КомпьюАрт

12 - 2010

Полиграфия, с Новым годом!

Итоги и прогнозы от первых типографий страны

Андрей Крылов krylov@compress.ru

ООО «Первый полиграфический комбинат»

КомпьюАрт: Можно ли говорить об улучшении ситуации на журнальном рынке по сравнению с 2009 годом? Возвращаются ли заказы из-за рубежа? Как влияет на тиражи постепенный уход журналов в интернет-пространство?

На вопросы КомпьюАрт отвечает генеральный директор ООО «Первый полиграфический комбинат»

На вопросы КомпьюАрт отвечает генеральный директор ООО «Первый полиграфический комбинат» Дмитрий Федорович Дементьев

Дмитрий Дементьев: Журнальный сектор наиболее остро отреагировал на кризис: в 2009 году производство журналов сократилось на 29,3%. Однако уже в начале 2010 года рынок стал постепенно восстанавливаться. Позитивные тенденции в первую очередь ощутили на себе типографии: загрузка оборудования по отрасли выросла на 13% (с 45% в 2009 году до 58% в 2010-м). По данным Росстата, за десять месяцев 2010 года (январь — октябрь) издательско-полиграфический сектор вырос на 7,8% по сравнению с предыдущим годом.

Если в 2009 году в основном сообщалось о закрытии и приостановке издательских проектов, то уже в этом году практически каждый месяц на российский рынок выводились новые журналы — федеральные и региональные, платные и бесплатные. Больше всего старт-апов — в сегментах женской, кулинарной и развлекательной периодики. Еще одним признаком восстановления рынка можно считать рост тиражей практически всех массовых изданий, увеличение полосности и улучшение полиграфических характеристик.

Пример продукции, выпускаемой на Первом полиграфическом комбинате

Пример продукции, выпускаемой на Первом полиграфическом комбинате

Особая тенденция этого года — эксперименты с новыми технологиями. Аудио- и видеореклама в печатных изданиях  уже стала реальностью. Несмотря на заметное увеличение себестоимости журнала, такие ходы оправдываются существенным ростом внимания аудитории и рекламодателей. 2010 год запомнится появлением в традиционной печати 3D-технологий. Причем это веяние подхватили и весьма консервативные газетные издания: в мае петербургская газета «Невское время» вышла с объемными фотографиями в формате 3D.

По предварительным итогам, в 2010 году выпуск журналов вырос на 10%. Поэтому говорить об уходе журналов в Интернет еще рано. Интернет-версии журналов создаются пока в качестве издательских экспериментов и дополнительных источников читательской аудитории. Несмотря на большие надежды, возлагаемые на интернет-пространство, издатели признаются, что дохода эта часть бизнеса пока не приносит.

КА: На что с точки зрения производственных процессов обращалось особое внимание в уходящем году?  

Д.Д.: В кризисный 2009 год особую актуальность приобрела проблема демпинга. По некоторым данным, цены на полиграфические услуги были снижены в среднем  по отрасли на 30%. 

Линия ВШРА Bravo Plus (Muller Martini)

Линия ВШРА Bravo Plus (Müller Martini)

Если в 2009 году поставщики расходных материалов и бумаги шли нам навстречу и не поднимали цены на свои поставки, то в этом году расценки на бумагу, краску, клей и другие материалы выросли в среднем на 10%. Поэтому для предоставления конкурентоспособных цен весь уходящий год мы работали над снижением затрат. Нам удалось существенно снизить нормы расходования материалов и повысить производительность труда. В то же время при снижении затрат основным условием  было сохранение высокого качества печати.  

КА: Какие значимые заказы были выполнены на вашем производстве в уходящем году?

Д.Д.: 2010 год был для Первого полиграфического комбината успешным и плодотворным.  Портфель заказов ППК увеличился в полтора раза.

С крупнейшими клиентами — ИД «Independent Media Sanoma Magazines», ИД «Эдипресс конлига», издательством «За рулем», ИД «Семь дней» —  сотрудничество не только сохраняется, но и расширяется за счет как роста тиражей, так и новых заказов.  В частности, издательство «Вокруг света» доверило нам выпуск нового журнала «Первое, второе, третье». Пакет заказов ИД «IMSM» пополнился еще одним журналом — Mamas&Papas. 

В 2010 году мы приобрели несколько значимых клиентов. ИД «Комсомольская правда» перевел на ППК сразу два издания: «Экспресс-газету» и «Советский спорт. Футбол». Журнал «Наука и жизнь» с этого года также в числе наших клиентов. Производством каталогов  мы открыли сотрудничество с издательством «Мир книги», для чего освоили новую для российского рынка 35-граммовую легкомелованную бумагу.

Особо хочется отметить заказ печатных материалов для Всероссийской переписи населения-2010. ППК выиграл тендер на предоставление полиграфических услуг в рамках подготовки к переписи, в результате чего были отпечатаны брошюры, переписные листы и обложки на переписные документы. Этот заказ выполнялся в разгар летней жары, когда возникали сбои в работе печатного оборудования и задержки в поставках бумаги. Тем не менее высокая организация производства позволила выполнить заказ в срок.

КА: Какое оборудование было приобретено?

Д.Д.: Наше предприятие постоянно развивает свои производственные возможности и совершенствует используемые технологии.  Парк печатного оборудования ППК загружен на 90%, что гораздо выше среднеотраслевой загрузки. В 2010 году мы поставили задачу обеспечить соответствие возможностей в области допечатной подготовки и послепечатной обработки печатным мощностям. В связи с этим препресс-оборудование было дополнено новым комплексом для вывода цветопроб, состоящим из программно-растрового процессора EFI Colorproof XF и струйного принтера Epson Stylus Pro 4880, а на брошюровочном участке была установлена новая линия ВШРА Bravo Plus (Müller Martini).

Количество заказов постоянно растет, поэтому мы продолжаем наращивать производственные мощности. Уже заключен договор с компанией Müller Martini на поставку еще двух высокоскоростных линий ВШРА, которые будут инсталлированы в начале 2011 года.

В этом же году завершились основные работы по  автоматизации предприятия АСУ HIFLEX, которая связала все отделы и подразделения типографии в единую систему и обеспечила оперативную и бесперебойную работу с заказами — от расчета стоимости до отгрузки готового тиража.

КА: Ваши пожелания заказчикам и коллегам-полиграфистам?

Д.Д.: В новом году всем нашим коллегам и партнерам желаю стабильности и процветания в бизнесе. Хочется пожелать, чтобы рост тиражей и восстановление рынка, которые наметились в 2010 году, продолжились и в наступающем.

ОАО «Полиграфический комплекс «Пушкинская площадь»

КомпьюАрт: Ваше предприятие выпускает в основном журналы. Если сравнить 2010 и 2009 годы, можно ли говорить об улучшении ситуации на этом рынке? Возвращаются ли заказы из-за рубежа?

На вопросы КомпьюАрт отвечает первый заместитель генерального директора ОАО «ПК «Пушкинская площадь», вице-президент Московского полиграфического союза Андрей Владленович Сулейков

На вопросы КомпьюАрт отвечает первый заместитель генерального директора ОАО «ПК «Пушкинская площадь», вице-президент Московского полиграфического союза Андрей Владленович Сулейков

Андрей Сулейков: Результаты работы нашей типографии, и их подтверждают данные Росстата, свидетельствуют о том, что ситуация в сегменте производства журнальной продукции в 2010 году начала выравниваться. По нашим предварительным оценкам, объем журнального производства в России в 2010 году в натуральном выражении вырос примерно на 13-15%, в типографии «Пушкинская площадь» — на 35%.

Огромную помощь российским полиграфистам оказало решение Таможенного союза о снижении пошлин на ввоз мелованной бумаги с 15 до 5%, которого в течение многих лет добивались Минсвязи РФ, Гильдия издателей периодической печати, Московский полиграфический союз, Союз бумажных оптовиков и другие отраслевые организации. Этот шаг обеспечил постепенный перевод печати изданий из-за рубежа на отечественную полиграфическую базу. Сегодня в ПКПП переведено порядка 20 крупных заказов из Украины, Польши, Прибалтики и других стран. В настоящий момент у нас печатаются еженедельник «7 Дней», журналы «Cosmo Психология», «Cosmo Beauty», «Собака.ru», «Bravo», «BBF», «ТНТ-реалити», «Я покупаю» и др. И это результат всего лишь нескольких месяцев. Уверен, что основной эффект от снижения пошлин мы увидим в следующем году.

Определенный импульс для роста производства также дало оживление на рекламном рынке. Особенно активно росли рекламные бюджеты в регионах: большинство клиентов ПКПП, работающих на региональных рынках, увеличили полосность и тиражи изданий, в ряде городов страны были запущены новые проекты, в том числе в так называемом luxury-сегменте. Заказчиками «Пушкинской площади» стали издательские дома Иркутска, Воронежа, Челябинска и др.

Печатная машина GOSS M-600 D в ПК «Пушкинская площадь»

Печатная машина GOSS M-600 D в ПК «Пушкинская площадь»

КА: На что в плане производственных процессов приходилось обращать особое внимание в уходящем году: качество печати, расходные материалы, персонал и т.д.?

А.С.: Во многом следуя трендам кризисного 2009 года, «Пушкинская площадь» в уходящем 2010-м продолжала реализовывать программу оптимизации производственных процессов. Данная программа охватывает все направления, включающие и мероприятия по повышению качества печати, в том числе за счет запуска нового высокотехнологичного оборудования и современнейших систем контроля качества, и ряд мероприятий, направленных на снижение техотходов, и др. Естественно, успех реализации данных процессов напрямую зависит от квалификации сотрудников производственных подразделений, поэтому в уходящем году особое внимание мы уделяли повышению квалификации персонала комплекса, в том числе приглашая к сотрудничеству наших партнеров, поставщиков, российских и зарубежных экспертов.

КА: Какие значимые заказы были выполнены на вашем производстве в уходящем году?

А.С.: Есть несколько направлений, в которых ПКПП был особенно активен. В сегменте еженедельников в 2010 году мы начали производство телегида «7 Дней», подписали контракт с издательским домом «Бауэр Медиа». Кроме того, нам удалось вернуть из-за рубежа издания мини-формата, выходящие под брендом «Cosmo».

Что касается сегмента рекламной периодики, то он, на наш взгляд, восстанавливался более активно, чем традиционные СМИ. И на этом рынке «Пушкинская площадь» явно лидирует. В 2010 году в ПКПП были размещены заказы практически всех крупнейших ритейлеров страны. Также мы успешно сотрудничали с ведущими компаниями, работающими в сегменте прямых продаж. Для примера: в 2010 году мы получили контракты на печать многомиллионных тиражей для Amway, L’Etoile, Fleur de Sante, «Почты России» и др.

Получить данные контракты мы смогли, с одной стороны, благодаря повышению конкурентоспособности российских типографий после снижения ввозных пошлин на «меловку», с другой — благодаря запуску новых высокотехнологичных машин непосредственно на ПКПП. Теперь мы имеем возможность применять при производстве различную высоту рубки (578, 590, 598, 620, 630 мм), оптимизируя таким образом техотход, снижаем производственные издержки, а следовательно, себестоимость продукции.

Символично, что в 2010 году полиграфический комплекс «Пушкинская площадь» был выбран немецким рекламным агентством для печати журнала шведского автоконцерна Volvo.

КА: Приобретали ли вы какое-либо оборудование или, возможно, осваивали новые технологии?

А.С.: В 2010 году мы запустили третью очередь оборудования. Наш парк увеличился до восьми рулонных и четырех листовых печатных машин. С запуском третьей очереди «Пушкинская площадь» стала одной из самых оснащенных производственных площадок в России. Реализовав этот инвестпроект, мы обеспечили клиентам возможность выбора максимально экономичных технологий печати формата от А1 до мини-формата.

Новая GOSS M-600 D, инсталлированная в рамках третьей очереди, является самой высокотехнологичной печатной машиной, установленной в России. Благодаря дуплексному построению и комбинированному фальцаппарату, оборудование выполняет работы с двух полотен и обеспечивает максимальное количество возможных форматов печатной продукции с различной полосностью (до 32 полос формата А4). Кроме того, предусмотрена возможность работы отдельно в два потока, что позволяет сократить время изготовления печатной продукции. Еще одна машина, GOSS SUNDAY-4000/48, способна изготавливать 48-полосные издания формата А4, проклеенные по корешку, и 24-полосные издания формата «таблоид», скрепленные на скобу. Современный фальцаппарат позволяет выпускать качественную готовую продукцию с очень высокой скоростью (до 90 тыс. отт./ч), обеспечивая при этом точное формирование скобы и более 50 видов фальцовки. Одно из новшеств машины — система дополнительного увлажнения и нанесения силикона GOSS CONTIWEB, предотвращающая появление любых неровностей и волн на продукции.

Помимо этого на нашем оборудовании установлена дополнительная опция высокоскоростной печати тетрадей формата А4 с тремя открытыми сторонами (PFF-модуль), которая оптимизирует процесс изготовления обложек, рекламной продукции и отдельных плотных вставок в журналы. Данная опция повышает скорость производства и снижает стоимость продукции за счет использования ролевой бумаги.

КА: Что бы вы пожелали заказчикам и коллегам-полиграфистам в новом году?

А.С.: В последние несколько лет происходит активная консолидация российских типографий и издателей. Результатом этого объединения явились судьбоносные решения, обеспечивающие развитие издательско-полиграфической отрасли. Например, обнуление таможенной пошлины и НДС на ввоз полиграфического оборудования, снижение с 15 до 5% пошлины на ввоз мелованной бумаги. И это существенно помогает нивелировать последствия финансового кризиса. Однако впереди еще много задач, ведь налогово-тарифная политика РФ по отношению к нашей отрасли пока еще не сбалансирована. Это касается работы по обнулению пошлины на ввоз мелованной бумаги и расходных материалов, поскольку готовая продукция ввозится с нулевой таможенной ставкой. Отдельных мер заслуживает коррекция применения НДС, который при производстве внутри страны составляет 18%, а при импорте — 10%.

В условиях подобных преференций для зарубежных полиграфистов мы должны понимать, что основные наши конкуренты находятся за пределами России, а издатели и типографии внутри страны — это наши коллеги и союзники. И только общими усилиями, в конструктивном диалоге с государством нам удастся обеспечить процветание российской издательско-полиграфической отрасли!

Типография ОАО «Промис» (Нижний Новгород)

КомпьюАрт: Ваше предприятие выпускает упаковку. Если сравнить 2010 и 2009 годы, можно ли говорить об улучшении ситуации в этом секторе рынка?

На вопросы КомпьюАрт отвечает начальник типографии ОАО «Промис» Алексей Дубровский

На вопросы КомпьюАрт отвечает начальник типографии ОАО «Промис» Алексей Дубровский

Алексей Дубровский: Наша основная специализация — производство картонной фармацевтической  упаковки, а в данном сегменте все зависит от спроса на лекарственные препараты. Российский фармацевтический рынок сегодня входит в десятку самых крупных мировых рынков, и, по мнению специалистов, за 2010 год он увеличился на четверть. Поэтому спрос на фармпачку стабилен и имеет тенденцию к росту. Из неприятных моментов этого года вспоминается неоднократное повышение цен на картон и бумагу.

КА: Какие значимые заказы были выполнены на вашем производстве в уходящем году?

А.Д.: Я считаю разделение на значимых и второстепенных заказчиков неправильным. Для нас все клиенты одинаково дороги, и могу ответственно заявить, что если заказ допущен в производство, то все требования любого заказчика всегда удовлетворяются в полном объеме.

В 2010 году наша компания продолжила сотрудничество с постоянными  клиентами (группой компаний Stada, компанией Procter&Gamble, «Валента Фарм», «Фармстандарт», «Гедеон Рихтер-РУС», «КРКА», «Акрихин» и др.) и приобрела значительное количество новых клиентов. Мы освоили выпуск фармупаковки нестандартной конструкции (пачка с перегородкой под ампулы), вывели на рынок новую картонную упаковку Box Slider для компакт-дисков и пластиковых карт. Кроме того, мы участвовали в проекте Евросети «Кукуруза» — печатали упаковку для предоплатной пластиковой карты. Было много интересных проектов, а это дает нам уверенность в том, что они будут реализовываться и  в будущем.

КА: На что с точки зрения производственных процессов обращалось особое внимание в уходящем году: качество печати, расходные материалы, персонал и т.д.? Приобретали ли вы какое-нибудь оборудование или, может быть, освоили новые технологии?

А.Д.: В феврале этого года наша компания первой из производителей вторичной картонной упаковки в Восточной Европе прошла сертификацию производственного процесса PSO на основе ISO 12647-2. Этому предшествовала довольно большая и серьезная работа, которая не завершилась после получения статуса сертифицированного предприятия. Весь текущий год мы занимались обучением персонала и намерены продолжить эту работу в дальнейшем.

Кстати, в данном вопросе  у нас уже появились последователи в лице белорусской полиграфической компании, которая также прошла сертификацию PSO. Пользуясь случаем, хочу поздравить наших коллег с этим событием.

В уходящем году наши специалисты прошли обучение работе с контрольно-измерительными приборами и программно-аппаратными комплексами в швейцарском офисе нашего партнера — компании X-Rite. Мы установили программное обеспечение Color Quality. В свою очередь, данное ПО позволило существенно повысить качество входного контроля триадных и смесевых красок, осуществляемого на нашем предприятии, а также внедрить в рабочий поток цифровой обмен данными о цвете на основе CxF-формата.  Сегодня фактически все этапы (получение заказа, допечатная подготовка, заказ и входной контроль красок, оперативный и выходной контроль качества печати) базируются на CxF.

Качество выпускаемой продукции является основной проблемой для любого производителя, и мы традиционно уделяем этому вопросу особое внимание. Качество конечного продукта во многом определяется качеством используемых при его создании расходных материалов. Мы существенно повысили требования к расходникам с тем, чтобы исключить попадание в производство материалов, не соответствующих требованиям стандартов, и не намерены снижать установленную планку лишь потому, что кто-то из поставщиков чувствует себя некомфортно на данной высоте. Это вынужденная мера, и продиктована она значительным повышением требований заказчиков к упаковке.

КА: Что бы вы пожелали заказчикам и коллегам-полиграфистам в новом году?

А.Д.: Хочу всем пожелать крепкого здоровья. Пусть новый год принесет множество приятных открытий и благоприятных перемен! Развития и честной конкуренции! Кроме того, хочу отдельно поблагодарить всех наших партнеров за помощь и поддержку. Спасибо за то, что вы были с нами в уходящем году! Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и в дальнейшем!

ООО «Выражайтесь печатно»

КомпьюАрт: Можно ли говорить об улучшении ситуации на рынке общей полиграфии по сравнению с 2009 годом?

На вопросы КомпьюАрт отвечает генеральный директор типографии «Выражайтесь печатно» Ольга Константиновна Балан

На вопросы КомпьюАрт отвечает генеральный директор типографии «Выражайтесь печатно» Ольга Константиновна Балан

Ольга Балан: На наш взгляд, 2010 год был не лучше 2009-го. До мая 2009 года кризис несильно сказывался на объеме работ, но уже в мае мы ощутили значительный спад по количеству заказов. Сейчас ситуация остается прежней — даже в сезон объем работ не оправдывает наших ожиданий. Выхода из кризиса мы пока не почувствовали.

КА: На что с точки зрения производственных процессов, приходилось обращать особое внимание в уходящем году: на качество печати, расходные материалы, персонал и т.д.?

О.Б.: Значительно повысился интерес заказчиков к качеству печати. Нами было отмечено увеличение числа заказов на контрактные цифровые цветопробы, в связи с чем мы уделяем этому направлению наибольшее внимание.

КА: Какие значимые заказы были выполнены на вашем производстве в уходящем году?

О.Б.: Для нас все заказы значимы, поэтому мы делаем всё для того, чтобы выполнить их качественно и в кратчайшие сроки.

КА: Приобретали ли вы какое-нибудь оборудование или, может быть, освоили новые технологии?

О.Б.: В ноябре 2009 года мы приобрели и инсталлировали новый комплекс контрактной цифровой цветопробы. Система цифровой цветопробы базируется на принтере Stylus Pro 7900, новейшей разработке Epson, и программно-растровом процессоре EFI Color Proof XF v4.0.

А уже в декабре 2009 года произошло знаменательное для нашего препресс-бюро событие: «Выражайтесь печатно» стала первой российской компанией, в рамках программы FograCert прошедшей процедуру сертификации процесса изготовления контрактных цифровых цветопроб.

Сертификат № 23581, выданный авторитетным исследовательским центром европейской полиграфической отрасли, официально и на международном уровне подтверждает, что наши цветопробы действительно соответствуют стандарту ISO 12647-7:2007 Off-press proofing process working directly from digital data.

Клиенты нашего препресс-бюро могут воспользоваться дополнительным сервисом — получением отчета, в котором гарантируется, что отклонения измеренных на конкретной цветопробе значений цвета от имитируемого процесса печати не превышают допусков, разрешаемых международным стандартом. Это может быть полезно рекламным агентствам, дизайн-студиям и типографиям при разрешении спорных вопросов по цветопередаче.

Мы только год оказываем услугу по изготовлению контрактных цифровых цветопроб, но уже можем сделать вывод, что она вызывает большой интерес у наших клиентов.

КА: Что бы вы пожелали заказчикам и коллегам-полиграфистам в новом году?

О.Б.: Хотим пожелать прироста заказов, достижения поставленных целей, уверенности в завтрашнем дне и неиссякаемого оптимизма, а также бодрости духа и прекрасного настроения! Счастливого Нового года!

Чеховский полиграфический комбинат

КомпьюАрт: Ваш комбинат выпускает в основном книжную продукцию. Если сравнивать 2010 и 2009 годы, можно ли говорить об улучшении ситуации на этом рынке? Возвращаются ли заказы из-за рубежа? Повлияло ли на офсетные тиражи появление электронных книг?

На вопросы КомпьюАрт отвечает директор по маркетингу и продажам Чеховского полиграфического комбината

На вопросы КомпьюАрт отвечает директор по маркетингу и продажам Чеховского полиграфического комбината Денис Петрович Кудрявцев

Денис Кудрявцев: Наш комбинат позиционируется как универсальный. Выпуск книг в мягком переплете — не единственное преимущество комбината. В 2009 году мы запустили производство средне- и многотиражных брошюр, журналов, каталогов  в цвете на 32-страничной журнальной ротации. Для книг кризисные годы еще ярче обозначили тенденцию рынка к сокращению тиражей. Появление электронных книг пока вряд ли сильно сказывается на тиражах — скорее кризисная ситуация 2009-2010 годов. 

А вот что касается журналов, то мы выбрали для себя политику печати изданий преимущественно рекламного характера, каталогов или еженедельных изданий. Поскольку мы не являемся прямыми конкурентами западных типографий, особого притока заказов из-за рубежа  у нас нет.

КА: На что с точки зрения производственных процессов приходилось обращать особое внимание в уходящем году: на автоматизацию производства, качество печати, расходные материалы, персонал и т.д.?  

Д.К.: Для себя мы однозначно решили не заниматься ценовым демпингом, как многие типографии, а завоевывать авторитет качеством и сервисом. В первую очередь это коснулось многоцветной печати. Провели ISO-стандартизацию, что позволило печатать тиражи с европейским качеством. 

КА: Какие значимые заказы были выполнены на вашем производстве в уходящем году?

Д.К.: Конечно, основные объемы крупного ритейлера «Метро Кэш энд Керри».

КА: Приобретено ли какое-нибудь оборудование или, может быть, освоены новые технологии?

Д.К.: Вся многоцветная печать переведена на ISO-стандарт.

КА: Что бы вы пожелали заказчикам и коллегам-полиграфистам в новом году?

Д.К.: Больше новых интересных и прибыльных проектов!

Компания «Нисса Центрум»

Дополнить информацию о состоянии отрасли в уходящем году, полученную от типографий, мы попросили одного из крупных поставщиков полиграфического оборудования и расходных материалов — компанию «Нисса Центрум»

КомпьюАрт: Дайте оценку итогам года, а также сегодняшнему состоянию и перспективам полиграфической отрасли.

На вопросы КомпьюАрт отвечает

На вопросы КомпьюАрт отвечает директор по стратегии и маркетингу компании «Нисса Центрум» Михаил Кувшинов

Михаил Кувшинов: Объективно год был достаточно тяжелым, но ушла главная составляющая кризиса — непредсказуемость будущего. Это позволяет строить бизнес с расчетом на возврат инвестиций. Уровень 2007­2008 года вряд ли достижим, но продажи идут во всех сегментах полиграфического оборудования. Особо хотелось бы отметить весьма успешные продажи печатных машин RYOBI. Печатная техника востребована — значит, полиграфия развивается. Перспективы связаны с оптимизацией, повышением эффективности полиграфического производства. Путей для этого много, и никто не знает точного рецепта успеха.

КА: В каких сегментах полиграфической отрасли стоит начинать бизнес сегодня и почему?

М.К.: Начинать новый бизнес  всегда трудно и опасно. Возможно, полиграфия сегодня не самый подходящий объект для инвестиций при отсутствии опыта. Смысл в этом может быть только в случае наличия клиентской базы или обладания уникальным маркетинговым преимуществом. Например, в областном городе может быть свободна ниша изготовления пластиковых карт для систем лояльности местных магазинов, ресторанов и пр., или турфирма предложит организовать изготовление фотокниг. В любом случае это должен быть бизнес с относительно небольшим стартовым капиталом. Скорее — на базе цифрового оборудования.

КА: Какие тенденции прослеживаются исходя из запросов и реальных инсталляций офсетного и цифрового оборудования?

М.К.: Неправильно говорить об успехе или неуспехе цифрового и офсетного оборудования вообще. Кризисный рынок расставил всё по местам. Маркетинговые ухищрения работают гораздо хуже в условиях, когда инвестиции делаются не на основе ощущений, а исходя из окупаемости. Позволю себе следующую аналогию. Породистый пушистый кот выглядит погожим днем гораздо привлекательнее дворового. Но если того и другого как следует промочит осенний дождь, то сразу становится видно, какие они под шерстью. Решения, имеющие хорошую окупаемость, — продаются. Одни модели — еще более успешно, чем до кризиса, а другие — гораздо хуже. Так, продажи техники цифровой  печати в целом упали, но продажи HP Indigo не просто выросли количественно. «Нисса Центрум» только что получила приз HP за наибольший рост числа отпечатков на HP Indigo, рассчитанный по методике HP. Год за годом рост составил огромную цифру в 80%. Такое возможно только в условиях, если использовать оборудование очень выгодно. Поэтому Indigo и покупают.

То же и в офсете. Некоторые бренды офсетных печатных машин успешно продаются. Я уже упоминал  RYOBI, можно отметить очевидный успех KBA. А некоторые бренды испытывают огромный провал продаж.  Так что секрет главного тренда — реальная эффективность, а не красивый маркетинг.

КА: Что ждет рынки печати книжной и журнальной продукции?

М.К.: Книжный рынок, с моей точки зрения, ждут глубокие потрясения, причем совсем скоро. Впервые становятся доступными технологии, позволяющие экономически эффективно печатать любые тиражи. Цифровая печать, работающая на обычной немелованной бумаге и прибыльная при тиражах от единиц до тысяч, становится реальностью. Это позволяет освоить тот самый «длинный хвост», то есть ту огромную часть спроса на книги, где нужны малые тиражи. Это узкоспециализированные издания, допечатки тиражей, региональные издания. Сам принцип производства и доставки книг может измениться, если станут ненужными печать тиражей в запас и их хранение.

Но имеет место и серьезное давление со стороны электронных носителей. Тут сужу по себе, как владелец и iPad и e­book. C моей точки зрения, планшет мало пригоден для серьезных объемов чтения. А электронную книжку я уже вторую купил и интенсивно ее использую. Сколь весомая часть книг уйдет в чисто цифровой формат — никто не знает. Я бы сказал, что для коммерческих изданий очень трудно, если вообще возможно, построить в отечестве работающую модель, поэтому у бумажных книг тут перспективы неплохие. А учебники и классические тексты, ставшие общенародным достоянием, во многом уйдут в электронный оборот.

Журналы — совсем другой рынок, с единичными сильными игроками. В ближайшие пару лет потрясений на нем я бы не ожидал. Основной темой останется сравнительная эффективность отечественной и зарубежной печати, определяемая внеэкономическими факторами.

КА: Что изменилось на рынке расходных материалов в текущем году, и что можно ожидать в 2011­м?

М.К.: Рынок расходных материалов — один из самых стабильных. Если типография работает — она их потребляет. В группе «Нисса» расходными материалами занимается компания НЦЛ, работающая в основном с пластинами «Кодак». Могу сказать, что 2010 год дал заметный прирост продаж.

Межрегиональная ассоциация полиграфистов

КомпьюАрт: Назовите значимые для вас мероприятия уходящего года.

На вопросы КомпьюАрт отвечает президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов

На вопросы КомпьюАрт отвечает президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Александрович Кузьмин

Борис Кузьмин: Подводя итоги деятельности ассоциации в 2010 году, упомяну о следующих мероприятиях:

  • практическая конференция «Состояние и проблемы книжной полиграфии в условиях кризиса» (апрель, Москва);
  • проведение круглого стола «Полиграфический комплекс страны и проблемы его технического регулирования». Сегодня по этой проблеме завершена разработка технического задания «Создание системы технического регулирования и стандартизации в отрасли» (март, Москва);
  • проведение торжественной церемонии, посвященной 500-летию со дня рождения русского первопечатника Ивана Федорова (сентябрь, Москва);
  • ежегодный научно-практический семинар «Федоровские чтения»  (сентябрь, Москва);
  • общеотраслевая конференция полиграфистов на тему: «Состояние полиграфического потенциала и реализация антикризисных мер» (октябрь, Уфа).

И, конечно же, МАП принимала участие во всех общеотраслевых событиях 2010 года.

КА: Каковы будут ваша характеристика уходящего года и новогодние пожелания полиграфистам?

Б.К.: Год — это очень маленький срок, чтобы восстановить все потери в издательско-полиграфическом комплексе, причиненные столь разрушительным кризисом. Недостаточно времени и для того, чтобы хотя бы приблизиться к показателям производства печатной продукции конца предкризисного, 2008 года. Однако полученные результаты 2010 года весьма обнадеживают. В экономических кругах они оцениваются как оживление, а для полиграфического производства это означает, что начиная с середины года темпы роста выпуска печатной продукции стабилизировались.

Очень быстро прошел период адаптации, в той или иной степени все полиграфические предприятия реализовали меры по оптимизации своих производств, сориентировали бизнес на усовершенствование партнерских отношений с клиентами. Важно, что в сфере полиграфии не остановился процесс модернизации производства, хотя он идет в весьма усеченном масштабе. Резко улучшились мобильность и гибкость производственных отношений с заказчиками.

В прошедшем году, как никогда ранее, на работу типографий оказывали влияние все процессы, происходящие в медиасреде. И дело не только в том, что это может повлечь за собой полную перестройку производства или его универсализацию, но и в общем настроении, психологическом состоянии, когда постоянно даются прогнозы о предстоящем конце «века Гутенберга». Не очень понятна концентрация внимания всей издательской общественности и мобилизация административного ресурса на решение только одной проблемы в интересах важной, но одной группы бизнеса, в то время как многие вопросы общеотраслевого значения остаются без должного внимания.

Важным этапом 2010 года стало начало новой волны разгосударствления редакционно-издательских организаций и полиграфических предприятий. Уход государства из этой сферы бизнеса является логическим продолжением намеченных реформ в развитии рыночных отношений. И это можно было бы приветствовать, если бы в сфере издательской и полиграфической деятельности все вопросы государственного регулирования были бы уже решены и окончательно были бы сформулированы «правила игры». Иными словами, если бы был определен статус отрасли, расставлены все точки в таможенно-тарифном и налоговом законодательстве, установлены виды печатной продукции общегосударственной значимости и объемы государственных заказов на эти виды, выданы преференции для отдельных направлений деятельности издательств и организаций распространения печатной продукции. В условиях соревнования печати и электронных средств распространения информации решение всех этих проблем является определяющим для сохранения конкурентоспособности отрасли. Все остальные задачи издательско-полиграфический бизнес сможет решить самостоятельно.

В преддверии  Нового года я хотел бы пожелать всем полиграфистам уверенности в том, что, несмотря на все «ридеры» и «айподы», печатное слово будет вечно. 

КомпьюАрт 12'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства