Изюминки годовых отчетов
Заказчики, конечно, стали более экономными при заказе оформления годовых отчетов. Да и придумать что-то оригинальное при их создании становится всё сложнее.
О том, как российские дизайнеры постоянно доказывают неисчерпаемость своей фантазии и о создании такой важной с точки зрения экономики продукции, как годовые отчеты, КомпьюАрт попросил рассказать арт-директора студии Letterhead Ольгу Василькову.
КомпьюАрт: Почему крупные фирмы заказывают годовой отчет? Что это — уже сложившийся в России стиль, обязанность перед акционерами или что-то еще?
Ольга Василькова: Годовой отчет — это форма общения компании или банка с акционерами и клиентами, готовность показать финансовые результаты года, заявить об изменениях, рассказать о приоритетах. Годовой отчет — это лицо и образ компании на определенный момент времени. Соберите годовые отчеты одного банка, скажем, за 10 лет — и вы увидите всю историю компании. Это будут не только цифры, но и явное изменение образа и статуса компании.
КА: Кто ваши заказчики годовых отчетов, и каков срок разработки дизайна?
Арт-директор студии графического дизайна Letterhead Ольга Василькова
О.В.: Мы разрабатывали дизайн годовых отчетов для банков «Ингосстрах-Союз», «Славия», «Нота-Банк», «ОргрэсБанк» и «Нордеа». Работа с каждым заказчиком требует индивидуального решения, так как цели публикации и вкусовые предпочтения у всех разные, причем у разных заказчиков они могут быть диаметрально противоположными.
Сроки любой работы зависят от дедлайна, иными словами — работа будет идти столько, сколько времени на нее отпущено. Но в среднем для создания хорошего годового отчета требуется полтора-два месяца серьезной работы. И это при условии, что общий язык с заказчиком найден и диалог с ним ведется конструктивно. На сроки и качество работы влияет готовность обеих сторон, заказчика и дизайнеров, быстро принимать обоснованные решения и оперативно снимать вопросы, обсуждать всё не за закрытыми дверьми, а на общих совещаниях и, если это необходимо, с участием руководства.
Годовой отчет «ОргрэсБанка» за 2006 год. Тема — «Искусство быть на высоте». Арт-директор — Ольга Василькова. Дизайн — Всеволод Власенко, Ольга Василькова. Иллюстрации — Всеволод Власенко, Илларион Гордон. Шрифт студии — Conqueror
КА: Как должна быть поставлена задача, и умеет ли заказчик ее ставить? Много ли должно быть текста в годовом отчете? Оправданно ли использование в годовых отчетах дорогих дизайнерских бумаг?
О.В.: Если заказчик хочет получить яркий и креативный отчет, то правильно поставленная задача включает не технические характеристики издания, а творческие. Если цель — создание консервативного издания или же четкое следование брендбуку, то нужно точно очертить те рамки, в которых будет работать дизайнер. То есть все регламентированные параметры должны быть заявлены изначально. Хотя, к сожалению, опыт нашей работы показывает, что в России никто не склонен придерживаться брендбука, даже если он существует.
Я считаю, что текста должно быть мало. Хороший текст должен быть выразительным и лаконичным, тогда есть вероятность, что он будет прочитан.
Дизайнеры любят дизайнерские бумаги, а заказчик и полиграфисты больше любят меловку — за адекватную стоимость и предсказуемость в печати.
Годовой отчет «ОргрэсБанка» за 2007 год. Тема — синергетический эффект объединения «ОргрэсБанка» и скандинавской банковской группы Nordea. В качестве иллюстрации выбраны примеры взаимодействия при различных физических явлениях. Арт-директор — Ольга Василькова. Дизайн — Всеволод Власенко. Иллюстрации — Илларион Гордон. Идея годового отчета — Илларион Гордон
КА: Давайте поговорим о ценах на оформление. Сколько в кризисное время стоит разработать годовой отчет для крупной корпорации и сколько — для средней?
О.В.: Стоимость работ индивидуальна и зависит от поставленных задач. Сколько стоит ремонт квартиры? Смотря что вы планируете сделать: положить плитку из «ОБИ» или заказать наборный паркет из ценных пород дерева по авторским эскизам. И с годовыми отчетами — то же самое.
Лаконичный текст на двух языках в годовом отчете банка «Ингосстрах-Союз» за 2002 год исполнен минимальными средствами типографики. Арт-директор — Валерий Голыженков. Дизайн — Валерий Голыженков
КА: Нужно ли предлагать заказчику несколько вариантов дизайна?
О.В.: Мы обычно начинаем с концепции отчета, предлагая заказчику концептуальные варианты, не менее трех. После утверждения концепции заказчику представляются варианты дизайн-решения. После утверждения принципиального дизайна мы работаем над макетом в целом.
КА: Теперь коснемся технической стороны вопроса: вы работаете на Мас или PC? И в каких программах?
О.В.: Только на Mac. А программы — в зависимости от обстоятельств.
Годовой отчет банка «Славия» за 2006 год выполнен на меловке
КА: Можно ли сказать, что в отечественном дизайне уже сложились стили оформления годовых отчетов? Должен ли годовой отчет быть похожим на сайт компании?
О.В.: Мы не придерживаемся какого-либо стиля. Мы считаем, что стиль должен быть прямым продолжением идеи. У нас был годовой отчет в железной коробке, годовой отчет в виде СD-диска. Мы сделали годовой отчет-учебник и отчет-киносценарий. И в каждом случае выбранный стиль соответствововал концепции.
По поводу похожести на сайт — это вопрос, на который может ответить только заказчик, ведь это он ставит задачи, которые хочет решить с помощью отчета.
КА: С какими типографиями вы привыкли работать?
О.В.: Мы имеем долгий опыт сотрудничества с типографией «Альфа-дизайн» и готовы рекомендовать ее своим клиентам. Это качественный офсет и хорошая финишная отделка.