КомпьюАрт

7 - 2010

Инструкции перед поездкой в Россию, или Как выглядят антикварные путеводители

Алексей Венгеров Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

«Записки о Московии» (1550 год)

«Картины Санкт-Петербурга» (1815 год)

«Москва» (1912 год)

Сегодня, собираясь за границу, вы идете в книжный магазин и покупаете путеводитель. Цена такого издания может достигать 1000 рублей. С точки зрения полиграфии это брошюра с крепким переплетом и качественными иллюстрациями на мелованной бумаге. Несколько российских издательств делают хороший бизнес, предоставляя путешественникам информацию о достопримечательностях, кухне, а также злачных местах, например, Таиланда. Между прочим, за эту же сумму можно приобрести альбом русского художника-передвижника со средними толщиной и качеством печати иллюстраций.
Интенсивно передвигаться по земному шару наши предки начали 500 лет назад. Эпоха Возрождения стимулировала взлеты не только в искусстве, но и в торговле: иностранцы приезжали в нашу страну, налаживали торговые и военные связи, а русские наносили ответные визиты, предлагая шкурки соболей, куниц и другие товары. Чтобы уменьшить страх перед «голубой, родниковой и ржаной Россией» (как пел Владимир Высоцкий), а также риски (как пишут в учебниках по организации бизнеса), за границей в эпоху Возрождения начали выпускать путеводители…

«Записки о Московии» (1550 год)

«Записки о Московии» Сигизмунда Герберштейна — одна из самых популярных книг, многократно переводившаяся на основные европейские языки. Первые издания записок, а они вышли за 14 лет до «Апостола» Ивана Федорова в Москве, — чрезвычайная редкость, сохранившиеся экземпляры находятся в основном в государственных собраниях, в частных коллекциях практически отсутствуют.

Алексей Венгеров

Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486 — 1566) побывал в России в 1515­1517 и 1525­1526 годах. В отличие от большинства иностранных путешественников, он неплохо знал русский язык, что, впрочем, не помешало ему смотреть на московитов свысока, как это принято у европейцев. Отмечая в качестве русской национальной черты склонность к рабству, автор записок объяснял, к примеру, что любовь простого народа к калачам происходит от сходства калача по форме с ярмом.

Давая характеристику Москве и москвичам XVI столетия, Герберштейн писал: «Самый город деревянный и довольно обширен, а издали кажется еще обширнее, чем есть на самом деле, ибо большую прибавку к городу делают пространные сады и дворы при каждом доме, к тому же между этими домами находятся луга и поля. Этот город в достаточной мере грязен, почему на площадях, улицах и других людных местах повсюду устроены деревянные мостовые. Народ в Москве, как говорят, гораздо живее и лукавее всех прочих, в особенности вероломен при исполнении обязательств, они и сами отлично знают про это обстоятельство, поэтому всякий раз, когда вступают в сношение с иноземцами, притворяются, будто они не московиты, а пришельцы, желая этим внушить к себе больше доверия».

Герберштейн С. Записки о Московии, а также о Руссии и других важных и значительных предметах, сочиненные на латыни синьором Сигизмундом, вольным бароном в Герберштейне, Нейперге и Гюттенгане, и переведенные с латинского на италианский наш язык. Здесь же описание Империи Московитов, а также таких местностей, как Тартария, Литва, Польша, с присовокуплением рассказа об обычаях и обрядах этих народов. Венеция: Изд. Джан-Баттисто Педрецанно, имеющего разрешение Венецианского сената, 1550. 90 л.: 6 ксилографий, 1 л. — раскладная карта Московии; 22Ѕ16,5 см. На ит. яз. В картонаже XVII в. Гравированный герб барона Герберштенйа на тит. л. раскрашен вручную

Герберштейн С. Записки о Московии, а также о Руссии и других важных и значительных предметах, сочиненные на латыни синьором Сигизмундом, вольным бароном в Герберштейне, Нейперге и Гюттенгане, и переведенные с латинского на италианский наш язык. Здесь же описание Империи Московитов, а также таких местностей, как Тартария, Литва, Польша, с присовокуплением рассказа об обычаях и обрядах этих народов. Венеция: Изд. Джан-Баттисто Педрецанно, имеющего разрешение Венецианского сената, 1550. 90 л.: 6 ксилографий, 1 л. — раскладная карта Московии; 22Ѕ16,5 см. На ит. яз. В картонаже XVII в. Гравированный герб барона Герберштенйа на тит. л. раскрашен вручную

Книга Герберштейна, являющаяся бесценным источником сведений о московском быте и нравах XVI века, впервые была напечатана на латыни в 1549 году в Вене. В публикации представлен ее перевод на итальянский язык, увидевший свет годом позже.

Писатель­библиофил Б. Заболотских рассказывает об этом издании следующую историю (Заболотских Б. Книжные раритеты. Собиратели и хранители. М., 1999).

Походная одежда «лукавых» москвичей

Походная одежда «лукавых» москвичей

В числе постоянных клиентов известного в Москве «поставщика» редкостей М.М. Зайцевского (1815—1885) был собиратель и создатель первой в Москве частной публичной библиотеки А.Д. Чертков (1789—1858). Неограниченный в средствах, Чертков покупал всё, относящееся к истории и быту русского народа. После многолетних поисков Зайцевский достал ему наконец великую редкость, о которой коллекционер не смел даже и мечтать, — «Записки о Московии» Герберштейна, изданные в Венеции в 1550 году. В своем каталоге Чертков писал: «Экземпляр столь редок, даже в чужих краях, что известные библиографы его никогда не видали. В моем экземпляре недостает карты».

Карта Московии

Карта Московии

В нашей книге, одетой в картонаж XVII века, сохранились все шесть гравюр, в том числе портрет Василия III, изображение русского воинства, карта Московии и картинки народной жизни.

В «российских пределах» этот раритет находится с весны 2001 года, будучи незадолго перед тем приобретенным на одном из провинциальных аукционов в Германии.

В начало В начало

«Картины Санкт-Петербурга» (1815 год)

Изданные в Лондоне «Картины Санкт­Петербурга» — одна из иллюстрированных книг, появившихся по окончании победоносной войны с Наполеоном, в которой Англия выступала союзницей России. Приезд в Лондон летом 1814 года освободителя Европы Александра I и легендарного атамана Платова с его лихими казаками усилил интерес англичан к далекой и довольно экзотичной для них стране, к внешнему облику ее городов и сел, нравам и обычаям жителей.

Учитывая возросший читательский спрос на «россику», лондонский издатель Эдвард Орм заказал французскому художнику Морне двадцать изображений российской столицы. Гравированные Кларком и Дюбургом, рисунки Морне составили альбом «Картины Санкт­Петербурга», тематически разделенный на две части.

Гравюрный портрет великого князя Московского и всея Руси Василия III

Гравюрный портрет великого князя Московского и всея Руси Василия III

 В первую часть вошло 12 городских видов, выполненных в разное время года и соотнесенных в альбоме с определенным месяцем.

Каждая «картина» сопровождается краткой исторической справкой на английском и французском языках. Например, к изображению Биржи дается следующее объяснение: «Биржа, начатая в 1805 году и законченная в 1809­м, расположена на Васильевском острове между Большой и Малой Невой. Это здание окружено 44 колоннами коринфского ордера. По обе стороны пристани, устроенной в форме полукруга, возвышаются ростральные колонны, наверху которых зажигается сигнальный огонь».

Картины Санкт-Петербурга, представленные в двадцати занимательных видах города, экипажей и людей. Виды сняты в каждый из двенадцати месяцев года и сопровождаются историческим и бытоописательным комментарием. Лондон: Изд. Эдварда Орма. 34 с.: 12 л. цв. ил. с видами Санкт-Петербурга, 8 л. цв. ил. с типами упряжек, 20 л. предохранительной бумаги; 48,1Ѕ32,6 см. На англ. и фр. яз. В полукожаном переплете первой половины XIX в. В центре верхней крышки — ярлык с тисненым орнаментом и заглавием. 
На корешке — тисненный золотом орнамент. Листы по рис. Морне (Mornay) гравированы Кларком (Clark) и Дюбургом (Dubourgh), крашены акварелью тогда же

Картины Санкт-Петербурга, представленные в двадцати занимательных видах города, экипажей и людей. Виды сняты в каждый из двенадцати месяцев года и сопровождаются историческим и бытоописательным комментарием. Лондон: Изд. Эдварда Орма. 34 с.: 12 л. цв. ил. с видами Санкт-Петербурга, 8 л. цв. ил. с типами упряжек, 20 л. предохранительной бумаги; 48,1x32,6 см. На англ. и фр. яз. В полукожаном переплете первой половины XIX в. В центре верхней крышки — ярлык с тисненым орнаментом и заглавием.
На корешке — тисненный золотом орнамент. Листы по рис. Морне (Mornay) гравированы Кларком (Clark) и Дюбургом (Dubourgh), крашены акварелью тогда же

«Государственный банк и торговые лавки», «Мраморный дворец на Миллионной», «Большой театр», «Зимний дворец и парад на Дворцовой площади» и т.д. — список иллюстраций показывает, какие именно городские ландшафты и архитектурные сооружения художник-иностранец относил к числу важнейших петербургских достопримечательностей

«Государственный банк и торговые лавки», «Мраморный дворец на Миллионной», «Большой театр», «Зимний дворец и парад на Дворцовой площади» и т.д. — список иллюстраций показывает, какие именно городские ландшафты и архитектурные сооружения художник-иностранец относил к числу важнейших петербургских достопримечательностей

Вторую часть альбома составляют восемь жанровых сцен, связанных с русской ездой: «Отдых извозчика», «Русские женщины, садящиеся в сани», «Купеческие сани, или Русский буржуа», «Русский курьер, развозящий депеши» и т.д. При работе над этой своеобразной дорожной энциклопедией художник явно не стремился к точному соответствию экипажей и ездоков. Самой забавной является картина «Отдых извозчика», где рядом с не по сезону легко одетым извозчиком в маленьких детских саночках сидит розовощекий полуобнаженный малыш.

Альбом «Картины Санкт-Петербурга» пользовался популярностью, изъятыми из него окантованными листами 
украшали комнаты

Альбом «Картины Санкт-Петербурга» пользовался популярностью, изъятыми из него окантованными листами украшали комнаты

В начало В начало

«Москва» (1912 год)

Большеформатный, в щегольском белом переплете, с тисненным на верхней крышке золотой фигурной вязью названием альбом «Москва», выпущенный Товариществом скоропечатни А.А. Левенсон в 1912 году, можно отнести к еще редкому для России начала XX столетия жанру, широко известному в наши дни как «гид­справочник интуриста». О том, что он предназначался для гостей древней столицы, прежде всего зарубежных, говорит наличие параллельных текстов на трех языках (русском, французском и английском) и содержание книги, включающее весьма поверхностный очерк истории Первопрестольной, беглое описание святынь Кремля, а также перечень главных городских достопримечательностей, музеев и театров.

Москва. М.: Изд. Тов-ва скоропечатни А.А. Левенсон, 1912. 90 с.: ил., 1 л. с ил. рамкой, 1 л. — цв. ил. титул; 35Ѕ26,1 см. Титул, заставки, виньетки, концовки Б. Зворыкина; Ил. в красках  В. Васнецова, Н. Фон-Боля, В. Россинского, Е. Вашкова. В изд. пер. Название на верхней крышке — барельефное тиснение золотом

Москва. М.: Изд. Тов-ва скоропечатни А.А. Левенсон, 1912. 90 с.: ил., 1 л. с ил. рамкой, 1 л. — цв. ил. титул; 35Ѕ26,1 см. Титул, заставки, виньетки, концовки Б. Зворыкина; Ил. в красках  В. Васнецова, Н. Фон-Боля, В. Россинского, Е. Вашкова. В изд. пер. Название на верхней крышке — барельефное тиснение золотом

Заурядность текста с лихвой искупается высочайшим уровнем полиграфического исполнения и множеством прекрасно воспроизведенных иллюстраций, специально подготовленных для издания известными мастерами книжной графики — Б. Зворыкиным, В. Васнецовым, В. Россинским и др.

Впрочем, в путеводителе есть раздел, который несомненно привлечет внимание современных читателей. Это краткая справка о Москве и москвичах, какими они были в год выхода книги.

Титульный лист издания

Титульный лист издания

В справке говорится: «По переписи 1912 года в Москве насчитывалось 1 617 009 человек. Из них 879 286 мужчин и 727 723 женщин. Другими словами, на 1000 мужчин приходится 839 женщин. Из сословий преобладают крестьяне — 72% всего населения (преимущественно пришлые), затем мещане и дворовые; дворян — 5%, купечества —2,5%; иностранный элемент составляет около 1% обывателей Москвы.

Коэффициент смертности за последние годы колеблется от 28 до 30 на тысячу.

В Москве к январю 1912 года было зарегистрировано 680 автомобилей для частного и общественного пользования».

И, конечно, особая благодарность тогдашним московским властям от жителей первопрестольной: «Если проследить только последнее десятилетие жизни столицы, мы увидим, какой большой шаг сделан по пути прогресса и культуры. Городское самоуправление в эти годы много потрудилось над благоустройством города: введена канализация, построены бойни, сеть городских трамваев, переделаны мостовые, разбиты несколько новых скверов. Город продолжает украшаться день ото дня».

Это добротное, дорогое, массивное издание чем­то напоминает саму Москву начала 1910­х годов — спокойную, неторопливую, уверенную в своем будущем.

Когда альбом увидел свет, до начала Первой мировой войны оставалось полтора года, а до октября 1917­го — пять лет. 

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2010

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства