Проблемы полиграфического образования
Как полиграфистов готовят у нас
Философские подходы к полиграфическому образованию
Переполненные полки книжных магазинов, богатство различной полиграфической продукции в печатных киосках, большое количество рекламы в почтовых ящиках должно было бы радовать работников издательскополиграфического комплекса. Оптимизм внушают и доклады руководителей Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о том, что в 2009 году суммарный выпуск книг в нашей стране, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос более чем на 4%. Эта цифра была озвучена на последней книжной ярмарке и вызвала воодушевление даже у руководства страны, представители которого — Сергей Иванов, Сергей Степашин — были на ярмарке и в своих выступлениях заявили: «Вот бы другие отрасли в стране так работали!»
Однако эти высказывания у специалистов издательскополиграфического комплекса вызывают шок, так как из государственной статистики им известно, что производство в листах книжной продукции в ведущих типографиях России в целом по рынку за семь месяцев того же 2009 года сократилось более чем на 2030%.
Из той же статистики — данных Росстата: самый низкий уровень инновационной активности отмечается в организациях целлюлознобумажного производства, издательской и полиграфической деятельности (4,3%). При этом типографии все же приобретают полиграфическое оборудование. Московский государственный университет печати, полиграфические лицеи и колледжи продолжают вести подготовку специалистов, например по специальности «Технология полиграфического производства». Однако всем известно, что полиграфическое производство уже далеко не такое, как рассказывают преподаватели.
Как полиграфистов готовят у нас
В мире в полиграфической отрасли за последние годы произошли значительные преобразования. Основные вызвавшие их силы — компьютеризация, стандартизация, усиливающееся влияние Интернета как составляющей производственного процесса, глобализации, ужесточающаяся конкуренция. Эти тенденции привели к краху многие компании. «Цифра» всё чаще вытесняет традиционные способы печати. Ускоренное развитие цифровых технологий уменьшило роль печатных процессов, изменило издательское дело, работу рекламных агентств, повысило роль графических дизайнеров, сетевых компьютерщиков. По существу, полиграфическое производство стало компьютерным, на что сразу откликнулась система образования зарубежных стран: традиционное полиграфическое производство уже практически не отражается в учебных программах. Существующие же в высшем образовании России стандарты еще не учитывают этих изменений.
Не отвечает требованиям времени и всероссийская подготовка экономистов, тем более что традиционная подготовка экономистов в рыночных условиях невозможна: подчиненность, структура, специализация и производственные возможности, средняя заработная плата на конкретных предприятиях теперь изза конфиденциальности неизвестны преподавателям, а тем более студентам. Весь мир перешел на подготовку не абстрактных экономистов, а специалистов, умеющих вести конкретный бизнес, — отсюда магистры делового администрирования (МВА).
В современных условиях в мире резко повышаются требования к сущности образования. Если раньше промышленный и индустриальный подъем страны был невозможен без ликвидации неграмотности, то современные рыночные отношения, конкурентоспособность страны связаны с ростом научнообразовательного потенциала, повышением инновационного и технологического уровня. Человеческий фактор, а именно образованность, соответствующая реалиям времени, профессионализм, становится определяющим. Человек обязан учиться всегда, если он хочет сделать карьеру.
Без системных подходов в области образования эту задачу не решить. Оставшиеся от старой системы стандарты образования и новейшие преобразования, например переход на два уровня — бакалавриат и магистратура, только усугубляют проблему.
Вышестоящие организации ввели подготовку бакалавров и магистров в высшее образование России, объясняя, что это мировая практика и нам надо быть как «они». Однако эти вышестоящие организации лукавят, так как система бакалавриата и магистратуры вырабатывалась в мировой практике именно с целью создания системы подготовки кадров, обеспечивающей опережающий карьерный рост специалистов по ускоренной модернизации и внедрению инновационных технологий. А это возможно сделать не декретом «сверху», как в России, а только исходя из кропотливого научного анализа специфики развивающихся отраслей. Что такое бакалавр? Никто из принимающих на работу сейчас не понимает, чем он отличается от традиционно выпускаемого специалиста — инженера. Считается, что это «недоделанный инженер», так как его подготовка ограничивается четырьмя годами, тогда как традиционная подготовка инженера — пять лет.
А как у «них»
В Рочестерском технологическом институте (США) существует колледж Imaging Arts & Sciences, в котором есть Школа печатных средств информации (School of Print Media), родственная МГУПу, где выпускаются специалисты — бакалавры наук (BS) по двум направлениям: графические средства массовой информации и создание новых медийных средств массовой информации. Слово «полиграфия» уже исчезает из учебных программ подготовки.
Проанализировав учебные планы, можно увидеть, что в американской высшей школе бакалавр наук по направлению «графические средства массовой информации» уже с первого года приобретает исчерпывающие знания о современном бизнесе и роли его в различных отраслях промышленности, в том числе в индустрии печатных и новых средств массовой информации. С первого года студентов в Рочестерском технологическом институте знакомят с языками новейших средств обработки изображений и текстовой информации: PostScript, PDF, HTML, SGML и XML. Поэтому бакалавр наук по печатным средствам информации, желающий работать в издательствах и рекламных агентствах, должен владеть методами работы с цифровым изображением, понимать различные аспекты производственных цифровых рабочих потоков. Студенты учатся использовать формат PDF — формат файла, который содержит всю верстку, включая пиксельную и векторную графику, а также шрифты.
Центральным курсом первого года обучения являются цифровые рабочие потоки и их связь с дизайном, мультимедийным издательским и печатным производством.
Второй год бакалавра наук посвящается созданию вебизданий и сетевых издательств. Дается понятие о языке разметки гипертекста — HTML — широко используемом алгоритме кодирования при создании вебстраниц. Одновременно даются знания об электронных распределительных системах, методах и технологиях послепечатной обработки, упаковки и распределения продукции.
На третьем году обучения студенты, желающие получить звание бакалавра наук по печатным средствам информации, знакомятся с цифровой печатью. Стратегическое изучение цифровой печати основывается на полученных на предыдущих курсах знаниях цифрового рабочего потока. В практическом плане студентов обучают организации печати по требованию и персонализированной печати на основе баз данных.
Особое внимание на третьем году обучения уделяется системам управления цветом с целью приобретения студентами навыков достижения необходимого качества цвета при редактировании изображений, вывода их на монитор, изготовления цветопробы. Студенты овладевают методами измерения цвета, калибровкой системы управления цветом на основе ICC.
Дальнейшие курсы посвящены применению цифрового видео в печатных средствах информации и созданию баз данных и цифровых систем в издательствах.
Ключевым курсом является «Управление бизнесом при подготовке печатных средств массовой информации». Студентам преподаются основы электронной коммерции, менеджмента в условиях глобализации и перестройки мировой экономики. Эти знания должны позволить выпускникам играть лидирующую роль в отрасли и сделать карьеру.
На четвертом, заключительном году обучения студенты знакомятся с основными направлениями и изданиями издательской отрасли. Дается окончательная оценка состояния бизнеса, инфраструктуры и регулирующих документов и примеры успешной карьеры в современной издательской практике.
В своей проектной деятельности студент проходит все стадии — создания идеи, реализации и решения вопросов менеджмента производства медийной издательской продукции с включением в нее новых медийных элементов. Проекты носят индивидуальный и коллективный характер.
Кроме вышеперечисленных специальностей, особое внимание в колледже Imaging Arts & Science уделяется подготовке специалистов в области изготовления иллюстраций, особенно специалистов медицинской иллюстрации и графического дизайна. После четырехгодичной подготовки эти специалисты тоже получают звание бакалавра, но не наук, а искусств (BFA).
Основное подразделение подготовки специалиста по медийным средствам информации в Рочестерском технологическом институте — колледж (Соllege of Business). Основа подготовки — бизнес. С этой целью в США готовят специалистов — бакалавров наук (BS) по направлениям:
- бухгалтерия;
- финансы;
- маркетинг печатных средств массовой информации;
- международный бизнес;
- менеджмент;
- менеджмент информационных систем.
В Рочестерском технологическом институте существует программа подготовки бакалавра наук — Graphic Media Marketing (маркетинг печатных средств массовой информации), где вопросы полиграфической технологии представляются студентам как часть подготовки бизнесмена в области печатных средств массовой информации, и только уже потом рассматриваются цифровая печать и применение ее в издательском деле, цифровой рабочий поток. Срок подготовки таких специалистов по каждому из перечисленных направлений — 4 года.
В российской образовательной практике переход на двухуровневую подготовку, как обычно, осуществляется в рамках привычной кампанейской практики: если есть подготовка бакалавров — то по этим же направлениям должна осуществляться и подготовка магистров. А в Рочестерском технологическом институте магистратура отличается по направлениям подготовки от бакалавриата, так как бакалавр — это специалист, а магистр — это работник науки или искусства. Колледж (Imaging Arts & Sciences) выпускает магистров наук по направлениям «Технология печати» (printing technology), «Полиграфические системы» (graphic arts systems), «Полиграфические издания» (graphic arts publishing).
Учебный план магистра наук по технологии печати:
- методы исследования в полиграфии;
- основные направления в исследованиях полиграфической технологии;
- анализ цвета и градации;
- материалы и процессы;
- кроссмедийные рабочие потоки;
- основы статистики.
По окончании обучения магистр наук защищает диссертацию. Магистр наук по направлению «Технология печати» очень близок по уровню и тематике нашим соискателям на степень кандидата технических наук.
В Рочестерском технологическом институте (США) подготовка магистров — бизнесруководителей (MBA) осуществляется только Колледжем бизнеса. Естественно, бакалавров по направлению Business Administration университет не готовит, так как руководителем бизнеса в XXI веке может быть не всякий человек, а только тот, кто обладает знаниями ускоренных изменений в технологии, а также имеет навыки работы в жестком мире глобальной конкуренции.
Степень магистра (МВА) в настоящее время в зарубежной образовательной практике является наивысшей квалификацией. Имеющий ее может претендовать на место руководителя в современном бизнесе. Студенты, желающие получить степень магистра, должны пройти курсы бухгалтерии, финансов, инженерного менеджмента. управления здравоохранением, административного управления ресурсами, информационных технологий, международного бизнеса, менеджмента, маркетинга, управления продажами, исследований рынка, рынка электронной коммерции, управления информационными системами, управления предприятием, управления полиграфией, публичной политики, качества и применения статистики в проблемах качества, качества и необходимых при этом организационных улучшений, технологии менеджмента и телекоммуникаций.
Для того чтобы приступить к двухгодичным курсам подготовки МВА, соискатель должен иметь: не менее шести лет профессионального стажа, бакалаврскую степень, пройти собеседование с командой уже получивших МBA, пакет соответствующих документов. В США руководители полиграфических и издательских предприятий чаще всего имеют степень МВА.
Уровню наших кандидатских и докторских степеней соответствует лишь одно направление — Imaging of Science (изобразительное искусство). Специальный научный колледж — College Science — готовит ученых
(Ph. D) по этому направлению.
Что касается инженерных специальностей, то их в Рочестерском технологическом институте готовит College of Applied Science & Technology. Наиболее родственная нашим специальность — упаковочная технология (packaging science).
Бакалавр наук по специальности «Упаковочная технология» имеет право специализироваться в трех направления: техническое (инженер), менеджмент и печать.
Имеющиеся в РИТ лаборатории изучают динамику упаковочных процессов, материалы и методы испытаний процессов влияния упаковки на окружающую среду.
Степень магистра наук в упаковочной технологии обеспечивает возможность работы в науке и преподавательской деятельности.
Существенное изменение в современном зарубежном образовании — уход от понятия абстрактного инженера, техника, имеющего диплом о высшем или среднем образовании. Ценится лишь уровень профессиональной компетенции в той или иной области деятельности.
Существует мнение, что модернизация в нашей стране может быть эффективной, если руководящие должности в фирмах будут занимать люди, закончившие, например, Лондонскую школу экономики или бизнесшколу в Гарварде, и тогда лет через 1520 мы сможем увидеть в России значительные качественные изменения. Но надежда на то, что российское общество, получив возможность вести вполне европейский образ жизни, отдыхать, путешествовать, само придет к пониманию необходимости изменений в характере своего труда, может и не оправдаться. Люди теперь знают, что образование и здравоохранение в нашей стране безнадежно отстали от американского или европейского уровня. Те, кто могут, учат и лечат своих детей за рубежом.
Философские подходы к полиграфическому образованию
В 30х годах XX века русские философы И.А. Ильин, В.С. Соловьев, Л.П. Карсавин, П.Д. Юркевич, Н.О. Лосский, Н.К. Рерих, А.Ф. Лосев, А.А. Богданов и ряд других призывали внимательно всмотреться в пути и судьбы России, считая, что наша страна в своей исторической перспективе движется к распаду и унижению.
История (судьба) навязала России обилие пространств, племен и народов. Проработать это обилие, понастоящему овладеть им, извлечь из него скрытые силы и довести их до качественного расцвета не удалось ни советскому государству, ни его последователям, которые начали с того, что грубо упростили задачу, развалив СССР и сосредоточившись на Российской Федерации.
Суть же заключается в том, что во всей прошлой истории нам не хватало ни времени, ни сил на взращивание и творческое оформление природной даровитости народа, воспитание и укрепление национального характера, создание интенсивного, технически совершенного земледелия и эффективной промышленности, усовершенствование политической и бытовой организации жизни.
Всё, что в нашей стране создано, прежде всего создано не за счет спокойной и сосредоточенной культуры труда, а за счет первобытной, естественной даровитости. «Там, где западный европеец нередко извлекал многое из малого дара, в России и большая одаренность шла прахом…» (И.А. Ильин).
Если дух образования и воспитания в России не будет изменен, прогнозировали русские философы в 20х годах ХХ века, то «Россия будет голодать по знающим и работоспособным людям на всех поприщах: от бухгалтерии до медицины, от агрономии до профессуры…», что мы сейчас и наблюдаем.
Россия может восстать из распада и унижения, считал И.А. Ильин, только после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве. Cказать, что страна до сих пор была озабочена только количественными показателями — означало бы пойти против истины. Без качественного прорыва Советский Союз не мог бы выжить в жесточайшей конкурентной борьбе на мировой арене. Уже в 1925 году была создана Государственная стандартизация и первым ОСТом (общесоюзным стандартом) был стандарт, установивший требования к качеству зерна пшеницы. Однако, завоевав определенные качественные рубежи, совершив научный и творческий прорыв ценою колоссальных усилий, деятельность по поддержанию достойного качества советской продукции отошла на второй план. Всё это говорит о том, что культуры качества, его перспективного видения в советских людях развить не удалось. Известно, что фундамент качества закладывается воспитанием и образованием. Образование всей своей сутью должно быть обращено в будущее.