Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

8 - 2010

В стране больших календарей

Андрей Крылов, Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

Из истории календарей

Прошло столетие

Корпоративный комплект стандартен: ручки, ежегодники с ежедневниками, майки и чашки, настольные, квартальные и настенные календари.
Подготовка такого комплекта к выпуску обычно начинается в летние месяцы. Тогда в рекламное агентство приходит заказчик и обрисовывает
то, что хотел бы получить к декабрю, оставляет файл с логотипом своей фирмы, данные о корпоративном цвете и тираже.
Информация о заказе передается дизайнеру, у которого, как правило, имеется наготове несколько задумок, и уже через неделю появляются эскизы проектов на утверждение у заказчика.
Через месяц они утверждаются и отправляются в типографию. Если оформление изготовленных тампонным и трафаретным способами печати ручек, чашек и маек редко становится предметом обсуждения, то дизайн календарей может оцениваться на различных специализированных конкурсах.
А вот раньше отношение к календарям было другим…

Из истории календарей

Две сотни лет назад календари составляли важный пласт русской культуры. Нередко потрепанный, исписанный несколькими поколениями владельцев месяцеслов оказывался чуть ли не единственной книгой в доме, как, например, «календарь осьмого года» в покоях дядюшки Евгения Онегина. Ведь известно, что:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

В 1934 году известный писатель и знаток книги М.А. Осоргин в парижской газете «Последние новости» посвятил календарям специальную заметку, которую начал словами: «Для нынешнего человека переменить календарь, простой или отрывной, ничего не стоит; и нет в этом никакого события: старый в печку или на помойку — новый на стенку. Совсем иначе было раньше, и календарь был книгой важнейшей: для постоянного занятнейшего чтения и для нужных записей; он заменял всякую книгу и отражал человеческую жизнь во всех бытовых мелочах».

Слева: Месяцеслов с наставлениями на 1786 год. СПб.: Императорская академия наук, 1785. 51 с.; 16,4Ѕ10 см. В цельнокожаном пер. конца XVIII в. Справа: Месяцеслов на 1845 год. С портр.  его императорского высочества великого князя Николая Николаевича. 
СПб.: Императорская академия наук, 1844. 232 с.: 12 л. для записей, 
1 л. — гравюра на стали; 20,4Ѕ13,3 см. В муаровом пер.

Слева: Месяцеслов с наставлениями на 1786 год. СПб.: Императорская академия наук, 1785. 51 с.; 16,4x10 см. В цельнокожаном пер. конца XVIII в. Справа: Месяцеслов на 1845 год. С портр. его императорского высочества великого князя Николая Николаевича. СПб.: Императорская академия наук, 1844. 232 с.: 12 л. для записей, 1 л. — гравюра на стали; 20,4x13,3 см. В муаровом пер.

Массовые печатные календари пришли в Россию в XVIII столетии и быстро завоевали популярность. Одним из наиболее известных изданий петровского времени является Брюсов календарь, выходивший с 1709­го по 1715 год.

В 1725­1869 годах выпуск календарей осуществляла Академия наук. Первый научный словарь русского языка, «Словарь Академии российской», составленный по повелению Екатерины II, зафиксировал бытование слова в народе и дал ему толкование: «Календарь — еще по­российски называется месяцеслов. Книга или лист, содержащий порядок и продолжение дней, недель, месяцев, праздников в году, также течение солнца, луны и другие небесные явления».

Информация о днях и религиозных праздниках в календаре 
XVIII века подавалась в форме таблицы

Информация о днях и религиозных праздниках в календаре XVIII века подавалась в форме таблицы

Постепенно в календари­месяцесловы стали помещать и иные сведения: реестры российских городов и губерний,  списки кавалеров важнейших орденов, придворный штат, расписание почтовых дней. Например, в месяцеслове на 1786 год, помимо самой календарной сетки, в которой часы восхода  и заката соседствуют с православными святцами, есть «сравнение различных иностранных мер и весов с российскими», заметка о пользе употребления можжевельника, а также хронологическая таблица, извещающая читателя, что год, которому месяцеслов посвящен, от сотворения мира является 7294­м, от рождества Христова — 1768­м, от рождения государыни Екатерины Алексеевны — 57­м, от вступления ее на престол — 24­м, «от зачатия флота российского» — 90­м, от закладки Санкт­Петербурга — 83­м и, наконец, от открытия монумента Петру Великому — 4­м.

Сопоставление месяцесловов 1786 и 1845 годов демонстрирует эволюцию, которую претерпел этот тип изданий за 60 лет.

Титульный лист «Месяцеслова на 1845 год» украшает гравированный портрет великого князя Николая Николаевича. После православных святцев идут, как это и должно быть в многонациональной империи, еврейский и «мухамеданский» календари. Затем следует множество разделов, содержащих разнообразные сведения, такие как известия «о вскрытии и замерзании Невы», численность учащихся в университетах, статистика родившихся, «сочетавшихся» и умерших в обеих столицах и даже таблица золотодобычи, из которой следует, что казенные российские заводы добывали 137 пудов золота в год, тогда как частные — 202,5 пуда. Двенадцать чистых листов, вплетенных в блок, предназначены для пометок владельца.

Прошло столетие

В советское время отношение к календарям стало менее трепетным. На крупных полиграфкомбинатах были организованы подразделения, занимающиеся выпуском настенных и квартальных календарей параллельно с блокнотами и юбилейными адресами. Особых требований к оформлению календарей не предъявлялось, да и делать это было некому. Содержание календарей переходило из года в год и особо не менялось. Из такого отрывного календаря, например, можно было узнать, когда пала Бастилия (см. фильм «Любовь и голуби» Владимира Меньшова) и в какое воскресенье месяца можно отметить День строителя или железнодорожника.

Дизайнеры вспомнили о форме отрывного календаря, а в содержание добавили позитивные фотографии — в результате получился корпоративный подарок от российской газовой компании «Новатэк»

Дизайнеры вспомнили о форме отрывного календаря, а в содержание добавили позитивные фотографии — в результате получился корпоративный подарок от российской газовой компании «Новатэк»

Настенные календари выпускались в небольшом формате А3. На каждой полосе помещались фотографии, на которых, как правило, были запечатлены пейзажи средней полосы. В зависимости от времени года советский человек мог любоваться еловой веткой под снегом, ручейком, пробивающим себе путь в апрельском лесу, табуном лошадей и покрытой опавшей листвой тропинкой в никуда.

Кстати, сегодня в формате А3 выпускаются персонализированные однополосные календари — хороший сувенир за 60­100 руб.

На календарях, которые привозились из­за рубежа вместе с «подмигивающими» японскими открытками, всё было по­другому: яркими красками передавались впечатляющие формы фотомоделей, курящие ковбои и непривычные бутылки с алкоголем.

Образец персонализированного календаря от компании Xerox. Как любая продукция с опечатками
(в ноябре этого года в нем почему-то 31 день), он, видимо, станет, наравне с месяцесловами, антикварной редкостью

Образец персонализированного календаря от компании Xerox. Как любая продукция с опечатками (в ноябре этого года в нем почему-то 31 день), он, видимо, станет, наравне с месяцесловами, антикварной редкостью

Начиная с 80­х годов в выставочном центре в Сокольниках стали проводиться полиграфические выставки­ярмарки. Тогда круг полиграфистов еще не был столь широк, а известные сегодня бренды полиграфического оборудования не успели поглотить друг друга. В момент рекламного запуска печатной машины вокруг нее образовывалась толпа студентов (и не только из МПИ), бабушек, дедушек и приезжих, которые в награду за терпение получали из рук печатника по 10­15 необрезанных оттисков заветного календаря.

Эти выставки были полезны не только в плане продвижения западного оборудования на российский рынок — они показали нашим художникам (тогда слова «дизайнер» не было и в помине) новые  горизонты в оформлении и качестве печати календарной продукции.

«Подмигивающие» сувениры выпускаются и в настоящее время, например в последний номер журнала «Русский Newsweek» за 2009 год был вложен календарик, на котором можно увидеть сменяющих друг друга президентов России и жизнеутверждающую надпись «Пройдет зима» (под Путиным) и «Наступит лето» (под Медведевым)

«Подмигивающие» сувениры выпускаются и в настоящее время, например в последний номер журнала «Русский Newsweek» за 2009 год был вложен календарик, на котором можно увидеть сменяющих друг друга президентов России и жизнеутверждающую надпись «Пройдет зима» (под Путиным) и «Наступит лето» (под Медведевым)

Как уже говорилось, в среде разработчиков и производителей полиграфической продукции проводятся конкурсы. Самым известным в нашей стране является ежегодный «Мэтр полиграфии». Например, в 2009 году предметом рассмотрения на нем были календари (настенные перекидные, квартальные, настольные), ежедневники, еженедельники, планинги и нестандартные полиграфические средства, соответствующие тематике конкурса.

Календари бывают разные

На конкурсе «Мэтр полиграфии: Оргтайм», проходившем в апреле этого года, ведущие Андрей Зарецкий (типография «Август Борг») и Алексей Веселовский (типография «24принт») определили основные тенденции в оформлении и содержании календарей, а также их типы:

Андрей Зарецкий, типография «Август Борг»  (слева), и Алексей Веселовский, типография «24принт», ведущие «Мэтра полиграфии: Оргтайм», апрель 2010 года

Андрей Зарецкий, типография «Август Борг» (слева), и Алексей Веселовский, типография «24принт», ведущие «Мэтра полиграфии: Оргтайм», апрель 2010 года

  • корпоративные календари, где компания заявляет о себе в полный голос;
  • календари-репродукции, где не заказчик календаря, а типография показывает свои возможности, например, по печати репродукций картин Ван Гога;
  • церковные календари;
  • «когда осваивается бюджет» — заказчиком выделены большие деньги, и готовый календарь является не просто полиграфической продукцией, то есть в нем можно «найти не только бумагу, но и пластик, дерево, бархат, а возможно, и более дорогие материалы». К тому же такую продукцию жалко выбросить, когда закончится год.

Пример освоения бюджета. Этот календарь посвящен спортивному увлечению дочери олигарха Владимира Потанина — водным гонкам (см. КомпьюАрт № 8’2008). Каждая полоса состоит
из трех компонентов: прокладочная бумага, дизайнерская бумага и пластиковый лист, на котором трафаретной печатью нанесена эмблема гонок (слева внизу). Вес календаря — около 8 кг

Пример освоения бюджета. Этот календарь посвящен спортивному увлечению дочери олигарха Владимира Потанина — водным гонкам (см. КомпьюАрт № 8’2008). Каждая полоса состоит из трех компонентов: прокладочная бумага, дизайнерская бумага и пластиковый лист, на котором трафаретной печатью нанесена эмблема гонок (слева внизу). Вес календаря — около 8 кг.

Пример календаря с московской полиграфической выставки, проходившей в 1991 году в Сокольниках: яркая печать необычной
для того времени фотографии воздушных шаров

Пример календаря с московской полиграфической выставки, проходившей в 1991 году в Сокольниках: яркая печать необычной для того времени фотографии воздушных шаров

Интересно было увидеть на церемонии «историческую» личность — Владимира Семенихина из РА «Самолет». Именно он стал «Человеком — календарем 2009». Он привез календарь из своего архива, который делал еще в докомпьютерную эпоху. Это календарь для АЗЛК c фотографиями легендарного автомобиля Aleko. Шрифты, логотип и календарная сетка, индивидуальная для каждого месяца, были отрисованы Семенихиным вручную. Все фотографии сделаны без последующей ретуши в Photoshop, поскольку этой программы тогда не было. Ткань для чехла­накидки центрового снимка покупалась в магазине и сшивалась на машинке. Сейчас работы такого плана уже стали частью истории.

Апрель 2009 года. Церемония награждения победителей конкурса «Огртайм». Владимир Семенихин рассказывает о своем первом заказном календаре для АЗЛК. В нем художник соединил студийную съемку дефицитного на тот момент советского автомобиля с мудреной и плохо читаемой календарной сеткой

Апрель 2009 года. Церемония награждения победителей конкурса «Огртайм». Владимир Семенихин рассказывает о своем первом заказном календаре для АЗЛК. В нем художник соединил студийную съемку дефицитного на тот момент советского автомобиля с мудреной и плохо читаемой календарной сеткой

В завершение отмечу, что в процессе подготовки публикации мной было просмотрено  множество календарей, поэтому осмелюсь предложить читателям следующие критерии успешного оформления календарей:

  • соответствие формы и содержания календаря — все элементы в календаре (названия месяцев, дни и т.д.) «работают» слаженно, не противоречат друг другу и не выглядят случайными;
  • уважение к пользователю — то, как календарь устроен и оформлен, свидетельствует о том, что дизайнер уважает обладателя. В календаре удобная календарная сетка, в ней легко найти информацию о дне недели. Не должно быть небрежности в деталях. Календарная сетка должна иметь четкую структуру, хорошо выстроенную иерархию элементов;
  • стиль — календарь должен иметь узнаваемый стиль. Его должно быть приятно повесить на стену. Все элементы продуманны и используются системно;
  • аутентичность — оформление календаря передает корпоративную культуру фирмы, он должен быть понятен людям, для которых предназначен;
  • новаторство — дизайнеры реализуют новые идеи, ищут материалы, придумывают способы их подачи;
  • иллюстрированность — на каждой полосе календаря помещается иллюстрация, привлекающая и удерживающая внимание человека на протяжении месяца, помогающая ему понять содержание материала, сообщающая дополнительную информацию. Документальные снимки сопровождаются информативными  подписями, которые облегчают понимание содержания календаря. 

КомпьюАрт 8'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства