КомпьюАрт

3 - 2010

О растровом выборе. Часть 3. Эстетическая. Форма точки

Игорь Щёголев, главный технолог ЗАО «Алмаз-пресс»

Визуальное восприятие

Квадратная точка

Эллиптическая точка

Ромбическая точка

Линейный растровый элемент

Концентрические растровые элементы

Точки бывают разные — голубые, красные…
Нас интересуют только растровые.

Теоретически форма растрового элемента может быть любой — от банальной круглой до микроизображения логотипа вашей фирмы. Но все­таки для правильного и качественного воспроизведения изображений форма растрового элемента должна соответствовать определенным требованиям.

Для того чтобы выяснить, какая форма точки вам больше всего подойдет, необходимо знать, какое оборудование установлено в типографии, где будет производиться печать.

Существует классический набор форм растровых элементов, которые имеются в любом растровом процессоре. Все растровые процессоры умеют растрировать посредством круглых, квадратных, эллипсоидных и ромбических точек с различным соотношением диаметров или диагоналей. Часто РИПы поддерживают линейное растрирование, а самые продвинутые умеют воспроизводить и концентрическими растровыми элементами.

Для выбора формы точек необходим какой­то критерий, исходя из которого можно решить, какую форму выбрать — круглую, квадратную или какую-то еще.

Имеются три основных критерия выбора формы растрового элемента:

  • визуальное восприятие растрированного изображения;
  • стабильность печати;
  • форма градационных кривых воспроизведения.

На самом деле критериев больше, например воспроизведение тонких полутоновых линий с различным наклоном, текста и т.д. В нашей типографии проводились исследования влияния формы точки и ряда других печатных и не очень печатных параметров на общую разрешающую способность процесса полиграфического воспроизведения, то есть фактически на воспроизведение мелких деталей. В результате был сделан не слишком оригинальный вывод: воспроизведение мелких элементов изображения объективно зависит только от совмещения красок при печати, остальными параметрами можно пренебречь, поскольку их влияние при цифровом растрировании гораздо менее значимы. Конечно, форма точки, линиатура и другие параметры растрирования тоже влияют на воспроизведение мелких деталей, но, во-первых, на порядок меньше, чем совмещение красок, а во-вторых, современные цифровые методы растрирования в большинстве случаев позволяют точно обрисовывать геометрические границы как крупных, так и мелких деталей изображения.

Визуальное восприятие

Форма растровой точки не только важна при использовании низкочастотных линиатур 10-30 lpi, но и влияет на визуальное восприятие (В3) даже при применении стандартных линиатур.

ВЗ, как понятно уже из названия, является субъективным критерием, поэтому, исходя из народной мудрости «на растр и цвет товарища нет», можно с уверенностью заявить, что мнений по этому вопросу столько же, сколько и специалистов, то есть много.

Приведем несколько общепринятых рекомендаций.

Принято считать, что черно­белые иллюстрации лучше воспроизводятся квадратной, круглой или эллиптической точкой.

Квадратные точки лучше использовать для репродуцирования черно­белых изображений с четким контрастным рисунком. Это же относится и к линейным растрам.

Круглые и квадратные точки применяются при репродуцировании черно­белых фотографических изображений, а ромбические и эллиптические — для цветных иллюстраций.

Круглые точки рекомендуют использовать при воспроизведении сюжетов, содержащих изображения предметов быта и т.п., эллиптические — людей и животных.

Линейные растры хороши при воспроизведении ярких цветных объектов с большим количеством мелких деталей, например одежды.

Растровые элементы в виде концентрических окружностей, по заявлениям разработчиков, вообще являются универсальным метафизическим идеалом по воспроизведению всего.

Рекомендую никому (даже мне) не верить, а приобретать собственный опыт и ему одному доверять.

Визуальные ощущения от изображений, полученных с применением растровых элементов различных форм, весьма специфичны и индивидуальны (рис. 1), поэтому если стоит вопрос о выборе формы точки, то рекомендую провести пробную печать типичного изображения с различной формой растровой точки и, оценив свои ощущения от полученного эффекта, выбрать наиболее симпатичный вам вариант.

Рис. 1. Многообразие форм растровых точек

Рис. 1. Многообразие форм растровых точек

Помимо эстетических предпочтений есть и материальные критерии, например стабильность печати и градационные характеристики воспроизведения.

Наиболее стабильно печатаются растры с растровыми элементами, имеющие небольшие значения периметра. К таковым относятся растры с круглой или эллиптической точкой, при этом круглая точка имеет наименьший периметр при максимальной площади (рис. 2).

Рис. 2. Относитетельные размеры и формы растровых точек

Рис. 2. Относитетельные размеры и формы растровых точек

В технологическом плане круглая точка является идеальным вариантом, если бы не одно «но». При увеличении площади растрового элемента в один прекрасный или не очень прекрасный момент происходит так называемое слияние смежных растровых точек. Размер растровых точек становится таким, что своими сторонами точки начинают касаться друг друга. Этот момент называется точкой слияния или точкой касания. В точке слияния происходит изменение градиента приращения тона, а в случае с круглой точкой в точке слияния градиент приращения тона меняет знак, то есть приращение тона начинает убывать.

Добавлю, что при увеличении площади растрового элемента приращение тона (растискивание) вначале растет, а по достижении точки слияния начинает убывать. Кривая приращения тона определяет градационную передачу процесса тоно-воспроизведения и является одним из основных стандартизуемых параметров печатного процесса.

Кроме того, в точке слияния возникает градационный скачок. Для круглой точки градационный скачок наиболее сильный, поскольку слияние точек происходит одновременно с четырех сторон.

В начало В начало

Квадратная точка

Форма градационной кривой тоно-воспроизведения растрами с квадратной точкой соответствует градационной кривой для растров с круглой точкой с той лишь разницей, что общий уровень приращения тона выше, чем у круглой точки.

В начало В начало

Эллиптическая точка

Эллиптическая растровая точка по стабильности печати практически не уступает круглой точке (рис. 3), но имеет сглаженный градационный скачок вследствие того, что первое слияние происходит при тоновом значении около 40%, а второе — около 60%, в зависимости от соотношения диаметров эллиптической точки. В стандарте печати ISO 12647-2 рекомендуется выбирать такие соотношения диаметров, чтобы первое касание происходило при значении тона не менее 40%, а второе — не более 60%.

Рис. 3. Круглые и эллиптические
растровые точки

Рис. 3. Круглые и эллиптические растровые точки

Рекомендую применять соотношение диаметров 90%. Именно это значение дает реальную градационную кривую, наиболее приближенную по форме к стандартной кривой по ISO 12647-2.

В начало В начало

Ромбическая точка

Ромбическая точка является полным аналогом эллиптической — отличие заключается только в больших значениях приращения тона и меньшей стабильности при печати.

В начало В начало

Линейный растровый элемент

Кривые градационной передачи линейного растра заметно отличаются от стандартных кривых приращения тона. Физическое приращение тона несколько выше, чем у круглой или эллиптической точки, однако линейные растры имеют ряд преимуществ:

  • стабильность печати линейными растрами при правильной технологической подготовке даже превосходит стабильность печати круглой точкой;
  • линейные растры являются одноосевыми, поэтому имеют шесть углов поворота растра, при которых не возникает межсепарационный муар, например 0, 30, 60, 90, 120, 150°. Но есть у них один существенный недостаток — при воспроизведении ахроматических изображений, в зависимости от совмещения сепараций (красок), изображение приобретает тот или иной цветовой оттенок. По правде говоря, данное явление характерно для всех типов растров, но у линейных это особенно выражено.
В начало В начало

Концентрические растровые элементы

Концентрические точки являются разновидностью круглой точки с очень большим периметром и высоким уровнем оптического приращения тона (растискивания). Как и у круглой точки, в точке слияния будет происходить тоновый скачок. Теоретически концентрические точки не имеют никаких технологических преимуществ перед другими формами растровых элементов. Высокое оптическое растискивание значительно ухудшает зрительное восприятие полутонов, они выглядят более «серыми», неяркими. Не рекомендуется применять концентрическую форму точек для слабомелованных бумаг с плохими показателями непрозрачности. Стабильность печати растров с концентрической точкой при использовании бумаг двойного мелования находится на уровне стабильности стохастических растров, а на легкомелованных и немелованных бумагах их лучше вообще не применять. Относительно недавно на рынке появился новый продукт — концентрический растр, разработанный компанией EskoArtwork. Практические оценки показали, что разработанный фирмой EskoArtwork продукт имеет очень удачный алгоритм и библиотеку растрирования, что позволяет получить расширенный тоновый диапазон, а это очень важно при применении высоколиниатурных вариантов растрирования.

Рис. 4. Концентрический растровый элемент

Рис. 4. Концентрический растровый элемент

При цифровом растрировании понятие формы растрового элемента носит условный характер, особенно в светах и тенях. Например, если растровая ячейка определяется ячейкой выводного устройства размером 16x16 пикселов, то 2%-ная растровая точка будет образовываться пятью пикселами и независимо от формы точки, используемой при растрировании, будет иметь определенную геометрическую форму, очень отдаленно напоминающую требуемую.

Приведенный пример, конечно, гиперболизирован. Однако для сложных форм точек (например, концентрических — рис. 4) образование заявленных форм ограниченным количеством пикселов является существенной проблемой. Получение концентрической формы при разрешении выводного устройства 2400 dpi даже в полутонах задача непростая, а с увеличением линиатуры вариантов генерация сложных форм еще более усложняется.

Рис.5. Кривые приращения тона для различных форм растровой точки

Рис.5. Кривые приращения тона для различных форм растровой точки

Выбор формы точки фактически является выбором типа растра. Стандарт печати ISO 12647 регламентирует только три формы точки: круглая, эллиптическая и квадратная. Именно для данных форм растрового элемента разработаны и могут применяться стандартные цветовые профили. Использование нестандартных форм точек (фактически нестандартных растров) требует построения либо индивидуального цветового профиля, либо, как минимум, компенсационных градационных кривых. Причем для каждого вида бумаги необходим свой профиль или компенсационная кривая.

Так что выбор за вами.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2010

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства