КомпьюАрт

10 - 2010

Технология изготовления открыток

Андрей Крылов krylov@compress.ru

В прошлом номере КомпьюАрт была публикация о российском издательстве «Арт и Дизайн», которое выпускает половину всех открыток в России, а также другую полиграфическую «сувенирку», отличающуюся высоким уровнем оформления: бумажные пакеты, приглашения и т.д.
Высокий уровень оформления стал возможен благодаря не только дизайнерам, работающим в издательстве в Москве, но и специалистам, реализующим их идеи в калужской типографии.
Типография «Картон-Полиграф» (ныне ЗАО «Картон-Полиграф») была построена после войны. Продукция, выпускавшаяся на предприятии почти полвека, была хорошо знакома советским потребителям, которые приобретали или получали в подарок парфюмерию. Это неудивительно, поскольку с 1947 года предприятие входило в состав Комбината синтетических душистых веществ и выпускало упаковку для отечественных духов и одеколонов.
С 1999 года типография «Картон-Полиграф» входит в состав группы компаний «Арт и Дизайн». С 2000 года ее возглавляет генеральный директор Евгений Михайлович Апостол. Он принял предприятие со стандартным для всех советских типографий оборудованием, а именно с офсетными печатными машинами PLANETA производства ГДР, которые почти выработали свой ресурс.
В нашей публикации прослеживается история развития предприятия за прошедшие десять лет: каким образом происходил выбор типа оборудования, как формировалась технология производства, кто работает в типографии. Ответы на эти вопросы мы получили непосредственно от руководителей предприятия, совершив путешествие в типографию.

Сколько бы ни развивались электронные сети, информация о тираже: чертеж конструкции открытки или пакетов, контрольные листы или пленки — всё равно передается в типографию из издательства посылками. Обычно в России мелкие и средние издательства передают эти посылки через проводников скорых поездов, а вот между крупным московским открыточным издательством и подчиненной ему калужской типографией буквально каждый день наматывает километры складской автотранспорт, в котором нашлось место и для журналиста КомпьюАрт.

Посылки с новыми заказами открыток, бумажных пакетов, «корпоративки» из рук водителя приняла главный технолог типографии «Картон­Полиграф» Наталья Савина. До новогодней суеты еще далеко, поэтому Наталья Евгеньевна любезно согласилась провести для нас экскурсию по предприятию.

КомпьюАрт: Главной темой номера журнала КомпьюАрт, в котором мы планируем публикацию о вашей типографии, являются CtP­технологии. На каком оборудовании и на каких материалах работает ваша типография?

Наталья Савина: В декабре 2009 года у нас было установлено CtP­устройство вывода форм Suprasetter A 105 от компании Heidelberg. Поскольку оборудование находится на гарантии, мы обязаны использовать пластины поставщика, а это фирма Sapfira (Heidelberg). Китайское качество нас вполне устраивает. Тем не менее продукция других поставщиков, например термальные пластины Fujifilm, лучше: жесткая точка этих пластин минимизирует растискивание и искажение изображения, но нас не устраивает высокая цена на них.

Главный технолог типографии «Картон-Полиграф» Наталья Евгеньевна Савина принимает очередную работу из издательства «Арт и Дизайн»

Главный технолог типографии «Картон-Полиграф» Наталья Евгеньевна Савина принимает очередную работу из издательства «Арт и Дизайн»

Обычно реактивы в CtP­устройстве работают три­четыре недели, а на «сапфировских» пластинах могут работать почти шесть. Это удобно, так как срок годности реактивов увеличивает интервал между профилактическими остановками для замены отработанных растворов.

За счет снижения расхода химикатов и общей продолжительности профилактических работ обеспечивается существенное снижение стоимости печатного процесса при полном сохранении качества изготовления форм и производительности техники.

CtP-устройство Suprasetter A 105 фирмы Heidelberg

CtP-устройство Suprasetter A 105 фирмы Heidelberg

У нас «сапфировские» формы работают без обжига и держат тиражи от 80 до 100 тыс. экз. Нас это тоже устраивает.

КА: Для подготовки форм трафаретной печати до сих пор применяются фототехнические пленки...

Н.С.: Да, у нас установлен фотонабор. На нем мы выводим пленки с абрисами* для изготовления клише для горячего тиснения фольгой и конгрева, а также абрисы для изготовления трафаретных форм.

На фото показаны  примеры этих смонтированных монтажером вручную фототехнических пленок (абрисов). За основу взят офсетный печатный лист, который прошел все климатические и машинные деформации и теперь лежит на монтажном столе.

Сегодня многие офсетные типографии переходят на CtP, поэтому предложений о продаже устройств фотонабора достаточно много. Мы планируем воспользоваться этой ситуацией и купить второй фотонабор.

Только после того, как печатный лист отлежался после офсета, он попадает на монтажный стол и по нему вручную делают абрис для дальнейшего изготовления трафаретной печатной формы (в нашем примере — для нанесения блесток)

Только после того, как печатный лист отлежался после офсета, он попадает на монтажный стол и по нему вручную делают абрис для дальнейшего изготовления трафаретной печатной формы (в нашем примере — для нанесения блесток)

Подготовка трафаретной формы. Время выдержки натяжения на рамку — 40 минут

Подготовка трафаретной формы. Время выдержки натяжения на рамку — 40 минут

Монтаж фототехнической пленки для точного расположения конгрева. Пленочный чертеж также нужен при заказе вырубного штампа у сторонней организации

Монтаж фототехнической пленки для точного расположения конгрева. Пленочный чертеж также нужен при заказе вырубного штампа у сторонней организации

Готовая трафаретная форма для открыток, посвященных празднику 23 Февраля

Готовая трафаретная форма для открыток, посвященных празднику 23 Февраля

КА: По логике после знакомства с CtP­устройством нужно идти в цех офсетной печати, но поскольку речь зашла о трафарете и рядом с помещением CtP я вижу рамку с натяжением трафаретной формы, то давайте поговорим о трафарете. Конечно, здесь применяются стандартные технологии, поэтому расскажите об оборудовании трафаретной печати и об используемых расходных материалах.

Н.С.: Несколько лет назад в типографии были установлены две японские автоматические трафаретные печатные машины: SAKURAI  SC­102 и SAKURAI  DX­102. На них мы выполняем выборочное и сплошное УФ­лакирование, а также популярную у покупателей открыток печать блестками, идея которых пришла к нам из Америки.

Слева емкость с защитным лаком, а справа — с блестками. Как выяснилось,  технология приготовления блесток является фирменным секретом типографии Слева емкость с защитным лаком, а справа — с блестками. Как выяснилось,  технология приготовления блесток является фирменным секретом типографии

Слева емкость с защитным лаком, а справа — с блестками. Как выяснилось, технология приготовления блесток является фирменным секретом типографии

Если рецепт или состав обычного защитного лака мы нашли быстро, то с рецептурой блесток пришлось помучиться. Во­первых, мы первыми в стране начали выпускать продукцию с этим эффектом, а во­вторых, появившийся на российском рынке несколько лет назад этот вид лака стоил дорого и никто не знал, как с ним работать. Долгий поиск соотношений ингредиентов, проводимый опытным путем, дал требуемый результат. Теперь на скорости 3500 листов в час мы на зависть конкурентам выпускаем нашу «поблескивающую» продукцию.

Работа трафаретной машины SAKURAI SC-102. Операция нанесения защитного лака

Работа трафаретной машины SAKURAI SC-102. Операция нанесения защитного лака

Машины SAKURAI оснащены сушкой английской фирмы Trumax. В ней можно сушить не только УФ-лаки, но и лаки сольвентного типа

Машины SAKURAI оснащены сушкой английской фирмы Trumax. В ней можно сушить не только УФ-лаки, но и лаки сольвентного типа

При этом продавцы трафаретных машин рекламируют скорость до 5000 листов в час, однако «забывают» указать, что при такой скорости лак пенится и покрывает брызгами печатный лист.

Кроме трафаретных блесток, для отделки открыток испльзуется технология нанесения термоблесток. Для этих целей используются две термографические машины Sunrise HP­15.

Результат хорошей приводки и найденного в муках рецепта лака с блестками

Результат хорошей приводки и найденного в муках рецепта лака с блестками

Результат хорошей приводки и найденного в муках рецепта лака с блестками

Результат хорошей приводки и найденного в муках рецепта лака с блестками

КА: Теперь давайте поговорим об отделочных операциях — тиснении и конгреве. Тем более что эти эффекты, наряду с блестками, повышают продаваемость вашей продукции.

Н.С.: Горячее тиснение фольгой выполняется на машине BOBST SP­102 BMA. Рядом установлена машина BOBST SP­102, на которой происходит конгревное тиснение и фигурная вырубка.

Сначала о фольге. Вы видите, что на одном печатном листе мы можем выполнять одновременно несколько видов тиснения, так как ролики с фольгой на машине идут в четыре потока, к тому же можно одновременно использовать фольгу четырех цветов.

Изготовление корпоративной продукции. Обычно тиражи небольшие. Сначала ручным способом с трафаретной формы на печатный лист наносится выборочная клеевая основа. Затем в термографической машине на обозначенном месте оседают и под воздействием температуры приклеиваются блестки, которые, в отличие от упомянутых «трафаретных» блесток, находятся не в лаке, а снаружи

Изготовление корпоративной продукции. Обычно тиражи небольшие. Сначала ручным способом с трафаретной формы на печатный лист наносится выборочная клеевая основа. Затем в термографической машине на обозначенном месте оседают и под воздействием температуры приклеиваются блестки, которые, в отличие от упомянутых «трафаретных» блесток, находятся не в лаке, а снаружи

Различные виды клише могут создать следующие виды тиснения: простое, узорное и сложное «фольга+конгрев».

Что касается конгрева, то его высокое качество известно не только производителям открыток. Столь значительного эффекта добиваются наши художники­граверы, обрисовывая элемент детально и придавая ему рельеф (объем). Потом на основании их работы создаются формы для многоуровневого конгрева.

На машине BOBST SP-102 BMA (слева) выполняется горячее тиснение фольгой, а на машине BOBST SP-102 — конгрев и фигурная вырубка

На машине BOBST SP-102 BMA (слева) выполняется горячее тиснение фольгой, а на машине BOBST SP-102 — конгрев и фигурная вырубка

Конгрев мы предлагаем также сторонним заказчикам, например тем, кто выпускает обложки для обычных тетрадей. Для заказчиков упаковки наши конгрев и тиснение служат элементами защиты от подделки.

За один прогон на печатном листе можно выполнить несколько видов тиснения фольгой. Отдельно показана открытка с узорным тиснением фольги с мелкими штрихами. Надпись на открытке «23 Февраля» выполнена тиснением «фольга+конгрев»

За один прогон на печатном листе можно выполнить несколько видов тиснения фольгой. Отдельно показана открытка с узорным тиснением фольги с мелкими штрихами. Надпись на открытке «23 Февраля» выполнена тиснением «фольга+конгрев»

«Оборотный» результат конгревного тиснения на открытке

«Оборотный» результат конгревного тиснения на открытке

Обложка тетради: выборочное лакирование с многоуровневым конгревом

Обложка тетради: выборочное лакирование с многоуровневым конгревом

КА: На стеллажах листы явно не открыточного формата, да и бумага не высокой плотности. Видимо, это заготовки для пакетов? Кстати, бумагу и картоны каких фирм вы используете?

Н.С.: С недавнего времени мы выпускаем бумажные пакеты. Ранее они изготавливались в Китае. Теперь производство налажено и у нас в стране.

Для производства подарочных сумок используется бумага ВХИ (производства ФГУП «Гознак») плотностью 120 г/м2.

Бумага других производителей такой же плотности не подходит, поскольку  быстро рвется. Плотность картона для открыток — от 200 г/м2.
Качество картона от китайского производителя нас вполне устраивает. Технология простая: офсетная печать, биговка и ручная сборка. Сборка пакетов вручную объясняется тем, что если и существует оборудование, которое заменяет ручной труд, то для пакетов небольшого числа конструкций. В цехе ручной сборки пакетов каждая сотрудница выполняет, как на конвейере, свою операцию.

Пример фигурной вырубки поздравительной открытки на машине BOBST SP-102

Пример фигурной вырубки поздравительной открытки на машине BOBST SP-102

Кроме того, у нас работает цех ручной сборки открыток, в том числе VIP­открыток. Здесь происходит сборка нестандартных открыток, например к открыткам приклеиваются бантики, ленточки и другие элементы.

КА: В декабре 2009 года состоялся запуск комплекса оборудования Heidelberg — CtP­устройства Suprasetter A 105 и печатной машины Speedmaster CD 102­4+L UV. Расскажите подробнее об этом оборудовании, установленном в цехе офсетной печати.

Н.С.: Одновременно с CtP­устройством фирмой «Гейдельберг» в цехе установлена листовая офсетная печатная машина Speedmaster CD 102­4+L UV. Вначале она демонстрировалась на выставке drupа 2008, потом была привезена в Россию на «ПолиграфИнтер­2009», а оттуда приехала к нам в Калугу. По своим возможностям машина уникальная: она обеспечивает УФ­печать и УФ­лакирование в линию. УФ­краски, которыми печатает машина, очень нужны для придания яркости открыткам и другой продукции, которую мы теперь печатаем только на этой машине.

Стеллажи с печатными листами для пакетов в ожидании операции биговки и ручной сборки

В новом году россияне будут дарить подарки друг другу в калужских пакетах с изображением зайца. Печатный лист

В новом году россияне будут дарить подарки друг другу в калужских пакетах с изображением зайца. Печатный лист после операции биговки

Другие заказы мы выполняем на установленных несколько лет назад машинах manroland серии 705 LV и Speedmaster  SM 74­4+L SE.

Экскурсия подошла к концу и после подробного знакомства с типографией нам осталось задать несколько вопросов ее генеральному директору Евгению Михайловичу Апостолу.

Цех ручной сборки пакетов

Цех ручной сборки пакетов

В цехе ручной сборки открыток повышенной сложности. На фото сотрудницы типографии приклеивают элемент к открытке с помощью подушечек двустороннего скотча

В цехе ручной сборки открыток повышенной сложности. На фото сотрудницы типографии приклеивают элемент к открытке с помощью подушечек двустороннего скотча

КомпьюАрт: Как вы стали полиграфистом и когда возглавили типографию «Картон­Полиграф»?

Евгений Апостол: После того как окончил в 1983 году МПИ, несколько лет работал в НИИполиграфмаше, затем занимался допечатными технологиями — решал проблемы верстки. Некоторое время служил в издательстве «Махаон», а с 2000 года возглавляю типографию «Картон­Полиграф».

КА: Бросилось в глаза, что на вашем производстве печатниками и резчиками работают в основном женщины.

Е.А.: Кадры для нашей типографии традиционно поставляет лицей при основанном после войны химическом предприятии. Туда поступают учиться в основном девушки. В Москве, конечно, с печатниками проще, там постоянно происходит ротация. А мы варимся в собственном соку. К тому же город Калуга не полиграфический, как Тверь, и мужчины предпочитают работать на других производствах.

КА: В последние два года при общении с полиграфистами постоянно приходится задавать вопросы о том, как повлиял на их производство экономический кризис.

Хорошее настроение печатника Натальи Андреевой — лучшая реклама возможностей Speedmaster CD 102-4+L UV. А это, во-первых, автоматическое снабжение краской из картриджей InkStar (на калужском полиграфическом сленге они почему-то называются «картушами») с функцией перемешивания краски. Во-вторых, автоматическая смывка для УФ- и обычных красок. И в-третьих, удобный и быстрый в управлении интерфейс плюс контроль печати на мониторе Wallscreen

Хорошее настроение печатника Натальи Андреевой — лучшая реклама возможностей Speedmaster CD 102-4+L UV. А это, во-первых, автоматическое снабжение краской из картриджей InkStar (на калужском полиграфическом сленге они почему-то называются «картушами») с функцией перемешивания краски. Во-вторых, автоматическая смывка для УФ- и обычных красок. И в-третьих, удобный и быстрый в управлении интерфейс плюс контроль печати на мониторе Wallscreen

Секции листовой офсетной печатной машины Speedmaster CD 102-4+L UV. Стрелкой показано расположение сменных картриджей с краской

Секции листовой офсетной печатной машины Speedmaster CD 102-4+L UV. Стрелкой показано расположение сменных картриджей с краской

Е.А.: Кризис открыточного бизнеса практически не коснулся. Упали на 60­70% тиражи обложек и картонной упаковки, а кроме того, в целях экономии заказчики перестали заказывать сложную отделку тиражей.

В период кризиса мы занялись производством бумажных пакетов, которые до этого в основном возили в Россию из Китая. И если на других предприятиях происходило сокращение персонала, то мы, наоборот, набрали в свой штат еще 150 человек — опять же женщин.

КА: Расскажите о планах развития производства.

Е.А.: Если брать закупку оборудования, то наша типография теперь может выполнять любое оформление открытки. Мои мысли сегодня заняты не оборудованием, а внедрением автоматизированной системы управления производством и повышением качества печати.

Автоматизацией мы пытались заниматься несколько лет назад. В то время мы сотрудничали с тульской типографией, внедрившей у себя подобную систему. Но из­за нашей специфики (они­то выпускали буклеты) положительного результата внедрения тогда получено не было.

Новый подход и новая попытка, предпринятая восемь месяцев назад, более успешны. Автоматизация проводится блоками. Уже внедрены блоки «Производство», «Расчет стоимости» и «Склад». Думаю, когда всё будет отлажено, экономия времени и материалов составит 7­8%. Автоматизация проводится на базе «1С».

Генеральный директор типографии «Картон-Полиграф» Евгений Михайлович Апостол

Генеральный директор типографии «Картон-Полиграф» Евгений Михайлович Апостол

Заглянем в будущее: готовая упаковка открыток от женского коллектива типографии

Заглянем в будущее: готовая упаковка открыток от женского коллектива типографии к 23 Февраля

Поддерживать высокое качество печати нас заставляют не только конкуренты, но и закупаемые за границей лицензии на выпуск открыток. Наша задача — воспроизвести цвет если не лучше, то и не хуже. Понятно, что ответственность за качество цветопередачи мы делим со специалистами, которые готовят файлы и цветопробы в офисе компании  «Арт и Дизайн» в Москве.

КА: Желаем успехов в ваших начинаниях!

Е.А.: Спасибо. 


* Абрис (нем. Abriß — чертеж, план) — контур, а также границы перехода цветовых тонов изображения, наносимые на прозрачный материал (кальку или желатиновую пленку).

КомпьюАрт 10'2010

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства