КомпьюАрт

8 - 2010

Финиш по-итальянски

Марсель Шарифуллин, представитель компании Fidia в России

Вступление

С апреля 2010 года я работаю российским представителем итальянской компании Fidia Machinengrafiche, и вот пришло время съездить на ее завод, чтобы лучше познакомиться с производственной линейкой, пообщаться с сотрудниками предприятия, узнать планы фирмы по разработке новых моделей и оценить текущую ситуацию, сложившуюся в компании.

В Италии я оказался впервые, и она, благодаря моим новым коллегам, встретила меня очень дружелюбно. Так что теперь я могу включить эту страну в список своих любимых мест в мире. Три часа перелета прямым рейсом Москва — Турин, и из жаркой Москвы, ставящей в этом году температурный рекорд за рекордом, я перенесся на не менее жаркий Апеннинский полуостров.

Из аэропорта меня привезли в пригород Турина, Чирия (Cirie), где, собственно, и расположена фабрика Fidia. На другой день мы поехали на фабрику. Учитывая мировой кризис, я был настроен увидеть пустые цеха и атмосферу запустения. Однако всё оказалось совсем не так. Во­первых, цеха были заполнены продукцией разной степени готовности: часть машин была собрана и проходила пусковые испытания отладку, часть вообще уже была готова и упакована в герметичную тару (как мне объяснили, для перевозки морем) для отправки покупателям в США и Латинскую Америку.

Владелец Fidia г-н Панепинто (слева) с автором публикации
Марселем Шарифуллиным

Владелец Fidia г-н Панепинто (слева) с автором публикации Марселем Шарифуллиным

В сборочном цехе я увидел почти всю линейку продуктов Fidia: современные Nimbo и Tellus, широкую Cordo-Gardo для изготовления интегрального переплета, классическую универсальную Combi-Unica и новые, экономичные разработки фирмы, еще не успевшие войти в ее фирменные каталоги, — специализированные машины для приклейки скотча Borea и автоматический ударный биговщик Capri.

Кстати, компактная ножевая биговальная машина Capri была собрана буквально на моих глазах. Утром только начинали собирать станину, параллельно изготавливая ее детали (формировка металла, сварка и окраска происходили тут же, на станках с ЧПУ), а к вечеру она уже обросла электронной «начинкой», на следующее утро на этом месте стоял готовый и работающий на тестовых испытаниях станок. Со слов сотрудников фирмы, даже самые сложные машины массой в несколько тонн редко изготавливаются больше одного месяца.

Мне понравилась установка под названием Mistral — аппликатор силиконовой ленты. Оказывается, вместо приклейки дорогостоящей двусторонней клейкой ленты (скотча) на листы, конверты и упаковку можно приклеивать обычную бумажную полоску с силиконовой пропиткой, предварительно помазав место специальным клеем. При этом функциональность изделия не теряется, скорость работы машины — до 5 тыс. изделий в час, выигрыш по себестоимости получается почти пятикратный.

Кроме этих ранее уже известных мне машин, удалось ознакомиться и с совсем новыми разработками фирмы — различными аппаратами для смежных полиграфических направлений, например с автоматическим вкладчиком листов и другой рекламной продукции в журналы и книги, устанавливаемым на любую поточную брошюровочно­переплетную линию типа ВШРА, и т.п. Недавно компания разработала компактный самонаклад нон­стоп для подачи тонкой бумаги (плотностью от 60 г/м2), который также можно устанавливать на любые модели машин Fidia. С его помощью, например, становится возможным изготовление обычных почтовых конвертов.

Здесь же оказался практически готовый к испытаниям прототип новейшей разработки фирмы — линии по автоматическому производству бумажных пакетов и сумок. Учитывая, что эта машина буквально нашпигована авторскими ноу­хау и новейшими идеями и что в мире пока нет ее аналогов, меня попросили до оформления патентов не раскрывать особенности ее конструкции. Тем не менее кратко расскажу об этой линии с рабочим названием Shoper (благо пришлось видеть ее в работе во время тестовых испытаний). В отличие от своих конкурентов, Shoper все процессы по изготовлению бумажного пакета делает полностью в автоматическом режиме, включая такие сложные в реализации операции, как вставка и приклейка картонных полосок под ручки и на дно пакета. Со слов итальянцев, в мире подобных машин больше нет. До недавнего времени мне были известны лишь несколько китайских разработок, которые под громким названием «линия для производства пакетов» скрывали модифицированные ременные фальцсклейки, на выходе которых получалась лишь заготовка пакета (бумажная труба). Почетную миссию формирования дна и верхней части пакета китайские разработчики возлагали на работников ручного труда. Справедливости ради отметим, что существуют и промышленные поточные линии, которые делают пакеты с приклеенными ручками, но они работают только с тонкой бумагой плотностью до 120 г/м2. Fidia же первой в мире решилась на создание полностью автоматизированного решения для изготовления сумок и пакетов практически из любых бумаг плотностью от 100 до 400 г/м2. Shoper будет работать с любыми бумагами: дизайнерскими, фактурными, ламинированными, фольгированными и др. Первые прототипы этой итальянской машины сейчас проходят тестовые испытания на фабрике, машина доводится до серийного образца, который планируется к выходу к концу текущего года.

Знакомясь с производством и ключевыми сотрудниками (оказавшимися очень дружелюбными и отзывчивыми людьми), я провел мой первый день в Италии. Мне очень понравилась фабрика; может быть, за исключением склада запчастей и комплектующих для машин: стеллажи занимали огромную площадь. Но владелец Fidia г­н Панепинто отметил, что уже закуплена автоматизированная система хранения и сейчас как раз идет ее монтаж и ввод в эксплуатацию.

Неожиданностью для меня оказалось присутствие большого количества металлорежущего, сваривающего, формующего и другого автоматизированного оборудования, оснащенного системами ЧПУ и роботизированного управления.

Миланские типографии

На следующий день в моей трип-программе была запланирована поездка по итальянским типографиям, работающим на оборудовании Fidia. Для этого были выбраны две типографии, находящиеся в пригороде Милана, в двух часах езды от завода. Признаюсь, что в этой поездке мне изначально был интересен не столько просмотр техники Fidia в работе (будучи директором типографии МГУ, я более трех лет имел такую возможность и обслуживал фальцевально-склеивающую линию Mohandes-Combi-Unica-Dokki-Estro), сколько сами итальянские типографии. Хотелось узнать, как в Европе организовано полиграфическое производство, сколько и какое оборудование используется, сколько персонала работает, сколь большие площади заняты, каковы особенности рекламной кампании, как вообще в Италии типографии находят новых клиентов.

Мне удалось получить ответы на многие свои вопросы, и они оказались очень интересными, а во многом и неожиданными. Конечно, по двум типографиям нельзя судить о всей отрасли, тем более что типографии эти узкоспециализированные, в них производятся только финишные, отделочные операции. Располагаются они на минимально возможных площадях и имеют очень маленький штат сотрудников. Тем не менее по этому фрагменту итальянской полиграфической отрасли можно сделать очень интересные выводы и обобщить их в более крупном масштабе.

Парк оборудования в обеих типографиях был почти одинаков: несколько вырубных прессов (как автоматов, так и машин с ручной загрузкой), бумагорезальные машины, мощный автоматический ламинатор, термоупаковочная машинка и несколько фальцевально-склеивающих линий. В первой типографии — Cartotecnica Riva — стояли штанцевальная машина Bobst Autoplatina 74, полуавтоматический пресс тигельного типа, два ручных тигельных пресса формата А1 и две фальцевально-склеивающие линии Fidia: узкая Desta с возможностью ударной биговки и универсальная Combi-Unica-Estro. В течение полутора часов, пока мы находились в этой типографии, работали две фальцевально-склеивающие линии и один тигель, на котором рубили крупноформатные изделия.

Цех с пятью фальцсклейками и персоналом из пяти человек

Цех с пятью фальцсклейками и персоналом из пяти человек

За это время на Fidia Desta оператор, постоянно отвлекаясь на наши вопросы, успел выполнить два заказа: биговку и фальцовку приглашения формата А5 из плотной 300-граммовой бумаги с двусторонней ламинацией и изготовление четырехклапанной папки формата А4 с оконным фальцем тоже из достаточно толстой бумаги — плотностью 250 г/м2. Вторая линия была сконфигурирована в комбинации Combi-Unica (неиспользуемый модуль для объемных изделий Estro был отставлен в сторону) и задействована для изготовления плоских конвертов. Причем обе машины обслуживали (внешне без особой спешки) по одному оператору, которые успевали не только следить за работой машины и загружать в нее заготовки и клей, но еще и принимать и упаковывать готовую продукцию в коробки. Оператор Combi-Unica, в частности, дополнительно упаковывал готовые конверты в термоусадочную пленку по 20 штук на специальной машинке и уже в таком виде укладывал готовую продукцию в большие картонные коробки, которые складировал на паллетах.

Скорость Desta составляла порядка 3 тыс. изделий в час (ограничением здесь служила операция биговки, требующая полной остановки листов перед ударом ножа), а Combi-Unica работала быстрее — штамповала конверты со скоростью 7 тыс. штук в час, изредка останавливаясь на загрузку бумаги на самонаклад.

Понравилась домашняя атмосфера в цехе, директор, одетый в рабочую спецовку и не гнушавшийся помогать рабочим передвигать паллеты, и католические иконки на машинах и перед входом в типографию.

Один человек на все финишные операции

Один человек на все финишные операции

Несмотря на большой объем и достаточно высокий темп производства продукции (при нас была выгружена и загружена очередная автофура), удивила малочисленность персонала. Из разговора с владельцем типографии мы выяснили, что у него работает 12 человек, что типография целенаправленно не занимается поиском клиентов — они приходят сами и затем остаются навсегда. Оказалось, типография существует с 1964 года и есть клиенты, работающие с ней уже более 40 лет. Основными заказчиками являются типографии с рекламно-коммерческими отделами и парком печатного оборудования, расположенные поблизости. Объем заказов — стабильно большой, простоев не бывает практически никогда. Из двух машин Fidia одна работает всегда. О большом потоке заказов говорили и складированные паллеты с заготовками и готовой продукцией. Причем завоз и вывоз материалов происходит ежедневно в оперативном режиме, поэтому склад не нужен.

Во второй типографии — Cartotecnica Messa — нас ждали очередные сюрпризы специализации. Здесь парк оборудования состоял всего из трех вырубных машин (большой штанцевальной машины Schiavi формата А1, вырубного полуавтомата и ручного тигеля), располагающихся на первом этаже типографии, и пяти (!) разных фальцевально-склеивающих линий Fidia: Combi-Unica-Dokki, Nimbo, Combi-Unica, Combi-Estro и Cordo-Gardo, занимавших весь второй этаж, надстроенный над первым с помощью мощных металлоконструкций. Другой техники в типографии не было, если не считать электрокаров, перевозящих паллеты с бумагой и обеспечивающих их подъем на второй этаж типографии.

При нас были задействованы три фальцевально-склеивающие линии, которые обслуживали три оператора, причем двое из них, как впоследствии выяснилось, были отец и сын — владельцы предприятия. На машине Combi-Unica-Dokki приклеивался скотч к шелфтоккеру грибовидной формы. На Combi-Estro шел процесс изготовления папок­сумок для документов с одним большим объемным клапаном толщиной 15 мм, а на соседней машине Nimbo со скоростью 3 тыс. в час изготавливались презентационные папки с клапаном объемом по 5 мм. Как потом выяснилось, в Италии фирменные папки с объемными карманами являются довольно популярным видом печатной продукции и почти все ведущие фирмы пользуются ими для своего продвижения.

Во время разговора с общительными хозяевами выяснилось, что типография Cartotecnica Messa очень молода, по местным меркам, — существует всего 15 лет и что весь свой фальцевально-склеивающий парк она приобрела у фирмы Fidia в течение короткого промежутка времени, с 2004-го по 2009 год. Все машины покупали на лизинговые средства и трудностей с выплатой траншей не имеют даже сейчас, в кризисный период. Типография предполагает развиваться дальше и покупать оборудование по мере роста бизнеса. На вопрос о причине приобретения такого большого количества сверхпроизводительных и достаточно однотипных машин хозяин ответил, что это продиктовано желанием брать заказы от своих постоянных клиентов целиком и не делиться с коллегами. Кстати, в число таких клиентов, как мы заметили, входили известные во всем мире бренды Giorgio Armani, Dolce&Gabbana, Hugo Boss, Gucci, Versaci, Yves Rosher и др. Со слов хозяина, раньше эти клиенты с целью оперативного получения продукции размещали заказы одновременно в нескольких типографиях, подобных его фирме (например, в каждой по 30-50 тыс. экз.), сейчас же Cartotecnica Messa целиком может брать заказы на папки, коробочки и конверты тиражом 0,5-1 млн изделий и изготавливать их всего за две недели.

Владелец типографии рассказал, что на предприятии работает пять сотрудников, включая его, и это еще много. Он хочет сократить штат до трех человек. Каждый сотрудник умеет работать на всех станках, секретарей ему не надо, так как пообщаться с клиентами и выставить счета может он сам или его сын. Бухгалтерскими отчетами занимается специальная фирма на аутсорсинге. Рекламу они давали только несколько раз в самом начале своей деятельности, а так все клиенты приходят сами. Лучшая реклама, по его мнению, это «сарафанное радио». Если к нему приходит новый заказчик, то с вероятностью 95% он остается его клиентом навсегда.

Заключение

Вечером мы вернулись в Турин, переполненные впечатлениями от увиденного. Менеджер, который вез нас на автомобиле, сообщил, что только в окрестностях Милана установлено около 70 фальцевально-склеивающих машин Fidia. На вопрос, сколько же их вообще в Италии, он затруднился ответить, сказав, что больше 300. Позже от сервисного инженера (по имени Колладжио) я узнал, что только он лично за 12 лет работы в компании установил в разных странах более тысячи станков, а кроме него в фирме работает еще пара таких же специалистов по инсталляции. Таким образом, для меня до сих пор остается загадкой, как все эти машины загружаются работой, учитывая, что каждая из них способна производить по 20-50 тыс. изделий в смену. В России, насколько я знаю, работает всего десяток таких специализированных фальцевально-склеивающих линий, и то я бы не сказал, что они перегружены работой.

Оговорюсь, что я не учитываю длинные ременные машины типа Bobst, загруженные промышленной упаковкой (простыми коробками с одной­тремя точками склейки), так как это несколько иной вид оборудования, несмотря на такое же название. Наверняка в Италии и других развитых странах спектр выпускаемой продукции отличается от российского. Например, я не видел, чтобы у нас изготавливали в таких количествах презентационные папки или объемные коробочки­пакеты для документов. Также в России пластиковые карточки, несмотря на их широкое распространение, редко сопровождаются индивидуальными конвертами.

Один из популярных заказов в Италии — это папки для хранения документов с объемными клапанами

Один из популярных заказов в Италии — это папки для хранения документов с объемными клапанами

Но главное, что меня удивило, — это высокий уровень специализации и кооперации полиграфических предприятий в Европе. Со слов сотрудников компании Fidia, в Италии и других европейских странах большинство типографий специализируется на ограниченном числе операций. Универсальных предприятий, которые делают всё, почти нет. Уровень кооперации между разными типографиями такой, что позволяет многим работать «с колес», без складов для хранения полуфабрикатов и готовой продукции. Я и раньше бывал в таких специализированных типографиях, когда ездил в Японию, но теперь понял, что это повсеместное явление и рано или поздно оно придет и в российскую полиграфию. Сейчас же таких компаний у нас почти нет. Единственным московским предприятием, целенаправленно работающим на другие типографии, я считаю «Центр брошюровки и переплета» Андрея Зарецкого.

Российская полиграфия идет по пути европейской, и рано или поздно у нас также станут актуальными сокращение ручных операций и автоматизация производства. Многие типографии будут специализироваться на тех операциях, которые у них лучше получаются, а работы, которые им невыгодны, будут размещать у коллег. Конечно, это предполагает высокий уровень доверия среди руководителей типографий и налаживание партнерских отношений между предприятиями, но другого пути для развития отрасли всё равно нет. Может быть, кризис, на который мы все сейчас пеняем, сыграет свою положительную, очистительную роль. Те, кто сумел к нему адаптироваться и, несмотря на тяжелые условия, успешно пережить, выйдут из него окрепшими. 

КомпьюАрт 8'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства