КомпьюАрт

2 - 2010

Как снять трех богатырей

Андрей Крылов krylov@comress.ru

Российские пейзажи XIX века с богатырями, грачами и владимирским трактом в наших типографиях научились печатать давным-давно. Именно некачественная полиграфия помогает передать хмурость васнецовского утра, как мы помним из средней школы, символизирующего тревогу богатырей за наши земли.
А во Франции в 80-е годы XIX века Винсент Ван Гог и его единомышленники по методу наложения чистых красок создавали полотна, которые не только дорого продаются сегодня на аукционах, но и легко выявляют уровень качества печати в любой офсетной или цифровой типографии. В типографию материалы поступают из издательств, где, судя по нашим изданиям о французской живописи, тоже имеют весьма отдаленное представление о мучениях художника-самоучки в борьбе за сумасшедший цвет.
В книжных магазинах рядом с галереей д’Орсе в Париже продается много альбомов импрессионистов и постимпрессионистов, отпечатанных на разных языках, как ни странно, в Китае. Если положить рядом с ними репродукции с российских полиграфкомбинатов... то можно поздравить Пекинский полиграфический институт с отличным выполнением задания Коммунистической партии Китая по подготовке кадров.

Основной задачей при изготовлении альбомов живописи и графики является точное воспроизведение полиграфическим, а теперь уже и цифровым способом оригинала. Вначале его нужно сфотографировать, перевести в «цифру», а затем напечатать.

В сентябре 2009 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина была проведена презентация российской технологии оцифровки шедевров мирового искусства, правда при этом для фотографирования используется все же японская цифровая камера (см. КомпьюАрт № 10’2009).

Альбом на итальянском языке, посвященный живописи Ван Гога,
и его «китайские» выходные данные

Альбом на итальянском языке, посвященный живописи Ван Гога, и его «китайские» выходные данные

По словам участника той презентации Артема Белобородова, оцифрованные изображения будут использоваться не только для учета и паспортизации музейного фонда, но и для выпуска факсимильных изданий и репродукций, что как раз является темой настоящей публикации.

КомпьюАрт: Чтобы сфотографировать шедевр в музее, недостаточно купить входной билет. Как ваша фирма получает разрешение на съемку в музее, и кто ее заказчики?

Артем Белобородов: Существует несколько поводов или форм заказов для создания серий цифровых изображений. Это может быть конкретный заказчик, который приходит к нам уже с полученным разрешением на съемку конкретных произведений. Он платит музею за разрешение и нам за работу. Инициатором съемки может быть и сам музей, у которого существуют плановые работы по оцифровке произведений искусства, после чего формируются интересные проекты. Свежий пример — это украшение в прошлом году фасадов зданий Москвы плоттерными распечатками шедевров из ГМИИ им. А.С.Пушкина. Мы работаем и с историческими изданиями, хранящимися в Российской государственной библиотеке.

КА: Теперь от юридических вопросов перейдем к полиграфии. Какие требования предъявляются к фотофайлам?

А.Б.: Мы делаем универсальный файл, который потом может иметь различное применение. В частности, для архива научных приложений достаточно RGB, 600 dpi, 16 бит (паспортизация, фиксация состояния), для архива полиграфических изображений — RGB, 300 dpi, 8 бит (офсетная печать);RGB, 600 dpi, 8 бит (широкоформатная печать) и RGB, 300 dpi, 8 бит (цифровая печать), для архива электронных приложений — RGB, 150 dpi, 8 бит (мультимедиа, интернет­приложения).

Если графика с крупным штрихом, то хватает 400 dpi, если штрих мелкий — 800 dpi.

Слева — фото репродукций картин из китайского альбома, а справа — из альбома, изготовленного на отечественном полиграфкомбинате

Слева — фото репродукций картин из китайского альбома, а справа — из альбома, изготовленного на отечественном полиграфкомбинате

КА: В каких условиях происходит съемка?

А.Б.: Когда оригиналы представляют собой, например, плакаты, изготовленные не так давно, или они не из музейного фонда, то мы просто должны обеспечить их сохранность. Если мы говорим о музейном фонде, то здесь требования повышенные — они изложены в ГОСТах (Р 8.586­2001 и 7.50­2002). Эти требования касаются освещения оригинала при съемке, реставрирования, консервации. По освещенности в момент съемки существуют четкие ограничения: с графикой работают при 300 люкс, с живописью — при 700 люкс. Для сравнения: фото для публикации сделано вами при лампах дневного света порядка 900 люкс, но эти лампы не могут служить источниками освещения при съемке, так как хотя и незаметно для глаз, но пульсируют, что негативно сказывается на процедуре калибровки. Поэтому мы остановились на светодиодных осветителях. У них равномерный спектр при отсутствии ИК­ и УФ­излучения, как в лампах накаливания, и их вполне хватает, чтобы осветить работы относительно большого формата при различной конфигурации осветителей. Конечно, при съемке не должно быть механического и химического воздействия на объекты. За это отвечают хранители музейных экспонатов, с которыми мы сотрудничаем.

Так выглядит установка для съемки произведений искусства

Так выглядит установка для съемки произведений искусства

КА: Еще относительно недавно, до появления «цифры», шедевры снимали на фотопленку, делая слайды. Потом в типографиях их сканировали, верстали, выводили фотоформы, с которых делали печатные формы, и т.д. А в настоящее время какие основные преимущества и недостатки «цифры» можно отметить при проведении данных работ?

А.Б.: В конечном счете пленку всё равно нужно переводить в «цифру», да и получение слайда — сложный фотохимический процесс, не поддающийся контролю.

Если говорить о качестве цифрового изображения, то его характеризует совокупность следующих параметров:

  • разрешающая способность или информационная емкость;
  • динамический диапазон аппаратуры, которая регистрирует изображение;
  • точность цветопередачи.

Даже покупатель­любитель, выбирая фотоаппаратуру, обычно делает приоритетом разрешающую способность. Профессиональное цифровое оборудование, дающее 50 мегапикселов, намного дороже оптики и стоит порядка 2 млн руб.

Артем Белобородов, заместитель генерального директора по информационным технологиям ЗАО «Группа ЭПОС»

Артем Белобородов, заместитель генерального директора по информационным технологиям ЗАО «Группа ЭПОС»

Пример оцифрованной старинной книги из фондов Российской государственной библиотеки

Пример оцифрованной старинной книги из фондов Российской государственной библиотеки

Конечно, слайд по сравнению с любительской «цифрой» имеет большую информационную емкость: 30 млн точек на дюйм, а хороший цифровик дает 20 млн точек на дюйм. Динамический диапазон (фотографическая широта) у слайда (4D) также выше, чем у «цифры» (2,4D). Здесь мы подошли к идее нашего метода, которая заключается в том, чтобы снимать картины фрагментарно и с множественными выдержками. Если картину разделить на десять фрагментов, то с помощью нашей технологии мы как раз достигаем и превышаем информационную емкость слайда. Отдельно снимается каждый участок картины с перекрытием в несколько пикселов, что достигается оптико­электронным адаптером. Затем программное обеспечение делает эту сшивку кадров незаметной. В зависимости от формата картины мы можем давать от 4 до 30 кадров.

Цветопробное лазерное устройство 
Canon IRC 4080i

Цветопробное лазерное устройство Canon IRC 4080i

При цифровой съемке идет игра между выдержкой и искажением информации, поступающей на матрицу фотоаппарата: при увеличении выдержки поступает больше света, а это ухудшает работу матрицы накоплением посторонних цифровых шумов.

При слайдовой съемке точность цветопередачи оставляет желать лучшего, например происходит завал фиолетового цвета в красное — это специфика химических процессов. При «цифре» эта проблема контролируется. В слайде также существует проблема выдержки, при увеличении которой включаются нелинейные законы цветопередачи.

Плоттер HP Designjet GP Photo предназначен не только для широкоформатной печати, 
но и для вывода цветопробы

Плоттер HP Designjet GP Photo предназначен не только для широкоформатной печати, но и для вывода цветопробы

КА: Как обеспечивается сохранность цветопередачи от шедевра до оттиска на печатном, цифровом или плоттерном листе?

А.Б.: Это помогает сделать известный параметр точности цветопередачи, говорящий о различии двух цветов, — ∆E. В офсетной полиграфии он не превышать 5 ед. Напомню формулу 1984 года:

где коэффициентами 1 и 2 обозначаются цветовые «лабовские» характеристики первого и второго изображений (на практике вычисление сложнее).

Оригинал мы снимаем вместе со специальной цветовой шкалой, которую фотографы используют для контроля цвета (IT8.2). Затем программным обеспечением сшиваем и корректируем цветовые параметры изображения и делаем пробу либо на цветном лазерном принтере, либо на плоттере. Если измерить спектрофотометром цвет на компьютере и на распечатке, то ∆E будет в пределах от 1 до 2 единиц — это отличный результат. Если сравнить распечатку калиброванного принтера и оригинала, то разброс ∆E составляет от 1,5 до 2,5 — это тоже хороший результат. Сквозная ∆E от оригинала до типографии у нас составляет 4 единицы. Офсетная типография такого результата не достигает, а вот возможности цифровой типографии позволяют это сделать.

КА: Это всё хорошо и ладно у вас в офисе, а как происходит контроль цветопередачи в российских типографиях? И где, кстати, вы печатаетесь?

А.Б.: До недавнего времени в российской полиграфии с контролем качества была тяжелая ситуация. В типографиях мало кто имел представление о процедурах калибровки и профилирования оборудования, хотя это процесс несложный. Но не было такого рода специалистов, да и заказчики особого попадания в цвет не требовали.

Оцифрованные и изданные ЗАО «Группа ЭПОС» репродукции гравюр, отпечатанные и оформленные в листах. Альбомы же для широкого круга читателей больших финансовых затрат и высокого качества оцифровки оригинала все-таки не требуют

Оцифрованные и изданные ЗАО «Группа ЭПОС» репродукции гравюр, отпечатанные и оформленные в листах. Альбомы же для широкого круга читателей больших финансовых затрат и высокого качества оцифровки оригинала все-таки не требуют

Сегодня ситуация меняется к лучшему, например мы работаем с типографиями «Август Борг» и «Новости», где установлены струйные машины для цветопроб и есть профиль печатных машин. На них с наших файлов изготавливается цветопроба, которая нами утверждается, и задача типографий — отпечатать заказ в соответствии с ней. Процесс утверждения происходит визуально, путем сравнения нашего «цифрового» и типографского «струйного» оригиналов. Естественно, проба выполняется на том материале, на котором впоследствии будет отпечатан тираж.

Попутно отметим, что сегодня оборудование позволяет выполнить копию, например, акварели со столь высокой степенью точности, что специалисты музеев проводят серьезную экспертизу, чтобы отличить ее от оригинала. Это уже не офсет, а струйная печать, где процесс впитывания чернил принтера в акварельную бумагу имеет сходство с акварельными красками. Еще пример — воспроизводство гравюр с наших цифровых изображений на лазерных гравировальных автоматах: оттиски с «поточных» досок имеют ту же объемную на ощупь структуру штрихов, что и оригинал. На этих примерах виден результат максимально правдоподобного копирования произведения искусства, при котором повторяется техника его создания художником.

Но вернемся к офсету. Вопросов по качеству печати не возникает при работе с европейскими типографиями. Они получают от нас файлы PDF или изображения, но иллюстрации в них в формате RGB, а не в CMYK. Они «смикуют» их уже на месте, ведь этот процесс имеет различные алгоритмы в зависимости от конкретной печатной машины. В итоге меньше нареканий со стороны заказчика. Наши же типографии пока требуют файлы в пространстве CMYK.

КомпьюАрт 2'2010

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства