О подготовке рекламных кадров
Обычно объявление о поиске сотрудника на вакантное место дизайнера выглядит примерно так:
«Обязанности:
- оформление корпоративных изданий;
- создание рекламных модулей;
- создание информационных листовок.
Требования:
- владение CorelDRAW, Adobe Pthotoshop, Adobe InDesign;
- желателен опыт работы от полугода, работа с печатными изданиями (полный цикл), офисной полиграфией;
- сопровождение заказа до выхода в печать;
- знание технологии производства и размещения рекламы (полиграфия, СМИ, наружная реклама), навыки ведения переговоров с контрагентами.
Уровень зарплаты: от 45 до 60 тыс. руб.
Регион: Москва».
Иногда требуют опыт работы от одного до трех лет. Хотя в этой профессии, как и в актерской, работодателю лучше не годы работы считать, а посмотреть портфолио или поручить выполнить тестовое задание, и уже по тому, как соискатель держит в руках мышь, можно будет судить о том, получит он вышеуказанную зарплату или нет.
Творческих людей, владеющих программами верстки, сегодня на рынке труда немало, но у многих имеется один недостаток, с которым сталкиваются в издательствах и типографиях, — нет знаний основ полиграфического производства. На мониторе всё выглядит красиво, но «фильм ужасов» начинается, когда работа сдается в производство. Перечень ошибок известен:
- многие файлы изображений при верстке не переведены в CMYK;
- не учтена обрезка изделия;
- неправильная раскладка на листе;
- все материалы сверстаны в Photochop, что можно назвать распространенной «детской болезнью» начинающих дизайнеров, и т.д.
Естественно, всё приходит с опытом, но большое значение имеет начальное образование работника. Просматривая вакансии, редко увидишь требование, чтобы специалист был выпускником МГУП или другого учебного заведения рангом пониже. Видимо, это связано с тем, что рекламной полиграфией теперь руководят люди, имеющие совершенно другие специальности, которые просто не подозревают о существовании профильного вуза.
От теории к практике
Сейчас во многих колледжах и вузах существуют факультеты для получения образования в области рекламы. Обычно на этих кафедрах нет бюджетных мест, а стоимость обучения составляет приблизительно 3050 тыс. руб. за семестр. Родители со средним достатком охотно отправляют своих детей получать профессию рекламиста. Она включает как творческую (умение рисовать, сочинять или даже просто общаться), так и техническую (владение компьютером с уклоном на графические программы) составляющие.
Расхожее родительское предостережение: «Будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ» — больше не актуально. Современные профессиональные учебные заведения как раз являются первой ступенькой карьерной лестницы, в нашем случае — по специальности «Рекламная деятельность».
Московский государственный техникум технологии, экономики и права им. Л.Б. Красина (вверху) и один из компьютерных классов под сводами бывшей церкви
Занятие в техникуме технологии, экономики и права им. Л.Б. Красина, что на Большой Грузинской в Москве, как обычно, длится два академических часа. Таким образом, в день может быть от четырех до шести пар. В это время студенты трех курсов изучают рекламную деятельность, компьютерную графику и проектирование рекламного продукта. Также студентырекламщики могут изучать и другие творческие дисциплины: живопись, искусство фотографии, анимации и видеосъемки.
Из истории профессионального обучения. В 30-е годы прошлого века в СССР, как и сейчас, ощущалась нехватка специалистов в разных отраслях промышленности. Поэтому особым указом было постановлено организовывать профтехучилища.
Через 70 лет, в октябре 2010 года, в Кремлевском Дворце съездов прошел торжественный вечер, посвященный этому событию. Полный зал преподавателей и их воспитанников на платной и бесплатной основе внимал тогда только что назначенному столичному мэру Сергею Собянину. «Потребность в выпускниках профтехучилищ сегодня выше, чем в выпускниках вузов. Предприятия должны откомандировывать своих специалистов на преподавательскую работу», — призвал мэр. Первое выступление Сергея Собянина в качестве столичного мэра на мероприятии, посвященном 70-летию профтехобразования, в КДС |
Производственные вопросы
Где печатать, какие расходные материалы нужны и где их купить? Фотографии цехов типографий, печатных машин и другого оборудования помогают ученикам без экскурсий осознать, что профессия рекламиста — это не только творчество, но и конкретное производство, где нужно рассчитать стоимость материалов, полиграфических работ, дизайна и даже доставки.
Сергей Борисович Трухановский, директор МГТТЭП им. Л.Б. Красина с апреля 2009 года. Он вывел техникум на лидирующие позиции в системе среднего профессионального образования г.Москвы, создав условия для прихода в техникум на преподавательскую работу специалистов из отрасли
На уроке компьютерной графики. В качестве учебного пособия хорошо подходит журнал КомпьюАрт
Занятия по компьютерной графике тесно связаны с дисциплиной «Проектирование рекламного продукта».
Вот что должны освоить студенты:
- понимать полиграфические параметры изделия (тираж, красочность, вид печати, финишное оформление), знать основные этапы полиграфического производства: допечатный, печатный и финишные процессы;
- представлять раскладку продукции на печатном листе, уметь расставлять обрезные метки и учитывать это при верстке;
- уметь выстраивать работу над проектом — на уровне техникума это верстка визитки, буклета или настольного календаря, а также знать параметры бумаги (формат, вид, плотность);
- грамотно применять различные программы в ходе работы над проектом. Студент должен понимать, что Adobe Photoshop предназначен в основном для растровой графики, Adobe Illustrator — для векторной, а полосу издания удобнее верстать в Adobe InDesign;
- уметь работать в команде. В этом отлично помогают обучающие игры: «Давайте представим, что вы работаете в рекламном агентстве и получили срочный заказ изготовить 12полосный календарь. Задача группы — распределить между собой обязанности по верстке»;
- знать современные условия оплаты труда рекламного агента за тот или иной проект. Сюда входит работа и с прайслистами типографий;
- свободно общаться с представителями типографий и поставщиков расходных материалов. Практическое задание простое: позвонить в фирму, которая продает бумагу, и сделать заказ на поставку. До этого студент изучает прайслисты фирмпоставщиков;
- вести деловую переписку с заказчиками, типографиями и поставщиками расходных материалов. Студент должен уметь набрать в программе Word в официальном стиле письмозаказ в типографию, а также иметь представление о тендерной документации;
- рассчитывать элементарные полиграфические заказы;
- знать основные полиграфические материалы, виды печати, а также виды сувенирной продукции. Уметь создавать рекламу в Интернете и на нестандартных носителях. В качестве наглядных материалов здесь хорошо подходят всевозможные каталоги.
Этапы курсового проектирования
Для проверки не только полученных студентами знаний, но и качества преподавания в конце семестра по специальности «Проектирование рекламного продукта» должна быть выполнена курсовая работа. Этот итоговый документ, предусмотренный образовательным стандартом на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, является первым индивидуальным научным исследованием студента и подразумевает наиболее глубокое и объемное исследование избранной темы учебной программы. Написание курсовой работы должно способствовать пробуждению интереса к творческой и научной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы.
Рассмотрим пример курсовой работы на тему «Разработка фирменного стиля и проектирование рекламной кампании для школы современного танца». В начале курсовой, как и положено, говорится о значимости и актуальности ее темы: «Реклама — неотъемлемый атрибут современной цивилизации. Без ее существования мир был бы не таким, каким мы привыкли его видеть. Без рекламы не обходится ни одно более-менее успешное коммерческое предприятие, независимо от его масштаба и объема продаж, ведь реклама, как один из факторов нашего времени, воистину является двигателем торговли». Титульный лист курсовой работы Практическая часть курсовой работы более интересна: в ней студент должен разработать логотип фирмы. Открыв записи лекций, студенты вспомнили, что разработка логотипа является одним из сложнейших этапов дизайнерской деятельности. Требования к красочности и размеру логотипа, его читаемости, возможности напечатать различными способами печати, включая трафарет и тампопечать, были исходными условиями. Возможно, логотип для рекламируемой в курсовой работе школы танцев несколько угловат, но для студентки техникума вполне на уровне. Тем более что это ее первый логотип После этого логотип должен быть помещен на разные носители — на визитную карточку и на различные образцы сувенирной продукции, которые были отсканированы из большого каталога фирмы «Альфа-дизайн». Следующая часть работы посвящена рекламе школы танцев в СМИ. Студенткой была создана рекламная полоса с указанием формата и применяемых программ верстки. Не обошлось и без рекламы в Интернете — было составлено интервью с руководителем школы танцев. Завершающим этапом курсовой стал расчет стоимости рекламной кампании для этой придуманной школы танцев. Реклама школы танцев для одного из печатных СМИ |
Тема курсовой звучит так: «Разработка фирменного стиля и проектирование рекламной кампании для…». Здесь студентам предоставляется право выбора. Можно создать фирменный стиль для школы танцев, цветочного магазина, минеральной воды, автомобильного салона и т.д.