КомпьюАрт

10 - 2010

Автограф Льва Толстого

Алексей Венгеров Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

Памятная дата — 100 лет со дня смерти Льва Толстого — отмечается в ноябре этого года. Всё это время, наряду с его сочинениями, выходят литературные исследования о творчестве и жизни великого писателя, одно из которых в начале осени даже получило премию национального конкурса «Книга года — 2010» (см. КомпьюАрт № 9’2010).

С точки зрения издательского дела интересны взаимоотношения писателя с издательствами, критиками, а его автограф делает книгу библиографической редкостью.

Сергей Прокудин-Горский. Лев Толстой в Ясной Поляне, 1908 год. Первый цветной фотопортрет в России

Сергей Прокудин-Горский. Лев Толстой в Ясной Поляне, 1908 год. Первый цветной фотопортрет в России

В истории развития цветной фотографии, а значит, и полиграфии Лев Толстой, сам того не ведая, тоже оставил след, ведь его цветное изображение часто приводится в учебниках по цветоделению в качестве примера одного из первых известных цветных изображений. Вот с него и начнем публикацию…

Наталья Солженицына объявляет победителя в номинации «Проза года». Им стал Павел Басинский. Его книга называется «Лев Толстой. Бегство из рая» (издательство «Астрель» и издательская группа «АСТ»)

Наталья Солженицына объявляет победителя в номинации «Проза года». Им стал Павел Басинский. Его книга называется «Лев Толстой. Бегство из рая» (издательство «Астрель» и издательская группа «АСТ»)

Лев Толстой. Сочинения (1873 год)

Любой автограф Л.Н. Толстого, будь то рукопись романа «Война и мир» или записка к издателю, является памятником культуры. Здесь мы расскажем о книге с дарственной надписью Толстого известному философу, публицисту и литературному критику Николаю Николаевичу Страхову (1828—1896).

В 60­е годы XIX века Н. Страхова пригласили к сотрудничеству в журнал «Время» братьев Достоевских, и за короткий период он стал в нем ведущим критиком и публицистом. Кстати, закрытие журнала было связано со страховской статьей «Роковой вопрос», посвященной положению Польши после восстания 1863 года. Затем была работа в следующем журнале Ф.М. и М.М. Достоевских — «Эпохе», недолгое пребывание в «Отечественных записках», пост помощника редактора в «Журнале Министерства народного просвещения» и, наконец, редактирование журнала «Заря», где он в 1869­1871 годах опубликовал четыре статьи о «Войне и мире», которые считал своей творческой удачей и называл «критической поэмой в четырех песнях».

Высоко ставя человеческие качества Страхова, Толстой вместе с тем ценил его литературное дарование и выделял из всех критиков. В апреле 1877 года он писал ему: «Боюсь и не люблю критик и еще больше похвал, но не ваших. Они приводят меня в восторг и поддерживают силы к работе». Впрочем, в том, что касалось работы, Лев Николаевич неоднократно прибегал к помощи друга: испрашивал творческих советов, просил помочь в редактуре и корректуре.

Так, 17 ноября 1873 года Толстой писал Страхову по поводу подготовки к печати еще не завершенного романа «Анна Каренина»: «Листов 7 готовы… и остальное перемято в тесто, так что окончание — только вопрос времени. Я уже начинал подумывать о процессе печатания, и вся надежда на вас. И если вы согласитесь держать корректуры, то буду печатать в Петербурге». Страхов ответил: «Как я рад… что так скоро представился случай поработать на Вас… Предлагаю отдать мне корректуру и всё, что только пожелаете, на следующих условиях: Вы мне дадите 1) два экземпляра Вашего нового романа, 2) два экземпляра собрания Ваших сочинений…» Уже через несколько дней из Ясной Поляны пришло послание со словами: «Очень благодарен вам за Вашу готовность. Желание Ваше будет исполнено».

Так выглядит фото Льва Толстого, деленное для стандартных четырех красок Так выглядит фото Льва Толстого, деленное для стандартных четырех красок

Так выглядит фото Льва Толстого, деленное для стандартных четырех красокТак выглядит фото Льва Толстого, деленное для стандартных четырех красок

Так выглядит фото Льва Толстого, деленное для стандартных четырех красок

Собрание сочинений, о котором говорит Страхов, — третье издание «Сочинений графа Толстого» в восьми томах, вышедшее из катковской типографии между 11 и 17 ноября 1873 года. О том, что Л.Н. Толстой выполнил свое обещание, свидетельствует представленный в публикации четвертый том сочинений с дарственной надписью автора Страхову. Содержащиеся в нем педагогические статьи должны были особенно интересовать Николая Николаевича, полностью разделявшего толстовские взгляды на образование и воспитание. Характерно, что когда летом 1874 года Толстой решил вступить в полемику с Московским комитетом грамотности и подготовил к печати резкую статью «О народном воспитании», то в сопроводительном письме, отправленном в журнал «Отечественные записки», говорилось: «Очень прошу… корректуры… пересылать Николай Николаевичу Страхову… и всякое изменение, сделанное им, принимать как бы мое». Местонахождение остальных томов из этого комплекта сочинений Толстого неизвестно.

В августе 1873 года Страхов был зачислен библиотекарем в юридический отдел Императорской публичной библиотеки и через 12 лет вышел в отставку с чином действительного статского советника, но еще несколько месяцев служил в Комитете иностранной цензуры. Николай Николаевич Страхов скончался 24 января (5 февраля) 1896 года. Один из самых красноречивых русских критиков умер от страшной болезни — рака языка…

Цветное фото Льва Толстого (1908)

Цветную пленку изобрели в Европе в 30­х годах прошлого века. Но до этого еще в царской России фотограф Сергей Прокудин­Горский выпускал цветные фотографии, используя особые светофильтры, которые помещались в специальный проектор с тремя объективами, каждый из которых проецировал свой кадр через светофильтр нужного цветового оттенка. И только в наши дни, особенно с появлением компьютерных технологий, стало возможно наиболее точно восстановить уникальные фотографии в цвете.

Вот история этих фотографий. Сергей Прокудин­Горский в 1909­1910 годах придумал фотографировать объекты три раза через три фильтра — красный, зеленый и синий (для нас уже знакомая аббревиатура RGB). Получались три черно­белые фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Мите.

Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84­88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.

На шмуцтитуле дарственная надпись коричневыми чернилами: «Николаю Николаевичу Страхову в знак дружбы от автора»

На шмуцтитуле дарственная надпись коричневыми чернилами: «Николаю Николаевичу Страхову в знак дружбы от автора»

Проектор также претерпел изменения. Прокудин­Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создав аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, — это вставлять их в три разных проектора с красным, зеленым и синим цветом соответственно и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.

Титульный лист издания

Титульный лист издания

Прокудин­Горский начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон и Рим. Не забывал он и о российской публике.

Еще в 1900 году Прокудин­Горский получил Гран­при на Международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано.

Толстой Л.Н. Сочинения. 3-е изд. Ч. 4: Педагогические статьи о народном воспитании. М.: Университетская типография (Катков и К0) на Страстном бульваре, 1873. 573 с.; 21,2Ѕ14 см. В изд. коленкоровом пер.

Толстой Л.Н. Сочинения. 3-е изд. Ч. 4: Педагогические статьи о народном воспитании. М.: Университетская типография (Катков и К0) на Страстном бульваре, 1873. 573 с.; 21,2x14 см. В изд. коленкоровом пер.

Толстой Л.Н. Сочинения: В 14 ч. 11-е изд. Ч. 4: Педагогические статьи. М.: Типография т-ва И.Н. Кушнеров и К0, 1903. 541 с.; 20,3Ѕ14,1 см. В цельнокожаном пер. начала XX века. На верхней крышке — золототисненая орнаментированная владельческая монограмма «С.Р.», на корешке — тисненное золотом заглавие

Толстой Л.Н. Сочинения: В 14 ч. 11-е изд. Ч. 4: Педагогические статьи. М.: Типография т-ва И.Н. Кушнеров и К0, 1903. 541 с.; 20,3Ѕ14,1 см. В цельнокожаном пер. начала XX века. На верхней крышке — золототисненая орнаментированная владельческая монограмма «С.Р.», на корешке — тисненное золотом заглавие

В мае 1908 года Прокудин­Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин­Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».

Начальные этапы развития цветной фотографии

Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения).

Для получения цветного снимка использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зеленым и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.

Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 году немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Фогелю удалось получить состав, чувствительный к зеленому участку спектра.

Немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной и к другим участкам видимого спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование впервые было продемонстрировано в действии Адольфом Мите в Берлине в 1902 году.

Ученик Адольфа Мите Сергей Прокудин-Горский разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Он также открыл в 1905 году свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра, превзойдя в этом отношении своего учителя.

Лев Толстой Педагогические статьи (1903 год)

С точки зрения переплетного искусства исполнение этой книги заслуживает самой высокой оценки. Цвет цельнокнижного переплета, оттеняющий монограмму на передней крышке, выбран с большим вкусом. Великолепно оформлены узорные форзацы с орнаментальным тиснением на подвертках. Существовало ли 14­томное собрание сочинений Л.Н. Толстого в подобном оформлении или так переплетены только педагогические статьи, к сожалению, неизвестно.

В том вошли программные для писателя статьи «О народном образовании» и «Воспитание и образование», подробный критический разбор правительственного «Проекта общего плана устройства народных училищ», полемические статьи «Прогресс и определение образования» и «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят», обстоятельные отчеты о преподавании в яснополянской школе, а также сочинения и переводы для детей.

Первый и четвертый форзацы — из цветной бумаги с растительным орнаментом и золототиснеными дублюрами, второй и третий форзацы — темно-зеленого муара

Первый и четвертый форзацы — из цветной бумаги с растительным орнаментом и золототиснеными дублюрами, второй и третий форзацы — темно-зеленого муара

Почему народ, бессознательно стремящийся к просвещению, тем не менее постоянно противодействует конкретным просвещенческим усилиям правительства и общества; вправе ли педагогические институты брать на себя, помимо образовательных, воспитательные функции; на каких основах (религиозных, философских, исторических) должен строиться образовательный процесс — пытаясь ответить на эти и другие важнейшие вопросы, Толстой обращался к различным образовательным системам прошлого и настоящего. Как историка педагогической мысли его восхищала, например, догматическая школа Средневековья: «Какая сила веры и твердого знания того, что истинно и что ложно, видна в этих людях!»

Считая европейский просвещенческий опыт непригодным для России, Толстой искал то содержание и те формы народного образования, которые не вступали бы в противоречие с коренными устоями народной жизни. «Всякое учение, — писал он, — должно быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью». Перечень дисциплин, принятых в яснополянской школе (чтение механическое и постепенное, грамматика и писание, Священная история, русская история, география, рисование, пение), и методика их преподавания, детально изложенная в статьях 1862 года, свидетельствуют о практическом применении сформулированного тезиса.

На постулате, декларирующем неразрывную связь учения с жизнью, основаны и произведения для детей, написанные Толстым в 1969­1872 годах. Это переложение басен Эзопа, краткие нравоучительные повести, рассказы из области физики, зоологии, ботаники. Хотя в естественно­научных повествованиях речь идет об электрическом разряде, магнитном поле или кристаллическом строении поваренной соли, главное здесь в другом. Физические, химические, биологические законы, по мысли Толстого, прежде всего должны ответить на вопросы: «От чего паук иногда делает частую паутину и сидит в самой середине гнезда, а иногда выходит из гнезда и выводит новую паутину? Отчего зимою двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхают и притворяются? Отчего подушки под телеги точат не из дуба, а из березы? Отчего делается дурной воздух из хорошего, когда соберется много людей?» На первый вопрос — о повышенной чувствительности некоторых насекомых к перемене влажности — Толстой отвечал следующим образом: «Чувства у паука так тонки, что когда в воздухе начнет только собираться сырость, и мы этой сырости не слышим, и для нас погода еще ясная, — для паука уже идет дождь».

Педагогические статьи входят практически во все собрания сочинений Толстого, потому что без них невозможно понять всей сложности нравственных исканий великого писателя.  

КомпьюАрт 10'2010

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства