Технология изготовления открыток
В прошлом номере КомпьюАрт была публикация о российском издательстве «Арт и Дизайн», которое выпускает половину всех открыток в России, а также другую полиграфическую «сувенирку», отличающуюся высоким уровнем оформления: бумажные пакеты, приглашения и т.д.
Высокий уровень оформления стал возможен благодаря не только дизайнерам, работающим в издательстве в Москве, но и специалистам, реализующим их идеи в калужской типографии.
Типография «Картон-Полиграф» (ныне ЗАО «Картон-Полиграф») была построена после войны. Продукция, выпускавшаяся на предприятии почти полвека, была хорошо знакома советским потребителям, которые приобретали или получали в подарок парфюмерию. Это неудивительно, поскольку с 1947 года предприятие входило в состав Комбината синтетических душистых веществ и выпускало упаковку для отечественных духов и одеколонов.
С 1999 года типография «Картон-Полиграф» входит в состав группы компаний «Арт и Дизайн». С 2000 года ее возглавляет генеральный директор Евгений Михайлович Апостол. Он принял предприятие со стандартным для всех советских типографий оборудованием, а именно с офсетными печатными машинами PLANETA производства ГДР, которые почти выработали свой ресурс.
В нашей публикации прослеживается история развития предприятия за прошедшие десять лет: каким образом происходил выбор типа оборудования, как формировалась технология производства, кто работает в типографии. Ответы на эти вопросы мы получили непосредственно от руководителей предприятия, совершив путешествие в типографию.
Сколько бы ни развивались электронные сети, информация о тираже: чертеж конструкции открытки или пакетов, контрольные листы или пленки — всё равно передается в типографию из издательства посылками. Обычно в России мелкие и средние издательства передают эти посылки через проводников скорых поездов, а вот между крупным московским открыточным издательством и подчиненной ему калужской типографией буквально каждый день наматывает километры складской автотранспорт, в котором нашлось место и для журналиста КомпьюАрт.
Посылки с новыми заказами открыток, бумажных пакетов, «корпоративки» из рук водителя приняла главный технолог типографии «КартонПолиграф» Наталья Савина. До новогодней суеты еще далеко, поэтому Наталья Евгеньевна любезно согласилась провести для нас экскурсию по предприятию.
КомпьюАрт: Главной темой номера журнала КомпьюАрт, в котором мы планируем публикацию о вашей типографии, являются CtPтехнологии. На каком оборудовании и на каких материалах работает ваша типография?
Наталья Савина: В декабре 2009 года у нас было установлено CtPустройство вывода форм Suprasetter A 105 от компании Heidelberg. Поскольку оборудование находится на гарантии, мы обязаны использовать пластины поставщика, а это фирма Sapfira (Heidelberg). Китайское качество нас вполне устраивает. Тем не менее продукция других поставщиков, например термальные пластины Fujifilm, лучше: жесткая точка этих пластин минимизирует растискивание и искажение изображения, но нас не устраивает высокая цена на них.
Главный технолог типографии «Картон-Полиграф» Наталья Евгеньевна Савина принимает очередную работу из издательства «Арт и Дизайн»
Обычно реактивы в CtPустройстве работают тричетыре недели, а на «сапфировских» пластинах могут работать почти шесть. Это удобно, так как срок годности реактивов увеличивает интервал между профилактическими остановками для замены отработанных растворов.
За счет снижения расхода химикатов и общей продолжительности профилактических работ обеспечивается существенное снижение стоимости печатного процесса при полном сохранении качества изготовления форм и производительности техники.
CtP-устройство Suprasetter A 105 фирмы Heidelberg
У нас «сапфировские» формы работают без обжига и держат тиражи от 80 до 100 тыс. экз. Нас это тоже устраивает.
КА: Для подготовки форм трафаретной печати до сих пор применяются фототехнические пленки...
Н.С.: Да, у нас установлен фотонабор. На нем мы выводим пленки с абрисами* для изготовления клише для горячего тиснения фольгой и конгрева, а также абрисы для изготовления трафаретных форм.
На фото показаны примеры этих смонтированных монтажером вручную фототехнических пленок (абрисов). За основу взят офсетный печатный лист, который прошел все климатические и машинные деформации и теперь лежит на монтажном столе.
Сегодня многие офсетные типографии переходят на CtP, поэтому предложений о продаже устройств фотонабора достаточно много. Мы планируем воспользоваться этой ситуацией и купить второй фотонабор.
Только после того, как печатный лист отлежался после офсета, он попадает на монтажный стол и по нему вручную делают абрис для дальнейшего изготовления трафаретной печатной формы (в нашем примере — для нанесения блесток)
Подготовка трафаретной формы. Время выдержки натяжения на рамку — 40 минут
Монтаж фототехнической пленки для точного расположения конгрева. Пленочный чертеж также нужен при заказе вырубного штампа у сторонней организации
Готовая трафаретная форма для открыток, посвященных празднику 23 Февраля
КА: По логике после знакомства с CtPустройством нужно идти в цех офсетной печати, но поскольку речь зашла о трафарете и рядом с помещением CtP я вижу рамку с натяжением трафаретной формы, то давайте поговорим о трафарете. Конечно, здесь применяются стандартные технологии, поэтому расскажите об оборудовании трафаретной печати и об используемых расходных материалах.
Н.С.: Несколько лет назад в типографии были установлены две японские автоматические трафаретные печатные машины: SAKURAI SC102 и SAKURAI DX102. На них мы выполняем выборочное и сплошное УФлакирование, а также популярную у покупателей открыток печать блестками, идея которых пришла к нам из Америки.
Слева емкость с защитным лаком, а справа — с блестками. Как выяснилось, технология приготовления блесток является фирменным секретом типографии
Если рецепт или состав обычного защитного лака мы нашли быстро, то с рецептурой блесток пришлось помучиться. Вопервых, мы первыми в стране начали выпускать продукцию с этим эффектом, а вовторых, появившийся на российском рынке несколько лет назад этот вид лака стоил дорого и никто не знал, как с ним работать. Долгий поиск соотношений ингредиентов, проводимый опытным путем, дал требуемый результат. Теперь на скорости 3500 листов в час мы на зависть конкурентам выпускаем нашу «поблескивающую» продукцию.
Работа трафаретной машины SAKURAI SC-102. Операция нанесения защитного лака
Машины SAKURAI оснащены сушкой английской фирмы Trumax. В ней можно сушить не только УФ-лаки, но и лаки сольвентного типа
При этом продавцы трафаретных машин рекламируют скорость до 5000 листов в час, однако «забывают» указать, что при такой скорости лак пенится и покрывает брызгами печатный лист.
Кроме трафаретных блесток, для отделки открыток испльзуется технология нанесения термоблесток. Для этих целей используются две термографические машины Sunrise HP15.
Результат хорошей приводки и найденного в муках рецепта лака с блестками
КА: Теперь давайте поговорим об отделочных операциях — тиснении и конгреве. Тем более что эти эффекты, наряду с блестками, повышают продаваемость вашей продукции.
Н.С.: Горячее тиснение фольгой выполняется на машине BOBST SP102 BMA. Рядом установлена машина BOBST SP102, на которой происходит конгревное тиснение и фигурная вырубка.
Сначала о фольге. Вы видите, что на одном печатном листе мы можем выполнять одновременно несколько видов тиснения, так как ролики с фольгой на машине идут в четыре потока, к тому же можно одновременно использовать фольгу четырех цветов.
Изготовление корпоративной продукции. Обычно тиражи небольшие. Сначала ручным способом с трафаретной формы на печатный лист наносится выборочная клеевая основа. Затем в термографической машине на обозначенном месте оседают и под воздействием температуры приклеиваются блестки, которые, в отличие от упомянутых «трафаретных» блесток, находятся не в лаке, а снаружи
Различные виды клише могут создать следующие виды тиснения: простое, узорное и сложное «фольга+конгрев».
Что касается конгрева, то его высокое качество известно не только производителям открыток. Столь значительного эффекта добиваются наши художникиграверы, обрисовывая элемент детально и придавая ему рельеф (объем). Потом на основании их работы создаются формы для многоуровневого конгрева.
На машине BOBST SP-102 BMA (слева) выполняется горячее тиснение фольгой, а на машине BOBST SP-102 — конгрев и фигурная вырубка
Конгрев мы предлагаем также сторонним заказчикам, например тем, кто выпускает обложки для обычных тетрадей. Для заказчиков упаковки наши конгрев и тиснение служат элементами защиты от подделки.
За один прогон на печатном листе можно выполнить несколько видов тиснения фольгой. Отдельно показана открытка с узорным тиснением фольги с мелкими штрихами. Надпись на открытке «23 Февраля» выполнена тиснением «фольга+конгрев»
«Оборотный» результат конгревного тиснения на открытке
Обложка тетради: выборочное лакирование с многоуровневым конгревом
КА: На стеллажах листы явно не открыточного формата, да и бумага не высокой плотности. Видимо, это заготовки для пакетов? Кстати, бумагу и картоны каких фирм вы используете?
Н.С.: С недавнего времени мы выпускаем бумажные пакеты. Ранее они изготавливались в Китае. Теперь производство налажено и у нас в стране.
Для производства подарочных сумок используется бумага ВХИ (производства ФГУП «Гознак») плотностью 120 г/м2.
Бумага других производителей такой же плотности не подходит, поскольку быстро рвется. Плотность картона для открыток — от 200 г/м2.
Качество картона от китайского производителя нас вполне устраивает. Технология простая: офсетная печать, биговка и ручная сборка. Сборка пакетов вручную объясняется тем, что если и существует оборудование, которое заменяет ручной труд, то для пакетов небольшого числа конструкций. В цехе ручной сборки пакетов каждая сотрудница выполняет, как на конвейере, свою операцию.
Пример фигурной вырубки поздравительной открытки на машине BOBST SP-102
Кроме того, у нас работает цех ручной сборки открыток, в том числе VIPоткрыток. Здесь происходит сборка нестандартных открыток, например к открыткам приклеиваются бантики, ленточки и другие элементы.
КА: В декабре 2009 года состоялся запуск комплекса оборудования Heidelberg — CtPустройства Suprasetter A 105 и печатной машины Speedmaster CD 1024+L UV. Расскажите подробнее об этом оборудовании, установленном в цехе офсетной печати.
Н.С.: Одновременно с CtPустройством фирмой «Гейдельберг» в цехе установлена листовая офсетная печатная машина Speedmaster CD 1024+L UV. Вначале она демонстрировалась на выставке drupа 2008, потом была привезена в Россию на «ПолиграфИнтер2009», а оттуда приехала к нам в Калугу. По своим возможностям машина уникальная: она обеспечивает УФпечать и УФлакирование в линию. УФкраски, которыми печатает машина, очень нужны для придания яркости открыткам и другой продукции, которую мы теперь печатаем только на этой машине.
В новом году россияне будут дарить подарки друг другу в калужских пакетах с изображением зайца. Печатный лист после операции биговки
Другие заказы мы выполняем на установленных несколько лет назад машинах manroland серии 705 LV и Speedmaster SM 744+L SE.
Экскурсия подошла к концу и после подробного знакомства с типографией нам осталось задать несколько вопросов ее генеральному директору Евгению Михайловичу Апостолу.
Цех ручной сборки пакетов
В цехе ручной сборки открыток повышенной сложности. На фото сотрудницы типографии приклеивают элемент к открытке с помощью подушечек двустороннего скотча
КомпьюАрт: Как вы стали полиграфистом и когда возглавили типографию «КартонПолиграф»?
Евгений Апостол: После того как окончил в 1983 году МПИ, несколько лет работал в НИИполиграфмаше, затем занимался допечатными технологиями — решал проблемы верстки. Некоторое время служил в издательстве «Махаон», а с 2000 года возглавляю типографию «КартонПолиграф».
КА: Бросилось в глаза, что на вашем производстве печатниками и резчиками работают в основном женщины.
Е.А.: Кадры для нашей типографии традиционно поставляет лицей при основанном после войны химическом предприятии. Туда поступают учиться в основном девушки. В Москве, конечно, с печатниками проще, там постоянно происходит ротация. А мы варимся в собственном соку. К тому же город Калуга не полиграфический, как Тверь, и мужчины предпочитают работать на других производствах.
КА: В последние два года при общении с полиграфистами постоянно приходится задавать вопросы о том, как повлиял на их производство экономический кризис.
Хорошее настроение печатника Натальи Андреевой — лучшая реклама возможностей Speedmaster CD 102-4+L UV. А это, во-первых, автоматическое снабжение краской из картриджей InkStar (на калужском полиграфическом сленге они почему-то называются «картушами») с функцией перемешивания краски. Во-вторых, автоматическая смывка для УФ- и обычных красок. И в-третьих, удобный и быстрый в управлении интерфейс плюс контроль печати на мониторе Wallscreen
Секции листовой офсетной печатной машины Speedmaster CD 102-4+L UV. Стрелкой показано расположение сменных картриджей с краской
Е.А.: Кризис открыточного бизнеса практически не коснулся. Упали на 6070% тиражи обложек и картонной упаковки, а кроме того, в целях экономии заказчики перестали заказывать сложную отделку тиражей.
В период кризиса мы занялись производством бумажных пакетов, которые до этого в основном возили в Россию из Китая. И если на других предприятиях происходило сокращение персонала, то мы, наоборот, набрали в свой штат еще 150 человек — опять же женщин.
КА: Расскажите о планах развития производства.
Е.А.: Если брать закупку оборудования, то наша типография теперь может выполнять любое оформление открытки. Мои мысли сегодня заняты не оборудованием, а внедрением автоматизированной системы управления производством и повышением качества печати.
Автоматизацией мы пытались заниматься несколько лет назад. В то время мы сотрудничали с тульской типографией, внедрившей у себя подобную систему. Но изза нашей специфики (онито выпускали буклеты) положительного результата внедрения тогда получено не было.
Новый подход и новая попытка, предпринятая восемь месяцев назад, более успешны. Автоматизация проводится блоками. Уже внедрены блоки «Производство», «Расчет стоимости» и «Склад». Думаю, когда всё будет отлажено, экономия времени и материалов составит 78%. Автоматизация проводится на базе «1С».
Генеральный директор типографии «Картон-Полиграф» Евгений Михайлович Апостол
Заглянем в будущее: готовая упаковка открыток от женского коллектива типографии к 23 Февраля
Поддерживать высокое качество печати нас заставляют не только конкуренты, но и закупаемые за границей лицензии на выпуск открыток. Наша задача — воспроизвести цвет если не лучше, то и не хуже. Понятно, что ответственность за качество цветопередачи мы делим со специалистами, которые готовят файлы и цветопробы в офисе компании «Арт и Дизайн» в Москве.
КА: Желаем успехов в ваших начинаниях!
Е.А.: Спасибо.
* Абрис (нем. Abriß — чертеж, план) — контур, а также границы перехода цветовых тонов изображения, наносимые на прозрачный материал (кальку или желатиновую пленку).