Новое открытие открытки
В прошлом веке открытки в нашей стране выпускали крупные полиграфические предприятия — на листовых печатных машинах большого формата в «окне» между огромными книжными и журнальными тиражами. В выходных данных открыток чаще всего стояли КПК (Калининский полиграфический комбинат) или МПФ Гознака, а в качестве заказчика открыточной продукции обычно выступало Министерство связи СССР.
Подход к оформлению такой продукции (иностранное слово «дизайн» тогда было мало кому известно) был однотипным. Художник-график халтурил над изображением крейсера «Аврора» к 7 Ноября, фотограф мог принести в издательство слайд или рисунок
с новогодней тематикой, потом их творчество переснималось, печаталось и резалось
в основном на один конвертный формат. Стоила тогда такая открытка порядка
6-10 копеек: офсетная печать, плотная бумага и авторские оформителю за фото
или рисунок. Правда, иногда надпись на открытке начинала блестеть припрессованной золотой фольгой, что повышало продаваемость и вместе с тем стоимость открытки
на несколько копеек за фольгу и изготовление штампа.
У продавца-пессимиста, как в старом анекдоте, опустились бы руки с такой организацией выпуска и продажи открыток, произведенных в России…
Положение спасло то, что советским пионерам (теперь они выросли, и некоторые из них занимаются дизайном) не запрещалось переписываться со своими сверстниками из ГДР, Болгарии, Венгрии и других стран Варшавского договора. Они им отправляли письма с клятвами о дружбе на блеклых видах Москвы или Ленинграда, на которых даже слепой мог увидеть растровую точку и плохую приводку, а они им — открытки с видами своих городов: Дрездена, Софии, Будапешта. Причем западные полиграфистымонтажеры умудрялись безо всякого фотошопа поместить фрагменты этих городов в какието причудливые рамки, использовать различные шрифты, и, что важно, их открытки, в отличие от наших, всегда покрывались ламинатом или лаком, поэтому до сих пор блестят и напоминают о детстве. Таково недавнее прошлое отечественной открытки…
Немецкая открытка с видами социалистического Дрездена
Теперь проблема нехватки сменилась проблемой выбора открытки, которую можно приобрести в любом супермаркете или газетном киоске. С точки зрения теории продаж покупатель в момент подхода к витрине с открытками еще не знает, что он купит, — на его решение влияет только всплеск эмоций, который вызвал дизайн открытки, а потом уж цена. Сегодня стоимость открыток колеблется от 20 до 250 руб. Причем если раньше нужно было сочинять послание адресату, то теперь за вас это сделали в издательстве.
Таким образом, прошло лет двадцать и западные подходы к созданию открыток взяли на вооружение отечественные продавцыоптимисты, сумевшие организовать уже в новой России издательство, а потом пригласить в свой состав предприятия, специализирующиеся на выпуске открыточной и другой сопутствующей продукции. В штате такой группы компаний обычно есть директор по развитию. О настоящем и будущем нашей открытки мы побеседовали с директором по развитию фирмы «Арт и Дизайн» Татьяной Щёлковой.
В 1999 году фирма «Арт и Дизайн» выкупила контрольный пакет акций Калужского полиграфического комбината, став группой компаний. Сразу после этого начались инвестиции в новейшее полиграфическое оборудование. За десять лет в реорганизацию производства в Калуге, покупку новых машин и обучение персонала было вложено более 20 млн долл. В результате «Картон-полиграф» стал одним из самых современных и мощных полиграфических предприятий России. «Арт и Дизайн» — единственное в России открыточное издательство, которое имеет свою полиграфическую базу. |
КомпьюАрт: Как возникла ваша компания, как развивалась, какую продукцию выпускает сегодня?
Татьяна Щёлкова: Открытки — это основная продукция компании «Арт и Дизайн». Первые несколько лет компания выпускала в основном традиционные, классические открытки. А работаем мы на рынке с 1994 года.
Сейчас мы занимаем более 40% открыточного рынка России и стран СНГ. Наша продукция продается в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Армении, США, Канаде и Израиле.
Открытка из серии «От сердца к сердцу» (бренд был представлен в 2008 году) с цветным конвертом продается упакованной в полипропиленовый пакет. На лице и обороте открытки — оригинальный текст, сочиненный литераторами. Элемент «трусы» в центре приклеен вручную. Такую открытку можно купить в магазине при издательстве за 35 руб.
«Арт и Дизайн» обслуживает напрямую более 6 тыс. московских и региональных розничных точек, а также более 5 тыс. региональных сетевых и линейных магазинов через своих дилеров и филиалы. Продукция компании представлена в «Метро», «Ашане», «Магните», «Пятерочке», «Перекрестке», «Седьмом континенте», «Патэрсоне», «Дикси» и многих других магазинах.
Директор по развитию группы компаний «Арт и Дизайн» Татьяна Щёлкова
В нашем ассортименте — открытки ко всем праздникам: Новому году, Дню влюбленных, 23 Февраля, 8 Марта, Пасхе, 9 Мая. Нашими открытками поздравляют с днем рождения, юбилеем, свадьбой, их дарят родным и близким, друзьям и коллегам.
КА: Как теперь выглядит производственная цепочка от замысла и до появления открытки на прилавке супермаркета?
Забавный мишка с непривычным для русского слуха именем Физзи Мун Физзи Мун — это толстый плюшевый мишка с большой розовой пуговицей на животе. Он был придуман и нарисован художниками английской компании Paper Island как персонаж для серии поздравительных открыток. Продажи открыток были такими успешными, что большая сеть подарочных магазинов попросила Paper Island разработать целую линию подарков и сувениров с Физзи Муном. Так выглядит отпечатанный и фигурно вырубленный в Калуге мишка Физзи Мун Осенью 2006 года Физзи Мун впервые появился на российском рынке и очень быстро завоевал любовь российских покупателей, то есть стал приносить прибыль. И дети и взрослые любят мягкого, уютного мишку с розовой пуговицей за легкий, покладистый характер, сентиментальность и чувство юмора. Открытки, на которых калужским конгревом отлично передается объемная структура вязаного английского свитера, сопровождают плюшевые игрушки, изготовленные в Китае Трогательная история щенка Буффи Однажды одна няня поднялась на чердак, чтобы навести там порядок и избавиться от ненужных вещей. Перебирая сундук, она увидела старый дедушкин свитер. Серая шерсть от долгого лежания скаталась, стала тонкой и неприглядной. Но няня была уверена, что свитер может получить второе рождение. Она отнесла его вниз и положила на кресло-качалку возле камина. У огня свитер просох, нитки распушились, и няне показалось, что в кресле лежит маленькая серая собачка. Она тут же распустила свитер, смотала несколько клубков, взяла спицы и начала вязать. Сначала появилась добрая мордочка с коричневым носиком и стоящими ушками. Из другого клубка она связала лапки, туловище, и осталось немного ниток для маленького хвостика. Единственную пуговицу няня пришила на животик. Так появился еще один успешный для издательства проект — щенок Буффи. |
Т.Щ.: Стратегия нашей фирмы — это прежде всего покупка лицензий ведущих западных брендов, но, кроме того, мы работаем и с нашими художниками. Это первое звено интересной с точки зрения маркетинга цепочки. Мы обязательно посещаем основные открыточные выставки, которые проходят в Лондоне, Бирмингеме и ЛасВегасе, и работаем с ведущими мировыми компаниями.
Лицензия дает право на использование конкретного персонажа на территории нашей страны в течение установленного времени, и в зависимости от тиража мы делаем отчисления авторам бренда, которые к тому же требуют соблюдения качества исполнения открыток. За десятилетие сформировались специалисты и в издательстве, и на производстве в Калуге, которые это качество обеспечивают.
В этой открытке применяются конгрев и ручная сборка, иначе элемент «бабочка» (сделан в Калуге из золотистой кальки) может улететь, не дождавшись покупателя
Итак, лицензия на изображение приобретена. Теперь стоит задача русифицировать открытку: написать текст к основному изображению и внутри открытки. Содержание текста в нашей продукции является важным. Поэтому в нашем издательстве работает целое подразделение специалистов с филологическим образованием, умеющих креативно мыслить.
После того как текст придуман, техническая документация с открыткой передается верстальщикам, а от них по электронной сети пересылается в нашу типографию в Калугу.
Для современных открыток важна финишная отделка. На нашем предприятии в Калуге умеют практически всё: работать с дорогим дизайнерским картоном, отделывать фольгой, применять объемный конгрев и многое другое, что мы также используем и в разработке корпоративной продукции для заказчиков.
«Корпоративку», действительно, лучше всего заказывать у открыточных дизайнеров, которые в полной мере используют все свойства расходных материалов (фольги, бумаги, трафаретных красок) и технические возможности типографии. Пригласительный билет на мероприятие Сбербанка России отпечатан в две краски, тиснение двумя видами фольги
Открытка к году Дракона: плашка черной краской, тиснение тремя видами фольги с микрорельефом, конгрев
Последним звеном является продажа открытки, но это тема для отдельной публикации. Отмечу лишь, что фирма «Арт и Дизайн» является национальным поставщиком Почты России.
КА: Понятно, что разговор о продажах для любой фирмы — тема секретная, но ведь существует статистика: кто покупает открытки, каков возраст покупателей и т.п. Как влияет на продажи вашей продукции появление электронных почтовых средств?
Т.Щ.: На Западе открыточный бизнес очень развит и существует отдельно от книжногожурнального, тогда как у нас он пока является дополнением к нему. Об этом свидетельствуют и книжные выставкиярмарки, проходящие в России, где стенды книжных издательств соседствуют с открыточными.
Конструктивная открытка к году Зайца: офсет, биговка, ручная сборка, вырубка
По статистике в Англии один человек в год покупает 44 открытки, в США — 27, в России — всего 4. В основном открытки приобретают женщины — они составляют 90% покупателей.
Сегодня говорят о кризисе полиграфической отрасли, но эти разговоры мы слышали и несколько лет назад. Время показало, что приятные эмоции от получения открытки нужны и сегодня, несмотря на возможность отправления электронных писем.
КА: Чем вы порадуете покупателей в скором времени?
Т.Щ.: Скоро наступит год Зайца. Пик продаж открыток на эту тему — в дни подготовки к новогодним праздникам, и мы к этому готовы. Также в наших планах стоит продукция, которую нужно выпустить к году Дракона. Этот персонаж, в отличие от доброго зайца, российским дизайнерам обыграть труднее, всетаки он чужд для нашего менталитета, но нас спасает качественное полиграфическое исполнение.