КомпьюАрт

1 - 2011

Из истории графического дизайна

Валерий Маресин, заведующий редакцией ЗАО ИПК «ИнтерКрим-пресс»
Андрей Крылов krylov@compress.ru

Графическая защита

Графические изображения вносятся в документ на стадии допечатной подготовки и содержат защитные признаки: гильоширные элементы, гравюры, скрытые изображения и др.

Защищенная полиграфическая продукция имеет отличия от продукции общей полиграфии и в графическом исполнении. Продукция общей полиграфии, как правило, содержит цветную графику, которая печатается триадными красками в четыре цвета, и градации цветов передаются с помощью растра. Для передачи всего многообразия цветов в общей полиграфии используют три краски (триаду): голубую, пурпурную и желтую (Cyan, Magenta, Yellow), к которым добавляют черную (Black), — CMYK.

В защищенной полиграфии растрирование применяется в исключительных случаях, например когда требуется точная передача логотипа или эмблемы заказчика, которые выполнены с градациями цветов. Вся графика в защищенной полиграфии штриховая (векторная). Если требуется воспроизвести полутоновые сюжеты, то они выполняются методами векторной графики, например методом сюжетного растрирования (рис. 1). Такой прием, конечно, сам по себе является элементом защиты. Особый случай — использование специальных видов растра, которые отличаются от полиграфических растров и тоже являются защитными элементами (рис. 2).

Рис. 1. Полиграфический (растровый) способ передачи цветных иллюстраций, известный более ста лет (слева), и та же иллюстрация, выполненная запатентованным в современной России методом сюжетного растрирования  (авторы А.Ю. Крылов и В.Н. Токарев). Форма и расположение линий или растровых точек подчеркивают сюжет изображения

Рис. 1. Полиграфический (растровый) способ передачи цветных иллюстраций, известный более ста лет (слева), и та же иллюстрация, выполненная запатентованным в современной России методом сюжетного растрирования (авторы А.Ю. Крылов и В.Н. Токарев). Форма и расположение линий или растровых точек подчеркивают сюжет изображения

Рис. 2. Специальный растр, в котором растровая точка имеет определенную форму и различима глазом

Рис. 2. Специальный растр, в котором растровая точка имеет определенную форму и различима глазом

Изначально вся полиграфия была как бы штриховой, и для передачи полутонов пришлось изобрести специальную технологию — растрирование. Это связано с тем, что процесс печати подобен цифровому сигналу: можно оперировать только двумя дискретными состояниями элементов печатной формы — печатающими элементами и пробельными элементами. Переходных и промежуточных состояний между ними нет (возможность получать градации цвета за счет изменения толщины красочного слоя при глубокой печати в принципе положения не меняет). Поэтому до изобретения растрирования1 иллюстрации готовились в технике гравюры (как правило, ксилографии) и средством передачи полутонов служили толщина и густота штрихов.

При современных методах подготовки оригинал­макетов обработка цветных изображений ведется в специализированных пакетах растровой графики (наиболее известным из них является Adobe Photoshop). Цветное изображение после такой обработки представляет собой матрицу из элементов, которые называются пикселами. Для каждого из них определена глубина всех базовых цветов (количественное выражение градаций данного цвета в палитре RGB или CMYK). Текст может представлять собой векторный объект: каждый символ — это замкнутая область, имеющая или не имеющая заливку определенным цветом. При выводе на печать используются стандартные операции цветоделения, при которых выводятся четыре соответствующие растрированные цветоделенные формы.

Для защищенной полиграфии оригинал­макеты готовятся в пакетах векторной графики общего назначения (CorelDRAW, Adobe Illustrator и некоторых других) и специализированных программных продуктах, предназначенных для создания защитных объектов или защитных эффектов.

Кроме замкнутых контуров (в полиграфии их называют плашками), к которым относятся и символы текста, объектами векторной графики являются линии. Именно линии обычно составляют основной объем средств графической защиты: гильоширные бордюры, розетки, фоновые сетки и т.п. (рис. 3 и 4). В компьютерных программах линии представляют в виде так называемых сплайнов (чаще всего в виде кривых Безье третьего порядка), для которых определяются такие атрибуты, как координаты начала и конца, кривизна, цвет, толщина, и некоторые другие.

Рис. 3. Примеры розеток. Слева имитация орловского эффекта способом офсетной печати

Рис. 3. Примеры розеток. Слева имитация орловского эффекта способом офсетной печати

Рис. 4. Примеры бордюров. Внизу в элементе «бордюр» сочетаются негативные и позитивные линии

Рис. 4. Примеры бордюров. Внизу в элементе «бордюр» сочетаются негативные и позитивные линии

Для векторных объектов защищенной полиграфии используются так называемые заказные цвета, выбор которых диктуется теми защитными свойствами, которые необходимо придать данному виду защищенной продукции (определенная цветовая гамма фона, препятствование копированию, цветоделению и т.п.). На практике для их выбора часто применяют шкалу Pantone. При печати используют не триадные, а так называемые смесевые краски, цвет которых подбирается в соответствии с утвержденным оригинал­макетом (в данном случае рассматривается общий случай, без применения спецкрасок).

Такой выбор графических объектов (и их параметров) для продукции защищенной полиграфии в значительной мере определяет то, что их невозможно в точности воспроизвести средствами не только современной цифровой печати, но и общей полиграфии.

Пример графического оформления современной ценной бумаги с применением различных графических защит приведен на рис. 5.

Рис. 5. Бланк ценной бумаги «Простой вексель» (выпущен Московской печатной фабрикой «Гознака» — филиалом ФГУП «Гознак»). Высокую степень защищенности обеспечивают: бордюр, выполненный металлографским способом печати, и «ныряющая нить» в бумаге

Рис. 5. Бланк ценной бумаги «Простой вексель» (выпущен Московской печатной фабрикой «Гознака» — филиалом ФГУП «Гознак»). Высокую степень защищенности обеспечивают: бордюр, выполненный металлографским способом печати, и «ныряющая нить» в бумаге

Виды графической защиты

Гильош

Гильош можно определить как особый вид штриховой (векторной) графики, которая представляет собой сложную композицию, состоящую из переплетения линий.

В нормативных документах Минфина России под гильоширными рисунками понимают комбинацию тонких и взаимопереплетающихся линий, имеющих сложную геометрию и характерный шаг 1­2 мм (см. «Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции»).

Искусство гильоша изначально возникло как техника ручного гравирования сначала на мягких материалах (слоновая кость, дерево), а затем на металле (рис. 6). Несмотря на то что при этом используются специальные гильошировальные машины, которые приводят в движение (вращательное или поступательное) обрабатываемый предмет, в основе своей это ручное гравирование, так как резец направляется рукой мастера. В результате на металлической поверхности возникает сложный (как правило, симметричный) узор из тончайших линий, который переливается при малейшем повороте изделия.

Рис. 6. Циферблат с гильошем на швейцарских часах фирмы

Рис. 6. Циферблат с гильошем на швейцарских часах фирмы Vacheron Constantin

Своего расцвета искусство гильоша достигло в часовом деле. Легендарный часовщик Абраам­Луи Бреге (Breguet) два столетия назад ввел моду на гильоширование часов, и с тех пор многие часовые компании создавали для своих часов изысканные гильошированные циферблаты. Популярности гильоша в немалой степени способствовал и Карл Фаберже: в его знаменитых императорских пасхальных яйцах и некоторых других изделиях использовалась эта техника, объединенная с прозрачной эмалью.

В XX веке автоматические копировально­гравировочные станки и пантографы начали вытеснять ручные гильошировальные машины, а создание кварцевых и электронных часов полностью изменило ассортимент часового рынка. Большинство современных циферблатов (до 99%), украшенных причудливыми «гильошированными» узорами, изготовлены с помощью простой штамповки. Среди современных именитых часовых фирм только Patek Philippe имеет собственного штатного гильошира. Сейчас в мире остались считаные мастера, в полной мере владеющие этой техникой, и, может быть, чуть больше знатоков, которые в состоянии отличить ручной гильош от машинной копии.

Кроме часов, гильоширование применяют в ювелирном деле, а также для украшения перьев авторучек, их корпусов, портсигаров, зажигалок и других подходящих по размеру товаров, превращая их в предметы роскоши.

Полиграфия восприняла технику гравирования металлических поверхностей для создания сложных орнаментальных композиций из тонких пересекающихся линий. Но сами композиции полиграфических гильошей отличаются от традиционных гравированных, так как они предназначены не для украшения металла с переливами следов резца. У полиграфиста другая задача — создать графическую композицию, которую трудно воспроизвести (рис. 7). Гильоширные композиции, созданные на металле, затем копировались гальваническим или иным способом и переносились на печатные формы.

Рис. 7. Пример нескольких гильоширных элементов на одном квадратном сантиметре — защищенная марка на алкогольную продукцию

Рис. 7. Пример нескольких гильоширных элементов на одном квадратном сантиметре — защищенная марка на алкогольную продукцию для Саратовской области (фирма «ЭПО»)

В России гильоширные элементы (бордюры и розетки) в качестве элементов защиты впервые были применены на банкнотах в 1840 году.

Как и в часовом деле, гильошировальные машины для защищенной полиграфии — это уже история. Создание современных графических средств защиты, в первую очередь гильошированных элементов, — это удел компьютерных программ, которые часто используют совсем другие алгоритмы создания гильошей, чем при ручном гравировании (см. «Программное обеспечения для создания графических защит»).

Термин «гильош» происходит от французского guillochis, который, в свою очередь, по мнению некоторых англоязычных и немецких источников, своим происхождением обязан французу Гийо (Guillot), изобретателю гильошировальной машины. Однако во французских энциклопедических словарях можно найти только двух Guillot: персонажа басни Лафонтена и название современного мультфильма. Сомнительно, чтобы французы скрывали факт изобретения такой машины своим соотечественником, поэтому более правдоподобной представляется французская версия, согласно которой слово guillochis происходит от итальянского ghiocciare, что в прямом переводе означает «капать, падать каплями». Некоторые традиционные гравированные сюжеты гильошей действительно создают такой образ, но в данном случае это должно было означать «украшать пересекающимися линиями». Впрочем, и эта версия подвергается сомнению.

Ответ на вопрос о том, продолжает ли гильош играть свою защитную роль при наличии современной цифровой техники для копирования и печати, неоднозначен. Конечно, наивно думать, что сканер с соответствующим разрешением «не заметит» какие­то графические детали в сложной гильоширной композиции. Так, впрочем, было наивно думать и в эпоху аналоговой фотографии. До изобретения фотографии гильош действительно выступал как весьма мощное защитное средство, преодолеть которое мог только человек по меньшей мере с художественными наклонностями, поскольку ему предстояло вручную перерисовать сложную графическую композицию.

Сегодня сканер «увидит» всё даже в очень сложной гильоширной композиции, а дальше вопрос лишь в том, какого качества подделку нужно получить. Можно просто распечатать отсканированное изображение на принтере. Это будет один уровень подделки, и в таком случае сложность гильоширной композиции не играет никакой роли. Если речь идет о подготовке суперподделки с последующим использованием полиграфических методов, то это изображение придется обрабатывать в соответствующих пакетах векторной графики, делить по цветам, то есть практически заново восстанавливать гильоширную композицию по отсканированному оригиналу. В таком случае гильош выступает как средство защиты, поскольку чем больше гильоширных сюжетов в оригинале, чем они более сложные и изощренные, тем больше шансов, что «чисто» воспроизвести оригинал окажется слишком трудоемко, что подделыватель пойдет по пути имитации, а не точного воспроизведения, что, в свою очередь, неизбежно снизит уровень подделки.

Гравюра

Гравюра (фр. gravure от graver — вырезать) — один из видов графического изобразительного искусства. Различают два основных вида гравюры: выпуклую и углубленную.

В выпуклой гравюре все свободные от рисунка участки доски (необязательно деревянной) с помощью соответствующих инструментов углубляются на 2­5 мм. Рисунок, таким образом, возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Разновидностями выпуклой гравюры являются гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также широко применявшаяся до конца XVIII века рельефная гравюра на металле, когда на пластинах из меди, латуни, олова или свинца штихелем выбирался фон. Такая техника на Руси называлась обронным гравированием, в настоящее время она сохранилась в ювелирном деле.

С возникновением книгопечатания гравюра, в особенности ксилография, получила широкое распространение для изготовления печатных форм — как текстовых, так и иллюстративных, тем самым способствуя совершенствованию техники гравирования.

В XVI веке книжная ксилография появилась в Восточной Европе (Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине) в связи с издательской деятельностью Франциска Скорины, Ивана Федорова, Петра Мстиславца и других издателей и типографов (рис. 8).

Рис. 8. Титул книги «Апостол», изданной в Москве в 1564 году диаконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем

Рис. 8. Титул книги «Апостол», изданной в Москве в 1564 году диаконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем

В углубленной гравюре рисунок механически (с помощью резца или штихеля) или химически (травлением кислотой) углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка, железа  или стали).

Существует несколько разновидностей техник исполнения углубленной гравюры:

  • резцовая гравюра — прорезание штихелем линий в поверхности металла. Она имеет четкую, чисто линейную структуру, причем направлением линий и их меняющейся толщиной передается пластика изображаемого предмета (рис. 9);
  • офорт — процарапывание рисунка гравировальной иглой в покрывающем доску кислотоупорном лаке с последующим травлением доски) —  рис. 10;
  • гравирование сухой иглой — процарапывание рисунка иглой прямо на доске. Как правило, привлекает живописцев, скульпторов, архитекторов;
  • акватинта — протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка дает богатство тональных оттенков;
  • меццо­тинто — выглаживание гладилкой светлых мест изображения на доске, которой с помощью гранильника (качалки) придана сплошная шероховатость, также привлекает живописцев.

Рис. 9. Гравюрный портрет А.С. Пушкина в альманахе «Северные цветы» (1828 г.), выполненный Н.И. Уткиным с оригинала О.А. Кипренского (слева), и современная версия с оригинала портрета А.В. Тропинина. Оригинальный рисунок в стиле резцовой гравюры сделан художником С.К. Подъяблонским в 1999 году

Рис. 9. Гравюрный портрет А.С. Пушкина в альманахе «Северные цветы» (1828 г.), выполненный Н.И. Уткиным с оригинала О.А. Кипренского (слева), и современная версия с оригинала портрета А.В. Тропинина. Оригинальный рисунок в стиле резцовой гравюры сделан художником С.К. Подъяблонским в 1999 году

Рис. 10. Фрагмент печати офорта Рембрандта (слева) из факсимильного альбома

Рис. 10. Фрагмент печати офорта Рембрандта (слева) из факсимильного альбома «Рембрандт. Евангельские сюжеты» — произведение фирмы «ЭПО», имеющей лицензию на выпуск защищенной полиграфической продукции

В защищенной полиграфии используется практически только резцовая гравюра.

Резцовая гравюра (классическая, чистая, интальо) — старейший, наиболее трудоемкий вид углубленной гравюры, выполняемой стальными резцами по металлу (штихелями), преимущественно по меди. Для резцовой гравюры характерна строгая ритмичность линий, изгибы которых точно соответствуют форме изображаемого предмета, а их частота и насыщенность передают полутоновые градации. Лучшим образцам резцовой гравюры свойственны ясность и пластичность формы, богатство и гибкость светотеневых переходов, что достигается чрезвычайно кропотливой работой.

Защитные свойства гравюры на банкнотах обусловлены в первую очередь тем, что их исполнение (в особенности портреты) доверяют художникам и граверам высочайшего класса, повторить их в точности не в состоянии даже опытный профессиональный гравер, а изготовление копии, например фотомеханическим способом, неизбежно приводит к бледности и монотонности рисунка. Защитные свойства гравюры многократно усиливаются, если она выполняется металлографской печатью, приобретая рельефность и бархатистость.

На знаменитых по своим художественным и технологическим достоинствам российских кредитных билетах 100­ и 500­рублевого номинала выпуска 1910 года («катюша» и «петруша», как их называли в Экспедиции заготовления государственных бумаг) гравюры Екатерины II и Петра I соответственно были важным элементом защиты (рис. 11). По признанию И. Орлова, изобретателя способа печати, названного его именем, гравированный портрет Екатерины «всё время является камнем преткновения для подделывателей». Оба эти портрета вместе с прописью были выполнены в технике интальо (ит. intaglio — другое название углубленной гравюры), напечатаны черной краской металлографским способом с таким рельефным штрихом, который невозможно воспроизвести ни при каком другом способе печати.

Рис. 11. 100-рублевая банкнота с портретом Екатерины II

Рис. 11. 100-рублевая банкнота с портретом Екатерины II

Рис. 12. Поскольку в России пока не принято изображать на банкнотах исторических персонажей, приведем для примера гравюрный портрет государственного деятеля на банкноте Доминиканской Республики

Рис. 12. Поскольку в России пока не принято изображать на банкнотах исторических персонажей, приведем для примера гравюрный портрет государственного деятеля на банкноте Доминиканской Республики

Для лицевой стороны 500­рублевого кредитного билета за основу была взята композиция художника Р. Ресслера; в овальную рамку вставлен портрет императора Петра Великого работы Ф. Томашевского. Дизайн банкноты выполнил художник ЭЗГБ Р. Заррин. Принято считать, что молодая женщина, держащая в правой руке скипетр, а в левой — лавровую ветвь, — это аллегорическое изображение России. Изысканные и очень сложные гравюры сделали эти банкноты непревзойденными шедеврами мировой бонистики.

Считается, что защитный эффект гравированных портретов связан еще и с тем, что неточность в изображении (при подделке) хорошо знакомого образа заметна сильнее, чем при искажениях орнаментальных или абстрактных изображений.

На рис. 12 показан пример гравюры (портрета) на банкноте. При исследовании гравюр, отпечатанных на купюрах, специалисты в первую очередь обращают внимание на самые глубокие тени: в настоящей резцовой гравюре не бывает плашек, даже самые глубокие тени воспроизводятся штриховкой, которая может быть в этих местах очень плотной. На гравированных портретах очень характерны глаза. Кроме того что они всегда чрезвычайно тщательно проработаны, изображение радужной оболочки и зрачка выполнено штрихами, которые представляют собой практически идеальные концентрические окружности или овалы (пример банкнот США). Считается, что именно это в значительной степени придает взгляду характерную для гравированных портретов ясность. При попытках воспроизвести такие металлографские гравюры каким­либо иным способом (например, офсетом) самые тонкие штрихи (а с ними и тонкие детали рисунка) пропадают, тонкие штрихи утолщаются и местами сливаются друг с другом, толстые штрихи сливаются, образуя плашки. Специалисты говорят, что при этом на портретах, кроме общей монотонности изображения, взгляд становится тусклым.

Изготовление настоящей резцовой гравюры может позволить себе далеко не каждый производитель защищенной продукции. Более легким является вариант, когда художник рисует сюжет в стиле резцовой гравюры или ксилографии, который затем сканируется и с помощью специальных программ, так называемых трассировщиков, переводится в векторную форму. Это связано с тем, что получить гладкие четкие линии рисунка (как на резцовой гравюре) при сканировании с бумажного рисованного оригинала даже с высоким разрешением не удается (при сканировании на выходе получается растрированное изображение). Чем выше разрешение сканера, тем заметнее неровности контуров рисованной гравюры. Наиболее известной программой трассировки является Streamline фирмы Adobe. Хороший трассировщик включен также в последние версии CorelDRAW — X3 и X4.

Из специальных программ, предназначенных для профессиональной векторизации растровых изображений, следует отметить Neuro Tracer фирмы Brand Security Systems GmbH. Особенностью этой программы является возможность ее обучения для получения желаемого результата. С этой целью используется технология нейронных самообучающихся сетей. По мнению разработчиков, данная программа представляет собой трассировщик нового поколения.

Однако даже при самой тщательной настройке параметров трассировки любой из этих программ получить удовлетворительный (для защищенного продукта) результат не удается, неизбежно требуется ручная доводка в пакетах векторной графики. Тем не менее это всё же не так трудоемко, как создание подлинной резцовой гравюры. Правда, по защитным свойствам такая гравюра не сравнима с настоящей резцовой.

Другой путь предлагают разработчики многих программных продуктов, предназначенных для создания защищенной полиграфической продукции. Они включают специальные модули, позволяющие разными способами (иногда по полутоновому оригиналу) создавать изображения, которые должны быть похожими на резцовую гравюру. Одна из таких программ — Strokes Maker (рис. 13 и 14).

Рис. 13. Программное изображение радужной оболочки и зрачка выполнено штрихами в программе Strokes Maker

Рис. 13. Программное изображение радужной оболочки и зрачка выполнено штрихами в программе Strokes Maker

Рис. 14. Гравюрные портреты

Рис. 14. Гравюрные портреты президента России Дмитрия Медведева, премьер-министра России Владимира Путина и президента США Барака Обамы, выполненные штрихами в программе Strokes Maker

Рис. 15. Один из способов создания скрытого изображения (слева) и способ создания скрытого изображения с помощью специального растра, выявляемого с помощью визуализатора (разработка И.В. Маресина )

Рис. 15. Один из способов создания скрытого изображения (слева) и способ создания скрытого изображения с помощью специального растра, выявляемого с помощью визуализатора (разработка И.В. Маресина )

Рассматривать всерьез многочисленные графические программы общего пользования для включения результатов их работы в защищенные продукты вряд ли стоит.

Несмотря на то что современные средства копирования и цифровой печати по некоторым параметрам еще не достигли уровня полиграфического качества, тем не менее они существенно снизили защитные свойства чисто графических средств защиты, к которым традиционно относятся в первую очередь гильош и гравюра. Несомненно также и то, что на дизайн банкнот и ценных бумаг оказывают влияние интенсивно развивающиеся компьютерные технологии. Впервые эти еще не совершенные тогда технологии применила в начале 1970­х годов голландская фирма Enshedé в дизайне новой серии ныне уже вышедших из употребления голландских гульденов.

В настоящее время гильош и гравюра уже не всегда являются обязательным атрибутом защищенной полиграфической продукции (хотя в РФ использование гильоша в защищенных документах обязательно (см. «Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции») и рассматриваются иногда скорее как дань художественным традициям, а не как элемент защиты. Производители банкнот некоторых стран полностью отказались от применения гильоширных композиций в их графическом оформлении. Ярким примером тому может служить швейцарский франк, который при этом многими экспертами считается одной из самых защищенных валют в мире. Дизайн швейцарского франка как бы нарочито отходит от традиционного оформления денежной купюры: все банкноты имеют вертикальную ориентацию, нет ни гильоша, ни гравюр. Вместо них — результат компьютерной обработки полутоновых портретов, несколько напоминающий растр. Каждое «растровое зерно» такого изображения представляет собой графический объект, сложность которого меняется в зависимости от локальной оптической плотности полутонового оригинала.

Трудно судить о том, сложнее ли при точной подделке такая графика, чем гильош. Но в любом случае не эта новая графика делает швейцарский франк самой защищенной валютой. Производители данных банкнот включили основные защитные элементы в технологический цикл их изготовления. Специалисты считают отсутствие высококлассных подделок франка заслугой технологических, а не графических элементов защиты. При этом, конечно, следует учитывать, что привлекательность швейцарского франка в качестве объекта для подделки, несомненно, ниже, чем, например, доллара, рубля или евро2.

Скрытое изображение

Существует много способов получения скрытых изображений, которые создаются как графическими, так и технологическими способами. Например, изображения, напечатанные красками, которые идентифицируются только в УФ­ или ИК­диапазонах спектра, несомненно, являются скрытыми.

Одним из наиболее распространенных видов скрытого изображения другого рода, применяемого для многих видов банкнот, является технология, использующая комбинацию металлографского и офсетного способов печати. Впервые эта технология была разработана немецкой компанией Giesike & Devrient в 1990­х годах и под маркой PEAK применялась в качестве защитного элемента немецких марок. Позднее подобные технологии были созданы другими производителями банкнот: OeBS (Австрия) была разработана технология Multicolor Latent Image, De La Rue (Великобритания) — LIFT,  «Гознак» (Россия) — кипп­эффект (kipp­effect).

Далее мы рассмотрим скрытые изображения, которые создаются графическими методами.

Скрытые изображения, выявляемые визуализатором

Специальными видами скрытых изображений, созданных графическими методами, являются те, которые выявляются с помощью специального средства, так называемого контрольного шаблона (визуализатора). Визуализатор, как правило, представляет собой тестовое изображение, нанесенное на прозрачный носитель (пленку).

Существует много способов для создания таких скрытых изображений. Например, один из них состоит в том, что выделенная часть нейтрального фона сдвигается относительно него на некоторую небольшую величину и при наложении контрольного шаблона на прозрачном носителе на отпечатанный оттиск и их точном совмещении становятся видимыми элементы (линии, точки) сдвинутого ранее скрытого изображения (рис. 15).

Другой способ создания скрытых графических изображений основан на использовании специального растра. Полученное по специальному алгоритму изображение представляет собой практически однотонную плашку, но при наложении контрольного шаблона выявляется скрытое изображение то в позитивном, то в негативном виде.

Микротекст

Микротекст — это строки текста в позитивном или негативном виде с высотой букв до 200 мкм3, которые воспринимаются невооруженным глазом как тонкая непрерывная линия.

Микротекст, как правило, набирается без пробелов между словами, чтобы линия выглядела непрерывной. Для реализации микротекста выбирается подходящая гарнитура шрифта, чтобы символы столь малого размера воспроизводились полиграфическими методами четко, без залипания краски между близко расположенными штрихами. Иногда производители разрабатывают для этого собственные гарнитуры шрифтов, соответствующие особенностям печати конкретного полиграфического предприятия. Кроме того, уникальная гарнитура шрифта сама по себе является защитным признаком.

Микротекст часто встраивается в сюжет защищенного документа в соответствии с его дизайном. Он может находиться в виде тонких линий в портретах, номиналах, служить фоном, образовывать узоры и т.п. (рис. 16). На долларовых купюрах, например, микротекст является графической деталью воротника камзола Бенджамина Франклина и воротника рубашки президента Гранта.

Рис. 16. Пример негативного микротекста (белые буквы на темном фоне) на фоновой сетке

Рис. 16. Пример негативного микротекста (белые буквы на темном фоне) на фоновой сетке

Наилучшим способом печати для качественного воспроизведения микротекста является металлографская печать с ее уникальной способностью воспроизводить мелкие детали. Изначально микротекст получали лишь металлографским способом, и только с совершенствованием офсетной печати ее стали применять для печати микротекста4.

Специалисты компании Xerox создали шрифт для своих печатающих устройств, размер которого составляет 250 мкм. Шрифт под названием MicroText Specialty Imaging Font разработан для использования в официальных документах, таких как свидетельства о рождении, паспорта, чеки и т.д. Создатели этой технологии позиционируют ее как средство защиты от подделки документов. Основная ценность такой разработки не в размерах шрифта (его размер немного больше максимально допустимого позитивного микротекста — 200 мкм, принятого техническими условиями изготовления защищенной продукции в России), а в том, что для скрытой персонализации защищенных документов с такой технологией можно использовать лазерный принтер.

Новый шрифт входит в комплект Xerox FreeFlow Variable Information Suite 5.0 — программное обеспечение, которое компания Xerox распространяет среди организаций, занимающихся изготовлением персонализированных документов.


Метод растрирования был изобретен Георгом Майзенбахом в 1881 году.

2 По состоянию на 2006 год в обороте находилось 283 млн банкнот швейцарских франков.

Такой размер регламентируется нормативными документами для защищенной полиграфической продукции в России.

В конце 1970-х годов прошлого века криминалисты впервые столкнулись с воспроизведением микротекста на поддельных 25-рублевых банкнотах, изготовленных В. Барановым. Это изменило мнение специалистов «Гознака» о невозможности воспроизведения столь мелких элементов полиграфического изображения без специального оборудования и технологии.

КомпьюАрт 1'2011

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства