КомпьюАрт

4 - 2010

О российском рынке защищенной полиграфии

Владимир Токарев Владимир Токарев, заместитель генерального директора фирмы «ЭПО»

Существует ли рынок защищенной полиграфической продукции, каков он и в каком направлении движется? Подобными вопросами задаются все, кто работает в этой области. Если проанализировать, что печатают сегодня различные организации, имеющие на это лицензию, то нетрудно составить список защищенной полиграфической продукции. Он займет не так много строк, как хотелось бы работающим на этом рынке.

Немного о «честной» конкурентной борьбе

Сразу оговорюсь, что в список анализируемых организаций не входит ФГУП «Гознак». Это предприятие стоит особняком, потому что ему беспокоиться о своем выживании не приходится. Хотя предполагаю, что и ему, или, точнее, его руководству, хотелось бы иметь заказов больше, чем в настоящее время. Кроме того, если вокруг него маленькие, но довольные своей жизнью лицензиаты, тогда и большой производитель живет в достатке. А в настоящее время он посматривает вокруг и подумывает, что бы еще отобрать типа защитной марки на винно­водочную продукцию. Или ему приходится раздавать советы потенциальным заказчикам, составляющим конкурсную документацию, чтобы они завуалированно включали в нее «орловскую» печать, а еще лучше металлографию. Не от хорошей жизни всё это. Но вернемся к рынку и списку тоже.

Об ассортименте защищенной полиграфической продукции

Исторически так сложилось, что открывают этот список бланки ценных бумаг во всем своем многообразии. За ними идут бланки свидетельства на право (собственности в том числе), бланки сертификатов, подтверждающих что­либо, бланки туристических путевок, бланки входных билетов, бензиновые талоны, пропуска, бланки лицензий, бланки документов об образовании и не многое, но другое.

Обложка и разворот специализированного журнала «Ценные бума

Обложка и разворот специализированного журнала «Ценные бума

Для начала рассмотрим, сколько же печатается бланков ценных бумаг и на каких предприятиях их изготавливают. Никакой промышленный шпионаж для этого не потребуется — всё можно узнать из ежемесячного информационного бюллетеня «Ценные бумаги» издательства «ИнтерКрим­пресс». Для примера возьмем еще почти благополучный 2009 год. Тиражи ценных бумаг колебались от одной штуки до нескольких сотен тысяч экземпляров, но такой заказ в 2009 году был всего­навсего один. Совсем негусто.

В журнале по заведенному порядку публикуется перечень и описание видов защиты бланков ценных бумаг, выпущенных фирмами­лицензиатами в течение календарного месяца.

Теперь о цифрах

По результатам анализа информации из бюллетеня «Ценные бумаги», которые отражены в табл. 1, видно, сколько и каких заказов было сделано в 2009 году. В основном тиражи колебались в пределах от 500 до 10 000 штук бланков.

Теперь, исходя из информации, доступной на различных сайтах в Интернете, можно составить усредненный прайс­лист на производимую лицензиатами продукцию. Он представлен в виде табл. 2 с данными, претендующими на правдоподобность. В ней приведены цены на заказы, нашедшие свое отражение в табл. 1. Цены указаны в рублях и округлены до десятых долей для простоты дальнейших расчетов.

Имея эти две таблицы, автоматически получаем стоимостное выражение по каждому заказу, группе заказов, доходу каждой организации в отдельности и всех лицензиатов вместе. Табл. 3 расставляет всё на свои места.

Таблица 1

Тиражи

Типография

Итого

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

№ 11

Всего за год

26

9

105

2

33

2

10

2

2

6

1

198

До 500

9

4

44

16

2

3

1

1

1

81

1000

4

2

28

1

10

5

5

55

2000

4

1

9

4

1

1

1

21

3000

1

1

7

1

1

11

4000

2

2

5000

8

7

3

18

8000

1

1

2

10 000

2

1

3

11 000

1

1

15 000

3

3

Отдельные заказы

1

1

Примечание. Для анализа было взято 11 типографий (без указания названий), имеющих лицензии на выпуск защищенной полиграфической продукции.

Таблица 2

 

Тираж, экз.

Отдельные
заказы

 

До 500

1000

2000

3000

4000

5000

8000

10 000

11 000

15 000

Стоимость тиража, руб.

29 000

38 500

46 000

55 000

61 500

71 500

94 500

110 000

119 500

156 500

1,6

Таблица 3

Тиражи

Типография

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

№ 11

До 500

261 000

116 000

1 276 000

 

464 000

58 000

87 000

29 000

29 000

 

29 000

1000

154 000

77 000

1 078 000

38 500

385 000

 

192 500

 

 

192 500

 

2000

184 000

46 000

414 000

 

184 000

 

46 000

46 000

46 000

 

 

3000

55 000

55 000

385 000

55 000

 

 

55 000

 

 

 

 

4000

 

123 000

 

 

 

 

 

 

 

 

5000

572 000

 

500 500

 

214 500

 

 

 

 

 

 

8000

94 500

94 500

 

 

 

 

 

 

 

 

10 000

 

220 000

 

 

 

 

 

 

110 000

 

11 000

 

119 500

 

 

 

 

 

 

 

 

15 000

 

469 500

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдельно

 

 

320 000

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

1 226 000

388 500

5 000 000

93 500

1 247 500

58 000

380 500

75 000

75 000

302 500

29 000

ИТОГО в год:

8 875 500

Из информации, приведенной во всех трех таблицах, следует, что 53% всех заказов печатает типография № 3, она же получает немногим более 56% всех финансов, выделяемых заказчиками на изготовление бланков ценных бумаг. Если представить, что все заказы будет выполнять одна организация, то в ее штат должно входить не менее 30 человек: три дизайнера, оператор, работающий на СtР, или копировщик, шесть печатников, печатник высокой печати, два резчика, исполнитель, заведующий специальным хранилищем, технолог, три менеджера, завскладом, два бухгалтера, курьер, три охранника, два разнорабочих, два водителя, секретарь и руководитель. Учитывая, что средняя заработная плата в типографии составляет 25 тыс. руб., в месяц необходимо только на эту статью расхода иметь 775 тыс. руб. Арендная плата при занимаемой площади в 1000 м2 и стоимости 1 м2 в 8500 руб. в год составляет вторую основную статью расхода: 8 500 000 : 12 = 708 333 руб. в месяц. Расходы на закупаемые материалы составят примерно 500 тыс. руб. На все другие расходы запланируем сумму в размере 600 тыс. руб. Получаем, что в месяц типография без отчислений на развитие должна зарабатывать 775 000 + 708 333 + 500 000 + 600 000 = 2 583 333 руб. Ни одно из приведенных в качестве примера предприятий не может жить­поживать да добра наживать только на разработке и изготовлении бланков ценных бумаг, даже если допустить, что абсолютно все бланки печатались бы в одной типографии. Таким образом, все предприятия­лицензиаты занимаются демонстрацией своих возможностей, да и только. Бланки ценных бумаг — продукт с заведомо заниженной себестоимостью изготовления. И в этом виноваты сами лицензиаты — им давно надо было бы перенять опыт предприятий, торгующих нетепродуктами.

О главном заказе современности

Что же еще есть на российском рынке защищенной от подделки полиграфической продукции? Лотерейные билеты. Вот они, объемы­то, где прячутся! По разным оценкам, несмотря на тенденцию к снижению объемов выпуска лотерейных билетов, общее количество их выпуска составляет около 16 млн в месяц. Примерно такой объем необходим российскому рынку. Это совсем немного в сравнении с другими странами. Общее количество лотерейных билетов складывается из 5 млн билетов стираемой лотереи, 4 млн лотерейных билетов конвертного типа, 3 млн билетов тиражной лотереи и 4 млн билетов различных комбинированных лотерей. Сегодня изготовление лотерейного билета обходится заказчику приблизительно в 0,72 руб. Отсюда нетрудно подсчитать, что на выпуск такого количества лотерейных билетов тратится 11 520 000 руб. На изготовление другой защищенной от подделки полиграфической продукции (бланки сертификатов, свидетельств, бланки пропусков и т.д.) требуется не более 7 млн руб. Таким образом, российский рынок защищенной от подделки полиграфической продукции можно оценить в 18­20 млн руб. (739 625 + 11 520 000+ 7 000 000). Вот такой рынок — каждый может оценивать его по­своему. Для кого­то он большой, а для кого­то — маленький, карманный.

Примечание главного редактора

Вот уже несколько лет подряд заказ РЖД России на изготовление бланков железнодорожных билетов (мечта любой типографии, работающей в области защищенной полиграфии) размещается на предприятии «ПолиграФ-Защита». Об этом легко узнать, посмотрев выходные данные железнодорожного билета.

Что касается авиабилетов, то с введением электронной формы заказы на них (от многочисленных мелких авиаперевозчиков) постепенно утрачивают свою коммерческую привлекательность.

Дополнительно отмечу, что данная продукция печатается в ролях и имеет несколько слоев, подборка которых осуществляется на специальном оборудовании — коллаторе, установленном не во всех типографиях-лицензиатах.

В расчет не входили: авиа­ и железнодорожные билеты, а также директивно сделанные в 2010 году защищенной продукцией бланки нотариального акта. Вот почему менеджеры разных лицензиатов дерутся за тот или иной заказ, перетягивая его как одеяло с ног на голову, и всё равно всем холодно. 

КомпьюАрт 4'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства