Книгоиздание от плана до рынка
Грядущий 80-летний юбилей МГУП настраивает на волну воспоминаний об истории отечественной полиграфии. Поэтому в начале публикации Е.М. Марголин и Н.Н. Фролова немного расскажут об организации книжного производства при плановой экономике, а затем приведут итоговую статистику книгоиздания в 2009 году.
— В рыночной экономике каждая книга — это коммерческий проект, требующий первоначальных вложений и по мере реализации готового тиража окупающийся или нет — если книга плохо продается. А как выпускались книги в советское время?
— До появления Интернета книга была товаром особого рода. К ней не подходили исключительно с коммерческой меркой. При этом советский народ считался самым читающим в мире.
Для сведения: в Советском Союзе книжным делом руководил Госкомиздат СССР, в союзных республиках — республиканские госкомиздаты. В их структурах были подразделения, занимавшиеся отдельно издательским делом, отдельно полиграфией, отдельно книжной торговлей.
Теперь по сути. Сначала отследим издательскую часть пути книги. Схема формирования издательского плана представлена в табл. 1.
Таблица 1. Формирование тематического плана книгоиздания
Отправитель |
Документ |
Получатель |
Союзные издательства |
Проект тематического плана выпуска литературы на плановый год |
Главное управление сводного тематического планирования |
Республиканские издательства |
Проект тематического плана выпуска литературы на плановый год
|
Госкомиздат союзной республики |
Местные и другие издательства административно-территориального образования |
Проект тематического плана выпуска литературы на плановый год |
Госкомиздат союзной республики |
Госкомиздат союзной республики |
Проект сводного республиканского тематического плана выпуска литературы на плановый год |
Главное управление сводного тематического планирования |
Главное управление сводного тематического планирования |
Утвержденный тематический план выпуска литературы на плановый год |
Союзные издательства |
Главное управление сводного тематического планирования |
Утвержденный тематический план выпуска литературы на плановый год |
Госкомиздат союзной республики |
Госкомиздат союзной республики |
Утвержденный тематический план выпуска литературы на плановый год |
Республиканские издательства |
Госкомиздат союзной республики |
Утвержденный тематический план выпуска литературы на плановый год |
Местные и другие издательства административно-территориального образования |
Процесс формирования книжного репертуара начинался за год с лишним до планового года, в котором полагалось напечатать и продать напечатанные книги. Каждое издательство, а их было немного, меньше 250 на огромную страну (с учетом университетских издательств), самостоятельно составляло собственный план выпуска литературы, предварительно переговорив с авторами планируемых изданий, прикинув возможные тиражи, оценив предполагаемые затраты и назначив розничные цены. Издательства, подчинявшиеся Госкомиздату СССР, направляли свои предложения в Главные редакции Госкомиздата по общественнополитической, научнотехнической и художественной литературе. Республиканские и местные издательства в таком случае имели дело с республиканскими госкомиздатами. На этой стадии отслеживалась идеологическая чистота предлагаемых изданий, степень подготовленности авторского материала, масштабы издательского выпуска. Масштабы выпуска соизмерялись с тем, что было уже достигнуто на практике. Слепая фантазия на этот счет не допускалась.
Предложения от главных редакций и республиканских госкомиздатов стекались в Главное управление сводного тематического планирования и координации Госкомиздата СССР. Здесь осуществлялась адская по трудоемкости (компьютеров тогда не было, а число названий изданных книг в 1988 году превышало 82 тыс.1) работа по очистке издательских планов от идеологически сомнительных изданий, от изданий, дублирующих друг друга (упаси Боже, если аксеновскую повесть «Пора, мой друг, пора» захотели напечатать и в России, и в Эстонии одновременно), по соблюдению предписанных пропорций между разделами литературы, по приведению издательских планов в соответствие с дефицитными полиграфическими мощностями и материальными ресурсами, то бишь с бумагой и переплетными материалами.
Утвержденные тематические планы совершали обратный путь к издательствам, которые узнавали, что именно им разрешено выпускать в плановом году и в каком примерно количестве. На всё про всё уходило около полугода.
Дальше начинался следующий этап пути книги — стадия заказооборота.
Каждое издательство оформляло свой тематический план в брошюру, где указывались все названия издаваемых книг с полной их характеристикой и аннотацией содержания, а также сообщался квартал года, когда данная книга выйдет из типографских стен. Тематические планы тиражировались в количестве 1112 тыс. экземпляров с учетом числа городских и сельских книжных магазинов и рассылались по областным книготоргам и управлениям. Книготорги передавали тематические планы в магазины и библиотечные коллекторы для сбора заявок. И вот здесь начиналась настоящая творческая работа.
В условиях плановой экономики нужды в маркетинге не было. Первая книга «Управление маркетингом» Ф. Котлера появилась на просторах СССР только в 1980 году. Но товароведы магазинов и книготоргов, высочайшие профессионалы, возможно, даже не подозревая о существовании маркетинга, потребности своих покупателей знали досконально. Для этого в каждой области в каждом книготорге и магазине составлялись и постоянно обновлялись так называемые социальноэкономические карты территорий, где указывалось всё: сколько предприятий, какого профиля, с каким числом работающих находятся на данной территории; какие учебные заведения здесь функционируют и каков состав учащихся, какие предметы изучают, сколько преподавателей по каждому предмету; какие сельскохозяйственные предприятия есть в округе, что выращивают, какой агротехникой пользуются и т.д. и т.п. И вот, получая тематические планы издательств, пользуясь в качестве источника информации только аннотациями по каждому названию, товароведы магазинов проставляли в тематических планах: этой книги столькото экземпляров, этой — столькото. Зачастую им в этом помогали добровольные советы, члены которых подбирались из числа наиболее авторитетных в своих сферах специалистов. При формировании заказов надо было помнить о запланированном росте товарооборота по сравнению с прошлым годом и соблюдать пропорции в заявке: политической литературы не менее такойто доли, производственной, научной, учебной столькото, а художественной — сколько позволят сверху для выполнения плана товарооборота.
В областном книготорге на базе заявок магазинов готовили сводную заявку, тоже держа в голове идеологические и экономические установки, исходя из которых вот этому магазину велели добавить в заявку классиков марксизмаленинизма, тому — критику буржуазной философии, а какомуто — литературу про партийные методы управления народным хозяйством. Сводная заявка отсылалась в республиканский книготорг. Здесь также сидели специалисты, понимавшие роль и значение партии в советском обществе, а также осознававшие свою персональную ответственность за проведение политики партии в широкие народные массы и, кроме того, за выполнение плана товарооборота.
Наконец, все заявки собирались в ВГО «Союзкнига», где устанавливался окончательный тираж по каждому названию. Стадия заказооборота заканчивалась. На нее тоже уходило полгода. Начинался завершающий этап пути книги.
Тематический план производства книжной продукции с участием других подразделений союзного и республиканских госкомиздатов разверстывался по типографиям. В типографиях книга из замысла превращалась в материальный продукт — готовый тираж.
Издательства на корню продавали готовые тиражи «Союзкниге» или — по принадлежности — республиканским книготоргам. Тиражи из типографий поступали на оптовые книжные базы. «Союзкнига» и республиканские книготорги давали оптовым базам разнарядки на отправку такогото количества экземпляров такойто книги в такойто книготорг. Оптовая база комплектовала книжными пачками контейнеры в адреса книготоргов. В Ленинград из Центральной оптовой книжной базы на дню уходило до пяти 20тонных контейнеров, в Ровенский книготорг один 3тонный контейнер собирался полгода. Книготорг распределял полученные книжные товары по магазинам, не всегда, но в основном сообразуясь с заявками последних.
Теперь наступала стадия реализации. Товароведы и продавцы звонили специалистам, для которых заказывались конкретные книги, заявителям рассылались почтовые открытки, уведомлявшие их о поступлении книг, организовывались всевозможные мероприятия по продаже литературы, приуроченные к партийным, комсомольским, профсоюзным конференциям, разнообразным праздникам и народным гуляниям. Книгу надо было продавать. Наличие товарных остатков, особенно идеологического характера, не допускалось. Вот тогдато к дефицитной художественной и детской литературе «в нагрузку» прицеплялись совершенно неходовые издания, благо цена книг держалась невысокой. Обман был очевидный, но это был идеологически выдержанный обман, поэтому на него и смотрели сквозь пальцы.
В магазинах в школьных тетрадочках велся учет поступивших в продажу книг. Заветная буковка «Р» (реализовано) венчала долгий и нелегкий путь книги к читателю. Средний срок расходимости от момента, когда книга покидала типографию, до буковки «Р» в книжном магазине составлял девять месяцев, а всего на одно название затрачивалось от полутора до двух лет, если, конечно, это не были отчетные доклады очередному съезду КПСС.
В принципе продавалось всё, что издавалось, товарные остатки не превышали 45%, из чего автоматически следовало, что советский народ — самый читающий в мире. В 1988 году было отпечатано 2,3 млрд экземпляров книг, а численность населения СССР в ту пору составляла 280 млн человек. Таким образом, на каждого человека приходилось 8,2 экз. Для сравнения: в 2008 году в России этот показатель был равен 5,35 экз./чел. Правда, 50% тиража пришлись на тонкие брошюрки, сшитые скобой и считающиеся книгами формально. Возможно, это еще одна причина, почему даже у отпетых оптимистов не поворачивается язык назвать россиян самым читающим народом в мире. Но вряд ли эта причина — главная.
— В предыдущем номере журнала КомпьюАрт вы показали статистику выпуска газетножурнальной продукции за 2009 год. На выпуск книжной продукции ориентированы другие предприятия. Какие это предприятия, и что происходило в 2009 году в этом секторе полиграфии?
— Из 51 предприятия, входящего в рассматриваемую совокупность, выпуском книжной продукции занималось 49. Из них по итогам 2009 года 16 относилось к числу крупных операторов (табл. 2). Доля крупных операторов в общем листаже книжной продукции по сравнению с 2008 годом увеличилась с 94 до 95%. Уровень концентрации производства, измеряемый индексом ХерфинделяХиршмана HHI, в рамках рассматриваемого сектора вырос с 868,3 до 905,4. Увеличение индекса HHI означает усиление роли отдельных операторов сектора при снижении значимости остальных.
Таблица 2. Крупные операторы сектора производства книжной продукции (листаж, 2008-2009 гг.)
№ п/п |
Наименование предприятия |
Натуральный выпуск, млн листов-оттисков |
Доля в выпуске, % |
Натуральный выпуск, млн листов-оттисков |
Доля в выпуске, % |
Натуральный выпуск, млн листов-оттисков |
Доля в выпуске, % |
Натуральный выпуск, млн листов-оттисков |
Доля в выпуске, % |
Натуральный выпуск, млн листов-оттисков |
Доля в выпуске, % |
||||||||||
I\2009 г. |
I\2008 г. |
I\2009 г. |
I\2008 г. |
II\2009 г. |
II\2008 г. |
II\2009 г. |
II\2008 г. |
III\2009 г. |
III\2008 г. |
III\2009 г. |
III\2008 г. |
IV\2009 г. |
IV\2008 г. |
IV\2009 г. |
IV\2008 г. |
2009 г. в целом |
2008 г. В целом |
2009 г. в целом |
2008 г. в целом |
||
1 |
Ульяновский Дом печати |
169,8 |
216,7 |
17,02 |
15,20 |
220,9 |
229,4 |
17,39 |
14,75 |
208,7 |
211,9 |
16,66 |
14,48 |
220,9 |
210,2 |
19,43 |
17,35 |
820,3 |
868,2 |
17,61 |
15,35 |
2 |
Тверской |
134,7 |
204,4 |
13,50 |
14,34 |
192,5 |
248,6 |
15,15 |
15,99 |
155,1 |
208,1 |
12,38 |
14,22 |
133,6 |
167,8 |
11,75 |
13,85 |
615,9 |
828,9 |
13,22 |
14,66 |
3 |
Смоленский |
113,7 |
153,8 |
11,40 |
10,79 |
195,3 |
227,0 |
15,37 |
14,60 |
166,6 |
213,1 |
13,30 |
14,57 |
113,1 |
112,0 |
9,95 |
9,24 |
588,7 |
705,9 |
12,64 |
12,48 |
4 |
Владимирская книжная типография |
70,6 |
87,0 |
7,08 |
6,10 |
70,3 |
86,5 |
5,53 |
5,56 |
84,7 |
84,8 |
6,76 |
5,80 |
90,2 |
89,6 |
7,93 |
7,39 |
315,8 |
347,9 |
6,78 |
6,15 |
5 |
Нижполиграф |
70,8 |
96,8 |
7,10 |
6,79 |
69,7 |
75,6 |
5,49 |
4,86 |
79,7 |
83,4 |
6,36 |
5,70 |
83,3 |
82,0 |
7,33 |
6,77 |
303,5 |
337,8 |
6,52 |
5,97 |
6 |
Тульская типография |
78,1 |
90,9 |
7,83 |
6,38 |
70,4 |
94,6 |
5,54 |
6,08 |
73,9 |
100,9 |
5,90 |
6,90 |
78,7 |
100,7 |
6,92 |
8,31 |
301,1 |
387,1 |
6,46 |
6,85 |
7 |
Печатный Двор |
50,9 |
94,9 |
5,10 |
6,66 |
72,2 |
99,2 |
5,68 |
6,38 |
65,9 |
86,1 |
5,26 |
5,89 |
84,3 |
76,7 |
7,41 |
6,33 |
273,3 |
356,9 |
5,87 |
6,31 |
8 |
Саратовский |
53,4 |
80,5 |
5,35 |
5,65 |
89,8 |
111,7 |
7,07 |
7,18 |
71,7 |
99,8 |
5,72 |
6,82 |
56,7 |
58,3 |
4,99 |
4,81 |
271,6 |
350,3 |
5,83 |
6,19 |
9 |
Чеховский |
44,1 |
93,9 |
4,42 |
6,59 |
43,1 |
76,6 |
3,39 |
4,93 |
69,8 |
65,9 |
5,57 |
4,50 |
49,4 |
47,8 |
4,34 |
3,94 |
206,4 |
284,2 |
4,43 |
5,03 |
10 |
Кострома |
22,8 |
32,5 |
2,29 |
2,28 |
52,9 |
58,1 |
4,16 |
3,74 |
80,9 |
70,6 |
6,46 |
4,83 |
31,4 |
31,0 |
2,76 |
2,56 |
188,0 |
192,2 |
4,04 |
3,40 |
11 |
Первая Образцовая типография |
27,9 |
35,9 |
2,80 |
2,52 |
38,3 |
31,4 |
3,01 |
2,02 |
28,8 |
31,7 |
2,30 |
2,17 |
22,2 |
33,7 |
1,95 |
2,78 |
117,2 |
132,7 |
2,52 |
2,35 |
12 |
Правда Севера |
26,1 |
30,6 |
2,62 |
2,15 |
25,0 |
32,1 |
1,97 |
2,06 |
28,7 |
28,5 |
2,29 |
1,95 |
36,3 |
30,2 |
3,19 |
2,49 |
116,1 |
121,4 |
2,49 |
2,15 |
13 |
Дом печати — Вятка |
25,6 |
33,8 |
2,57 |
2,37 |
28,1 |
35,4 |
2,21 |
2,28 |
28,3 |
33,1 |
2,26 |
2,26 |
29,3 |
35,3 |
2,58 |
2,91 |
111,3 |
137,6 |
2,39 |
2,43 |
14 |
Смоленская областная типография |
14,1 |
22,1 |
1,41 |
1,55 |
15,0 |
24,5 |
1,18 |
1,58 |
26,3 |
25,9 |
2,10 |
1,77 |
19,9 |
21,5 |
1,75 |
1,77 |
75,3 |
94,0 |
1,62 |
1,66 |
15 |
Лев Толстой |
12,3 |
11,8 |
1,23 |
0,83 |
15,8 |
14,6 |
1,24 |
0,94 |
15,3 |
16,3 |
1,22 |
1,11 |
17,9 |
16,7 |
1,57 |
1,38 |
61,3 |
59,4 |
1,32 |
1,05 |
16 |
Уральский рабочий |
14,1 |
33,3 |
1,41 |
2,34 |
11,7 |
30,2 |
0,92 |
1,94 |
13,0 |
24,9 |
1,04 |
1,70 |
19,6 |
22,6 |
1,72 |
1,86 |
58,4 |
111,0 |
1,25 |
1,96 |
Итого: |
997,8 |
1425,5 |
100,00 |
100,00 |
1270,5 |
1554,9 |
100,00 |
100,00 |
1252,7 |
1463,0 |
100,00 |
100,00 |
1137,0 |
1211,8 |
100,00 |
100,00 |
4658,0 |
5655,1 |
100,00 |
100,00 |
В дальнейшем изложении под крупными операторами рынка будут подразумеваться предприятия, чья доля в общем натуральном выпуске печатной продукции в соответствующем секторе рынка полиграфических работ составляет не меньше 1%.
Сектор производства книжной продукции (листаж)
В табл. 3 представлена квартальная динамика натурального выпуска книжной продукции крупными операторами сектора. Выполнен сравнительный анализ в сопоставлении с данными аналогичных кварталов 2008 года и в сопоставлении с I кварталом 2009 года.
Таблица 3. Квартальная динамика натурального выпуска книжной продукции (листаж, 2009 г.)
Наименование предприятия |
I кв. 2009/ |
II кв. 2009/ |
III кв. 2009/ |
IV кв. 2009/ |
2009 год/ |
I кв. 2009/ |
II кв. 2009/ |
III кв. 2009/ |
IV кв. 2009/ |
Лев Толстой |
104,2 |
108,2 |
93,9 |
107,2 |
103,2 |
100,0 |
128,5 |
124,4 |
145,5 |
Кострома |
70,2 |
91,0 |
114,6 |
101,3 |
97,8 |
100,0 |
232,0 |
354,8 |
137,7 |
Правда Севера |
85,3 |
77,9 |
100,7 |
120,2 |
95,6 |
100,0 |
95,8 |
110,0 |
139,1 |
Ульяновский Дом печати |
78,4 |
96,3 |
98,5 |
105,1 |
94,5 |
100,0 |
130,1 |
122,9 |
130,1 |
Владимирская книжная типография |
81,1 |
81,3 |
99,9 |
100,7 |
90,8 |
100,0 |
99,6 |
120,0 |
127,8 |
Нижполиграф |
73,1 |
92,2 |
95,6 |
101,6 |
89,8 |
100,0 |
98,4 |
112,6 |
117,7 |
Первая Образцовая типография |
77,7 |
122,0 |
90,9 |
65,9 |
88,3 |
100,0 |
137,3 |
103,2 |
79,6 |
Смоленский полиграфкомбинат |
73,9 |
86,0 |
78,2 |
101,0 |
83,4 |
100,0 |
171,8 |
146,5 |
99,5 |
Дом печати — Вятка |
75,7 |
79,4 |
85,5 |
83,0 |
80,9 |
100,0 |
109,8 |
110,5 |
114,5 |
Смоленская областная типография |
63,8 |
61,2 |
101,5 |
92,6 |
80,1 |
100,0 |
106,4 |
186,5 |
141,1 |
Тульская типография |
85,9 |
74,4 |
73,2 |
78,2 |
77,8 |
100,0 |
90,1 |
94,6 |
100,8 |
Саратовский полиграфкомбинат |
66,3 |
80,4 |
71,8 |
97,3 |
77,5 |
100,0 |
168,2 |
134,3 |
106,2 |
Печатный Двор |
53,6 |
72,8 |
76,5 |
109,9 |
76,6 |
100,0 |
141,8 |
129,5 |
165,6 |
Тверской полиграфкомбинат детской литературы |
65,9 |
77,4 |
74,5 |
79,6 |
74,3 |
100,0 |
142,9 |
115,1 |
99,2 |
Чеховский полиграфкомбинат |
47,0 |
56,3 |
105,9 |
103,3 |
72,6 |
100,0 |
97,7 |
158,3 |
112,0 |
Уральский рабочий |
42,3 |
38,7 |
52,2 |
86,7 |
52,6 |
100,0 |
83,0 |
92,2 |
139,0 |
В целом |
70,0 |
81,7 |
85,6 |
93,8 |
82,4 |
100,0 |
127,3 |
125,6 |
114,0 |
Выделим такие предприятия, как «Лев Толстой», «Кострома», Ульяновский Дом печати, «Нижполиграф», которые в каждом из кварталов 2009 года выглядели лучше, чем совокупность федеральных предприятий в целом. Кроме того, заслуживает внимания то обстоятельство, что в IV квартале 2009 года девять из 16 крупных операторов произвели печатной продукции больше, чем в том же квартале 2008 года. В частности, заметный прогресс продемонстрировали «Правда Севера», «Печатный Двор», «Лев Толстой». Кстати, «Лев Толстой» оказался единственным из крупных операторов, вообще превзошедшим по натуральному выпуску показатели 2008 года.
В то же время в каждом квартале 2009 года хуже всей совокупности федеральных предприятий смотрелись Тверской полиграфкомбинат детской литературы и «Уральский рабочий», причем у второго не последнюю роль в сложившейся ситуации сыграли внешние факторы, не имеющие отношения собственно к книжному производству.
Федеральный сектор российской полиграфии занимает ведущие позиции на общероссийском книгопечатном рынке — на его долю приходится 52% общего книжного листажа, отпечатанного в России. В целом динамика 2009 года была позитивной: II, III и IV кварталы характеризуются большим натуральным выпуском, чем он был в I квартале. Но в последнем квартале произошел ощутимый спад.
Лишь одна типография, «Дом печати — Вятка», наращивала выпуск все кварталы подряд. Только две типографии, «Кострома» и «Печатный Двор», в каждом квартале показывали больший рост, чем совокупность федеральных предприятий в целом. Тульская типография стала единственной, отстававшей от среднего уровня в каждом из кварталов года. Ниже уровня I квартала оказались к концу года показатели Смоленского и Тверского (детской литературы) полиграфкомбинатов и Первой Образцовой типографии. Но если оба комбината произвели продукции на десятые доли процента меньше, чем в I квартале, то у Первой Образцовой типографии сокращение выпуска оказалось весьма существенным.
Разная устойчивость предприятий к кризисным явлениям, пришедшимся на 2009 год, повлияла на изменение их долей на рынке книгопечатных работ в рамках рассматриваемого федерального сектора. Завидную сопротивляемость экономическим невзгодам продемонстрировал Ульяновский Дом печати, который в этих непростых условиях сумел увеличить на рынке свою долю с 15,4 до 17,6%. Значимое приращение рыночных долей отмечено у «Костромы» (0,64%), Владимирской книжной типографии (0,63%), «Нижполиграфа» (0,55%), «Правды Севера» (0,34%), «Льва Толстого» (0,27%). Больше других потерял на рынке Тверской полиграфкомбинат детской литературы: его доля в общем листаже книжной продукции сократилась на 1,44%. Существенные потери понесли «Уральский рабочий» (–0,71%), Чеховский полиграфкомбинат (–0,60%), «Печатный Двор» (–0,44%), Тульская типография (–0,39%), Саратовский полиграфкомбинат (–0,36%).
В рейтинговой таблице по сравнению с 2008 годом произошли некоторые изменения. Если первые три места по величине рыночной доли сохранили за собой Ульяновский Дом печати, Тверской (детской литературы) и Смоленский полиграфкомбинаты, то перемещение на четвертую и пятую позиции с седьмой и восьмой соответственно Владимирской книжной типографии и «Нижполиграфа» привело к смещению на две позиции вниз «Дома печати — Вятка», Саратовского и Чеховского полиграфкомбинатов, Тульской типографии, «Печатного Двора» и «Уральского рабочего».
Сектор производства книжной продукции (общий тираж)
Ситуативный анализ сектора производства книжной продукции с точки зрения листажа и общего тиража выявляет определенные различия, которые говорят о том, что ограничиваться в анализе только одним аспектом (листажом или тиражом) нельзя изза риска получить неверную оценку положения дел в данном секторе.
Из 51 предприятия, входящего в рассматриваемую совокупность, в копилку общего тиража свой взнос сделали 49, правда в ряде случаев этот взнос был микроскопическим, например у СанктПетербургского газетного комплекса он составил 1 тыс. экз. По итогам 2009 года 18 предприятий относилось к числу крупных операторов (табл. 4), тогда как при измерении объемов производства в листахоттисках крупных операторов было 16. В список вошли Фабрика офсетной печати № 2, «Детская книга», «Советская Сибирь», в общем тираже которых преобладают тонкие брошюры, скрепленные проволокой, — 99,8, 78,2 и 80,3% соответственно. Выбыл из списка «Уральский рабочий», где основное внимание уделяется объемным книгам в переплете (65,0% от общего тиража). Таким образом, на изменении состава крупных операторов сказался высокий удельный вес в общем тираже малообъемных брошюр.
Таблица 4. Крупные операторы сектора производства книжной продукции (общий тираж, 2008-2009 гг.)
Наименование предприятия |
Натуральный выпуск, тыс. экз. |
Доля в выпуске, % |
Натуральный выпуск, тыс. экз. |
Доля в выпуске, % |
Натуральный выпуск, тыс. экз. |
Доля в выпуске, % |
Натуральный выпуск, тыс. экз. |
Доля в выпуске, % |
Натуральный выпуск, тыс. экз. доля в выпуске, %
|
доля в выпуске, % |
||||||||||
I\2009 г. |
I\2008 г. |
I\2009 г. |
I\2008 г. |
II\2009 г. |
II\2008 г. |
II\2009 г. |
II\2008 г. |
III\2009 г. |
III\2008 г. |
III\2009 г. |
III\2008 г. |
IV\2009 г. |
IV\2008 г. |
IV\2009 г. |
IV\2008 г. |
2009 г. в целом |
2008 г. в целом |
2009 г. в целом |
2008 г. в целом |
|
Тверской детской литературы |
19 189,2 |
27 435,1 |
21,0 |
22,2 |
24 795,4 |
28 718,6 |
20,7 |
21,4 |
19 146,9 |
23 618,2 |
15,9 |
18,9 |
22 753,0 |
21 880,4 |
18,1 |
19,8 |
85 884,5 |
101 652,3 |
18,8 |
20,6 |
Ульяновский Дом печати |
15814,1 |
18517,7 |
17,3 |
15,0 |
18 443,1 |
17 664,5 |
15,4 |
13,2 |
19 554,1 |
19 857,8 |
16,3 |
15,9 |
22 208,6 |
16461,1 |
17,6 |
14,9 |
76 019,9 |
72 501,1 |
16,6 |
14,7 |
Смоленский |
9556,5 |
12259,7 |
10,4 |
9,9 |
16 732,9 |
18 508,7 |
14,0 |
13,8 |
16 195,2 |
17 269,7 |
13,5 |
13,8 |
12 707,4 |
9293,0 |
10,1 |
8,4 |
55 192,0 |
57 331,1 |
12,1 |
11,6 |
Чеховский |
3487,9 |
6127,5 |
3,8 |
4,9 |
7245,4 |
8804,9 |
6,0 |
6,6 |
14 204,3 |
6808,7 |
11,8 |
5,5 |
10 665,7 |
7080,9 |
8,5 |
6,4 |
35 603,3 |
28 822,0 |
7,8 |
5,8 |
Владимирская книжная типография |
5739,0 |
7025,0 |
6,3 |
5,7 |
5609,0 |
6600,0 |
4,7 |
4,9 |
6202,0 |
6333,0 |
5,2 |
5,1 |
8043,0 |
7196,0 |
6,4 |
6,5 |
25 593,0 |
27 154,0 |
5,6 |
5,5 |
Саратовский |
4276,2 |
7263,7 |
4,7 |
5,9 |
6981,8 |
8748,5 |
5,8 |
6,5 |
7024,4 |
7192,0 |
5,8 |
5,8 |
6035,6 |
5797,9 |
4,8 |
5,3 |
24 318,0 |
29 002,1 |
5,3 |
5,9 |
Тульская типография |
4577,2 |
6755,7 |
5,0 |
5,5 |
5360,2 |
6837,0 |
4,5 |
5,1 |
4739,3 |
7036,8 |
3,9 |
5,6 |
4860,7 |
6426,9 |
3,9 |
5,8 |
19 537,4 |
27 056,4 |
4,3 |
5,5 |
Печатный Двор |
2828,0 |
4683,0 |
3,1 |
3,8 |
4359,0 |
5238,0 |
3,6 |
3,9 |
4354,0 |
4369,0 |
3,6 |
3,5 |
5195,0 |
4436,0 |
4,1 |
4,0 |
16 736,0 |
18 726,0 |
3,7 |
3,8 |
Кострома |
2697,6 |
3463,8 |
2,9 |
2,8 |
3998,2 |
5104,6 |
3,3 |
3,8 |
2741,9 |
5580,8 |
2,3 |
4,5 |
7091,6 |
3289,7 |
5,6 |
3,0 |
16 529,3 |
17 438,9 |
3,6 |
3,5 |
Нижполиграф |
3456,1 |
5245,9 |
3,8 |
4,2 |
4044,9 |
5095,2 |
3,4 |
3,8 |
3673,7 |
4679,3 |
3,1 |
3,8 |
4553,3 |
4201,4 |
3,6 |
3,8 |
15 728,0 |
19 221,8 |
3,4 |
3,9 |
Лев Толстой |
2359,1 |
2343,3 |
2,6 |
1,9 |
5264,8 |
1676,2 |
4,4 |
1,2 |
3023,0 |
2917,1 |
2,5 |
2,3 |
3344,1 |
4077,8 |
2,7 |
3,7 |
13 991,0 |
11 014,4 |
3,1 |
2,2 |
Фабрика офсетной печати № 2 |
2008,5 |
3155,6 |
2,2 |
2,5 |
2892,2 |
3076,9 |
2,4 |
2,3 |
2594,8 |
3052,3 |
2,2 |
2,4 |
3398,5 |
2862,1 |
2,7 |
2,6 |
10 894,0 |
12 146,9 |
2,4 |
2,5 |
Дом печати — Вятка |
2054,0 |
2388,0 |
2,2 |
1,9 |
2054,0 |
2373,0 |
1,7 |
1,8 |
3529,0 |
2610,0 |
2,9 |
2,1 |
2804,0 |
2936,0 |
2,2 |
2,7 |
10 441,0 |
10 307,0 |
2,3 |
2,1 |
Первая Образцовая типография |
1504,0 |
2237,0 |
1,6 |
1,8 |
2651,0 |
1665,0 |
2,2 |
1,2 |
1969,0 |
1540,0 |
1,6 |
1,2 |
1405,0 |
2089,0 |
1,1 |
1,9 |
7529,0 |
7531,0 |
1,6 |
1,5 |
Смоленская областная типография |
1622,9 |
1991,0 |
1,8 |
1,6 |
1664,8 |
2355,0 |
1,4 |
1,8 |
1843,6 |
2451,0 |
1,5 |
2,0 |
1743,9 |
2066,0 |
1,4 |
1,9 |
6875,2 |
8863,0 |
1,5 |
1,8 |
Правда Севера |
1652,2 |
1843,2 |
1,8 |
1,5 |
1297,1 |
1581,2 |
1,1 |
1,2 |
1629,7 |
1547,3 |
1,4 |
1,2 |
1911,2 |
1783,2 |
1,5 |
1,6 |
6490,2 |
6754,9 |
1,4 |
1,4 |
Детская книга |
1942,0 |
1281,8 |
2,1 |
1,0 |
1145,4 |
1668,6 |
1,0 |
1,2 |
1878,8 |
1842,8 |
1,6 |
1,5 |
1429,6 |
1672,4 |
1,1 |
1,5 |
6395,8 |
6465,6 |
1,4 |
1,3 |
Советская Сибирь |
1662,5 |
1965,6 |
1,8 |
1,6 |
1468,7 |
2537,1 |
1,2 |
1,9 |
1424,3 |
837,7 |
1,2 |
0,7 |
381,2 |
1190,9 |
0,3 |
1,1 |
4936,7 |
6531,3 |
1,1 |
1,3 |
Уральский рабочий |
822,0 |
2375,1 |
0,9 |
1,9 |
633,6 |
1642,8 |
0,5 |
1,2 |
708,1 |
1243,9 |
0,6 |
1,0 |
1068,2 |
1155,4 |
0,8 |
1,0 |
3231,9 |
6417,2 |
0,7 |
1,3 |
Всего: |
91 523,3 |
12 3831,8 |
100 |
100 |
119 936,1 |
134 157,4 |
100 |
100 |
120 245,9 |
124 728,3 |
100 |
100 |
125 960,2 |
110 317,2 |
100 |
100 |
457 665,5 |
493 034,8 |
100 |
100 |
Доля крупных операторов в общем тираже книжной продукции по сравнению с 2008 годом практически не изменилась — 96,6 против 96,3%. Уровень концентрации производства, измеряемый индексом ХерфинделяХиршмана HHI, в рамках рассматриваемого сектора также остался на прошлогоднем уровне — 981,9 против 977,0. Стабильность показателя уровня концентрации производства не исключает, впрочем, перемещения внутри совокупности объектов. Правда, в данном случае рейтинговая таблица претерпела незначительные изменения, из которых заслуживающими внимания можно признать отрицательную динамику Саратовского полиграфкомбината и «Нижполиграфа», опустившихся на две ступени вниз.
Следует заметить, что последовательности предприятий в рейтинговых таблицах, построенных по показателям листажа и тиража и включающих одни и те же предприятия, не совпадают. Один из примеров: лидером по листажу является Ульяновский Дом печати, а по общему тиражу — Тверской полиграфкомбинат детской литературы. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, которым измеряется сходство и отличие ранжированных последовательностей, в нашем случае равен 0,868. Это гораздо меньше максимально возможного значения — единицы, что еще раз подтверждает необходимость дифференцированного анализа книжного производства.
Таблица 5. Квартальная динамика натурального выпуска книжной продукции (общий тираж, 2009 г.)
Наименование предприятия |
I кв. 2009/ |
II кв. 2009/II кв. 2008 |
III кв. 2009/ |
IV кв. 2009/ |
2009 год/ |
I кв. 2009 |
II кв. 2009/ |
III кв. 2009/ |
IV кв. 2009/ |
Тверской полиграфкомбинат детской литературы |
69,9 |
86,3 |
81,1 |
104,0 |
84,5 |
100,0 |
129,2 |
99,8 |
118,6 |
Ульяновский Дом печати |
85,4 |
104,4 |
98,5 |
134,9 |
104,9 |
100,0 |
116,6 |
123,6 |
140,4 |
Смоленский полиграфкомбинат |
78,0 |
90,4 |
93,8 |
136,7 |
96,3 |
100,0 |
175,1 |
169,5 |
133,0 |
Чеховский полиграфкомбинат |
56,9 |
82,3 |
208,6 |
150,6 |
123,5 |
100,0 |
207,7 |
407,2 |
305,8 |
Владимирская книжная типография |
81,7 |
85,0 |
97,9 |
111,8 |
94,3 |
100,0 |
97,7 |
108,1 |
140,1 |
Саратовский полиграфкомбинат |
58,9 |
79,8 |
97,7 |
104,1 |
83,8 |
100,0 |
163,3 |
164,3 |
141,1 |
Тульская типография |
67,8 |
78,4 |
67,4 |
75,6 |
72,2 |
100,0 |
117,1 |
103,5 |
106,2 |
Печатный Двор |
60,4 |
83,2 |
99,7 |
117,1 |
89,4 |
100,0 |
154,1 |
154,0 |
183,7 |
Кострома |
77,9 |
78,3 |
49,1 |
215,6 |
94,8 |
100,0 |
148,2 |
101,6 |
262,9 |
Нижполиграф |
65,9 |
79,4 |
78,5 |
108,4 |
81,8 |
100,0 |
117,0 |
106,3 |
131,7 |
Лев Толстой |
100,7 |
314,1 |
103,6 |
82,0 |
127,0 |
100,0 |
223,2 |
128,1 |
141,8 |
Фабрика офсетной печати № 2 |
63,6 |
94,0 |
85,0 |
118,7 |
89,7 |
100,0 |
144,0 |
129,2 |
169,2 |
Дом печати — Вятка |
86,0 |
86,6 |
135,2 |
95,5 |
101,3 |
100,0 |
100,0 |
171,8 |
136,5 |
Первая Образцовая типография |
67,2 |
159,2 |
127,9 |
67,3 |
100,0 |
100,0 |
176,3 |
130,9 |
93,4 |
Смоленская областная типография |
81,5 |
70,7 |
75,2 |
84,4 |
77,6 |
100,0 |
102,6 |
113,6 |
107,5 |
Правда Севера |
89,6 |
82,0 |
105,3 |
107,2 |
96,1 |
100,0 |
78,5 |
98,6 |
115,7 |
Детская книга |
151,5 |
68,6 |
102,0 |
85,5 |
98,9 |
100,0 |
59,0 |
96,7 |
73,6 |
Советская Сибирь |
84,6 |
57,9 |
170,0 |
32,0 |
75,6 |
100,0 |
88,3 |
85,7 |
22,9 |
Уральский рабочий |
34,6 |
38,6 |
56,9 |
92,5 |
50,4 |
100,0 |
77,1 |
86,1 |
130,0 |
В целом |
73,9 |
89,4 |
96,4 |
114,2 |
92,8 |
100,0 |
133,7 |
133,5 |
139,4 |
Заметные потери рыночных долей (0,5 и более процентного пункта) понесли Тверской полиграфкомбинат детской литературы (–1,8), Тульская типография (–1,2), Саратовский полиграфкомбинат (0,6), «Нижполиграф» (–0,5) и «Уральский рабочий» (–0,6), причем последнему это стоило места в перечне крупных операторов рынка. Улучшения своих позиций добились Чеховский полиграфкомбинат (2,0), Ульяновский Дом печати (1,9), «Лев Толстой» (0,9) и Смоленский полиграфкомбинат (0,5).
Потери понесли именно те предприятия, которые, согласно табл. 5, весь год показывали результаты хуже, чем вся совокупность федеральных типографий в среднем. Характерно, что в числе тех предприятий, чья рыночная доля возросла, оказались типографии, которые в целом по 2009 году превысили уровень 2008 года.
У трех типографий — Первой Образцовой, «Детской книги», «Советской Сибири», тираж книг, сданных в IV квартале 2009 года, оказался меньше, чем в I квартале. При этом в «Советской Сибири» уменьшение тиража происходило ежеквартально.
Надо отметить, что в целом совокупность федеральных предприятий продемонстрировала рост выпуска книжной продукции во IIIV кварталах 2009 года по отношению к его I кварталу. Однако целый ряд предприятий в течение всего года в этом отношении выглядел хуже, чем вся совокупность. Среди них — «Нижполиграф», «Уральский рабочий», Тверской полиграфкомбинат детской литературы, «Правда Севера», Смоленская областная типография, «Детская книга», «Советская Сибирь». Лучше среднего уровня в каждом квартале были Чеховский и Саратовский полиграфкомбинаты, «Печатный Двор».
1* Солоненко В.К. 20 лет, изменившие книжный мир России // http://obraz.ucoz.ru/publ/26-1-0-3.