Режиссеры книжного дизайна
В июне этого года в Московском государственном университете печати состоялась защита дипломных проектов. Выпускники МГУП удивятся, что особенного в этой новости — сами защищались в разные годы и знаем, что защиты идут потоком и надо быть полной… кипсейкой (название красочного аппарата в офсете), чтобы умудрится не получить диплом. Потом поиск работы, ее смена, потом снова поиск — до возможного разочарования в малооплачиваемой профессии.
Считаю, что такая неудачная карьера возможна, если исключена творческая составляющая. Уж где-где, а в оформлении книжно-журнальных изданий без творчества просто не обойтись. Умение постоянно находить и предлагать заказчику дизайнерские идеи является основным условием для получения высокооплачиваемой работы.
Второе важное условие — умение отобразить свои идеи на бумажном или электронном носителе: в издательствах часто сталкиваются с предложениями фрилансеров, которые просто не реализуемы в полиграфии, — то, что красиво выглядит на мониторе, вызывает лишь раздражение и злые насмешки в производственных отделах издательств и типографий.
И вот десять специалистов, умеющих предложить творческие идеи и почти без конфликтов реализовать их на производстве, летом этого года защитили дипломные проекты. Примечательно то, что их обучение проходило в творческой мастерской, которой, как и полагается, руководит Мастер — Василий Евгеньевич Валериус.
Василий Евгеньевич Валериус, руководитель мастерской «Дизайн уникальных изданий», профессор МГУП
КомпьюАрт: Расскажите вначале о себе и ваших достижениях в профессии.
Василий Валериус: По образованию я книжный график. Окончил Московский полиграфический институт в 1967 году, в профессии с 1964 года. Похвастаюсь, что мои работы были отмечены на различных российских и международных конкурсах и выставках, а награда, которую я особенно ценю, — премия им. Владимира Фаворского за дизайн книгиальбома «Параджанов. Цена вечного праздника» (1996 г.).
Еще одна сторона моей биографии — это то, что я оформил достаточно много театральных спектаклей. Данное направление моей деятельности возникло совершенно случайно, когда мой товарищ предложил мне в начале 70х годов оформить его постановку. С тех пор я сотрудничаю в качестве художникапостановщика со многими театрами нашей страны, среди которых были и МХАТ, и Театр им. Маяковского, и Новосибирский театр оперы и балета.
Сегодня владение программами обработки изображений помогает работать не только в полиграфии, но и в театре. Между прочим, в докомпьютерную эру эскиз оформления сцены делался вручную, то есть из разных материалов создавался настольный макет сцены, а теперь это всё чаще осуществляется с применением таких известных издательских программ, как 3ds max и Photoshop. В первой программе создаются элементы сцены, а во второй всё собирается и «освечивается», а потом выводится на принтере в разных ракурсах как эскиз для обсуждения с режиссером спектакля.
Но вернемся к моей работе в Университете печати. Ее можно разделить на два этапа. Первый — с 1987го по 2000 год, второй — с 2004 года, именно тогда ректор МГУП А.М. Цыганенко предложил мне создать кафедру, на которой преподавали бы компьютерный дизайн книги. Теперь кафедра носит название «Графический дизайн и анимация» и относится к факультету графических искусств. Из названия следует, что наши выпускники могут работать не только с бумажными носителями, но и с электронными, например создавать анимационные проекты.
КА: Видимо, ваша работа в театре повлияла на возникновение идеи обучения профессии книжного дизайнера в творческой атмосфере студии?
В.В.: На базе вышеуказанной кафедры в 2004 году была создана мастерская «Дизайна уникальных изданий», руководителем которой я и являюсь. В нашем университете есть еще несколько мастерских по другим специализациям, которыми руководят Борис Диодоров (об этом художникеиллюстраторе см. в КомпьюАрт № 5’2010), Николай Воронков, Александр Коноплев, Александр Тарбеев, Анатолий Семенов.
Прошло шесть лет (пять лет учебы и год на подготовку диплома), и вот в июне был первый выпуск моих студентов. Это два юноши и восемь девушек, хотя отделы кадров в издательствах предпочли бы наоборот.
Все они защитились, получили дипломы, а четверо из них уже получили работу в известных издательствах, таких как издательская группа «Арбор» и «Издательский дом Мещерякова».
Теперь о том, как мы учим профессии. Известно, что в театральных вузах подготовка актеров или художниковпостановщиков ведется в мастерских. Курс набирает, а потом руководит им Мастер. Если Мастер уходит, то мастерская исчезает вместе с ним. Только при постоянном общении выявляется и закрепляется творческий потенциал студента. В процессе обучения мной и приглашаемыми преподавателями (а я стараюсь приглашать практиков) студентам постоянно ставятся задачи, выполняя которые они приобретают мастерство оформления книги.
Желательно вести такой курс с первого года обучения. У студентов факультета графики на третьем курсе существует возможность выбора учебы в одной из перечисленных мастерских.
КА: Что для вас главное в профессии книжного дизайнера?
В.В.: Профессия книжного дизайнера похожа на деятельность режиссера, ставящего спектакль или снимающего фильм. Там есть сценарий, а у нас — текст, по которому нужно создать зрелище — художественное произведение, развивающееся во времени. Динамика развития действия в кино или театре, а в нашем случае в оформлении книги построена на монтаже (верстке): веселое соединяется с мрачным, черное против белого и т.д. Всё это происходит в неком ритме. В дизайне уникальной книги ритм помогают создать типографика, текстура бумаги, методы наложения красок и, конечно, иллюстрации и их размещение.
КА: А что такое уникальная книга сегодня?
В.В.: До XVIII века книга имела индивидуальное оформление. В то время, приобретая книгу, покупатель, образно говоря, знал изготовителя в лицо. Технологии развивались, и значимость изготовителя книги снижалась, хотя и в начале ХХ века общество знало издательство А.С. Суворина или типографию А.И. Мамонтова. Потом бурное развитие технологий печати уменьшило ценность книги с точки зрения ее художественного оформления. Но наступила компьютерная эра, и опять появилась возможность разрабатывать, видя на мониторе, индивидуальный дизайн книги, при этом возможно проектировать книгу, начиная от буквы и заканчивая переплетом. Конечно, помимо книжной продукции мы изучаем подходы к созданию годовых отчетов, буклетов, плакатов. Просто умение разработать уникальный дизайн книги — это критерий, по которому оценивается профессиональная пригодность нашего выпускника.
Если говорить о будущем книги, то мы видим происходящие сегодня метаморфозы. Деловая книга уходит на электронные носители, для журналов характерна та же тенденция, но книга сохранится, правда как объект искусства по способу оформления и, будем надеяться, по содержанию. Поэтому наши выпускники должны уметь предложить это оформление заказчику. И тут уже неважно — работает специалист в издательстве либо существует как свободный художник.
КА: И сколько при этом получая?
В.В.: Уверен, что 50 тыс. руб. в месяц мои выпускники сегодня заработают.
КА: Что конкретно выносится на защиту дипломного проекта, и как вы оцениваете уровень подготовки своих выпускников?
В.В.: В плане материального носителя это имитация книжного блока, выполненного цифровой печатью. Конечно, хотелось бы, чтобы печать дипломной работы была на высоком уровне, но всё это стоит денег, поэтому часто проходится выводить диплом на принтере.
Для удобства работы приемной комиссии во время защиты содержание файла проецируется на экран. В этом файле приведена техническая информация об издании: тираж, формат, вид и количество расходных материалов, также указана технология печати, после чего идут иллюстрации разворотов книги. На защиту выносится дизайн книги, содержание которой дипломник выбрал за год до этого, а также возможность реализации дизайна на практике.
Поясню это на примере одной из дипломных работ моей выпускницы. Издание посвящено космосу. В качестве бумажного носителя издания выбрана упаковочная бумага (крафт), на которую трафаретным способом печати наносится в отдельных зонах белая краска, затем по ней офсетом печатают текст и иллюстрации. Таким образом, в дипломной работе создается своеобразный художественный стиль.
На примере дипломных работ видно, что наши выпускники подготовлены для работы в издательствах. Они знают программы верстки и создания изображений, полиграфические технологии и имеющиеся на рынке расходные материалы, которые можно использовать в дизайне, не останавливаясь только на одном переплете 7БЦ. Здесь важно подчеркнуть, что, в отличие от выпускников других художественных вузов, наши сочетают в своей работе умение рисовать руками с хорошим владением издательскими программами, тем более что практические занятия проводятся в оснащенном современным оборудованием классе.