КомпьюАрт

5 - 2010

Как живешь, металлография?

Максим Платонов, заместитель главного технолога издательско-полиграфического комплекса «Н. Т. ГРАФ», канд. техн. наук

Вот уже более ста лет основным средством защиты от подделок в полиграфии является металлографская печать (интаглио). Связано это с уникальными особенностями металлографского оттиска, не воспроизводимыми обычными способами печати.
Не последнюю роль в этом играет и то обстоятельство, что металлография вследствие высокой трудоемкости не представляет практического интереса для общей полиграфии. Как пишет Е.Л. Немировский, в XVIII веке офорт* (ручной аналог металлографии) был вытеснен торцевой гравюрой, которая, в свою очередь, уступила место литографии — дальней родственнице современного офсета. По данным современных авторов, в России существует всего одна типография, специализирующаяся на выпуске эксклюзивных книг по старинным технологиям, которая применяет в том числе
и офортную печать. В результате образовался некий вакуум информации о процессах металлографской печати. Естественным путем возник и режим секретности. Существуют и юридические ограничения. Так, в ряде стран, в том числе в России, действует запрет на использование машин металлографского способа печати.
Да и производители металлографских печатных машин требуют государственных гарантий при продаже такого оборудования. В этом нет ничего удивительного, потому что речь идет о безопасности банкнотного обращения в мире.

Металлографский способ печати появился в результате автоматизации процесса подачи краски на форму в офортной печати, и во многом работа соответствующих устройств имитирует ручные операции. Первоначально краски накатываются на форму, попадая как в углубленные печатные элементы, так и на пробелы. После этого осуществляется их истирание. При этом краска удаляется как с пробельных элементов, так и частично вытягивается из печатных. В результате в процессе печати требуется очень высокое давление для того, чтобы бумага сдеформировалась, вошла в штрих печатного элемента и соприкоснулась с краской. Это приводит к общеизвестной особенности металлографской печати — рельефности изображения, которая возникает главным образом за счет пластической деформации бумаги. К этому стоит также добавить высокую разрешающую способность металлографии как в негативной, так и в позитивной графике и высокую оптическую плотность изображения вследствие достаточно большой толщины красочного слоя. Этим особенности металлографского оттиска не ограничиваются.

Характерной чертой металлографской печати является частичный выход краски за пределы штриха ввиду высокого давления в зоне печати (эффект шприца или усатость). По разным оценкам, это давление составляет порядка 1 т/м2. Различные производители по-разному оценивают данный эффект. Одни считают его защитным признаком, другие — проявлением брака и пытаются его минимизировать (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Эффект шприца (американский доллар)

Рис. 1. Эффект шприца (американский доллар)

Рис. 2. Эффект шприца (швейцарский франк)

Рис. 2. Эффект шприца (швейцарский франк)

Другая особенность металлографского оттиска — просветление широкого печатного элемента. Данное явление связано с тем, что в процессе печати бумага деформируется, входит в печатный элемент и частично выдавливает краску от середины печатного элемента к его краям. В результате в центре этого элемента слой краски становится тоньше, а следовательно, его оптическая плотность понижается (рис. 3).

Рис. 3. Донный эффект

Рис. 3. Донный эффект

Еще одной особенностью металлографского оттиска является нестабильный выбор краски из печатного элемента. В процессе печати краска то накапливается в штрихе, то под действием тех или иных случайных факторов попадает на оттиск более толстым слоем. К данному эффекту отношение у мировых производителей также неоднозначное. Например, на азиатских банкнотах он выражен ярко (рис. 4).

Рис. 4. Неравномерный выбор краски

Рис. 4. Неравномерный выбор краски

Разработчики дизайна купюр в той или иной степени используют вышеупомянутые особенности металлографского оттиска и создают рисунки, позволяющие их выявить. Например, на банкноте достоинством 5000 руб. применяется совмещение печатных и пробельных элементов (рис. 5), а также комбинация элементов с разной оптической плотностью. Однако говорить о принципиальной новизне не приходится.

Рис. 5. Комбинация печатных и пробельных элементов

Рис. 5. Комбинация печатных и пробельных элементов

Рис. 6. Водорастворимая металлизированная краска

Рис. 6. Водорастворимая металлизированная краска

В последнее время существенным новшеством в металлографии стало использование красок типа OVI (оптически изменяемое изображение). Однако следует отметить, что данные краски могут быть нанесены на банкноту и другими способами печати, например трафаретом. Так произошло с тысячной купюрой. Поэтому в данной комбинации все уникальные особенности металлографии не задействуются.

В полиграфии широкое распространение получило конгревное тиснение фольгой. В ряде случаев при этом создаются динамические эффекты, возникающие за счет отражения света боковыми гранями конгревных элементов. Правда, ни о какой тонкой графике здесь говорить не приходится. Можно ли получить аналогичный эффект, используя металлографский способ печати с учетом его высокой разрешающей способности? Ответ — нет. Причиной этого является упомянутый выше процесс истирания краски с формы, который налагает на последнюю целый ряд ограничений, не позволяющих применять металлизированные краски. Тем не менее работы в данном направлении ведутся. Так, фирма «Гранит» (США) предлагает водорастворимые металлизированные краски для металлографии (рис. 6).

По всей видимости, эта краска имеет сложный состав, включающий маловязкое связующее, которое в момент печати быстро впитывается в бумагу, оставляя на поверхности металлизированные частички. При этом связующее пропитывает бумагу насквозь (рис. 7).

Рис. 7. Оборотная сторона при печати водорастворимыми красками фирмы «Гранит»

Рис. 7. Оборотная сторона при печати водорастворимыми красками фирмы «Гранит»

В связи с вышесказанным определенный интерес представляет рельефный способ печати Screentaglio (рис. 8 и 9). Собственно говоря, отнести данный способ печати к металлографии уже нельзя, так как в металлографии краска подается на форму сверху, а в рельефной печати — снизу, для чего имеются специальные краскоподающие каналы.

Рис. 8. Оттиск, выполненный металлизированной краской (серебро) рельефным способом печати

Рис. 8. Оттиск, выполненный металлизированной краской (серебро) рельефным способом печати

По сути, форма рельефной печати представляет собой комбинацию металлографской и трафаретной форм. Отсюда и название: Screen — трафарет, Intaglio — металлография. Таким образом, процесс истирания в рельефной печати отсутствует, поэтому она позволяет использовать более широкий спектр красок, включая металлизированные, что дает возможность создавать принципиально новые защитные признаки, легко видимые глазом.

Рис. 9. Оттиск, выполненный металлизированной краской (золото) рельефным способом печати

Рис. 9. Оттиск, выполненный металлизированной краской (золото) рельефным способом печати

В заключение отметим, что рельефный способ печати повторяет многообразие защитных элементов металлографской печати, а в ряде случаев и дополняет их. Это, конечно, не означает, что завтра рельефная печать вытеснит металлографию — рынок защищенной полиграфии инерционен. В то же время нельзя игнорировать и новые возможности, которые открывает рельефная печать. Основной из них является использование более широкого спектра красок, в первую очередь металлизированных. За счет их блеска разного рода кипп-эффекты, которые сейчас выполняют на банкнотах роль скорее дополнительных признаков, могут стать легко видимыми и идентифицируемыми элементами защиты.

Стоит ли ожидать, что в ближайшие годы появится технология, которая вытеснит металлографию как базовый способ защиты банкнот и другой высокозащищенной продукции? Мы не можем заглянуть в будущее, однако если такое и произойдет, то новая технология должна не только обладать трудновоспроизводимыми защитными признаками, но и не привлекать к себе внимание других отраслей промышленности, а быть интересной только производителям защищенной полиграфической продукции. 


* В данном случае термин используется в смысле печатного процесса.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства