Полиграфический Китай
Сегодняшний и завтрашний день Китая в полиграфии
Не мог остаться в стороне, узнав, что готовится номер, посвященный китайскому полиграфическому оборудованию. Может, немного самоуверенно, но считаю, что мне удалось внести небольшой вклад в процесс прихода китайской техники в российские типографии.
Началось это в далеком теперь 1999 году, сразу после кризиса, когда мы возрождали фирму «Апостроф». Будучи одним из руководителей, я отвечал в «Апост-рофе» за техническую сторону вопроса: номенклатуру поставляемого оборудования, маркетинг и обучение менеджеров. Нам многое удалось тогда сделать за короткое время. Начав в 1998 году с маленькой фирмы с десятком сотрудников, которая занималась продажей мелкого компьютерного оборудования (причем поначалу директор сам на «жигулях» развозил эту технику с оптовых складов потребителям), уже через 3 года мы стали одним из ведущих поставщиков полиграфического и флексографского оборудования в России с оборотом в миллионы долларов.
Как всё начиналось…
Изучив состояние мировой полиграфии, «Апостроф» в 1999 году принял решение двинуться за оборудованием на Восток. В течение 1999-2000 годов была организована переписка с десятками крупнейших производителей полиграфического оборудования Поднебесной (первоначальным источником данных служил Интернет и материалы международных полиграфических выставок) и начались первые поставки простой техники в Россию.
Надо сказать, что первые продажи сопровождались большим риском. Были случаи, когда после поставки оборудования в российские типографии нашим инженерам приходилось буквально жить там, чтобы довести машины до работоспособного состояния и сдать их в эксплуатацию. Мы учились сами и учили других. В частности, не забуду процесс запуска первой китайской кашировальной машины в московской типографии «Паблик принт». Продать-то ее «Апостроф» продал, но инженерам, увидевшим несколько контейнеров незнакомого железа безо всяких описаний и инструкций, пришлось очень сложно, тем более что они не понимали самой сути процесса каширования гофрокартона. Тем не менее специалистам удалось собрать машину с габаритами 3x15 м и высотой 4 м, руководствуясь только блеклой фотографией на рекламном буклете формата А4. Техпроцесс отладили совместно с сотрудниками типографии, которые представляли, какая продукция должна выходить из машины. В другую московскую типографию пришла китайская УФ-лакировальная линия с форматом, который был вдвое меньше, чем заказанный. Позже выяснилось, что машина была одной из первых и у самого разработчика, поэтому была состыкована из модулей разного формата. И в этом случае, как ни странно, «Апострофу» удалось выйти сухим из воды: сервисные инженеры просто переделали самонаклад машины, узкое место в ее конструкции, ограничивающее формат проходящего через него материала. После этого машина стала работать с удвоенным форматом бумаги (А1). Кроме того, попутно были внесены конструктивные изменения в другие узлы этой линии, в результате чего была достигнута ее устойчивая и надежная работа.
Отдельного рассказа заслуживают мучения «Апострофа» с легкой печатной машиной второго формата — «Гронхи 9600». В ходе тесной работы вместе с разработчиками над ее конструкцией машину удалось доработать и улучшить до такой степени, что на ней стала возможна полноцветная печать, что изначально конструкторами при ее создании не планировалось. В результате за три года «Апострофу» удалось продать три десятка таких машин, и многие из них помогли встать на ноги своим новым владельцам.
Картинки с китайской выставки полиграфического оборудования
В начале 2000-х годов на ноги становилась не только отечественная полиграфия, но и китайская машиностроительная отрасль. Только этим можно объяснить наши приключения: переделку формата оборудования, полное отсутствие документации не только на английском, но и на китайском языке, обилие ржавчины (как следствие трехмесячного морского путешествия плохо упакованных и не покрытых защитной смазкой машин). Россия явилась одним из первых полигонов для китайских конструкторов, которые до этого делали машины только на внутренний рынок. Далее мост был проложен в Европу и США, и сегодня обилие китайской техники на западных полиграфических выставках уже никого не удивляет.
Огромной проблемой поначалу был заказ запасных частей к китайской технике. Причина была не только в плохо налаженной логистике (привезти в Россию нужные детали не удавалось быстрее, чем за дватри месяца), но и в том, что долгожданные узлы и детали часто не подходили к машинам, так как конструкция их в Китае постоянно совершенствовалась и элементная база машин постоянно менялась. Рост китайского машиностроения был настолько бурным и всеобъемлющим, что техническая документация просто за ним не успевала. Не было не только грамотных инструкций по эксплуатации и обслуживанию оборудования, но даже элементарных каталогов запасных частей с привязкой к серийным номерам машин. Их просто не успевали делать в погоне за постоянно изменяющимися конструкциями машин. Поэтому при всем своем дружелюбии и открытости китайцы сами не знали, как нам помочь. В ход шли словесные описания, чертежи и укрупненные фотографии требуемой запчасти. Но даже это не всегда помогало идентифицировать детали, и сломанные узлы приходилось снимать с машин и отправлять на завод, обрекая типографии на долгий простой.
Во многих случаях утешением служила простота китайских машин, полное отсутствие электроники и схожая с российской элементная база по механике и электрике. Это позволило российским типографиям, владельцам первых китайских машин, большинство поломок чинить на месте. Благо даже во время развала отечественной промышленности и ВПК хорошие специалисты и места, где еще не разучились «подковывать блох», в стране оставались. Возможно, именно это, а также необыкновенная доступность китайской техники послужило причиной ее быстрого распространения в России. Дешевизна и простота такого оборудования позволяли поставщикам получать 100-процентную прибыль, а покупателям — работоспособное оборудование, которое было в 3-4 раза дешевле западных аналогов. Например, та первая кашировальная машина, с которой пришлось намучиться сервисным инженерам «Апострофа», обошлась покупателю в 10 раз дешевле, чем любой европейский аналог. Поэтому он и терпел двухмесячные пусконаладочные работы, а затем за полгода полностью окупил свои затраты на ее покупку.
Со временем, конечно, на российском рынке появилась здоровая конкуренция по китайской полиграфической технике и ситуация с ценами выровнялась. Но и по сей день новое китайское оборудование предлагается в 2-3 раза дешевле нового европейского аналога. И по ценам китайцы на равных могут конкурировать только с восстановленными западными машинами.
Выставка Chinaprint 2001
Знаковым событием в распространении китайской техники в мире (в том числе и в России) явилась крупнейшая международная полиграфическая выставка Chinaprint 01, состоявшаяся в Пекине в начале 2001 года. «Апостроф» выдвинул для поездки туда десант в составе гендиректора Федора Смирнова, руководителя отдела маркетинга Михаила Нестеренко и меня (эксперта и технического директора). Эта поездка оказалась очень успешной и во многом решающей как для роста компании «Апостроф», так и для развития поставок китайской техники в Россию.
К поездке мы тщательно подготовились: в течение нескольких месяцев мной проводился анализ китайской полиграфической промышленности. По его результатам международный отдел «Апострофа» наладил контакты с несколькими десятками китайских заводов, которые мы посчитали крупнейшими в своих направлениях, и запланировал встречи с каждым из них на определенные даты. В результате неделя нашего пребывания в Пекине напоминала хорошо организованный бег с препятствиями. Ежедневно мы проводили по пять-шесть запланированных заранее переговоров плюс к этому еще примерно столько же незапланированных, когда на месте выяснилось, что виртуальный анализ отличается от действительности. Приходилось на ходу менять приоритеты и договариваться с новыми лидерами китайского полиграфического машиностроения. Таким образом, за неделю мы успели не только изучить всю выставку, но и посетить несколько заводов, расположенных недалеко от китайской столицы, и даже хватило времени на небольшую культурную программу.
Прогулка по ночному Шанхаю и посещение заводов полиграфической техники
Надо сказать, что это было удивительное путешествие — меня поразил как размах китайской выставки, так и доброжелательность и гостеприимство китайцев. По площади и количеству участников Chinaprint 01 примерно на порядок превосходила российский «ПолиграфИнтер» и была сопоставима с немецкой выставкой drupa. Площадь пекинской выставки составила более 45 тыс. м2, свою продукцию экспонировали более 2 тыс. фирм. В выставке приняли участие практически все известные мировые производители редакционноиздательского, печатного и отделочного полиграфического оборудования. В частности, там я увидел всех производителей печатных офсетных машин из Германии, Японии, США, каждый из которых демонстрировал в работе свое новое оборудование. Не говоря уже о производителях из Азии, для которых эта выставка была фактически своей. Европейские, японские и американские фирмы видели в Китае огромный рынок сбыта для своей продукции и место для открытия новых филиалов своих производств, а китайцы соответственно строили планы захвата мирового рынка. Сейчас, по прошествии десяти лет, мы видим, что и тем и другим удалось осуществить свои замыслы.
Своими эмоциями от увиденного я поделился с читателями в нескольких статьях, которые были опубликованы в полиграфических журналах после моего возвращения из Китая. Часть этих материалов о китайском оборудовании и просто о моих впечатлениях путешественника в Поднебесную доступна и сейчас на моем личном интернет-сайте http://www.marsel.ru. И до, и после этого мне приходилось бывать на различных международных выставках, но никогда я не чувствовал себя так комфортно, как тогда в Китае. Это было время великого прорыва китайской полиграфической техники на российский рынок, и я горд, что почти все фирмы, на которых я тогда остановил свое внимание (YAWA, Purlux, Shenweida, GOSS, GuangHua, Purple Magna, Clarity, Tashuang), сейчас широко представлены в России и являются лидерами по экспорту среди китайских производителей оборудования.
Буквально через год «Апостроф», сделавший ставку на китайское оборудование, уже поставил более сотни единиц оборудования, в суммарном выражении достигнув уровня в 10 млн долл. в год. Этому способствовало еще и отсутствие жесткой конкуренции в 2001-2003 годах. В частности, на выставке Chinaprint 01 мы встретили всего нескольких соотечественников: представителей компании «Бронко» и директоров некоторых дальневосточных типографий. «Бронко», кстати, также в те годы серьезно укрепилась и заняла доминирующее положение на российском рынке как поставщик азиатской техники.
После этого мне еще удалось посетить Шанхай и вживую увидеть китайские заводы, производящие передовое полиграфическое оборудование. Удивительным открытием там явилось то, что не только Россия, но и другие страны мира активно интересуются китайской техникой. В частности, на семинаре в фирме Purlux присутствовали дилеры из десятка стран, и я с удивлением узнал, что в США и некоторых европейских странах китайская техника продается под своими оригинальными названиями. Это тоже было свидетельством признания ее качества и надежности.
Для «Апострофа» такая «малина» через несколько лет закончилась. Занимать пустующую рыночную нишу ринулись новые поставщики, и в 2005 году на очередной китайской выставке Chinaprint (которую я посетил вместе с Дмитрием Ширеновым уже от фирмы «Вариант») от россиян было не протолкнуться. На Китай обратили внимание многие российские полиграфические фирмы, ранее игнорировавшие азиатскую технику. Одни из них быстро угасли, не успев зажечься (например, нашумевшая в прессе компания «Бейрин»), другие так и не вышли на заметный уровень, и только единицы стали лидерами рынка.
Сегодняшний и завтрашний день Китая в полиграфии
Сейчас, насколько мне известно, поставками китайской полиграфической техники занимается порядка 20 российских фирм, среди которых можно выделить нескольких лидеров: «Бронко», «ВИП-Системы», «Ориенталпро» — преемник «Апострофа», «Офисная полиграфия», «Нисса» и «Террапринт» (перечислены в алфавитном порядке).
Кроме оборудования, в последние годы из Китая активно поставляются расходные материалы для полиграфии: бумага, печатные формы, офсетные полотна и др. Причем доля этих материалов, по моим ощущениям, уже превышает 10-процентный барьер, то есть становится заметной в масштабах страны. Сейчас именно здесь проходит передний край конкурентной борьбы, и практически все крупные поставщики расходных материалов расширяют свою продуктовую линейку китайскими товарами.
Работая в последние годы директором типографии МГУ им. М.В. Ломоносова, я не забыл о своих китайских корнях и в работе активно использую технику и материалы из Поднебесной. В частности, считаю очень успешным приобретение для типографии Московского университета следующего китайского оборудования: тигельного вырубного станка ML-720, мощной автоматической машины для тиснения и вырубки Yawa TYM 790, автоматического промышленного ламинатора SAFM-800, гравировальнофрезерного станка CNC SD-8070, трехмодульного фальцевального аппарата Purple MAGNA ZYHD 560 и клеемазального станка для твердого переплета Purlux GJ660.
Гравировально-фрезерный станок CNC SD-8070 в типографии МГУ
Поставщиками этой техники являются разные фирмы: «Вариант», «Ориенталпро», «Бронко» и «ВИП-Системы».
В 2009 году мы начали работать с китайскими мелованными бумагами, которые не только оказались дешевле, но и обладают повышенной пухлостью и толщиной при равной массе с европейскими сортами, что также стало дополнительной статьей экономии. Тогда же мы начали экспериментировать с печатными формами. Для традиционного формного процесса испытания закончились успешно, и китайские формы стали у нас основными для книжно-журнальной печати на «доминантах». С китайскими формами для термальной СtР всё прошло не так гладко. Процент отбраковки китайских пластин из-за неравномерности полива и несоблюдения точных геометрических размеров пока не позволяет говорить об экономии, несмотря на в полтора раза меньшие цены китайских пластин, чем у признанных мировых производителей. Марки используемых в нашей типографии китайских материалов не называю, чтобы не заниматься рекламой.
Оценивая китайскую технику, хочу отдельно отметить, что сейчас на рынке огромное количество предложений. Но не все они одинаково хороши для покупателей, даже если внешне выглядят одинаково. Дело в том, что, кроме машиностроительных гигантов, в Китае до сих пор существует великое множество мелких предприятий, производящих свои машины в мастерских кустарным способом. Сложные узлы они покупают у крупных фирм, простые делают сами. Затем эти машины собираются по тем же чертежам, что и техника признанных брендов (чертежи в Китае, думаю, являются таким же товаром, как и комплектующие). Различия заключаются в используемых материалах и качестве сборки машин, что неизменно отражается на их функциональности и надежности. Поэтому, чтобы не прогадать на китайском оборудовании, надо либо знать эти особенности рынка и советоваться с экспертами, либо не рисковать и брать проверенную технику от ведущих поставщиков.
Автоматический промышленный ламинатор SAFM-800
Такой ситуация будет не всегда. Думаю, что рано или поздно все технические и технологические проблемы китайских материалов и техники останутся в прошлом. Руководство Китая всеми силами борется за престиж своей страны и ставит всяческие препоны недоброкачественным экспортерам. На всех выставках я видел разные классы машин для внутреннего и внешнего рынков, которые различаются не только наличием сертификатов и лицензий, но и конструктивно.
Раз уж речь зашла о внутреннем рынке Китая, то хочу немного раскрыть и эту тему. Знаете, сколько в Китае типографий? Не поверите — 150 тыс. Сравните это с 6 тыс. российских предприятий. Именно эта база является главным потребителем китайских полиграфических машиностроителей. Именно там разработчики оттачивают конструкцию машин и доводят их до мирового уровня. Плюс к этому очень многие производства являются совместными предприятиями с западными фирмами. Например, большинство шанхайских заводов на 49% принадлежит иностранцам, которые приносят туда не только деньги, но и современные технологии.
Уверен, что при сохранении существующих темпов развития полиграфической отрасли Китай рано или поздно увеличит свою долю присутствия на мировом рынке. Сейчас азиатское оборудование закрепилось в сегменте несложного технологического оборудования, такого как резальные машины, вырубные прессы, ламинаторы, цифровые печатные машины, шелкографское оборудование, УФ-лакировальные линии, брошюровочная техника. Но пройдет еще несколько лет, и популярность приобретет и самая сложная техника: офсетные печатные машины и СtР китайского производства. По крайней мере, компьютерную технику и космические корабли китайцы делать уже научились. Видя впечатляющие достижения китайцев во всех отраслях промышленности и сохраняющийся уже второе десятилетие безумный рост ВВП, думаю, этого момента осталось ждать не более 5-6 лет. Даже мировой кризис, практически остановивший развитие США и Европы, не сказался на Китае, который использовал это время как трамплин для очередного прыжка, чтобы возвыситься над другими странами мира.