А.П. Чехова, посвятив этому событию
книжно-фотографическую экспозицию.
Только всмотревшись в иллюстрацию, можно определить, каким способом она отпечатана — офсетом или «цифрой». В нашей стране существует несколько крупных цифровых типографий, причем каждая из них со временем занимает свою нишу. Типография ООО «НексПринт» совместно с издательством «Анатолия» выпускает книги, для реализации которых даже открыт специальный магазин в центре Москвы. Такие книги имеют короткие тиражи и относительно высокую цену, которая формируется исходя из стоимости цифровой печати внутренних листов и переплетов, выполненных из натуральной кожи (см. КомпьюАрт № 7’2008).
КомпьюАрт: Расскажите о тематике книг, выпускаемых вашим издательством с использованием цифровых технологий.
Дорогое оформление эксклюзивного офсетного издания типографии «Новости», показанного на выставке «Уникальная книга»
Светлана Воробьева (директор издательского дома «Анатолия»): Мы следуем старинным традициям книгоиздания и создаем произведения книжного искусства, в которых всё подчинено одной цели — сделать книгу неповторимой. У нас есть несколько проектов. «Фамильная библиотека» — это коллекция произведений классической литературы, собранных в тематические серии под знаком Homo — «Человек» — влюбленный, играющий, путешествующий. Подбор иллюстраций, выбор шрифтов и верстки, воссоздание техники классического книжного цельнокожаного переплета — всё это создает неповторимый образ книги и приближает читателя к тому временному периоду, в котором было создано то или иное произведение.
Интерьер магазина цифровой литературы
В проекте «Открываемая Россия» мы представляем репринтные издания уникальных старинных книг, то есть предлагаем через книги прикоснуться к истории страны. Серия разнообразна: это и редкие издания XVII-XVIII веков, и материалы по этнографии и истории России, и уникальные графические работы, ранее не опубликованные в нашей стране.
В качестве подарка книга также никогда не утратит своей актуальности. В рамках проекта Elite Gift выходят как произведения современных авторов, так и сочинения, написанные много веков назад.
Название серии Homo Iuvenis — «Человек Юный» — говорит само за себя. В эту детскую библиотеку вошли самые любимые сказки, повести, романы. В оформлении таких изданий использованы как классические, так и современные иллюстрации русских и зарубежных художников.
Светлана Воробьева, директор издательского дома «Анатолия»
Раньше, до интернет-полиграфии, ситуация выглядела следующим образом. В выходных данных, например, исторического романа «Французская волчица» Мориса Дрюона мы видим, что книга «сдана в набор 10.08.82», «подписана к печати 21.01.83» и имеет «тираж 2 000 000 экз.». Схема взаимодействия в проекте EnterBook Таким образом, данное издание начали верстать еще при Брежневе, на полиграфкомбинат оно попало при Андропове, а двухмиллионный тираж, видимо, был распродан уже с приходом перемен. Таковы темпы и тиражи выхода черно-белой книги во времена, когда отсутствовали компьютерные средства. Уже в новое время на книгах появляются коды, ISBN, рекламы, сокращаются тиражи в среднем до 5000 экз. Период подготовки в печать даже 900-полосной энциклопедии теперь составляет около 3 месяцев. Уменьшение сроков подготовки книги в печать объясняет фраза в тех же выходных данных о том, что «оригиналы текста подготовлены в издательстве на персональных компьютерах». В настоящее время книжные магазины постепенно входят в дом к читателю, предлагая свои новинки и бестселлеры на интернет-порталах. |
Мы помогаем читателю выбрать произведения для издания и по его запросам составить тематические серии. Ведется работа с текстом: выбор перевода, составление справочного аппарата издания (дополнительных тестов, комментариев, примечаний, указателей). Много времени уделяется согласованию вопросов, касающихся авторского права. Мы также разрабатываем дизайн серии и каждой книги в отдельности. В нашей базе сейчас имеются такие серии:
- «Художественная литература» — собрание классических произведений литературы от древности до современности;
- «Литература для подрастающего поколения» — произведения мировой классики для детей и юношества;
- «История и география» — история путешествий и географических открытий, атласы и отчеты экспедиций;
- «Философия» — философские трактаты, собрания сочинений философов, собрание мудрых мыслей и афоризмов знаменитых писателей и мыслителей;
- «Культура и искусство» — альбомы по искусству, культурологические исследования, фотография, собрания гравюр. Книги о художественных музеях и галереях, биографии деятелей искусства;
- «Естественные науки и психология, логика и этика».
Схема взаимодействия в проекте EnterBook
КА: История появления вашего издательства начинается с московских салонов оперативной печати. Умение быстро изготовить буклеты, листовки, календари постепенно превратилось в умение изготавливать книги как в цельнокожаном (ручным способом), так и в мягком переплете с использованием финишного оборудования.
С.В.: Здесь мы уже перешли к рынку цифровых книг по требованию, о котором в нашей стране заговорили в начале века. Проходило время, и, каждый раз возвращаясь к этой идее, мы понимали, что пока рынок не готов. А вот сейчас рынок готов.
Вопервых, усовершенствовались технологии. Это касается чернобелой печати. На рынке появилась машина Nuvera 100EA, дающая хорошее разрешение (600 dpi), достаточную скорость (100 страниц формата А4 в минуту) и низкую стоимость монохромного оттиска, и мы приобрели ее.
Максим Каримов, инвестор проекта EnterBook
Вовторых, появился потенциальный заказчик цифровых книг — это издательства, которые, устанавливая определенную рентабельность при тираже до 3000 экз., считают выгодным выпускать книги в обложке. При этом нет складских затрат на хранение книг — продукт сразу поступает на реализацию, исчезает проблема затоваренности на складах, и издательства быстрее получают отзывы о книгах из точек распространения.
Но, как выяснилось, купить оборудование недостаточно. Необходима некая система, по которой заказчик может оформить, оплатить и получить книгу по указанному адресу. В связи с этим наша типография стала партнером в проекте EnterBook, который является интеграционным и теперь находится на финальной стадии. На самом деле этот проект затратный в плане как приобретения полиграфического оборудования, так и создания цепочки приема и изготовления заказа, но, войдя в эту систему, типография ежедневно выполняет порядка 200 разных наименований заказов.
Алгоритм инсталляции книги издательством в интеграторе «EnterПринт»
Следует добавить, что и сам заказчик может предложить свой контент, направляя файл, который у нас в типографии обрабатывается, проверяется на чистоту информации и элементарные орфографические ошибки.
Таким образом, втретьих, появилась возможность заказывать книги по Интернету, и пока в этом сегменте рынка в нашей стране мы являемся первыми.
Более подробную информацию об этом проекте вы можете получить, пообщавшись с его инвестором и организатором Максимом Каримовым.
Образец цифровой книги по требованию «Хочу жить… Из дневника школьницы» Нины Луговской, издательство Glas, изданной в партнерстве с EnterBook. Технические характеристики издания:
1. Книжный блок: бумага офсетная, 80 г/м2, ч/б печать (1+1), 600 dpi, обрезной размер 130Ѕ200 мм, 368 полос.
2. Обложка: бумага мелованная, 250 г/м2, цветная печать (4+0), 600 dpi, ламинация (матовая).
3. Сборка: мягкая обложка, КБС.
Цена 155,40 руб., включая НДС, цена не зависит от количества экземпляров. Плюс доставка по Москве порядка 170 руб.
КомпьюАрт: Расскажите об истории появления технологии book on demand — печати книг по требованию.
Максим Каримов: Впервые информация о деловой модели book on demand попалась мне на глаза пять лет назад в США. Пионер и лидер американского рынка book on demand — компания Booksurge стартовала в 2003 году. За несколько лет они подключили к своему сервису 400 типографий на территории США.
К нам поступили предложения профинансировать этот проект для нашей страны. Суть продукта заключается в программной интеграции бизнес-процессов издателя, типографии и розничного продавца, благодаря чему становится возможным заказ книги через Интернет. Технологию book on demand (BOD) используют сегодня ведущие мировые издательства, в том числе HarperCollins, Pearson, Springer, LexisNexis и др.
Интерфейс личного кабинета автора, где видны кодировка книги, ее стоимость и доходы автора
Интерфейс одной из известных площадок продажи книг OZON.ru
КА: Какие удобства для издателей и читателей имеются в интеграторе EnterBook?
М.К.: Этот проект мы назвали EnterBook, и в нем решена интеграция бизнес-процессов издателя, типографии и продавца, которая обеспечивает оперативное изготовление и доставку книг по требованию читателя. Участвуя в проекте, издатели и авторы освобождаются от затрат, связанных с производством, хранением и доставкой книг в розницу. Если говорить о сроках, то книга, инсталлированная в систему EnterBook, изготавливается и отгружается клиенту через 24 часа после получения заказа. Доставка выполняется как на имя издателя, так и на имя клиента. Для издателя это упрощение процедур, связанных с оформлением выпуска книги. Доставка осуществляется «Почтой России», которая также интегрирована в наш сервер. К примеру, если книга заказана до 12 часов дня, то к московскому клиенту она может быть доставлена на следующий день, а в Хабаровск через неделю.
Для издательств можно перечислить следующие ключевые моменты выгоды сервера:
- увеличение продаж:
- 100% ассортимента всегда на полке интернет-магазина,
- увеличение жизненного цикла книги,
- бесперебойная продажа бестселлеров в период пикового спроса,
- онлайн-заказ и оперативная печать коротких (от 1 до 500) тиражей;
- снижение издержек:
- никаких затрат на производство,
- отсутствие затрат на хранение и логистику,
- отсутствие таможенных платежей и заинтересованность издателей, работающих с иностранной литературой.
Стоит сказать и о развитии издательского бизнеса, так как система позволяет тестировать спрос на новые наименования и новых авторов.
Если говорить о читателе, то для него это расширение ассортимента. Сейчас мы на этапе подписания договора с Российской государственной библиотекой, благодаря которому сможем предложить читателям репринтные издания ценных книг, которые уже оцифрованы на специальном оборудовании и могут быть напечатаны в нашей системе. При заказе книги мы предоставляем читателю возможность «полистать» ее.
КА: Какова процедура заказа книг?
М.К.: Основной принцип работы — это размещение заказа и управление продажами через отдельный кабинет по определенному алгоритму. Вначале один раз производится инсталляция книги в систему, в дальнейшем заказ книги и доставка выполняются из личного кабинета путем простых кликов. Вход в систему, получение кабинета, обработка издания, присвоение ISBN, размещение на полке в интернет-магазине и продвижение издания стоит 6999 руб. Наш автор также устанавливает рекомендуемую розничную цену и собственную прибыль (роялти) на свою книгу. Для получения роялти у автора должен быть открыт свой счет в банке.
Заказчик книг также через нас может воспользоваться услугами типографии, службой доставки и каналом дистрибьюции, просматривать ежедневную статистику продаж. Так как мы интеграторы, то нам нет необходимости создавать свою площадку продаж, мы просто продаем книги через лучшие площадки Рунета.