О российском полиграфическом машиностроении
Великая Отечественная война многое изменила…
В период всеобщей модернизации
Становление
В конце 20-х годов ХIХ века на Александровской мануфактуре в Санкт-Петербурге были изготовлены первые отечественные печатные машины [1]. Тем самым было положено начало развитию отечественного полиграфического машиностроения. В 1860-1980 годах в Санкт-Петербурге и Москве было организовано производство нескольких видов машин для полиграфии. Наиболее известно Екатерининское «механическое заведение» петербургского фабриканта А. Васильева. Проектной группой этого завода во главе с М. Рудометовым была создана печатная машина, получившая золотую медаль на Московской художественнопромышленной выставке 1882 года. На машиностроительном заводе И. Гольдберга в Санкт-Петербурге, наряду с плоскопечатными и тигельными печатными машинами, изготавливались бумагорезальные, проволокошвейные, линовальные ротационные машины, а также стереотипное оборудование. В Москве производство полиграфической техники было организовано на заводе И. Флора.
Сушильное устройство, изготовленное совместно НИИполиграфмаш (Москва) и «Транскапитал» (Рыбинск) и установленное на рулонной печатной машине
Однако кредитная политика российских банков в отношении российских изготовителей и недостаточная защита государством внутреннего рынка от ввоза импортной продукции в те годы не способствовали развитию в стране производства полиграфического оборудования. В условиях сильнейшей конкуренции с иностранными фирмами в начале ХХ века произошло свертывание, а затем и полностью прекратилось производство российской техники [2]. На этом закончился первый этап развития отечественного полиграфического машиностроения.
После Гражданской войны
Толчок второму этапу развития отечественного полиграфического машиностроения (начавшемуся практически через 100 лет после начала первого этапа) был дан в конце 20-х годов прошлого века. Президиум ВСНХ СССР в феврале 1930 года принял решение «организовать на заводе имени Макса Гельца (в Ленинграде) производство наборных линотипных и других подобных полиграфических машин». В октябре того же года было принято постановление, в котором было записано: «Учитывая огромное значение для культурного строительства страны роста полиграфической промышленности, признать необходимым немедленную организацию в системе промышленности ВСНХ РСФСР и УССР полиграфического машиностроения и всемерное форсирование последнего». Постановление определило базу для развития отрасли и утвердило специализацию отдельных предприятий. Для их реконструкции был создан так называемый железный фонд полиграфического машиностроения из обязательных отчислений из фондов книжных и газетных издательств.
Через короткий промежуток времени, летом 1931 года, была изготовлена первая серийная плоскопечатная машина «Пионер», которая и сейчас стоит в сборочном цехе завода (фирмы «ЛИТЭКС») в г.Рыбинске. Затем, в 1932 году, в Ленинграде (Санкт-Петербурге) начался выпуск первых линотипов.
В апреле 1938 года Советом народных комиссаров СССР было принято решение о создании в системе Народного комиссариата машиностроения Главного управления полиграфического машиностроения. В его состав были переданы заводы им. М. Гельца и «Вулкан» (Ленинград), завод «Металлист» (Рыбинск), завод им. КПГ (Москва), завод «Молот» (Ейск), завод им. Ворошилова (Ростовна-Дону), машиностроительные заводы в Киеве, Харькове, Ромнах, Сысерти и фабрика цинкографского оборудования (Калинин) — всего 11 заводов. Кроме того, в состав Главка вошло московское ЦКБ «Полиграфмашпроект».
Великая Отечественная война многое изменила…
После войны некоторые заводы прекратили выпуск полиграфического оборудования и стали производить иное оборудование. Но на смену им пришли другие заводы. Развитие отрасли полиграфического машиностроения продолжилось, хотя ей уделялось не очень много внимания. Это стало понятно, когда появилась информация о размерах средств, которые в послевоенные годы вливались в оборонную промышленность. Тем не менее в так называемые застойные годы для организации производства полиграфического оборудования в отрасль был передан завод в г.Ходорове (под Львовом), строились два завода: один в Кизилюрте (Дагестан), другой в Гремячинске — для изготовления тарного оборудования. К производству полиграфической техники одно время был подключен завод в г.Николаеве (Украина). В итоге в отрасли насчитывалось более десяти заводов, несколько СКБ и КБ, а также один институт. Только за период 1965-1985 годов выпуск полиграфического оборудования в стране вырос вчетверо. К середине 80-х годов на заводах отрасли выпускалось более 250 наименований полиграфического оборудования. В СКБ при заводах и в НИИполиграфмаше создавались образцы новой техники, проводились исследовательские работы. К этому времени до 15% продукции отрасли поставлялось на экспорт. Наряду с этим в системе Госкомпечати стали функционировать заводы в Туле, Александрии (Украина), было организовано КТБ «Печатный Двор» в Ленинграде (Санкт-Петербурге). В системе Управления делами ЦК КПСС был пущен завод в г.Зарайске («Зарайский офсет»), который изготавливал печатные формы, оборудование к рулонным печатным машинам и нестандартное оборудование, а также химические препараты. В системе Министерства обороны работал 106-й Экспериментальный оптико-механический завод (ЭОМЗ).
В 1970-е годы было организовано кооперированное производство листовых печатных машин силами Рыбинского завода «Полиграфмаш» и завода «Планета» (ГДР). Неплохие результаты в те годы дали работы по освоению лицензий на производство ряда современных видов оборудования на Рыбинском, Ленинградском, Ейском и Шадринском заводах. Однако сложившаяся в те годы система взаимоотношений изготовителей и потребителей в условиях планового хозяйства и централизованного распределения ресурсов, наряду с другими факторами, сдерживала развитие отрасли.
А что в настоящее время?
В середине 1980-х годов была проведена реорганизация отрасли полиграфического машиностроения. Ликвидирован единый орган управления и координации работ (Главк). С 1991 года половина заводов (в Киеве, Одессе, Ромнах, Харькове, Ходорове, Николаеве), занимавшихся в основном брошюровочнопереплетным оборудованием, оказалась в другом государстве — на Украине. В результате акционирования российских заводов бывшей системы «Полиграфмаш» у большинства предприятий поменялся собственник (как и во многих других отраслях). Поэтому можно утверждать, что в 90-х годах был завершен второй этап развития отечественного полиграфического машиностроения. Результаты завершения этого этапа были ненамного лучше, чем результаты первого.
Несколько слов о самих заводах и организациях.
Рулонная офсетная печатная машина типа «Книга», изготовленная на заводе полиграфических машин ООО «ЛИТЭКС» (Рыбинск)
Гремячинский завод. Завод выпускал оборудование для производства тары и упаковки. В 1990-х годах завод был перепрофилирован на выпуск котельного оборудования. Некоторое время он еще продолжал предлагать тарное оборудование. Теперь уже не предлагает.
Ейский завод. Раньше завод выпускал плоскопечатные машины типа ПС-А3, ПП-84 и листовые офсетные машины типа ПОЛ-54, а также рулонные ПОГ-60. Теперь в цехах уже бывшего завода «Полиграфмаш» располагаются торговый центр, типография и целый ряд фирм, не имеющих никакого отношения к полиграфии.
На территории завода в отдельном корпусе функционирует ООО «Офсет-Сервис», занимающееся восстановлением и модернизацией печатных машин типа ПОЛ-54, а также изготовлением нестандартного оборудования.
Зарайский завод. Выпуск оборудования прекратился. Предпринимаются попытки восстановить производство офсетных формных пластин. Насколько они будут успешны, покажет время.
Ивангородский завод. Будучи филиалом «Ленполиграфмаша», завод изготавливал узлы и детали для основного производства, весьма неплохие мужские и женские зонтыавтоматы, а также другие товары народного потребления. Теперь в корпусах бывшего филиала готовится производство комплектующих изделий для автомобильных тормозных систем одной из южнокорейских компаний.
КТБ (г.Санкт-Петербург). В сложных условиях продолжает разработку и изготовление оборудования для производства книг в твердом переплете, которое предназначено в основном для небольших производств. КТБ также изготавливает хороший клей для производства переплетных крышек.
Кизилюртовский завод. Когда-то завод имел самый крупный на Северном Кавказе литейных цех. В 1978 году завод начал изготовление плоскопечатных машин, которое было перенесено сюда из Ейска, затем машин флексографской печати и другой техники. С 1992 года завод не работает. Теперь на его территории предполагается наладить производство керамической плитки по технологии одной из итальянских фирм.
Московский экспериментальный завод (МЭЗ) «Полиграфмаш» изготавливал макеты для НИИполиграфмаша, опытные образцы и первые серии новой техники. Можно упомянуть шрифтолитейные машины, работавшие на пластмассе, приемные устройства ППУ-7, ПКТ-90, ПКТ-70, рулонные машины флексографской печати ТФР-70, линию «Книга» для изготовления книг в твердом переплете и т.д. Это был действительно экспериментальный завод. Затем завод стал функционировать как предприятие по восстановлению и изготовлению нескольких видов машин, а также запасных частей. Прошло еще какоето время, и как завод он фактически прекратил свою деятельность.
106-й ЭОМЗ. Этот московский завод долгое время был как бы в тени крупных заводов, поскольку специализировался на производстве комплекта оборудования для выпуска картографической продукции. В настоящее время его продукцию могут приобретать и обычные типографии. Он изготавливает лазерный формный автомат «Гранат 630», в котором реализована «сухая» технология изготовления офсетных печатных форм, модернизированную листовую офсетную печатную машину типа ОП-3М с очень интересным красочным аппаратом, который может работать как два самостоятельных аппарата или как один аппарат. Занимается завод и послепечатным оборудованием.
НИИполиграфмаш (Москва) в сильно сокращенном составе продолжает работать, создавая и выпуская в содружестве с другими фирмами, в основном из Рыбинска, инфракрасные сушильные устройства, прессы для получения пачек тетрадей, технику специального назначения, а также участвует в создании передвижных типографий. Институт продолжает поддерживать связи со многими организациями, так или иначе работающими на полиграфию, а также с действующими заводами.
Рыбинский завод. Завод полиграфических машин (ООО «ЛИТЭКС»), несмотря на все сложности кризисного периода, продолжает свою деятельность. Но на его базе организовано три производства, одно из которых не имеет отношения к полиграфической технике, а другое (литейное) только частично работает на нее. В 2011 году исполнится 80 лет со дня выпуска первой советской печатной машины — плоскопечатной машины «Пионер», которая до сих пор находится в сборочном цехе завода. Сегодня он предлагает типографиям различные модификации газетных и книжно-журнальных печатных машин ПОГ2-84, ПОГ-60, «Книга-70», «Книга-84», а также тетрадное приемное устройство МПТ-40 и воздушный агрегат ППА-60. В скором времени завод сдаст иностранному заказчику печатновысекальную линию для производства спичечных коробков. Завод готов осуществлять модернизацию ранее поставленного оборудования путем его дооснащения дополнительными печатными секциями. Производство листовых машин практически прекращено. Единственная в РФ установка экструдирования сырой резины обеспечивает заказчику европейское качество обрезиненных валов из любой марки резины, как импортной, так и отечественной.
Санкт-Петербургский завод. «Ленполиграфмаш» стал холдингом, объединившим несколько ООО. Холдинг готовится в следующем году отметить свое 120-летие, хотя первое изделие для полиграфии (линотип) он выпустил в 1932 году. Если заглянуть на сайт холдинга, можно понять, что завод специализируется на производстве техники, предназначенной для работы в тяжелых условиях, — это плоттеры, принтеры, сканеры. Попутно он изготавливает промышленные мясорубки. Непосредственно для полиграфии продолжается выпуск печатных машин «НевоПРИНТ-350М», машины бесшвейного скрепления «МБС 380АМ», производится капитальный ремонт «Ромайоров». И это при том, что завод выживают с той территории, которую он занимал десятки лет.
Тульский завод. Завод «Росполиграфтехника» влился в соседний завод «Сплав», известный своей военной техникой, и продолжает выпускать некоторые виды полиграфического оборудования, в том числе малогабаритную листорезальную машину «Формат», а также послепечатное оборудование.
Шадринский завод. Выжив в лихие годы Великой Отечественной войны, испытания «перестройкой» завод не выдержал и был остановлен в 1996 году. В годы нестабильности многие предприятия прекратили свою деятельность, и завод «Полиграфмаш» не стал исключением. На территории завода теперь функционируют предприятия другой направленности. В частности, ООО «Дельта Технология» с 1996 года занимается производством различного рода оснастки. Но эта фирма взяла на себя заботу о пожилых полиграфистах, бывших работниках полиграфического завода. На базе «Полиграфмаша» образован также завод транспортного машиностроения (с 1999 года), занимающийся выпуском продукции для нефтегазовой промышленности.
Листовая офсетная печатная машина «Планета-Вариант», восстановленная на фирме «Формат» (Рыбинск)
В период всеобщей модернизации
Из «отраслевых» заводов работают два (в Рыбинске и Санкт-Петербурге), и оба в «урезанном» виде, продолжает работу также «урезанный» НИИполиграфмаш, но при этом не осталось ни одного СКБ — состояние начала 1930-х годов. Примерно такая же картина (если не хуже) наблюдается по многим бывшим машиностроительным отраслям. Лучше дела обстоят у тех, кто связан с нефтью, газом и некоторыми видами военной техники.
А может ли такая большая страна существовать самостоятельно без своего машиностроения? У многих ли типографий есть собственные средства на закупку импортного оборудования, которое в целом гораздо дороже отечественного? И будут ли эти средства в будущем? Если предприятия страны заказывают и закупают оборудование за рубежом, то не проще ли всё печатать там же, за границей? Зачем нам свои типографии? Зачем нам свои птицефермы, если есть «ножки Буша»? Вопросов можно задать много. Раньше многие виды полиграфической техники экспортировались в Индию и Китай. Теперь российские типографии покупают технику у них. Эти и другие страны свое машиностроение развивают, в то время как у нас оно сворачивается. Более того, некоторые страны ввели таможенные ограничения на ввоз к себе машиностроительной продукции из других стран, в том числе из России, защищая тем самым своих изготовителей. У нас же всё наоборот. Даже то, что выпускается, не защищается (да и делать это некому), однако облегчается ввоз импортной техники.
Изложенное в данной статье — это не тоска по прошлому, и речь не идет о поддержке принципа «лучше плохое, но свое». Просто современный этап характеризуется негативным отношением к отечественному полиграфическому машиностроению, повторением истории столетней давности.
Но не всё так мрачно. Если посмотреть список изготовителей полиграфического оборудования, его деталей и узлов, то сегодня он не такой уж маленький — несколько десятков фирм. Образованы они в основном 10-15 лет тому назад. В большинстве случаев это сравнительно небольшие фирмы, которые зачастую арендуют производственные площади и оборудование и занимаются разработкой и производством сравнительно узкой номенклатуры небольшого оборудования. Работа во многих случаях держится на энтузиазме.
Упомянем только некоторые из них.
В области допечатного оборудования (разработка и изготовление лазерных формных автоматов) работают фирмы в Москве («Альфа») и Новосибирске.
В области печатного оборудования работают фирмы в Арсеньеве («Стентор Полиграф»), Рыбинске («Формат», «Транскапитал» и др.), Москве («Грамекс»), Калуге («Экспериментальный завод»).
Завод «Стентор Полиграф» располагается на Дальнем Востоке. Примерно с 1990 года он изготавливает рулонные офсетные печатные машины «Фактор 90» под рулоны шириной 840 мм. Отличительная черта этих машин — небольшая высота печатных секций. Скорость ее работ достигает 30 000 об./ч.
Фирма «Формат» известна своими работами по капитальному ремонту листовых печатных машин «Планета-Вариант» 4-го формата и обрезиновке валиков красочных и увлажняющих аппаратов. Поскольку машины данного типа постепенно выводятся из эксплуатации, «Формат» ищет новые области работы. Например, совместно с другой рыбинской фирмой, «Транскапитал», была проведена работа по модернизации рулонной печатной машины высокой печати ПВК-84. Для этой машины вместо печатной секции высокой печати была разработана и изготовлена секция офсетной печати. Первая такая машина работает в Рыбинской городской типографии. Экономия при переходе с фотополимерных форм на офсетные ежемесячно составляет круглую сумму.
В области послепечатного оборудования, например, работают фирмы в Москве («Солид СП», «Электрограф НТ», «Лобачевский и КО»).
Этот список можно продолжить. Исчезли многие заводы, выпускавшие крупное оборудование. На смену им пришли фирмы, выпускающие малую технику. Если этим фирмам не мешать, они сами захотят осваивать всё более сложную технику. Но этот процесс необходимо поддержать. В первую очередь это должно сделать государство. Иначе и третий этап завершится так же, как и первые два…
Учитывая реальное положение дел в отечественном полиграфическом машиностроении, основой возрождения производства полиграфической техники в России станет широкое использование современного мирового опыта, научно-технических разработок, организация широкой производственной кооперации, в том числе и с зарубежными фирмами. Как показывает опыт других стран, важно сохранять и развивать отечественный научно-технический потенциал по созданию современной полиграфической техники, опыт в исследованиях и разработках, в подготовке специалистов. Только в этом случае будет обеспечено долгосрочное, стабильное развитие отечественной техники на современном уровне [2].
Использованная литература
1. Теплов Л., Немировский Е. Отчет по теме «Русская полиграфическая техника. Исторический обзор». М.: НИИполиграфмаш, 1954.
2. Чистозвонов С.С. Истоки, состояние и перспективы полиграфического машиностроения в России. 2006.