Полиграфическая комиссионка, или О едином отраслевом информационном ресурсе
В любые времена, в том числе в кризисные, происходит покупка и продажа полиграфического оборудования на вторичном рынке. Только в кризис этот процесс оживляется. В лучшем случае типографии перепрофилируются, а в худшем — просто закрываются. После сокращения персонала
и демпинга на полиграфические услуги руководство типографий начинает избавляться и от полиграфического оборудования, публикуя информацию об этом в отраслевых журналах
и размещая ее в Интернете. На «рыночных» сайтах нередко рядом с объявлением
о продаже фальцовки за 300 тыс. руб. соседствует предложение о найме жилья
или продаже токарного станка.
Процесс продажи полиграфического оборудования сейчас довольно хаотичен
и требует организованности, о чем рассказал журналу председатель центрального правления Научно-технического общества работников печати Борис Кузьмин.
КомпьюАрт: Большинство полиграфических предприятий не имеют возможности и экономической целесообразности вести наблюдение за рынком цен на оборудование, осуществлять мониторинг рынка и его системный анализ.
Борис Кузьмин, председатель ЦП НТО РП России
Борис Кузьмин: Да, неполнота, неточность или несовершенство имеющейся информации порождает неопределенность. Неопределенность приводит к тому, что директор типографии для принятия эффективного решения должен лично изучить проблему или руководствоваться мнением специалистов, а не фактами. При этом теряется время, необоснованно расходуются средства, ценность решения не всегда высока. В этих условиях для оптимизации затрат и оказания практической помощи предприятиям нами формируются электронные базы данных по полиграфическому оборудованию, которое может быть востребовано на внутреннем и зарубежном рынках, сдано в аренду без участия банковских структур и др.
КА: Расскажите, кому эти базы данных адресуются, какова их структура и содержание?
Б.К.: Потребность в информации в условиях неопределенности финансовоэкономического состояния экономики растет, поэтому для технической общественности и субъектов полиграфического рынка РФ, в целях оказания практической помощи полиграфическим предприятиям в оптимизации производственных затрат, с 2010 года внедряется информационномаркетинговая система по полиграфии. Она состоит из сформированных баз данных и информационных групп:
1. База данных полиграфических предприятий РФ (БД) — включает информацию по предприятиям полиграфии регионов: краткий обзор экономики, состав оборудования и видов выпускаемой типографиями продукции, контакты (адрес, телефон, факс, e-mail, сайт, ф.и.о. руководителя и др.).
2. БД подержанного полиграфического оборудования на продажу (БД ППО) — содержит информацию по оборудованию: наименование, модель, изготовитель-поставщик, техническое состояние оборудования, степень износа, комплектность, местонахождение и т.д. База данных структурирована по разделам:
- офсетные и цифровые типографии, производственные полиграфические участки;
- допечатное оборудование: фотокопировальные рамы, процессоры, ФНА, CtP- устройства, монтажные столы и т.д.;
- печатное оборудование: листовой и рулонный офсет, флексография, цифровая печать и др. Оборудование различных форматов и красочности;
- технологические линии различного назначения;
- бумагорезальное, листорезальное, бабинорезальное оборудование;
- прочее оборудование по технологиям полиграфического производства.
По базам данных ППО формируется ежемесячный электронный «Каталог подержанного полиграфического оборудования». В нем приводятся заявки типографий, лизинговых компаний, фирм — собственников оборудования. Условием бесплатного включения в «Каталог…» является подача заявки на продажу оборудования по сертифицированной форме с указанием его стоимости в результате независимой оценки.
В «Каталог…» не включаются предложения, полученные:
- в результате мониторинга полиграфического рынка РФ;
- от продавцов, но не отвечающие сертифицированным требованиям при оформлении заявок;
- от перепродавцов оборудования.
Кроме того, выходит информационный бюллетень «ИнфоПолиграф. Товары, услуги, цены в полиграфии». Он издается в печатной и электронной интернет-версии. Рассылается по подписке и публикуется на сайте www.info-prom.ru.
3. База данных по предприятиям — производителям и поставщикам полиграфической техники, материалов и услуг.
4. База данных по книжной продукции (БД КП) по технологиям полиграфического производства — включает следующие группы:
- инструкции по эксплуатации и ремонту полиграфического оборудования;
- ОСТы, ГОСТы, СНиПы, технические регламенты;
- нормы, нормативы;
- правила, методики, инструкции по технологии полиграфического производства;
- справочники, словари, путеводители, учебники, каталоги, БД по профильным выставкам;
- отраслевые средства массовой информации (газеты, журналы).
Информация из БД КП востребована как на стадии производства, так и при обслуживании полиграфического оборудования. Форма БД КП — печатные и электронные издания.
5. Прочая информация по структуре управления полиграфическим рынком — включает информацию по отраслевым СМИ, учебным заведениям, интернет-ресурсам, агентам по продаже подержанного полиграфического оборудования и др.
Базы данных формируют информационномаркетинговую систему для оперативного доступа к необходимой и полезной информации предприятий полиграфической промышленности, являются постоянно обновляемым и пополняемым пользователями хранилищем информации (долгосрочной, оперативной, текущей).
Участники полиграфического рынка, получившие доступ к БД, могут получать исчерпывающую информацию о наличии на рынке необходимого им оборудования, его стоимости, месте нахождения (удаленности от центра), стоимости такелажных, демонтажных и погрузочных работ, ремонтопригодности оборудования, его производителях и продавцах (собственниках, агентах, дилерах).
Можно заказать маркетинговые исследования и оценку рыночной стоимости оборудования, подбор оборудования под определенные задачи с техникоэкономическим обоснованием, получить информацию о ценах на полиграфические материалы, компаниях — поставщиках оборудования, материалов и услуг.
По нашему мнению, пользователи системы БД получат значительную экономию средств при решении вопросов реконструкции, технического перевооружения, расширения или ликвидации полиграфического производства.
Коммерческая информация и все находящиеся в БД документы доступны пользователям, имеющим доступ к базам данных. Получить доступ можно на условиях членства в НТО РП России либо на платных условиях.
Анализ полиграфического оборудования на рынке характеризует состояние и процессы, происходящие в нашей отрасли и экономике страны в целом, в сложный финансовоэкономический период. Например, цены на внутреннем рынке гораздо ниже цен на аналогичное оборудование из Европы. Наметилась тенденция реэкспорта оборудования в страны дальнего зарубежья, Ближнего Востока, Индию, Турцию, Китай.
Предприятия не всегда могут самостоятельно реализовать дорогостоящее оборудование, которое не имеет спроса на внутреннем рынке, но ликвидно за рубежом. В силу этого, а также из-за отсутствия достоверной информации оно часто утилизируется. Примеры утилизации оборудования в 2008-2009 го-дах: линия для изготовления книг в твердом переплете фирмы «Колбус», печатные машины: Xarris M 300, Komori S 50, ПОГ-84, Gromoset, Rondoset; Victoria 1040, MS-80 (2 шт.) и др.