Инструкции перед поездкой в Россию, или Как выглядят антикварные путеводители
«Записки о Московии» (1550 год)
«Картины Санкт-Петербурга» (1815 год)
Сегодня, собираясь за границу, вы идете в книжный магазин и покупаете путеводитель. Цена такого издания может достигать 1000 рублей. С точки зрения полиграфии это брошюра с крепким переплетом и качественными иллюстрациями на мелованной бумаге. Несколько российских издательств делают хороший бизнес, предоставляя путешественникам информацию о достопримечательностях, кухне, а также злачных местах, например, Таиланда. Между прочим, за эту же сумму можно приобрести альбом русского художника-передвижника со средними толщиной и качеством печати иллюстраций.
Интенсивно передвигаться по земному шару наши предки начали 500 лет назад. Эпоха Возрождения стимулировала взлеты не только в искусстве, но и в торговле: иностранцы приезжали в нашу страну, налаживали торговые и военные связи, а русские наносили ответные визиты, предлагая шкурки соболей, куниц и другие товары. Чтобы уменьшить страх перед «голубой, родниковой и ржаной Россией» (как пел Владимир Высоцкий), а также риски (как пишут в учебниках по организации бизнеса), за границей в эпоху Возрождения начали выпускать путеводители…
«Записки о Московии» (1550 год)
«Записки о Московии» Сигизмунда Герберштейна — одна из самых популярных книг, многократно переводившаяся на основные европейские языки. Первые издания записок, а они вышли за 14 лет до «Апостола» Ивана Федорова в Москве, — чрезвычайная редкость, сохранившиеся экземпляры находятся в основном в государственных собраниях, в частных коллекциях практически отсутствуют.
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486 — 1566) побывал в России в 15151517 и 15251526 годах. В отличие от большинства иностранных путешественников, он неплохо знал русский язык, что, впрочем, не помешало ему смотреть на московитов свысока, как это принято у европейцев. Отмечая в качестве русской национальной черты склонность к рабству, автор записок объяснял, к примеру, что любовь простого народа к калачам происходит от сходства калача по форме с ярмом.
Давая характеристику Москве и москвичам XVI столетия, Герберштейн писал: «Самый город деревянный и довольно обширен, а издали кажется еще обширнее, чем есть на самом деле, ибо большую прибавку к городу делают пространные сады и дворы при каждом доме, к тому же между этими домами находятся луга и поля. Этот город в достаточной мере грязен, почему на площадях, улицах и других людных местах повсюду устроены деревянные мостовые. Народ в Москве, как говорят, гораздо живее и лукавее всех прочих, в особенности вероломен при исполнении обязательств, они и сами отлично знают про это обстоятельство, поэтому всякий раз, когда вступают в сношение с иноземцами, притворяются, будто они не московиты, а пришельцы, желая этим внушить к себе больше доверия».
Герберштейн С. Записки о Московии, а также о Руссии и других важных и значительных предметах, сочиненные на латыни синьором Сигизмундом, вольным бароном в Герберштейне, Нейперге и Гюттенгане, и переведенные с латинского на италианский наш язык. Здесь же описание Империи Московитов, а также таких местностей, как Тартария, Литва, Польша, с присовокуплением рассказа об обычаях и обрядах этих народов. Венеция: Изд. Джан-Баттисто Педрецанно, имеющего разрешение Венецианского сената, 1550. 90 л.: 6 ксилографий, 1 л. — раскладная карта Московии; 22Ѕ16,5 см. На ит. яз. В картонаже XVII в. Гравированный герб барона Герберштенйа на тит. л. раскрашен вручную
Книга Герберштейна, являющаяся бесценным источником сведений о московском быте и нравах XVI века, впервые была напечатана на латыни в 1549 году в Вене. В публикации представлен ее перевод на итальянский язык, увидевший свет годом позже.
Писательбиблиофил Б. Заболотских рассказывает об этом издании следующую историю (Заболотских Б. Книжные раритеты. Собиратели и хранители. М., 1999).
Походная одежда «лукавых» москвичей
В числе постоянных клиентов известного в Москве «поставщика» редкостей М.М. Зайцевского (1815—1885) был собиратель и создатель первой в Москве частной публичной библиотеки А.Д. Чертков (1789—1858). Неограниченный в средствах, Чертков покупал всё, относящееся к истории и быту русского народа. После многолетних поисков Зайцевский достал ему наконец великую редкость, о которой коллекционер не смел даже и мечтать, — «Записки о Московии» Герберштейна, изданные в Венеции в 1550 году. В своем каталоге Чертков писал: «Экземпляр столь редок, даже в чужих краях, что известные библиографы его никогда не видали. В моем экземпляре недостает карты».
Карта Московии
В нашей книге, одетой в картонаж XVII века, сохранились все шесть гравюр, в том числе портрет Василия III, изображение русского воинства, карта Московии и картинки народной жизни.
В «российских пределах» этот раритет находится с весны 2001 года, будучи незадолго перед тем приобретенным на одном из провинциальных аукционов в Германии.
«Картины Санкт-Петербурга» (1815 год)
Изданные в Лондоне «Картины СанктПетербурга» — одна из иллюстрированных книг, появившихся по окончании победоносной войны с Наполеоном, в которой Англия выступала союзницей России. Приезд в Лондон летом 1814 года освободителя Европы Александра I и легендарного атамана Платова с его лихими казаками усилил интерес англичан к далекой и довольно экзотичной для них стране, к внешнему облику ее городов и сел, нравам и обычаям жителей.
Учитывая возросший читательский спрос на «россику», лондонский издатель Эдвард Орм заказал французскому художнику Морне двадцать изображений российской столицы. Гравированные Кларком и Дюбургом, рисунки Морне составили альбом «Картины СанктПетербурга», тематически разделенный на две части.
Гравюрный портрет великого князя Московского и всея Руси Василия III
В первую часть вошло 12 городских видов, выполненных в разное время года и соотнесенных в альбоме с определенным месяцем.
Каждая «картина» сопровождается краткой исторической справкой на английском и французском языках. Например, к изображению Биржи дается следующее объяснение: «Биржа, начатая в 1805 году и законченная в 1809м, расположена на Васильевском острове между Большой и Малой Невой. Это здание окружено 44 колоннами коринфского ордера. По обе стороны пристани, устроенной в форме полукруга, возвышаются ростральные колонны, наверху которых зажигается сигнальный огонь».
Картины Санкт-Петербурга, представленные в двадцати занимательных видах города, экипажей и людей. Виды сняты в каждый из двенадцати месяцев года и сопровождаются историческим и бытоописательным комментарием. Лондон: Изд. Эдварда Орма. 34 с.: 12 л. цв. ил. с видами Санкт-Петербурга, 8 л. цв. ил. с типами упряжек, 20 л. предохранительной бумаги; 48,1x32,6 см. На англ. и фр. яз. В полукожаном переплете первой половины XIX в. В центре верхней крышки — ярлык с тисненым орнаментом и заглавием.
На корешке — тисненный золотом орнамент. Листы по рис. Морне (Mornay) гравированы Кларком (Clark) и Дюбургом (Dubourgh), крашены акварелью тогда же
«Государственный банк и торговые лавки», «Мраморный дворец на Миллионной», «Большой театр», «Зимний дворец и парад на Дворцовой площади» и т.д. — список иллюстраций показывает, какие именно городские ландшафты и архитектурные сооружения художник-иностранец относил к числу важнейших петербургских достопримечательностей
Вторую часть альбома составляют восемь жанровых сцен, связанных с русской ездой: «Отдых извозчика», «Русские женщины, садящиеся в сани», «Купеческие сани, или Русский буржуа», «Русский курьер, развозящий депеши» и т.д. При работе над этой своеобразной дорожной энциклопедией художник явно не стремился к точному соответствию экипажей и ездоков. Самой забавной является картина «Отдых извозчика», где рядом с не по сезону легко одетым извозчиком в маленьких детских саночках сидит розовощекий полуобнаженный малыш.
Альбом «Картины Санкт-Петербурга» пользовался популярностью, изъятыми из него окантованными листами украшали комнаты
«Москва» (1912 год)
Большеформатный, в щегольском белом переплете, с тисненным на верхней крышке золотой фигурной вязью названием альбом «Москва», выпущенный Товариществом скоропечатни А.А. Левенсон в 1912 году, можно отнести к еще редкому для России начала XX столетия жанру, широко известному в наши дни как «гидсправочник интуриста». О том, что он предназначался для гостей древней столицы, прежде всего зарубежных, говорит наличие параллельных текстов на трех языках (русском, французском и английском) и содержание книги, включающее весьма поверхностный очерк истории Первопрестольной, беглое описание святынь Кремля, а также перечень главных городских достопримечательностей, музеев и театров.
Москва. М.: Изд. Тов-ва скоропечатни А.А. Левенсон, 1912. 90 с.: ил., 1 л. с ил. рамкой, 1 л. — цв. ил. титул; 35Ѕ26,1 см. Титул, заставки, виньетки, концовки Б. Зворыкина; Ил. в красках В. Васнецова, Н. Фон-Боля, В. Россинского, Е. Вашкова. В изд. пер. Название на верхней крышке — барельефное тиснение золотом
Заурядность текста с лихвой искупается высочайшим уровнем полиграфического исполнения и множеством прекрасно воспроизведенных иллюстраций, специально подготовленных для издания известными мастерами книжной графики — Б. Зворыкиным, В. Васнецовым, В. Россинским и др.
Впрочем, в путеводителе есть раздел, который несомненно привлечет внимание современных читателей. Это краткая справка о Москве и москвичах, какими они были в год выхода книги.
Титульный лист издания
В справке говорится: «По переписи 1912 года в Москве насчитывалось 1 617 009 человек. Из них 879 286 мужчин и 727 723 женщин. Другими словами, на 1000 мужчин приходится 839 женщин. Из сословий преобладают крестьяне — 72% всего населения (преимущественно пришлые), затем мещане и дворовые; дворян — 5%, купечества —2,5%; иностранный элемент составляет около 1% обывателей Москвы.
Коэффициент смертности за последние годы колеблется от 28 до 30 на тысячу.
В Москве к январю 1912 года было зарегистрировано 680 автомобилей для частного и общественного пользования».
И, конечно, особая благодарность тогдашним московским властям от жителей первопрестольной: «Если проследить только последнее десятилетие жизни столицы, мы увидим, какой большой шаг сделан по пути прогресса и культуры. Городское самоуправление в эти годы много потрудилось над благоустройством города: введена канализация, построены бойни, сеть городских трамваев, переделаны мостовые, разбиты несколько новых скверов. Город продолжает украшаться день ото дня».
Это добротное, дорогое, массивное издание чемто напоминает саму Москву начала 1910х годов — спокойную, неторопливую, уверенную в своем будущем.
Когда альбом увидел свет, до начала Первой мировой войны оставалось полтора года, а до октября 1917го — пять лет.