КомпьюАрт

11 - 2010

Прогулка по рынку листового офсета

С.А. Сергеев С.А. Сергеев, технический директор ООО «Анимар», канд. техн. наук, доцент, sergeev@animar.ru

Про два с плюсом

Выход есть всегда

Если посчитать

Об упаковке

О бумаге и формных пластинах

Слагаемые стоимости машины

Начинаем с основ или с основания

Комплектация

Помещение

Полиграфия во все времена была наиболее прибыльным легальным бизнесом, поэтому разумные материальные вложения в нее окупятся всенепременно.
Если инвестор до конца «в теме», то, наверное, начинать с полноциклового предприятия не стоит. Скорее всего, следует начать с выпуска листовой многокрасочной продукции, для  чего, например, может быть выбрана полуформатная офсетная четырехкрасочная машина.

Про два с плюсом

Полуформатная офсетная четырехкрасочная машина, как правило, имеет производительность 15­16 тыс. отт./ч, то есть правильно подготовленный пятитысячный заказ в случае односторонней печати занимает 20 мин машинного времени, в случае двусторонней —не больше часа. Поэтому вся периодика, полуформатные плакаты и прочее — ее профиль.  Но типографий у нас пока больше, чем журналов, поэтому нужен дополнительный, причем постоянный источник заказов, которым может стать, например, неистощимая этикеточная продукция.

Печатная машина Heidelberg XL75-5+L

Печатная машина Heidelberg XL75-5+L

Раньше печать была прерогативой «первых» форматов, вся беда которых заключалась в том, что этикеточную бумагу плотностью 70­80 г/м2 «раздавало» при многокрасочной печати. Толще не возьмешь — лишний расход денег, да и пищевики недовольны. В итоге 10­тысячный тиражный лист существенно отличался от подписного по цветам и совмещению мелких деталей. И если разнотон еще можно было минимизировать, то с мелкими деталями проблемы оставались, поскольку практически не бывает этикеток без логотипов, медалей и просто «серебра» и «бронзы» в непредсказуемых сочетаниях. Печатать же их нужно последними краскопрогонами, да еще по выворотке, когда лист уже «раздался» на предыдущих прогонах. Отсюда — несовмещение.

С этим можно бороться уменьшением количества комплектов этикеток на листе, заданием запредельных значений треппинга, разбиением изображения при печати. Однако это приводит к ухудшению качества воспроизведения мелких деталей, вплоть до их потери, что в этикетке нежелательно.

Очевидно, что при сокращении количества изделий на листе будет разумным уменьшение «первого» формата листа. Можно печатать на машине «половинного» формата, то есть 74­го. Но тогда вместе с повышением качества печати увеличивается количество листопрогонов.

В начало В начало

Выход есть всегда

Сегодня на российском рынке активно продвигаются офсетные печатные машины 75­го формата, точнее В2+. Чтобы понять, какие выгоды дает этот формат, сравним максимальные размеры печатного листа машин трех форматов: 74, 75 и 102 (табл. 1).

Характеристики рассматриваемых в статье машин приведены в табл. 2. Соотношения наибольших значений полезных форматов: 102:74=1:0,5; 102:75=1:0,6; 75:74=1:0,84. И выигрыш в полезном формате при использовании машины 75­го формата уже просматривается.

Пусть у половины из приведенных в табл. 2 машин заявленные форматы листа пока  опция, но у остальных они — объективная реальность (Sakurai выпускает 75­е  машины с 2003 года).

Рассмотрим рациональность использования машин этого формата в производстве этикеток. Сразу отметим технологические преимущества. Формат меньше В1 — значит, бумагу не так «раздает». А допуски технологических инструкций по точности совмещения для формата как В1, так и В2 одни и те же. Но на В2  их выдержать легче. Это снимет часть проблем на допечатной стадии. Треппинги меньше — пусть еще не «по умолчанию», но и не такие, как для В1. Значит, качество отдельно взятой этикетки по воспроизведению мелких деталей и их совмещению на половинном формате будет выше. С копировкой проще. Печатнику легче контролировать такой лист. Вес стопы того же листажа на приемке меньше — следовательно, проблема отмарывания по заливкам уже не так актуальна. Отбраковки меньше.

В начало В начало

Если посчитать

Сравним возможности печатных машин 74, 75 и 102­го форматов по технологическим показателям. Для этого воспользуемся ОСТ 29.1 — 2001 по этикеткам и выберем наиболее распространенные изделия — комплекты для пищевой промышленности, промышленных товаров, медицины и парфюмерии — и просчитаем количество этикеток или их комплектов, помещающихся на листах 74, 75 и 102­го форматов. Для наглядности посчитаем и листовки до форматов А4 и В4 включительно. Результаты представлены в табл. 3.

При формировании спусков этикеток на ликероводочную продукцию на листе располагался весь комплект: этикетка, контрэтикетка, кольеретка. Долевое направление запечатываемого листа учитывалось там, где необходимо. По возможности изделия располагались для резки в «чистый рез». Во всех остальных случаях рассматривались варианты максимального заполнения листа продукцией одного наименования. На листах предусматривалось размещение контрольных шкал, рекомендованных технологическими инструкциями по процессам офсетной печати.

В таблице умышленно не приводятся результаты расчетов по этикеткам, «невыгодным» для машин одного из сравниваемых форматов.

Преимущество 75­го формата по сравнению с 74­м очевидно. Оно особенно наглядно на примере листовок формата А4. Если в дизайне листовок и при формировании их спуска грамотно использовать весь формат запечатываемого листа, то наградой профессионалу будут шесть листовок за один листопрогон, то есть + 50%. На формат В1 таких листовок ляжет девять (в 2,25 раза больше, чем на 74­й, и только в 1,5 раза больше, чем на 75­й).

Теперь об этикетках (см. табл. 3). Чем меньше размер этикетки, тем более выигрышен формат В2+. В1 тоже вроде бы неплох, но маленькое изделие характеризуется тем самым обилием мелких деталей, о котором упоминалось выше. И 6­красочные этикетки для 20­граммовой шоколадки с выворотками всё равно не совместишь на листе полного формата. А если их потом тиснить фольгой? Или просто резать на требуемый формат? Хорошее совмещение для такого изделия гарантированно достигается только на листе половинного формата. Значит, помимо экономических выгод у 75­го формата наличествуют технологические преимущества, влекущие за собой то, за что заказчик готов платить,  — качество.

В начало В начало

Об упаковке

Для многих покупателей машины, помимо максимального формата, существенной является толщина запечатываемого ею материала, определяющая возможность печати упаковки. Уточним, что, покупая картон на вес,  продаем мы его —  уже в запечатанном виде — листами. Поэтому, естественно, чем тоньше, тем дешевле. Осмелимся утверждать, что популярные у нас картоны редко толще 500 мкм (табл. 4). При этом самым большим, по изложенным выше соображениям, спросом пользуются картоны толщиной до 380­400 мкм.

В общем, толщина запечатываемого материала  — не главное. Тем более что большинство машин 75­го формата уже печатают по материалам с максимальной толщиной 0,6­0,8 мм и даже (опционно) до 1 мм.

В начало В начало

О бумаге и формных пластинах

Поскольку формат бумаги необычен, возникает вопрос, где ее брать. Бумажники готовы работать над любым индивидуальным заказом, если вес заказываемой бумаги этого формата не менее 3,5 т. Если прикинуть, то при правильной организации производства за неделю одна машина переработает не менее 50 т.

Если учесть, что тиражи сегодня короткие, то формных пластин  любого формата  требуется немало. При оговоренных объемах заказа пластин не менее определенного количества найти их поставщика для своей «ласточки» проблем не составит.

В начало В начало

Слагаемые стоимости машины

Как следует из табл. 2, ассортимент 75­х машин обширен, поэтому, помимо технологических характеристик, следует обратить внимание на базовую комплектацию машины. Узнайте, у какой из машин, соответствующих вашим запросам, наибольшая базовая комплектация и что в нее входит. Тогда станет понятно, какую продукцию и тиражи машина осилит в базовой комплектации, а для каких придется прикупить опции. Причем некоторые машины соответствуют заявленным характеристикам только со всеми опциями, а для других достаточно и  базовой комплектации. Кстати, при этом определяется реальная, а не заявляемая продавцом стоимость машины.

В начало В начало

Начинаем с основ или с основания

Существуют два подхода к формированию конструкции секционной машины. При первом, назовем его европейским, — машина выпускается и поставляется секциями, которые затем состыковываются на предприятии заказчика. Его несомненное достоинство — мобильность при транспортировке и установке. При этом машину довезет любая фура, любая сетка колонн — не помеха. Неудобство его состоит в  посекционной состыковке машины при сборке  с последующей юстировкой.

Печатная машина MAN Roland 500

Печатная машина MAN Roland 500

Второй подход в настоящее время практикует большинство японских фирм: машина  (до четырехкрасочной) изготавливается на единой станине. Его недостаток — меньшее удобство при транспортировке и такелажных работах — на самом деле больше кажущийся. В любом случае занимаемое под типографию помещение наверняка производственное и его транспортные пути под габариты такой машины приспособлены. Достоинство этого подхода — машина приходит  с небольшим «пробегом» — результатами заводских испытаний и юстировки. Как правило, остается только соединить ее с электрошкафом, компрессором и станцией увлажнения.

Печатная машина KBA Rapida 75

Печатная машина KBA Rapida 75

Если красочность машины увеличивается, скажем, до пяти (очень нужная «лишняя» секция: Pantone, «бронза», офсетный лак и т.п.), то машины уже делятся. Например, Oliver 575SDw (Sakurai) состоит из трех частей: самонаклад с двумя первыми секциями + две следующие + последняя секция с приемкой.

В начало В начало

Комплектация

Конечно, нужен центральный пульт управления. Именно он программирует параметры печати и при необходимости запоминает их для повторных тиражей. Осуществление всех приладок машины с пульта увеличивает производительность и экономит силы печатника.

Самонаклад  должен быть надежен в подаче запечатываемого материала независимо от его вида, прост в наладке, доступен для ремонта. Стол самонаклада должен быть  оборудован стандартным набором прижимных колес, щеток и шариков, устройством регулирования подачи листа и устройствами для быстрой приладки по формату.

Печатная машина Shinohara

Печатная машина Shinohara

Красочный аппарат, в зависимости от конструкции, содержит от 18 валиков, сегментированный дукторный нож; подача краски зонально регулируется с пульта.

Система увлажнения — спиртовая с рециркуляцией, охлаждением и регенерацией увлажняющего раствора.

Нужно иметь в виду, что печать на скорости 15 тыс. отт./ч и выше  ведет к нагреванию красочного аппарата, при этом свойства краски меняются не в лучшую сторону. Поэтому отказ от покупки системы термостатирования валиков может быть приравнен к приобретению машины с иными качественными характеристиками. И  всё потому, что оптимальный баланс «краска — вода» для каждой машины достигается и поддерживается на «своей, любимой» скорости печати, когда система увлажнения при известной консистенции краски подает минимально нужное количество увлажняющего раствора, что повышает контраст печати.

Печатная машина Komori Lithrone S29+C

Печатная машина Komori Lithrone S29+C

Хорошо иметь валик (при необходимости отключаемый) — мостик, связывающий красочный и увлажняющий аппараты.

Не помешает автомат смены печатных форм. Желательно, чтобы формы устанавливались без загибки клапана. Это лишняя операция, да и загибочный станок не будет мешаться — рядом с машиной всегда мало места. Тогда печатные формы можно будет при необходимости использовать неоднократно. Офсетные цилиндры следует заказывать под «планочную» резину: если уж придется ее менять, то сделать это можно будет быстро, а «переобувать» желательно все секции. Лучше, чтобы печатный и передаточный цилиндры были двойного диаметра и расположены на «7 часов» — при четырехсекционном построении это обеспечивает всего семь перехватов листа со всеми вытекающими отсюда преимуществами.

В приемных устройствах нужны  регулируемые вакуумные тормозные барабаны, механизм разглаживания листа, устройство снятия статического электричества и порошковое противоотмарывающее устройство. Без них на больших скоростях печати приемный стапель с разъехавшимися в разные стороны листами выглядит некрасиво, да и работать с ним в отделке сложно.

Печатная машина Ryobi 755 D

Печатная машина Ryobi 755 D

Печатная машина Sakurai Oliver 575 SDW

Печатная машина Sakurai Oliver 575 SDW

Для оперативного контроля качества нужен автоматический денситометр, поскольку на скорости 15 тыс. отт./ч и коротких тиражах  использование печатником ручного денситометра превращает контроль качества оттисков в обряд, не имеющий прямого отношения к конкретному тиражу.

Если предприятие заинтересовано во внедрении и применении Color Management System, ему необходим интерфейс типа CIP 3/4, равно как и программа конвертации TIF­файлов для соответствующей регулировки сегментированных ножей красочных аппаратов машины.

В начало В начало

Помещение

Допечатка. Если вы печатаете в смену не один 100­тысячный тираж, а 20 по 5 тыс., то ежедневно допечатное производство должно иметь готовыми столько же (если не больше) готовых проектов. При желании можно посчитать площади под препресс, но даже навскидку они не меньше, чем под печатный цех.

Печатный цех. Машина занимает определенную площадь, которую следует умножить на соответствующий коэффициент, чтобы получить минимальную зону обслуживания.

Добавим сюда площади для хранения хотя бы суточного запаса акклиматизированной бумаги. Плюс места для хранения полуфабрикатов, если желаемого результата (4+4 и более) за один листопрогон не получается. Следует также соблюдать технологические выстои, то есть площади под накопители должны быть с запасом. При правильно организованном производстве за 12­часовую смену машина даст 100 тыс. оттисков, за сутки — 200; можно посчитать потребные площади. Если машина без «наворотов» (лакировальная секция,  удлиненная приемка, сушки и т.п.), то время окончательного закрепления краски может быть до  48 часов. Таким образом, в цехе должны быть суммарные площади для хранения не менее 4­суточного объема бумаги.

Отделка. Печатная машина — самый производительный компонент всего технологического процесса. Производительность позолотного пресса, равно как и вырубной машины, примерно втрое ниже. Значит, нужно «вдвое утроить» парк этого оборудования или увеличить  накопители под полуфабрикаты. В общем, понадобится целый этаж.

Склады готовой продукции, материальные и т.п. — скажем, подвал (специально оборудованный). И так во всем. Одна не самая большая машина требует  достаточно большого производственного здания в несколько этажей даже с подвалом, но она же всё это и содержит, и окупает, и  дает прибыль. 

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства