Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

2 - 2010

Возьмемся за руки, друзья…

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Характеристики и тенденции отрасли

Формирование интегрированных структур на базе акционированных федеральных полиграфических предприятий как важнейший этап реализации концепции развития полиграфической промышленности РФ

Основные положения

Механизм интеграции федеральных полиграфических предприятий

Принципы формирования, критерии отбора и наполнение интегрированных групп полиграфических предприятий

Крупным полиграфическим предприятиям, запущенным (в смысле построенным) еще в советское время, в условиях бурного рынка становится всё труднее получать прибыль для их основного собственника — государства. И дело не только в традициях долгого раскачивания и маленькой зарплаты для сотрудников, но и в ориентации на выпуск определенной продукции, например учебной или детской литературы, а также выбранных лет 30 назад технологиях — изготовление огромных тиражей книг в твердом переплете способом рулонной печати. И, чтобы выстоять, они начали объединительные процессы в медиаиндустрии России, результатом которых является формирование рыночного полиграфического производственного комплекса.
Тысячи мелких и средних производителей полиграфических работ (услуг) — необходимый, но недостаточный элемент для такого комплекса, так как речь идет о создании крупнейших отраслевых и межотраслевых структур, способных осуществлять серийный или крупномасштабный выпуск печатной продукции с минимальными издержками. Именно такие образования способны обеспечить устойчивость производства и необходимую конкурентную среду.

Характеристики и тенденции отрасли

В отличие от большинства отраслей, где приватизация государственных предприятий в основном уже завершена, в медиаиндустрии государственный сектор сохраняет еще значительные масштабы по объему производства и числу предприятий. Несмотря на проведенные в последние годы структурные преобразования, практически во всех секторах медиаиндустрии есть сегменты рынка и технологические цепочки с доминирующим участием госпредприятий, что создает фактическое неравенство государственных и негосударственных предприятий перед условиями рынка и затрудняет создание конкурентного пространства для всех видов собственности.

Об истории приватизации полиграфических предприятий

До 1999 года (до создания Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, МПТР России) большинство полиграфических предприятий отрасли сохраняли форму государственных унитарных предприятий и находились в федеральном подчинении или подчинении органам государственной власти субъектов РФ. Доля типографий, являющихся хозяйственными обществами или товариществами, была крайне мала. На тот момент в полиграфии было приватизировано не более 10% предприятий.

Столь значительный перевес предприятий государственного сектора в полиграфической отрасли и медленные темпы приватизации объясняются следующими причинами. Начиная с 1992 года приватизация полиграфических предприятий была ограничена. Постановлением Правительства РФ от 01.10.1994 № 1119 было утверждено Положение о приватизации издательств, полиграфических предприятий и предприятий оптовой торговли, в котором содержались перечни объектов и предприятий полиграфии, запрещенных к приватизации или ограниченных в приватизации.

В декабре 1995 года был принят Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (от 01.12.1995 № 191-ФЗ). В соответствии со ст. 7-9 этого закона были установлены ограничения на приватизацию полиграфических предприятий. Однако тем же законом было определено, что указанные ограничения действуют до утверждения Федеральным собранием Российской Федерации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.

Таким образом, после принятия Государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации появилась реальная возможность осуществить реструктуризацию полиграфических предприятий, используя механизмы преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в государственной собственности.

В то время, в 1998 году, по инициативе ряда общественных организаций отрасли было подготовлено обоснование необходимости реструктуризации предприятий полиграфической промышленности и соответствующий проект Постановления Правительства РФ «О создании открытого акционерного общества «Российская полиграфия».

Данный проект, исходя из интересов отрасли в целом, предусматривал осуществление реструктуризации предприятий с учетом того, что приватизация отдельных полиграфических предприятий не давала притока более или менее значительных инвестиционных средств. Создание крупной компании (холдинга) на базе полиграфических предприятий федерального подчинения обеспечивало условия для противостояния экспансии зарубежных производителей полиграфических услуг за счет развития конкурентоспособного производства.

Инициаторы проекта исходили из того, что только такая интегрированная система сможет обеспечить техническое и технологическое перевооружение предприятий отрасли, иметь высокую инвестиционную привлекательность, осуществить анализ использования их имущества и при необходимости провести перепрофилирование отдельных производств. При этом предполагалось сохранить стратегический контроль государства и закрепить на первом этапе 100% акций компании в федеральной собственности.

Внесенный проект о создании отраслевого концерна практически прошел стадии необходимых согласований, но дальнейшая работа над ним была приостановлена в связи с реорганизацией системы государственного отраслевого управления — созданием в конце 1999 года Министерства Российской Федерации по делам печати, теле-радиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР России). Тем не менее целый ряд положений проекта постановления нашел отражение в последующих разработках министерства, связанных с развитием полиграфической промышленности страны.

К сожалению, активный процесс реформирования полиграфической отрасли начался только в 2003 году, когда МПТР России совместно с Минимуществом России была подготовлена концепция развития полиграфической промышленности Российской Федерации.

Предложенная концепция имела своей целью:

  • укрепление единого информационного пространства и обеспечение равного доступа населения страны к информационным ресурсам;
  • соблюдение интересов государства в области образования, науки и культуры;
  • устранение угрозы перепрофилирования приватизируемых федеральных полиграфических предприятий, а также повышение их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности среди профильных инвесторов.

Цели и направления реформы полиграфической промышленности были поддержаны Президентом Российской Федерации, который поручил правительству доработать концепцию и организовать работу по ее реализации.

Сегодня многие, как правило, крупнейшие предприятия отрасли продолжают сохранять государственную форму собственности или существуют в виде открытых акционерных обществ либо унитарных предприятий и остаются в федеральном подчинении или в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Значительный удельный вес предприятий государственного сектора в различных сферах медиаиндустрии объясняется тем, что до настоящего времени приватизация этих объектов была законодательно запрещена или ограничена.

В результате, и это важно подчеркнуть, государство продолжает удерживать в своих руках во всех секторах медиаиндустрии отраслеобразующие «анклавные» структуры: основные издательско­полиграфические комплексы печатных СМИ и книгоиздания, единый производственно­технологический комплекс государственных электронных средств массовой информации (РГТРК), региональные издательско­полиграфические предприятия и телерадиокомпании.

Сейчас невозможно не признать, что весь предыдущий период общегосударственного реформирования для медиаиндустрии вообще и издательско­полиграфического комплекса страны в частности был периодом упущенных возможностей.

Государственные полиграфические предприятия проигрывают в конкурентной борьбе частным типографиям и, в подавляющем большинстве, становятся обузой для государства, так как сами по себе не могут быть источником дохода государственного бюджета за счет своей прибыли. Себестоимость их работ существенно уступает себестоимости равнозначных по качеству услуг частных предприятий.

Политика государственного разгосударствления, а также дерегулирования (либерализации), реализованная во многих отраслях экономики России, в полной мере пока не затронула полиграфическую промышленность. Важнейшим ограничением преобразований здесь была переоценка специфики данной отрасли.

В начало В начало

Формирование интегрированных структур на базе акционированных федеральных полиграфических предприятий как важнейший этап реализации концепции развития полиграфической промышленности РФ

В течение последнего, достаточно длительного периода времени всю издательско­полиграфическую общественность волнуют вопросы происходящих или предполагаемых процессов структурных преобразований в отрасли. Отсутствие исчерпывающей инфор­мации вызывает много вопросов, в том числе:

  • когда и в связи с чем возникла идея холдингов (интегрированных систем) в полиграфии;
  • по какой схеме осуществляется реализация данной идеи;
  • какова структура новых образований, их руководящий состав, распределение функций и т.д.;
  • как оцениваются активы предприятий и объединения в целом;
  • как повлиял кризис на реализацию концепции структурных преобразований в полиграфии.

Сейчас основные крупнейшие полиграфические предприятия отрасли (федерального и регионального подчинения) акционированы и стоят на пороге ликвидации устаревших управленческих рычагов воздействия. Дальнейшее функционирование в прежних условиях, как уже отмечалось, грозило бы им полной дезинтеграцией. Обретение предприятиями независимости от отраслевых государственных структур управления привело бы не только (и не столько) к принципиальным изменениям структуры последних, но и к деградации производственного потенциала большинства типографий, так как организационная система каждого предприятия в отдельности, как показывает практика, не приспособлена для работы в условиях сложившегося рынка полиграфических работ. В первую очередь это касается организации хозяйственных связей и самофинансирования, а также понимания ответственности за конечные результаты деятельности.

Вывод в данной ситуации может быть только один: включение типографий в современную хозяйственную организацию на новых принципах, апробированной формой которой является холдинговая система, контроль акционерного капитала предприятий.

В силу серьезной конкуренции капиталов и производственных ресурсов крупные интегрированные системы в полиграфии в состоянии обеспечить внедрение самых современных технологий, аккумулировать значительные инвестиционные вложения, про­изводить конкурентоспособную печатную продукцию различной тиражности для внутреннего рынка и реализовывать экспортные ожидания.

Необходимая и важная стадия «экономики физических лиц», когда экономически и политически был оправдан период первоочередной поддержки тысячи мелких предпри­нимателей, продолжает сохранять свою значимость, но одновременно начинает развиваться новая стадия в экономике отрасли, когда серьезную роль играют более или менее «жесткие» корпоративные объединения предприятий.

В таких структурах интересы большинства собственников и менеджеров будут консолидированы с интересами структуры в целом, а ее деятельность более прозрачна.

В начало В начало

Основные положения

Наиболее эффективным способом преобразования отрасли было признано создание на базе акционированных федеральных предприятий трех интегрированных структур, способных занять прочные позиции на рынке полиграфических работ и обладающих инвестиционной привлекательностью при условии сохранения профильности.

Конечной целью реализации концепции реформирования федерального сектора полиграфии является привлечение в капитал интегрированных структур профильных частных инвесторов путем конкурсной продажи акционированных предприятий с условием сохранения полиграфического профиля.

В начало В начало

Механизм интеграции федеральных полиграфических предприятий

Анализ состояния отрасли и проработка различных вариантов создания интегрированных структур показали, что в сложившихся условиях наиболее целесообразным представляется их формирование путем передачи управляющей компании полномочий единоличного исполнительного органа управления определенной группы акционерных обществ.

«По состоянию на 01.01.2003 г. (начало разработки программы реформирования) в ведении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций находились 65 полиграфических предприятий, на которых было занято 27 тыс. человек. Общий объем производства печатной продукции и услуг составлял около 6,0 млрд руб. Стоимость основных фондов превышала 3 млрд руб.

Более половины типографий специализировалось на выпуске газет, около 30% — на выпуске книг, остальные имели универсальный профиль. Несмотря на то что удельный вес этой группы предприятий в общем числе всех субъектов полиграфии не превышал 1,5%, на ее долю приходилось более 40% натурального выпуска печатной продукции в стране.

Техническая оснащенность типографий на данный период характеризовалась недостаточной конкурентоспособностью — более 65% технологического оборудова­ния находилось за порогом морального и физического износа».

Выбор в пользу модели интегрированных структур, объединенных единой управляющей компанией, вместо создания полноценных холдингов сделан по следующим причинам:

1. Быстрота осуществления интеграции предприятий. В случае объединения акционерных обществ на основе единого исполнительного органа процесс интеграции федеральных полиграфических предприятий может завершиться в течение полугода. При выборе модели полноценного холдинга путем слияния активов в рамках одного юридического лица ориентировочный срок реализации преобразований занял бы не менее 1,5-2 лет, для чего потребовалось бы принятие соответствующих актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. При этом задача обеспечения скоординированного оперативного управления предприятиями могла быть решена лишь на завершающем этапе формирования холдингов. Таким образом, в течение 1,5-2 лет работа по устранению основных проблем, ради решения которых и проводятся преобразования в отрасли, фактически не могла быть реализована.

В то же время привлечение управляющих компаний может стать первым шагом преобразований в отрасли, предшествующим образованию холдингов, в случае если в дальнейшем это будет признано целесообразным. При этом группы предприятий еще до принятия необходимых распоряжений и указов будут функционировать практически в рамках единого производственного объединения.

2. Гибкость создаваемых структур. Подобный механизм объединения предприятий сохраняет за собственником возможность внесения необходимых изменений в структуру интегрированных групп в целях достижения их оптимальной конфигурации, например в случае, когда после проведения независимого анализа финансово­хозяйственной деятельности ряд предприятий может быть признан не подлежащим санации в рамках полномочий, представляемых управляющим компаниям.

Кроме того, в случае выявления значительного количества проблем, препятствующих дальнейшей интеграции предприятий, собственник — Российская Федерация — может вернуться к обычной практике управления и приватизации предприятий.

В качестве управляющих компаний, которым передаются полномочия единоличных исполнительных органов групп предприятий, привлекаются только акционерные общества, 100% акций которых принадлежит Российской Федерации. Данное положение связано с необходимостью обеспечения действенного контроля за выполнением составляемых профильным федеральным агентством технических заданий, которые содержат основные целевые показатели деятельности управляющих компаний.

В случае привлечения на конкурсной основе частной управляющей компании на первый план выходят вопросы обеспечения гарантий от нанесения ими имущественного ущерба акционерному обществу и собственнику, которым в данном случае выступает государство, и юридического закрепления обязательств управляющих компаний, подразумевающих материальную ответственность последних по выполнению технических заданий.

В то же время назначение в качестве управляющей компании акционерного общества, 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, в особенности в общественно и социально значимых секторах рынка (газетно­журнальные, издательско­образовательные предприятия), позволит обеспечить системный контроль за реализацией целей управления, прописываемых профильным агентством в техническом задании, в том числе через представителей государства в советах директоров.

В начало В начало

Принципы формирования, критерии отбора и наполнение интегрированных групп полиграфических предприятий

В соответствии с поручением Правительства РФ о реформировании ряда федеральных полиграфических и издательских предприятий в настоящее время созданы три интегрированные группы акционерных обществ газетно­журнального, издательско­образовательного и книжно-журнального профилей.

Группа газетно-журнальных предприятий

На основе 25 предприятий, входивших до 1991 года в систему децентрализованной партийной печати Управления делами ЦК КПСС (Партиздата), которая существовала как единое производственное объединение, специализировавшееся на выпуске и экспедировании периодической печатной продукции на территории всего Советского Союза, сформирована по предметно­географическому принципу газетно­журнальная группа.

Основные цели создания данной интегрированной структуры:

  • построение общефедеральной сети производителей периодической печатной продукции, предоставляющей издательствам единые стандарты качества печати газет и журналов на территории большинства регионов Российской Федерации;
  • укрепление в стране единого информационного пространства через обеспечение доступа населения к информации, публикуемой общефедеральными ежедневными и еженедельными средствами массовой информации;
  • модернизация производства, переход на новый стандарт цветности.

Критерии включения акционерных обществ в данную группу:

  • принадлежность к системе Партиздата до ее упразднения (32 предприятия, ранее подведомственных МПТР России);
  • максимальный охват территории России сетью производителей ежедневных и еженедельных полиграфических изданий (географический);
  • объем выпускаемой предприятием продукции составляет не менее 240 млн листов­оттисков в год, либо объем рынка региона или соседних регионов обеспечит окупаемость вложений в переоснащение основных средств под предлагаемые единые стандарты качества выпускаемой продукции (экономический);
  • качество производственных помещений, развитость транспортной инфраструктуры и логистики вокруг предприятия и внутри его позволяют осуществлять инвестиции в техническое перевооружение (технологический).

Группа газетно­журнальных предприятий:

1. ОАО «Дом печати — Вятка» (г.Киров).

2. ОАО «Издательство «Кавказская здравница» (г.Минеральные Воды).

3. ОАО «Издательство «Молот» (г.Ростов­на-Дону).

4. ОАО «Издательство «Слово» (г.Саратов).

5. ОАО «Издательство «Советская Кубань» (г.Краснодар).

6. ОАО «ИПК «Дальпресс» (г.Владивосток).

7. ОАО «ИПК «Звезда» (г.Пермь).

8. ОАО «ИПК «Приамурье» (г.Благовещенск).

9. ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» (г.Ульяновск).

10. ОАО «ИПК «Царицын» (г.Волгоград).

11. ОАО «ИПП «Правда Севера» (г.Архангельск).

12. ОАО «ИПП «Уральский рабочий» (г.Екатеринбург).

13. ОАО «Нижполиграф» (г.Нижний Новгород).

14. ОАО «Санкт-Петербургский газетный комплекс».

15. ОАО «Советская Сибирь» (г.Новосибирск).

16. ОАО «Тюменский Дом печати».

17. ОАО «Челябинский Дом печати».

18. ОАО «ИПК «Пензенская правда».

19. ОАО «ИПП «Кузбасс» (г.Кемерово).

20. ОАО «ИПФ «Воронеж».

21. ОАО «Иркутский Дом печати».

22. ОАО «Омский Дом печати».

23. ОАО «Янтарный сказ» (г.Калининград).

24. ОАО «ИПП «Кострома».

25. ОАО «ИПФ «Ставрополье» (г.Ставрополь).

Управляющая компания — ЗАО «Концерн «Российские газеты» (г.Москва).

Основные задачи управляющей компании:

  • введение единых стандартов выпускаемой продукции;
  • оздоровление предприятий, находящихся в тяжелом экономическом и производственном положении (ОАО «Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс», ОАО «Воронеж», ОАО «Кострома», ОАО «Царицын», ОАО «Молот», ОАО «Янтарный сказ», ОАО «Самарский дом печати», ОАО «Иркутский дом печати» и пр.);
  • проведение технического перевооружения газетно­журнальных предприятий с целью перехода типографий на печать полноцветных изданий;
  • увеличение выручки от профильного вида деятельности и капитализации группы предприятий.

В целях определения качества управления установлены две группы показателей эффективности деятельности управляющей компании по проектам, реализуемым на газетно­журнальных предприятиях:

  • производственно­технологические:

- срок подготовки проектной документации для технического перевооружения,

- время с момента приобретения оборудования (авансовый платеж) до окончательной приемки,

- единый стандарт выпускаемой продукции;

  • экономические:

- выручка по проекту,

- прибыль до налогообложения, процентных платежей и амортизации,

- рентабельность прибыли до налогообложения, процентных платежей,

- амортизация.

Группа издательско-образовательных предприятий

На базе четырех полиграфических предприятий и двух крупнейших государственных издательств — «Просвещение» и «Высшая школа» — по предметному принципу создана вертикально интегрированная издательско­образовательная группа. Отличительной чертой этой интегрированной структуры служит так называемая вертикальная интеграция.

Цели создания группы:

  • концентрация производства учебной литературы на приспособленных для этого полиграфических комбинатах, в том числе путем прекращения практики передачи прав на печать учебной литературы предприятиям, не способным соответствовать стандартам выпуска учебной литературы;
  • обеспечение ресурса и проведение технического перевооружения специализирующихся на выпуске учебной литературы полиграфических предприятий, включая введение в строй производственных мощностей многокрасочной рулонной печати;
  • создание условий для выпуска доступной учебной литературы для образовательных учреждений всех уровней, перехода на новые стандарты цветности и долговечности учебников;
  • сохранение отечественной современной полиграфической базы для печати образовательной литературы.

Критерии включения акционерных обществ в данную группу:

  • доля учебной литературы превышает половину в общем объеме выпускаемой продукции;
  • предприятие изначально проектировалось и строилось исключительно для целей производства учебной литературы (Смоленский ПК, Саратовский ПК, Тверской ПК детской литературы);
  • включение в группу ОАО «Тульская типография» обусловлено необходимостью обеспечения возможностей для распределения загрузки в процессе технического перевооружения системообразующих предприятий.

Группа издательско­образовательных предприятий:

1. ОАО «Тверской полиграфический комбинат детской литературы».

2. ОАО «Саратовский полиграфический комбинат».

3. ОАО «Смоленский полиграфический комбинат».

4. ОАО «Тульская типография».

5. Издательство «Просвещение».

6. Издательство «Высшая школа».

Управляющая компания — Распорядительная дирекция Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (г.Москва).

Основные задачи управляющей компании:

  • санация (система мероприятий, проводимых для предотвращения банкротства крупных предприятий) неэффективных производств;
  • проведение технического перевооружения полиграфических комбинатов;
  • создание условий для введения новых стандартов цветности и долговечности учебной литературы;
  • диверсификация производства полиграфических предприятий группы;
  • увеличение выручки за счет повышения средней цветности образовательной литературы и концентрации производства на приспособленных для этого предприятиях.

Публикация подготовлена по материалам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации.

В начало В начало

КомпьюАрт 2'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства