Рецепты доофсетных технологий
На одной из тихих центральных улочек города Львова до недавнего времени располагалось литографское заведение. А на центральной площади города, напротив Львовского городского совета, люди, одетые в костюмы монахов, продавали полиграфическую продукцию, отпечатанную с литографских камней.
Литографическое заведение прекратило свою работу в июле 2005 года, когда ушел из жизни директор типографии Богдан Мазепа, потомственный литограф. Оборудование и рабочие камни были распределены между Львовской академией художеств и Украинской академией печати и в настоящий момент находятся там на хранении. А отпечатки, сделанные во Львовской литографии, изредка появляются в сувенирных магазинах или торговых лавках художников.
В 30е года ХХ века литография начала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью, поэтому сегодня она стала уделом художников и является станковой техникой художественных эстампов. Однако в прошлом литография была одним из прогрессивных промышленных способов печати, дающим большой по тем временам тираж. Создатель литографии, Алоиз Зенефельдер (1771—1834), малоизвестный мюнхенский драматург, не мог даже предположить, сколь важной она станет для популяризации художественных произведений. Созданный им «прекрасный способ размножения рукописей и всякого рода рисунков и чертежей» был впоследствии многократно усовершенствован и постепенно вошел в употребление повсеместно как для торговых и практических целей, так и для решения чисто художественных задач.
Зенефельдер плодотворно трудился над совершенствованием своего открытия. Им были придуманы новые составы литографических карандашей и чернил. Зенефельдер проводил первые опыты печатания несколькими красками, золотом и серебром. Литографический камень, тяжелый и неудобный в работе, Зенефельдер пробовал заменить легковесным картоном, покрытым камневидной массой. Именно ему принадлежат первые трактаты и статьи о технической стороне камнепечатания. В 1826 году он изобрел мозаическое литографирование, в 1833м начал переносить с камня на полотно изображения, нарисованные масляными красками. Он написал «Полное руководство по литографии» (“Lehrbuch der Lithographie”) (Мюнхен, 1818 г.).
Умер Алоиз Зенефельдер в глубокой нищете. Будучи человеком непрактичным, он потерпел череду неудач, связанных с основанием литографических заведений в Мюнхене, Оффенбахе, Лондоне, Вене и Париже. Он позволил другим людям перехватить свое открытие и извлечь из него пользу.
Напечатанные ноты «Марша пфальцобаварского войска» — первый коммерческий успех Зенефельдера (1796 г.). Компаньоны — изобретатель и композитор — заработали 70 гульденов и стали печатать другие ноты. Это стало возможным благодаря усилиям матери Алоиза, которая ухитрилась заказать для него станок для печатания за 6 гульденов. Первым значительным изданием Зенефельдера было воспроизведение рисунков Дюрера в молитвеннике Максимилиана (1808 г.), исполненное Н. Штриксинером (1782—1855 гг.). Вторым изданием, подготовленным, но не изданным Зенефельдером, был альбом рисунков старых мастеров Мюнхенского кабинета (1810—1816). В альбом входило 432 литографии. Их основными исполнителями были Н. Штриксинер и Ф. Пилоти (1786—1844).
Создатель метода литографии Алоиз Зенефельдер
После выхода этих шедевров литографского искусства литография в художественном отношении оказалась на довольно низком уровне. Произошло это потому, что крупным художникам она не показалась понастоящему интересной. Художники, в особенности граверы, вначале смотрели на литографию косо, как на недостойную соперницу гравирования на меди.
Интерес к литографии начал распространяться в парижской публике со времени возвращения Бурбонов (1815 г.) благодаря стараниям Ластейри, Энгельмана и Дельпека. Открыв литографические заведения, они сумели приохотить к рисованию на камне, как к приятному развлечению, многих любителей и любительниц из высшего круга и привлечь к себе в сотрудники искусных рисовальщиков и выдающихся живописцев того времени. Литографированные эстампы стали всё больше расходиться в публике, появляясь то отдельными листами, то в виде альбомов и кипсеков, то в приложении к сатирическим и модным журналам, причем техника их производства постепенно совершенствовалась и обогащалась новыми приемами.
Пример литографского оттиска
Своего апогея художественная литография достигла во Франции в 18301848 годах, когда лучшей литографической печатней в Париже стало заведение Лемерсье, основателя известной фирмы, существующей и поныне. Расцвет литографии связан с такими французскими художниками, как Эжен Делакруа (1798—1863), Домье (1808—1879), Гаварни (1804—1866).
После этого литография, по крайней мере одноцветная, опять пришла в упадок. Хотя некоторые художники, в том числе и очень искусные, продолжали передавать свои и чужие композиции в рисунках на камне, однако интерес к работам этого рода публика постепенно утрачивала вследствие появления новых, автоматических способов размножения изображений — сначала фотографии, а потом фототипии и гелиогравюры.
Но эти способы были еще не в состоянии заменить хромолитографию, которая все более и более совершенствовалась и находила разностороннее применение. В период расцвета литографии среди французских художников особенно даровитыми и известными рисовальщиками на камне были Жерико, Гро, К. Верне, О. Верне, Лами, Марле, Шарле и Раффе (преимущественно прославлявшие в своих произведениях величие Наполеона I и доблесть его армии), Тейлор, Фрагонар, Пико, Бонингтом, Э. Делакруа и Буланже (изображавшие композиции в духе романтизма), Виньерон, Пигаль, Л. Буайльи, Л. Моннье, Травье, Мартине, Филиппото, Домье и Гаварни (карикатуры и сцены общественной и народной жизни), А. Девериа (костюмы и интимные жанры), Жигу и Греведон (портреты и женские головки), Изабе, Гюе, Ж. Дюпре, Рокеплан и Доза (пейзажи), Мульерон, Сюдр и Сируи (воспроизведение картин других художников). В Германии, хотя она и является родиной литографии, это искусство никогда не достигало той свободы, разнообразия и художественной оригинальности, как во Франции.
Первое частное литографическое заведение в Петербурге было открыто в 1820х годах Давиньоном. А чиновник Министерства иностранных дел России П. Шиллинг был специально командирован в Мюнхен для изучения литографии с тем, чтобы потом можно было пользоваться ею при копировании деловых бумаг. Большой популярностью и почетом пользовались в России задорные литографии А. Орловского (фигуры казаков и других всадников, а также сцены уличной жизни), напечатанные, однако, преимущественно в Париже.
С 1851го по 1862 год Василий Тимм (1820—1895) издавал «Русский художественный листок», в котором помещал свои хроникальные зарисовки. Кроме Тимма, в этом издании принимали участие Михаил Микешин, Адольф и
Иосиф Шарлемань, Михай Зичи. Это было единственное в своем роде издание, подобного которому на Западе не существовало.
В начале ХХ века несколько листов выполнили художники объединения «Мир искусства». Литографии были изданы отдельным альбомом. Из этой группы художников особо следует выделить В. Серова, создавшего наиболее значительные литографии того времени.
Долго, до самых 1850 годов, литография у немцев главным образом была предметом коммерческого потребления. Выдающимися деятелями этого направления были Фр. Пилоти и Леле в Мюнхене (издатели альбома о мюнхенской Пинакотеке и Шлейсгеймской галерее), Стрикснер в Штутгарте (альбом о Штутгартской галерее), Фр. Ганфштенгль в Дрездене (великолепный альбом о Дрезденской галерее) и Симсон (альбом о Берлинской галерее). В Германии в середине XIX века в технике литографии работал Адольф Менцель (1815—1905). В Испании в самом конце своей жизни сделал несколько литографий Франсиско Гойя (1746—1828).
В 1851 году впервые появился альбом с оригинальными литографиями выдающихся дюссельдорфских художников. Из числа немецких и австрийских художников, наиболее отличившихся в рисовании на камне, следует назвать обоих Ахенбахов, Кампгаузена, Т. Гоземана, Гезельшапа, Вебера, А. Менцеля, Агриколу, Лаллемана, Шнорра, Риттера, Пергеля, Ридера, Эйбля и некоторых других художников из Швейцарии.
Среди литографов в Бельгии и Голландии преобладали копировальщики, а не литографы рисунков собственного сочинения. В 18181830 годах Бургграф и Девасм в Брюсселе выпустили в свет ряд портретов, рисованных Экгоутом и Вербукговеном. В 1829 году кружок брюссельских художников предпрининял издание альбома о Галерее кн. Аремберга. Правительственное издание о Гаагском музее, начатое в 1818 году и оконченное в 1883м, дало возможность развиться многим искусным рисовальщикам на камне в Голландии.
Литографский камень
В Англии к литографии прибегали чаще всего при издании политических карикатур, сцен конного спорта, портретов знаменитостей.
Литография, допускающая широкое тиражирование, в ХIХ веке получила распространение в станковой и социальнокритической журнальной графике. А благодаря большим размерам камней стала незаменимой при печатании очень больших по формату рисунков и чертежей.
В основе литографии лежит физикохимический принцип, подразумевающий получение оттиска с гладкой поверхности, которая, благодаря специальной обработке, приобретает свойство на одних участках принимать литографскую краску, а на других — воду. Процесс основан на использовании пористого кельхаймского камня, который легко полируется, приобретая гладкую, шелковистую поверхность.
Литографский камень представляет собой отшлифованную пластину литографского песчаника — исключительно плотного, компактного и однородного камня. Песчаник литографический — это глинистый известняк или доломит, камень особой породы, состоящий из углекислой извести с небольшой примесью углекислой магнезии. Лучшие сорта этого камня, отличающиеся особой плотностью, мелкозернистостью в изломе и одноцветностью, добываются главным образом в Золенгофене, на реке Альтмюле, в Баварии; а также, в меньших кусках, в Шатору и Дижоне во Франции и в некоторых других местах. Наиболее известны залежи литографического камня мелового возраста в Армении (Иджеван), Грузии (Алгетское месторождение), Азербайджане (месторождения Гюлаплу и Мерикенд); залежи литографского камня юрского возраста в Германии (Золенгофен) знамениты находками ископаемых птиц. Желтоватые камни грубоваты и мягки, а те, что имеют перловосерый цвет, — самые пригодные для тонких художественных работ.
Применяются и искусственные литографические камни. Масса искусственного литографического камня состоит из портландского цемента, песка, гашеной извести и глины. Портландцемент уже сам по себе имеет состав, близкий к литографскому камню, поскольку содержит в себе известь и глинозем.
В зависимости от предполагаемой работы камни в дальнейшем или еще более тонко шлифуются до получения идеально гладкой, ровной поверхности, или же их поверхности придают шероховатость, зернистость. Гладкие камни подходят для работы тушью, гравирования иглой и переводов. Камни с шероховатой поверхностью применяются для работы карандашом и выскребания по асфальту.
Для изготовления гренков пером прямо на камне или на переводной бумаге литографы применяют специальные литографические чернила.
Для приготовления австрийских литографических чернил берут:
- 600 частей желтого воска;
- 125 частей шеллака;
- 75 частей сала;
- 300 частей белого мыла;
- 100 частей мастики;
- 25 частей смолы;
- 75 частей голландской сажи.
К растопленному предварительно воску добавляют мелко нарезанное мыло и нагревают до тех пор, пока масса не начнет издавать неприятный запах. При варке нужно быть очень осторожным, в случае воспламенения накрыть крышкой. Затем, когда масса немного остынет, ее переливают в формы.
Литографские чернила, как известно, сохраняются в кусках (как китайская тушь) и только по мере надобности растираются на блюдце с водой до требуемой густоты. Хорошее качество этой массы во многом зависит от достаточного ее накаливания — чтобы она не была ни жирной, ни тощей, поскольку и то и другое препятствует переводу рисунков или шрифта на литографический камень.
Для приготовления английских литографических чернил берут:
- 60 частей желтого воска;
- 60 частей белого мыла;
- 80 частей мастики;
- 60 частей сала;
- 120 частей шеллака;
- 10 частей венецианского терпентина;
- 11 частей голландской сажи.
Мастику и шеллак кладут в нагретый терпентин, затем добавляют сало, воск, мыло и сажу. Всё это хорошо перемешивается и растирается. Охлажденная и немного затвердевшая масса выкладывается на гладкий камень или стекло и разрезается на бруски.
Изобретатель литографии Алоиз Зенефельдер в своем техническом руководстве описал 27 разных способов печатания с камней, среди которых была печать золотом и серебром, одной или несколькими красками, выпуклый, плоский и углубленный способы.