
Графический редактор пакета iWork
Создание фигуры на основе графического примитива
Настройка параметров векторного рисунка
Ввод текста внутрь графического примитива
В этой статье будут рассмотрены некоторые возможности графического редактора, встроенного в iWork, популярный офисный пакет для Mac. Как известно, пакет iWork состоит из трех приложений: текстового процессора Pages, электронных таблиц Numbers и редактора презентаций Keynote. В каждом из них можно работать со встроенным векторным графическим редактором.
Инструменты редактора делятся на две группы: группу графических примитивов и инструмент Перо (Pen). К графическим примитивам относятся линии, прямоугольники, овалы, треугольники, стрелки, звезды, ромбы, выноски, многоугольники, а Перо (Pen) предназначено для произвольного рисования кривых.
Создание произвольной фигуры
Для создания произвольной фигуры необходимо выполнить следующие действия:
- Выбрать инструмент Перо (Pen) из выпадающего меню кнопки Фигуры (Shapes) на панели инструментов. Это самый последний инструмент в перечне.
- Указатель мыши примет вид
Пера . Для создания первой точки необходимо щелкнуть мышью в любом месте документа. - Если гденибудь щелкнуть мышью второй раз, то появится вторая точка, которая будет соединена отрезком с первой вершиной фигуры. Для того чтобы превратить прямую линию в криволинейный сегмент, следует щелкнуть по второй точке и оттащить указатель в сторону, удерживая кнопку мыши. При протаскивании мыши из точки выйдут две направляющие, которые влияют на изгиб кривой (рис. 1). Когда полученная кривая нас устроит, следует отпустить кнопку мыши.
- Для создания последующих точек необходимо повторить п. 3. Если вы не хотите угловые точки превращать в сглаженные узлы, то просто щелкайте мышью.
- Каждая новая вершина фигуры соединяется отрезком с предыдущей, а невидимой линией — с первой вершиной (рис. 2). Удалить текущий отрезок можно, нажав клавишу Delete. Каждое следующее нажатие клавиши Delete удалит предыдущие отрезки.
- Чтобы закончить рисование и закрыть фигуру (прочертить сплошную линию между первой и последней точками), следует произвести щелчок мышью по первой точке, когда указатель сменится на Перо с кружком (рис. 3а). Чтобы закончить рисование, оставив фигуру открытой (не соединяя первую и последнюю точки отрезком), достаточно нажать клавишу Escape или дважды щелкнуть по последней созданной точке (рис. 3б).
- Цвет линий, тип линий и цвет заливки нарисованной фигуры, установленные по умолчанию, в дальнейшем можно изменить в окне Инспектора или с помощью панели форматирования.
Рис. 1. Изменение изгиба кривой с помощью направляющих
Рис. 2. Только что созданная точка (белая) соединена с предыдущей вершиной отрезком, а с первой — невидимой линией. Фигура по умолчанию прозрачна
a
б
Рис. 3. Примеры закрытой (а) и открытой (б)фигуры
![]() |
![]() |
Редактирование фигуры
После того как кривая нарисована, ее можно редактировать: менять местоположение узлов, изгиб криволинейных сегментов, тип узла, удалять и добавлять узлы:
- для редактирования кривую следует выделить одинарным щелчком. Повторный щелчок выделит узлы кривой, они будут показаны красными точками (рис. 4а);
Примечание. В приложениях Pages и Numbers по умолчанию внутренняя область фигуры, нарисованной пером, не закрашена, фигура прозрачна. Поэтому для ее выделения необходимо произвести щелчок мышью не во внутренней области фигуры, а по ее контуру, когда указатель мыши примет вид стрелки .
- прежде чем приступить к работе над узлом, его необходимо выделить. Для этого следует навести на него указатель мыши (указатель сменится на стрелку ) и произвести щелчок мышью. Красная точка станет белой (признак выделения узла). Из точки выйдут две направляющие, с помощью которых можно изменить изгиб сегмента (рис. 4б);
- для смены типа узла необходимо произвести двойной щелчок по нему. Так, на рис. 4в сглаженный узел преобразован в угловую точку;
- чтобы удалить узел, необходимо выделить его и нажать клавишу Delete (рис. 4г);
- чтобы добавить узел, необходимо нажать клавишу Option и навести указатель на границу фигуры. Указатель примет вид пера со знаком «+» — . Щелчок мышью по границе добавит новую точку;
- если кривая открыта, то двойной щелчок по одной из двух точек открытого сегмента сменит указатель мыши на Перо , которым можно продолжить рисование фигуры, добавляя точки. Для завершения рисования следует щелкнуть на конечную точку сегмента, указатель при этом сменится на перо с кружком — ;
- для преобразования всех угловых точек фигуры в сглаженные узлы необходимо ее выделить, а затем выполнить команду Формат (Format) → Фигура (Shape) → Сглаженный путь (Smooth Path);
- для преобразования всех сглаженных узлов фигуры в угловые точки необходимо после выделения фигуры выполнить команду Формат (Format) → Фигура (Shape) → Путь с углами (Sharpen Path).
Рис. 4. Работа в режиме редактирования кривой
Рис. 5. Варианты редактирования кривой после ее создания
На рис. 5 приведены результаты работы над фигурой после ее создания, при этом кривая состоит из шести узлов:
- рис. 5а содержит исходную кривую;
- на рис. 5б два сглаженных узла фигуры преобразованы в угловые точки;
- на рис. 5в три узла кривой совмещены в один, тип узлов не изменен;
- на рис. 5г верхний узел преобразован из угловой точки в сглаженный;
- все узлы кривой на рис. 5д являются сглаженными.
![]() |
![]() |
Создание фигуры на основе графического примитива
Для построения произвольной фигуры можно взять за основу графический примитив, преобразовать его в кривую, а затем, работая над узлами, получить требуемый результат.
Разберем наглядный пример построения фигур, полученных из графического примитива:
- создать графический примитив, в примере использована восьмиконечная звезда (рис. 6а);
- выделить примитив, затем выполнить команду Формат (Format) → Фигура (Shape) → Разрешить изменения (Make Editable). Появятся красные точки в узлах кривой (рис. 6б);
- теперь, работая над каждым узлом, можно получить необходимый вам результат. На рис. 6в восемь угловых точек, расположенных ближе к центру фигуры, преобразованы в сглаженные узлы с помощью двойного щелчка, произведенного по ним (рис. 6в);
- в верхней части рис. 7 угловые точки в центре совмещены. Если совместить сглаженные узлы в центре фигуры, то получим результат, приведенный в нижней части рис. 7.
Внимание! При перемещении узловых точек появляются синие отрезки — это направляющие линии, которые помогают оценить взаимное расположение объектов. В данном примере их удобно использовать для определения центра фигуры.
Рис. 6. Преобразование графического примитива в кривую
Рис. 7. Варианты редактирования кривой
![]() |
![]() |
Настройка параметров векторного рисунка
Для настройки параметров векторного рисунка применяются панель форматирования и две вкладки окна Инспектора: Графика (Graphic) и Размеры (Metrics).
Кнопки на панели форматирования делятся на две группы: для форматирования текста, расположенного внутри графического объекта, и для работы с самим векторным рисунком (рис. 8). Исключение составляет приложение Pages, в котором панель меняется в зависимости от выделенного объекта.
Рис. 8. Часть панели форматирования приложения Numbers, используемая для настройки параметров векторного графического объекта
Панель форматирования используется для назначения какихлибо параметров выделенному объекту, а их настройка происходит на вкладке Графика (Graphic). Например, с помощью флажков Тень (Shadow) и Отражение (Reflection), установленных на панели форматирования, мы назначаем тень и отражение, а их дополнительную настройку производим в окне Инспектора (рис. 9).
Рис. 9. Окно Инспектора. Вкладка Графика
Такая же ситуация и с настройкой заливки. Панель форматирования позволяет перекрасить внутреннюю область объекта в сплошной цвет или сделать полностью прозрачной, а в окне Инспектора мы можем назначить для объекта (помимо сплошной) градиентную или текстурную заливку.
Перечислим варианты заливки, назначаемые в окне Инспектора на вкладке Графика (Graphic):
- Нет (None) — полностью прозрачный объект;
- Цветная заливка (Color Fill) — сплошное закрашивание;
- Градиентная заливка (Gradient Fill) — плавный переход от одного цвета к другому;
- Сложная градиентная заливка (Advanced Gradient Fill) — многоцветный градиент с возможностью изменения типа градиента (линейный или радиальный) —см. рис. 9;
Примечание. Чтобы добавить цвет градиента, просто щелкните мышью под цветовым полем, когда указатель примет вид такой стрелки .
- Заливка изображением (Image Fill) — закрашивание текстурой;
- Тоновая заливка изображением (Tinted Image Fill) — закрашивание тонированной текстурой.
На вкладке Размеры (Metrics) в окне Инспектора происходит настройка размеров, позиции при перемещении рисунка, угла поворота и зеркального отображения объекта (рис. 10).
Рис. 10. Окно Инспектора. Вкладка Размеры. Два параметра, обозначенные на рисунке, недоступны для векторного изображения
![]() |
![]() |
Ввод текста внутрь графического примитива
Все графические примитивы, помимо линий, могут включать текст. Текст также можно вводить внутрь группы и кривых, нарисованных пером. Для этого следует выполнить ряд простых действий:
- создать векторный объект или группу объектов;
- произвести двойной щелчок внутри объекта. Появится курсор ввода, отмечающий место вставки текста. Установить нужные параметры символа, ввести текст. Если текст не помещается в рамке, то появляется индикатор (рис. 11). В этом случае следует растянуть примитив, ухватившись за индикатор и потянув указатель вниз, или изменить размер рамки с помощью маркеров выделения;
Рис. 11. Индикатор, сигнализирующий о том, что введенный текст выходит за рамки графического объекта
Рис. 12. Результат выполнения команды Формат → Фигура → Перезагрузка текста и узлов объекта
Примечание. Если мы работаем в режиме ввода текста и нам необходимо изменить размер графического примитива, то комбинация клавиш Command+Return позволит автоматически выйти из этого режима и выделить векторный объект.
- если повернуть графический объект, то текст развернется вместе с примитивом. Но если необходимо расположить текст горизонтально относительно страницы, то следует выполнить команду Формат (Format) → Фигура (Shape) → Перезагрузка текста и узлов объекта (Reset Text and Object Handles); результат приведен на рис. 12;
- текст можно вводить внутрь примитива, входящего в состав группы, предварительно произведя двойной щелчок внутри примитива. При изменении размера группы все примитивы, входящие в ее состав, за исключением текста, тоже изменят свой размер.
![]() |
![]() |
Заключение
Как видите, работа с векторными объектами в редакторе среды iWork схожа с работой в пакете CorelDRAW. Поэтому если вы когданибудь работали в CorelDRAW или в любом другом векторном редакторе, то освоить графический редактор среды iWork для вас не составит труда.
![]() |
![]() |