КомпьюАрт

11 - 2010

Первопечатники по требованию

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Лучшая реклама технологии Print on Demand (POD) — посещение выставочного стенда «Книгобайт» высокими гостями: митрополитом Калужским и Боровским, председателем Издательского совета Русской православной церкви Климентом и министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорем Щеголевым во время работы 23-й Книжной выставки-ярмарки, где они ознакомились с POD-технологией издания книги, в буквальном смысле прикоснувшись к таким технологиям посредством сенсорного экрана, тем более что проект цифрового книгоиздания «Книгобайт» курирует это министерство.

Издание книг теперь по карману самим авторам. Если вы написали хорошую книгу, то можете стать ее инвестором, издать небольшим тиражом и проверить, пользуется ли она спросом у читателей. Речь идет о сравнительно небольших суммах. В случае успеха издательства выстроятся в очередь к вам, предлагая выгодный контракт. Хотя обычно авторы вынуждены обивать пороги издательств, умоляя принять рукопись. Однако поэтов можно разочаровать сразу: стихи совсем не пользуются спросом.

Возможности технологии POD:

  • гибкое реагирование на спрос;
  • допечатывание небольших тиражей;
  • оперативная печать редких книг;
  • включение книг в каталоги популярных интернет-магазинов;
  • продажа книг за рубежом без перевоза их через государственные границы;
  • продвижение книг через крупнейшие поисковые интернет-системы.

Термином «книга по требованию» (Print on Demand, POD) обозначается новая технология печати, продвижения и распространения книг. В США рынок POD в 2010 году сравнялся по объему с традиционным, а по количеству наименований превысил офсет в несколько раз. Сегмент «офсетных» книг на Amazon.com включает около 300 тыс. наименований и оценивается в 5 млрд долл. В секторе POD более 2 млн наименований книг, а оценивается он все в те же 5 млрд долл. Таким образом, каждая вторая книга, проданная через Amazon.com, напечатана «по требованию».

Российский рынок POD начал формироваться около двух лет назад, игроков на нем пока единицы — например компании «Книга по требованию» и «Вебов и Книгин». Доля книг POD от общего отечественного тиража пока менее 1%.

Визуально книга POD ничем не хуже изданной офсетным способом, даже лучше: при цифровой печати можно использовать более белую и плотную бумагу. Стоимость одной черно­белой печатной страницы в «Книге по требованию» — 30 коп. Получается, что производство 300­страничного блока будет стоить 90 руб. плюс цветная мягкая обложка за 45 руб. Таким образом, книжка формата 140x205 мм обойдется в 135 руб. Правда, в интернет­магазинах такие книги на 30­40% дороже обычных. К цене производства добавляются отчисления компании, автору или издательству и еще наценка самого интернет­магазина.

Большинство книг, которые мы видим на прилавках магазинов, выпускается издательствами. Они печатают тираж за свой счет, но при этом получают исключительные права на произведение на несколько лет, выплачивая автору небольшое вознаграждение. Естественно, издательства печатают не всех авторов, а только тех, книги которых непременно принесут прибыль. Как правило, наибольшим спросом пользуются детективы и беллетристика.

Издать книгу «на столе» можно и за 10 минут, если нет очереди. Подобную сборную установку год назад на выставке Non/fiction представил московский книжный магазин «Фаланстер». Аппаратура собственной сборки — ноутбук, два принтера, резак и термоклеевая машина. Установка стоит в соседнем с магазином здании, занимая около 6 м2. Работает на ней один оператор. Распечатать книгу можно за 10-20 минут. Впрочем, участники проекта основной задачей считают не полиграфические услуги, а возможность печатать малотиражные книги, а также книги, уже исчезнувшие из магазинов.

Вид настольной технологии Print on Demand

Вид настольной технологии Print on Demand

Идея сначала продать книгу, а потом ее напечатать имеет перспективы и в России. Издательства, не вкладываясь в тысячные тиражи, могли бы таким образом прощупывать спрос на новых авторов, а авторы получили бы возможность без посредства издательств продавать свои книги в интернет-магазинах. Книжные магазины стали бы сами печатать то, что надо читателям. Но пока печать по требованию у нас только зарождается.

В Интернете уже существует несколько ресурсов, позволяющих издать собственную книгу. Алгоритм простой: зарегистрироваться на сайте, выбрать формат книги, вид переплета, загрузить текст, найти готовую обложку на сайте, если нет своей, указать количество экземпляров — и всё. Книга обойдется в сумму от 140 до 2040 руб. в зависимости от формата, цветности и объема произведения. Книгу в мягкой обложке могут изготовить за неделю, в твердой —  за две.

Зачастую автор не уверен, будет ли продаваться его книга. Поэтому если он не хочет влипнуть, сразу опечатав 10 тыс. экземпляров, которые лягут мертвым грузом, то сначала может заказать небольшой тираж, например 50­100 штук, выставить книгу  в интернет­магазине и посмотреть, как она будет продаваться, а в случае успеха сделать допечатку.

Этапы издания книги

На всех «самиздатных» сайтах практически одни и те же подходы к изданию книги по требованию. Процесс издания книги по технологии POD состоит из следующих этапов:

  1. Зарегистрироваться на сайте — заполнить форму регистрации и получить логин и пароль для входа в систему.
  2. Заполнить издательский формуляр —  войти в систему и заполнить издательский формуляр. Ввести банковские реквизиты для получения лицензионных отчислений.
  3. Заключить договор — скачать и распечатать шаблон лицензионного договора, заполнить его, подписать и отослать на бумажном носителе по почте либо привезти в офис интернет­издательства.
  4. Загрузить файлы оргинал­макета книги — зайти в раздел «Издание» и загрузить файлы своей книги, сверстанные в соответствии с требованиями к макету (файл текстового блока и файл обложки). Создать «витрину книги» в разделе.
  5. Предоставить лицензию (сублицензию) на использование — в разделе «Лицензии» установить объем предоставляемых издателю прав на каждое издание и способы его использования, которые вы предоставляете, а также условия и срок их передачи.
  6. Назначить лицензионное отчисление — в разделе «Лицензии» установить размер лицензионных отчислений (роялти), который вы хотите получать от каждой проданной книги в печатном или электронном виде.
  7. Печать и распространение книги — если вы делаете заказ на изготовление тиража книги, то в разделе «Заказы» заполните формуляр заказа на печать книги. Сделайте расчет издания, укажите формат, необходимое количество экземпляров, адрес доставки. В разделах «Оплата» и «Статистика» вы можете в режиме реального времени контролировать свои заказы и заказы третьих лиц на вашу книгу и их оплату.

Полиграфические характеристики книги по требованию

Книги по технологии POD печатаются в трех обрезных размерах: 133x203, 152x229 и 210x280 мм (как альбомным, так и книжным спуском);

  • блок книги черно­белый с полноцветной мягкой обложкой КБС, количество страниц блока  кратно четырем;
  • минимальное количество страниц — 64, максимальное — 880;
  • плотность бумаги текстового блока — 80 г/м2, обложки — 250 г/м2.

Прокомментировать ситуацию с изданием книг по требованию мы попросили руководителя подразделения отраслевых решений и маркетинга «Ксерокс» (Россия) Валерия Кузьмича на выставке «Книгобайт­2010», которая проходила  параллельно с 23­й Международной книжной ярмаркой на ВВЦ  в начале сентября.

Руководитель подразделения отраслевых решений и маркетинга «Ксерокс» (Россия) Валерий Кузьмич

Руководитель подразделения отраслевых решений и маркетинга «Ксерокс» (Россия) Валерий Кузьмич

КомпьюАрт: Чем отличается экспозиция «Книгобайт­2010» от прошлогодней?

Валерий Кузьмич: Если в прошлом году мы пытались обозначить возможности печати книг по требованию и демонстрировали процесс обработки и изготовления  заказа, то за прошедший год внутри нашей компании появились новые разработки, которые позволяют создать полнофункциональную систему, обеспечивающую на основе единых стандартов взаимодействие всех участников процесса – правообладателей, типографий, книжной розницы и самих потребителей.

Терминал для заказа/продажи книг и сопутствующих товаров. Он может быть установлен как в книжном магазине,

Терминал для заказа/продажи книг и сопутствующих товаров. Он может быть установлен как в книжном магазине, так и в гастрономе. Есть из чего выбирать — полный каталог насчитывает около 300  тыс. наименований на 50 языках мира. На экране демонстрируются обложка книги, выходные данные, аннотация и первые несколько страниц. Заказ оплачивается через купюроприемник. Покупатель берет чек и через пять-семь дней забирает книгу в магазине, где расположен терминал

Сейчас мы делаем акцент не столько на технологиях печати единичных книг (мы это умели делать еще 15 лет назад). Для того чтобы «индивидуальное книгоиздание» заработало как бизнес, необходимо выстроить сквозную технологию — от загрузки электронного контента, доступного к заказу, до производства готового экземпляра — так, чтобы все участники процесса видели экономическую целесообразность этой бизнес­модели.

Новая полноцветная промышленная система Xerox Color 1000 в типографии «НексПринт». В новой машине установлена дополнительная, пятая секция для прозрачного тонера с функцией сплошного или выборочного покрытия. Использование инновационной разработки — сухого

Новая полноцветная промышленная система ero Color 1000 в типографии «НексПринт». В новой машине установлена дополнительная, пятая секция для прозрачного тонера с функцией сплошного или выборочного покрытия. Использование инновационной разработки — сухого
ЕА-тонера Low Melt с низкой температурой плавления — позволяет печатать на Color 1000 широчайшую палитру цветов. Частички Low Melt значительно меньше, чем у других тонеров, что наряду с высоким разрешением (2400x2400 точек на дюйм) обеспечивает четкость изображения, хорошую детализацию, точность прорисовки векторных линий и высокое качество печати сплошных заливок. Оборудование Color 1000 имеет уникальную конструкцию фьюзерного модуля с ремнем закрепления вместо валов. Это новшество позволяет минимизировать артефакты и предоставляет возможность печати на материалах различной плотности (от 55 до 350 г/м2) без потери скорости (100 стр./мин)

Говоря о печати книг по требованию, мы выделяем два направления: малотиражная печать и печать единичных экземпляров (или «индивидуальное книгоиздание»). На нашем стенде мы фокусируемся на второй.

В индивидуальном книгоиздании, или печати книг по требованию, мы выделяем два направления: малотиражная печать и печать единичных экземпляров. На нашем стенде мы фокусируемся на второй.

КА: Как сделать так, чтобы авторы были уверены, что их не обманут и они получат причитающееся им вознаграждение?

В.К.: Правообладатель регистрирует книгу и объявляет сумму вознаграждения, которую он хочет получить за проданную книгу.

КА: Как к такой системе могут подключиться типографии, и какое оборудование для этого должно быть в них установлено?

В.К: Типография должна заявить, что она может печатать книги в единичном экземпляре и показать их образцы, указав стоимость печати и приняв условия уже существующих стандартов на подобную продукцию.

Представитель компании «Ксерокс» Дмитрий Славинский указывает на дополнительную, пятую секцию Xerox Color 1000 и рассказывает о находящемся в ней прозрачном тонере, который позволяет воспроизводить эффекты сплошного и выборочного лакирования, водяных знаков, придает оттискам более привлекательный и дорогой вид

Представитель компании «Ксерокс» Дмитрий Славинский указывает на дополнительную, пятую секцию Xerox Color 1000 и рассказывает о находящемся в ней прозрачном тонере, который позволяет воспроизводить эффекты сплошного и выборочного лакирования, водяных знаков, придает оттискам более привлекательный и дорогой вид

Генеральный директор ООО «НексПринт» Светлана Воробьева: «Первый в России

Генеральный директор ООО «НексПринт» Светлана Воробьева: «Первый в России Xerox Color 1000 установлен в нашей типографии, на новой площадке рядом со станцией метро «Воробьевы горы»

Ответ на вторую часть вопроса (об оборудовании) КомпьюАрт получил 5 октября на презентации, организованной по случаю установки новой машины ero Color 1000 в типографии «НексПринт». Эта типография специализируется на производстве эксклюзивных, подарочных книг, малотиражных изданий и печати книг по требованию. На цифровой рынок типография вышла с ЦПМ Heidelberg NePress 2100 — эта машина и сейчас в строю. Кроме нее в типографии установлены монохромные ЦПМ Ocе´ VarioPrint 2110 и ero Nuvera 100EA, а также цветная ero DC 8000 AP. Помимо этого в типографии есть цех традиционной офсетной печати и набор послепечатного оборудования для производства книг в обложке и переплете.

КомпьюАрт 11'2010

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства