КомпьюАрт

4 - 2010

Анализ выпуска газет и журналов в 2009 году

Цель настоящей публикации — проанализировать динамику натурального выпуска газетной и журнальной продукции, а также рыночные позиции предприятий федерального сектора российской полиграфии.
Информационная основа анализа — данные форм государственного и отраслевого статистического наблюдения (П-1 и 4221-ПС) за соответствующие периоды 2009 года, представленные предприятиями федерального уровня.
Анализ осуществляется в разрезе отдельных секторов рынка полиграфических работ, существенных для совокупности федеральных предприятий. В дальнейшем изложении под крупными операторами рынка понимаются предприятия, чья доля в общем натуральном выпуске печатной продукции в соответствующем секторе рынка полиграфических работ не менее 1%.

Сектор производства журнальной продукции (листаж)

Из 51 предприятия, входящего в рассматриваемую совокупность, выпуском журнальной продукции занималось 32. Из них по итогам 2009 года 11 относились к числу крупных операторов (табл. 1). При этом по сравнению с 2008 годом одно предприятие, типография «Лев Толстой», перестало соответствовать статусу крупного оператора, но другое предприятие, «Иркутский Дом печати», этот статус приобрело. Доля крупных операторов в общем листаже книжной продукции по сравнению с 2008 годом несколько сократилась — с 97,0 до 96,7%. Произошло существенное снижение уровня концентрации производства, индекс Херфинделя-Хиршмана HHI в рамках рассматриваемого сектора уменьшился с 1744,4 до 1400,4. Уменьшение индекса HHI означает размывание рынка, утрату лидерских позиций рядом предприятий. Так оно и было. Суммарная доля двух лидеров, «Советской Сибири» и Чеховского полиграфкомбината, которая в 2008 году была равна 54,4%, в 2009 году упала до 41,3%, на 5,0 и 2,9 процентных пункта сократились рыночные доли «Царицына» и «Челябинского Дома печати» соответственно. Зато увеличилось присутствие в журнальном секторе рынка полиграфических работ «Нижполиграфа» (на 8,4 процентного пункта), «Костромы» (5,3), «Ульяновского Дома печати» (3,5), «Омского Дома печати» (2,9). Это сказалось и на размещении предприятий в рейтинговой таблице. «Советская Сибирь» и Чеховский полиграфкомбинат сохранили за собой первую и вторую строчки рейтинга. На третью позицию с седьмой поднялся «Нижполиграф», на четвертую — «Кострома». Пять позиций потерял «Царицын», три — «Челябинский Дом печати», занимавшие в 2008 году соответственно третье и четвертое места в рейтинге.

Таблица 1. Крупные операторы сектора производства журнальной продукции (листаж, 2008-2009 гг.)

 Наименование предприятия

Выпуск, млн листов-оттисков

Доля в выпуске, % 

Выпуск, млн листов-оттисков

Доля в выпуске, %

Выпуск, млн листов-оттисков

Доля в выпуске, %

Выпуск, млн листов-оттисков

Доля в выпуске, %

Выпуск, млн листов-оттисков

Доля в выпуске, %

I/2009 г.

I/2008 г.

I/2009 г.

I/2008 г.

II/2009 г.

II/2008 г.

II/2009 г.

II/2008 г.

III/2009 г.

III/2008 г.

III/2009 г.

III/2008 г.

IV/2009 г.

IV/2008 г.

IV/2009 г.

IV/2008 г.

2009 г. в целом

2008 г. в целом

2009 г. в целом

2008 г. в целом

Советская

 Сибирь

47,3

75,0

22,0

28,8

45,7

87,5

24,7

27,0

44,4

88,9

27,1

30,4

46,8

85,3

24,4

30,3

184,2

336,7

24,4

29,1

Чеховский полиграф-комбинат

44,0

75,0

20,5

28,8

32,0

92,8

17,3

28,6

25,8

76,7

15,7

26,2

25,4

48,5

13,3

17,2

127,2

293,0

16,9

25,3

Нижполиграф

32,6

0,8

15,2

0,3

20,6

21,0

11,2

6,5

26,2

18,7

16,0

6,4

27,7

26,4

14,5

9,4

107,1

66,9

14,2

5,8

Кострома

22,9

14,5

10,7

5,6

20,7

24,2

11,2

7,5

20,6

17,8

12,6

6,1

22,5

15,5

11,7

5,5

86,7

72,0

11,5

6,2

Омский Дом печати

12,9

18,3

6,0

7,0

18,4

20,3

10,0

6,3

17,4

17,8

10,6

6,1

20,7

16,3

10,8

5,8

69,4

72,7

9,2

6,3

Ульяновский Дом печати

11,6

11,7

5,4

4,5

12,4

12,3

6,7

3,8

12,1

11,8

7,4

4,0

24,2

16,6

12,6

5,9

60,3

52,4

8,0

4,5

Челябинский Дом печати

13,1

20,5

6,1

7,9

9,7

18,8

5,3

5,8

4,2

17,2

2,6

5,9

1,4

21,1

0,7

7,5

28,4

77,6

3,8

6,7

Царицын

16,5

28,4

7,7

10,9

11,1

25,5

6,0

7,9

0,1

24,8

0,1

8,5

0,0

22,2

0,0

7,9

27,7

100,9

3,7

8,7

Фабрика
офсетной

печати № 2

5,6

6,5

2,6

2,5

4,9

6,7

2,7

2,1

5,2

7,2

3,2

2,5

3,7

6,0

1,9

2,1

19,4

26,4

2,6

2,3

Дальпресс

0,5

0,0

0,2

0,0

0,5

0,8

0,3

0,2

0,4

0,8

0,2

0,3

8,7

11,6

4,5

4,1

10,1

13,2

1,3

1,1

Иркутский Дом печати

1,1

1,4

0,5

0,5

2,5

3,4

1,3

1,0

1,9

2,8

1,2

1,0

3,1

3,0

1,6

1,1

8,5

10,6

1,1

0,9

Лев Толстой

1,8

2,4

0,8

0,9

1,6

3,0

0,9

0,9

1,1

2,5

0,7

0,9

2,2

3,3

1,1

1,2

6,7

11,2

0,9

1,0

ВСЕГО:

214,7

260,4

100,0

100,0

184,7

324,3

100,0

100,0

163,9

292,6

100,0

100,0

191,5

281,6

100,0

100,0

754,7

1159,0

100,0

100,0

Следует заметить, что оценка ситуации в журнальном секторе сопряжена со значительными трудностями — «трудностями перевода». Дело в том, что одно и то же издание, которое сегодня значится как газетное, с завтрашнего дня волей издателя становится журналом. Периодические рекламные каталоги торговых сетей уже сами типографии переводили в разряд журналов и отчитывались за них как за журналы. Неожиданность подобных переводов туда и обратно, безусловно, сказывается на безупречности выводов относительно динамики натурального выпуска, но, тем не менее, табл. 2 дает определенные основания для аналитических суждений.

Таблица 2. Квартальная динамика натурального выпуска журнальной продукции (листаж, 2009 г.)

Наименование
предприятия

I кв.
2009 г./I кв. 2008 г.

II кв.
2009 г./II кв. 2008 г.

III кв. 2009 г./III кв. 2008 г.

IV кв. 2009 г./IV кв. 2008 г.

2009 г./
2008 г.

I кв. 2009 г./I кв. 2009 г.

II кв. 2009 г./I кв. 2009 г.

III кв. 2009 г./I кв. 2009 г.

IV кв. 2009 г./I кв. 2009 г.

Нижполиграф

4075,0

98,1

140,1

104,9

160,1

100,0

63,2

80,4

85,0

Кострома

157,9

85,5

115,7

145,2

120,4

100,0

90,4

90,0

98,3

Ульяновский
Дом печати

99,1

100,8

102,5

145,8

115,1

100,0

106,9

104,3

208,6

Омский Дом печати

70,5

90,6

97,8

127,0

95,5

100,0

142,6

134,9

160,5

Иркутский
Дом печати

75,0

72,1

67,9

103,3

80,2

100,0

233,3

181,0

295,2

Дальпресс

62,5

50,0

75,0

76,5

100,0

100,0

80,0

1740,0

Фабрика офсетной
печати № 2

86,2

73,1

72,2

61,7

73,5

100,0

87,5

92,9

66,1

Советская Сибирь

63,1

52,2

49,9

54,9

54,7

100,0

96,6

93,9

98,9

Чеховский
полиграфкомбинат

58,7

34,5

33,6

52,4

43,4

100,0

72,7

58,6

57,7

Челябинский
Дом печати

63,9

51,6

24,4

6,6

36,6

100,0

74,0

32,1

10,7

Царицын

58,1

43,5

0,4

0,0

27,5

100,0

67,3

0,6

0,0

ИТОГО:

82,5

57,0

55,6

67,6

65,0

100,0

88,9

61,1

122,2

Метаморфозы, наблюдавшиеся в отчетности «Нижполиграфа» в начале 2008 года и «Дальпресса» в конце того же года, по-видимому, как раз следует отнести на счет «трудностей перевода». В целом же по сектору квартальная динамика определялась положением дел в «Советской Сибири» и Чеховском полиграфкомбинате. Лучше средних цифр по сектору выглядят сравнительные с 2008 годом данные по «Нижполиграфу», «Костроме», «Ульяновскому Дому печати», которые в 2009 году произвели больше журнальной продукции, чем годом раньше. Хуже средних цифр показатели «Советской Сибири», Чеховского полиграфкомбината, «Челябинского Дома печати», «Царицына». Похоже, что две последние типографии к концу года прекратили выпуск журналов совсем.

Несмотря на то что в целом по сектору в IV квартале 2009 года журналов было отпечатано больше, чем в I квартале, семь из одиннадцати крупных операторов в последнем квартале не вышли на уровень начала года. Лучше других была квартальная динамика производства журнальной продукции у «Иркутского Дома печати», «Ульяновского Дома печати» и «Омского Дома печати».

Сектор производства газетной продукции (общий тираж)

Из 51 предприятия, входящего в рассматриваемую совокупность, выпуском газетной продукции занималось 37. Из них по итогам 2009 года 27 относилось к крупным операторам (табл. 3). В число крупных операторов не вошли такие специализированные газетные предприятия, как

«Ставрополье», Читинская областная типография, «Красное знамя». Доля крупных операторов в общем тираже газетной продукции по сравнению с 2008 годом увеличилась с 96,3 до 97,0%. Уровень концентрации производства, измеряемый индексом Херфинделя-Хиршмана HHI, в рамках рассматриваемого сектора незначительно (около 2%) снизился — с 602,5 до 590,2. Колебания индекса HHI в небольших пределах могут быть обусловлены либо стабильностью рыночных позиций операторов сектора, либо равноценным увеличением долей одних и уменьшением долей других операторов. В нашем случае существенно уменьшились доли рынка «Советской Сибири» (–1,3 процентного пункта), «Нижполиграфа» (–1,0), «Челябинского Дома печати» (–0,9), «Звезды» (–0,8). Заметно выросли рыночные доли «Воронежа» (0,9), «Царицына» (0,9), Санкт-Петербургского газетного комплекса (0,8), «Ульяновского Дома печати» (0,8). Этим объясняются и перемещения в рейтинговой таблице газетных предприятий. Первые две строчки остаются за «Советской Сибирью» и Санкт-Петербургским газетным комплексом, на семь позиций рухнул «Челябинский Дом печати», опус-тившийся на 21-е место, на четыре позиции вниз переместились «Нижполиграф» и «Приамурье», занявшие соответственно 13-ю и 25-ю позиции. На пять строчек вверх поднялся «Царицын» (7-я строка рейтинга), на четыре — «Ульяновский Дом печати» — 14-я строка.

Таблица 3. Крупные операторы сектора производства газетной продукции (общий тираж, 2008-2009 гг.)

№ п/п 

 Наименование
предприятия

 Выпуск, млн экз. ф. 4А2

Доля в выпуске, %

Выпуск, млн экз. ф. 4А2

Доля в выпуске, %

Выпуск, млн экз. ф. 4А2

Доля в выпуске, %

Выпуск, млн экз. ф. 4А2

Доля в выпуске, %

Выпуск, млн листов-оттисков

Доля в выпуске, %

I/2009 г.

I/2008 г.

I/2009 г.

I/2008 г.

II/2009 г.

II/2008 г.

II/

2009 г.

II/

2008 г.

III/

2009 г.

III/

2008 г.

III/

2009 г.

III/

2008 г.

IV/

2009 г.

IV/

2008 г.

IV/

2009 г.

IV/

2008 г.

2009 г.

в целом

2008 г.

в целом

2009 г.

в целом

2008 г.

в целом

1

Советская Сибирь

90,4

164,5

12,3

15,0

96,5

180,8

12,5

15,9

94,0

179,1

12,8

16,2

150,4

151,3

18,0

13,9

431,3

675,7

14,0

15,3

2

СПб  газетный комплекс

79,2

131,1

10,8

11,9

94,9

130,2

12,3

11,5

91,0

116,8

12,4

10,6

99,1

116,9

11,8

10,7

364,2

495,0

11,9

11,2

3

Воронеж

42,2

57,3

5,8

5,2

46,6

53,7

6,1

4,7

42,8

52,6

5,8

4,8

46,1

53,1

5,5

4,9

177,7

216,7

5,8

4,9

4

Дальпресс

40,8

55,6

5,6

5,1

46,9

58,7

6,1

5,2

44,7

55,8

6,1

5,1

27,9

56,6

3,3

5,2

160,3

226,7

5,2

5,1

5

Уральский рабочий

34,9

45,1

4,8

4,1

38,9

46,1

5,1

4,1

37,4

46,5

5,1

4,2

43,4

44,5

5,2

4,1

154,6

182,2

5,0

4,1

6

Тюменcкий Дом печати

29,9

43,2

4,1

3,9

37,0

54,3

4,8

4,8

41,2

55,6

5,6

5,0

39,7

56,1

4,7

5,2

147,8

209,2

4,8

4,7

7

Царицын

36,4

37,7

5,0

3,4

28,7

36,2

3,7

3,2

32,0

36,6

4,4

3,3

35,5

39,6

4,2

3,6

132,6

150,1

4,3

3,4

8

Советская Кубань

32,5

49,7

4,4

4,5

33,1

52

4,3

4,6

28,5

50,1

3,9

4,5

32,0

48,9

3,8

4,5

126,1

200,7

4,1

4,5

9

Омский Дом печати

29,0

44,4

4,0

4,0

31,4

45,6

4,1

4,0

26,8

45,0

3,7

4,1

30,2

39,0

3,6

3,6

117,4

174,0

3,8

3,9

10

Звезда

30,0

50,5

4,1

4,6

27,4

52,4

3,6

4,6

27,4

51,7

3,7

4,7

28,8

43,1

3,4

4,0

113,6

197,7

3,7

4,5

11

Кавказская здравница

25,5

42,0

3,5

3,8

27,1

44,4

3,5

3,9

25,7

42,7

3,5

3,9

30,0

40,2

3,6

3,7

108,3

169,3

3,5

3,8

12

Слово

28,8

28,1

3,9

2,6

26,9

32,5

3,5

2,9

21,8

33,9

3,0

3,1

20,8

33,6

2,5

3,1

98,3

128,1

3,2

2,9

13

Нижполиграф

21,1

35,3

2,9

3,2

23,9

36,9

3,0

3,3

22,1

37,9

3,0

3,4

26,8

68,8

3,2

6,3

93,3

178,9

3,0

4,0

14

Ульяновский Дом печати

16,3

23,9

2,2

2,2

21,3

23,7

2,8

2,1

22,3

23,3

3,0

2,1

27,7

23,0

3,3

2,1

87,6

93,9

2,9

2,1

15

Кузбасс

19,5

26,8

2,7

2,4

17,3

26,5

2,2

2,3

16,3

25,8

2,2

2,3

20,4

22,3

2,4

2,0

73,5

101,4

2,4

2,3

16

Молот

17,1

26,3

2,3

2,4

15,8

26,1

2,1

2,3

17,0

26,6

2,3

2,4

23,6

25,9

2,8

2,4

73,5

104,9

2,4

2,4

17

Пензенская правда

16,6

25,2

2,3

2,3

18,1

25,4

2,3

2,2

16,4

21,8

2,2

2,0

18,7

30,8

2,2

2,8

69,8

103,2

2,3

2,3

18

Север

17,4

17,4

2,4

1,6

14,4

18,6

1,9

1,6

11,2

16,4

1,5

1,5

15,6

19,7

1,9

1,8

58,6

72,1

1,9

1,6

19

Кострома

12,9

15,1

1,8

1,4

14,4

15,6

1,9

1,4

13,5

21,3

1,8

1,9

15,7

17,1

1,9

1,6

56,5

69,1

1,8

1,6

20

Правда Севера

12,1

16,8

1,6

1,5

16,9

18,7

2,2

1,6

11,8

14,5

1,6

1,3

12,5

16,2

1,5

1,5

53,3

66,2

1,7

1,5

21

Челябинский Дом печати

11,7

34,1

1,6

3,1

13,1

30,8

1,7

2,7

11,3

28,5

1,5

2,6

14,6

21,1

1,7

1,9

50,7

114,5

1,7

2,6

22

Иркутский Дом печати

9,3

13,6

1,3

1,2

12

14,3

1,6

1,3

11,2

15,6

1,5

1,4

11,4

14,4

1,4

1,3

43,9

57,9

1,4

1,3

23

Дом печати — Вятка

8,5

14,4

1,2

1,3

11,3

13,3

1,5

1,2

11,1

12,6

1,5

1,1

12,9

13,1

1,5

1,2

43,8

53,4

1,4

1,2

24

Ориус

10,7

16,5

1,5

1,5

10,5

16,6

1,4

1,5

10,4

15,8

1,4

1,4

9,8

17,5

1,2

1,6

41,4

66,4

1,3

1,5

25

Приамурье

14,5

16,9

2,0

1,5

9,7

17,8

1,3

1,6

8,7

17,2

1,2

1,6

5,5

17,5

0,7

1,6

38,4

69,4

1,2

1,6

26

Алтай

7,7

10,6

1,0

1,0

8,6

10

1,1

0,9

8,0

9,0

1,1

0,8

8,9

9,9

1,1

0,9

33,2

39,5

1,1

0,9

27

Южный Урал

7,0

12,3

1,0

1,1

7,3

12

0,9

1,1

7,8

12,3

1,1

1,1

7,9

10,2

0,9

0,9

30,0

46,8

1,0

1,1

ИТОГО:

733,6

1099,9

100,0

100,0

769,1

1134,3

100,0

100,0

733,0

1103,8

100,0

100,0

836,6

1088,9

100,0

100,0

3072,3

4426,9

100

100

В табл. 4 представлена квартальная динамика натурального выпуска газетной продукции крупными операторами сектора в сопоставлении с данными аналогичных кварталов 2008 года и с I кварталом 2009 года.

Таблица 4. Квартальная динамика натурального выпуска газетной продукции (общий тираж, 2009 г.)

Наименование
предприятия

I кв. 2009 г./I кв. 2008 г.

II кв. 2009 г./II кв. 2008 г.

III кв. 2009 г./III кв. 2008 г.

IV кв. 2009 г./IV кв. 2008 г.

2009 г./
2008 г.

I кв. 2009 г./I кв. 2009 г.

II кв. 2009 г./I кв. 2009 г.

III кв. 2009 г./I кв. 2009 г.

IV кв. 2009 г./I кв. 2009 г.

Советская Сибирь

55,0

53,4

52,5

99,4

63,8

100,0

106,7

104,0

166,4

СПб  газетный комплекс

60,4

72,9

77,9

84,8

73,6

100,0

119,8

114,9

125,1

Воронеж

73,6

86,8

81,4

86,8

82,0

100,0

110,4

101,4

109,2

Дальпресс

73,4

79,9

80,1

49,3

70,7

100,0

115,0

109,6

68,4

Уральский рабочий

77,4

84,4

80,4

97,5

84,9

100,0

111,5

107,2

124,4

Тюменcкий Дом печати

69,2

68,1

74,1

70,8

70,7

100,0

123,7

137,8

132,8

Царицын

96,6

79,3

87,4

89,6

88,3

100,0

78,8

87,9

97,5

Советская Кубань

65,4

63,7

56,9

65,4

62,8

100,0

101,8

87,7

98,5

Омский Дом печати

65,3

68,9

59,6

77,4

67,5

100,0

108,3

92,4

104,1

Звезда

59,4

52,3

53,0

66,8

57,5

100,0

91,3

91,3

96,0

Кавказская здравница

60,7

61,0

60,2

74,6

64,0

100,0

106,3

100,8

117,6

Слово

102,5

82,8

64,3

61,9

76,7

100,0

93,4

75,7

72,2

Нижполиграф

59,8

63,1

58,3

39,0

52,2

100,0

110,2

104,6

126,9

Ульяновский
Дом печати

68,3

89,7

95,7

120,4

93,3

100,0

130,3

136,6

169,6

Кузбасс

72,8

65,3

63,2

91,5

72,5

100,0

88,7

83,6

104,6

Молот

65,1

60,4

63,9

91,1

70,1

100,0

92,1

99,2

137,8

Пензенская правда

66,0

71,1

75,2

60,7

67,6

100,0

108,7

98,6

112,4

Север

100,0

77,4

68,3

79,2

81,3

100,0

82,8

64,4

89,7

Кострома

85,4

92,3

63,4

91,8

81,8

100,0

111,6

104,7

121,7

Правда Севера

72,0

90,4

81,4

77,2

80,5

100,0

139,7

97,5

103,3

Челябинский

Дом печати

34,3

42,5

39,6

69,2

44,3

100,0

112,0

96,6

124,8

Иркутский Дом печати

68,4

83,9

71,8

79,2

75,8

100,0

129,0

120,4

122,6

Дом печати — Вятка

59,0

85,0

88,1

98,5

82,0

100,0

132,9

130,6

151,8

Ориус

64,8

63,3

65,8

56,0

62,3

100,0

98,1

97,2

91,6

Приамурье

85,8

54,5

50,6

31,4

55,3

100,0

66,9

60,0

37,9

Алтай

72,6

86,0

88,9

89,9

84,1

100,0

111,7

103,9

115,6

Южный Урал

56,9

60,8

63,4

77,5

64,1

100,0

104,3

111,4

112,9

 ИТОГО:

66,7

67,8

66,4

76,8

69,4

100,0

104,8

99,9

114,0

Если в целом по газетному сектору первые три квартала 2009 года примерно одинаково уступали первым трем кварталам 2008 года (32-33%), то в IV квартале отступление стало меньше — 23,2%. Среди всех предприятий только одному «Ульяновскому Дому печати» и только однажды, в IV квартале, удалось отпечатать газет больше, чем в IV квартале предыдущего года. В течение всего 2009 года лучше, чем в среднем по газетному сектору, работали такие предприятия, как «Ульяновский Дом печати», «Царицын», «Уральский рабочий», «Алтай», «Север», «Правда Севера», «Иркутский Дом печати». И напротив, данные «Челябинского Дома печати», «Нижполиграфа», «Звезды», «Ориуса», «Советской Кубани», «Кавказской здравницы» весь год были ниже средних показателей по сектору.

На протяжении всего 2009 года снижался натуральный выпуск газет в «Ориусе», «Слове», «Приамурье», причем в последнем случае в IV квартале выпуск сократился более чем в 2,5 раза по сравнению с I кварталом. Ухудшили свои показатели по газетному производству к концу года, кроме упомянутых предприятий, «Дальпресс», «Север», «Звезда», «Царицын», «Советская Кубань».

В то же время 11 предприятий из числа крупных операторов вышли на конец года со значительным ростом выпуска газет в сравнении с I кварталом 2009 года. Наиболее впечатляющие цифры роста показали «Ульяновский Дом печати» (169,6%), «Советская Сибирь» (166,4%), «Дом печати — Вятка» (154,8%).

КомпьюАрт 4'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства