КомпьюАрт

2 - 2011

Автоматизированный контроль и спуск газетных полос

Н.А. Корогвич, Ю.Н. Самарин, МГУП им. Ивана Федорова, Н.А. Полетаев, типография «Прайм Принт Москва»

Несоответствие запечатываемого поля

Неверное цветовое пространство (RGB)

Низкое разрешение изображения

Превышение суммы красок

Неверное имя файла

Специфика газетного производства в части допечатных процессов заключается в том, что, как правило, отдел допечатной подготовки типографии не занимается версткой и формированием содержания полос издания. Эти процессы выполняет издательство той или иной газеты, и финальной стадией данной работы является отправка готовых файлов (чаще всего в формате PDF) в допечатный отдел типографии. Исходя из этого основными этапами допечатной подготовки газетной типографии являются:

  • прием файлов;
  • перемещение файлов между этапами допечатной обработки;
  • контроль соответствия характеристик полос техническим параметрам производства и корректировка;
  • растрирование;
  • создание шаблона разворота (template);
  • спуск полос;
  • формирование информации о красочных зонах;
  • вывод изображения на печатную форму.

Всё это необходимо проделывать циклично и с максимальной скоростью. Жесткие временные рамки обработки полос связаны с плотным графиком производства, где для каждого издания определены периоды для допечатных, печатных и послепечатных процессов. Опоздание с одним заказом влечет за собой нарушение графика и может стать причиной возникновения проблем с другими заказами. Особенно это касается ежедневных газет. Издательства, анализируя новости и события минувшего дня, заканчивают верстку поздно вечером либо вовсе в ночное время, присылают файлы, и уже к раннему утру газеты доставляются в точки их реализации. За это время заказ проходит ряд стадий обработки, начиная с приема файлов и заканчивая сортировкой и доставкой готового продукта. Этап допечатной подготовки является неотъемлемым звеном в цепи производства. Оперативность и слаженность работы отдела являются залогом успешного выполнения заказа, так как печатная машина не будет запущена при нехватке хотя бы одной печатной формы для печати газеты, содержащей, например, 128 полос.

Для оптимизации допечатных процессов, постадийной обработки файлового потока, а также минимизации рутинной работы препресс­оператора существуют и продолжают совершенствоваться АСУТП допечатной подготовки издания (workflow). Примерами таких систем являются следущие программные продукты: Prinergy от Creo, Arkitex от Agfa, Celebrant от Fuji, Prinect и ACC&HSH PuzzleFlow от Heidelberg. Данные системы могут работать самостоятельно либо в связке с другими программными пакетами, образуя тем самым программный комплекс автоматизированного управления допечатными процессами. Достигается это благодаря использованию таких открытых промышленных стандартов, как PDF, XML, JDF, и др. Эти АСУТП имеют модульное построение, что позволяет подобрать необходимую конфигурацию программного продукта, применимую к конкретным задачам производства, и не тратить финансовые средства на излишнюю функциональность системы.

Обобщенная схема построения программного комплекса автоматизированного управления допечатными процессами представлена на рис. 1.

Рис. 1. Обобщенная схема построения автоматизированной допечатной workflow-системы для газетного производства

Рис. 1. Обобщенная схема построения автоматизированной допечатной workflow-системы для газетного производства

Всё начинается с отправки файлов полос из издательства. Это может осуществляться путем создания допечатным отделом типографии выделенного FTP­сервера, подключенного к Интернету, переноса данных на таких носителях информации, как CD­диски или Flash­накопители, либо, например, пересылкой полос по электронной почте. В настоящее время наиболее распространенным форматом файлов полос для газетного производства является PDF, однако большинство разработчиков современных workflow уже включили в функционал своего продукта поддержку JDF. Файлы полос, находящиеся в локальной доступности допечатного отдела, заимствуются автоматизированным комплексом программного обеспечения и архивируются для повторного использования.

Следующим этапом является контроль полос на предмет соответствия техническим требованиям конкретного производства (Preflight). На этом этапе возможно подключение в цепочку workflow средств корректировки содержимого полос. После проверки и, при необходимости, корректировки полосы отправляются на растрирование. Метод растрирования зависит от специфики полиграфического предприятия (амплитудно­модулированное, частотно­модулированное, гибридное). Некоторые производители программного обеспечения имеют собственные запатентованные технологии растрирования (например, Agfa — Sublima, Heidelberg — Prinect Megadot, Fujifilm — Co­Res). Обработанный растровым процессором (RIP) файл записывается в однобитном формате TIFF, PIF и т.п. для каждой сепарации цветов CMYK. Отрастрированные сепарации полос устанавливаются в заранее подготовленный шаблон разворота на общем спуске полос. Системой генерируются JPEG­изображения предпросмотра полос (OPI), тем самым значительно снижая нагрузку на сеть и обеспечивая экономию аппаратных ресурсов. Workflow­системы также могут передавать данные о красочных зонах (CIP3/CIP4) на печатные машины различных систем, например ABB, EAE, PECOM и др.

Для того чтобы полосы нашли свое место в планируемой работе, оператору необходимо подготовить рабочее задание с помощью соответствующего модуля. Но до этого нужно определить схему спуска полос издания применительно к конкретному формату газеты. Для создания конкретной схемы электронного спуска полос существуют соответствующие программные решения — ими могут быть как модули, предлагаемые в комплекте с workflow­системой (PlateBuilder от Arkitex, Signastation от Prinect), так и специализированное программное обеспечение стороннего производителя (Preps от Kodak, плагин Quite Imposing Plus к Acrobat, средства спуска в Adobe InDesign).

Схема спуска полос и их положение на электронном шаблоне разворота определяются:

  • форматом печатной формы;
  • особенностями послепечатных процессов (фальцовка, подрезка и т.д.);
  • форматом готовой продукции;
  • количеством полос издания;
  • спецификой построения печатной машины.

Производители программного обеспечения электронного спуска полос предоставляют всевозможные схемы спуска. Для газетного производства наиболее распространенными являются 1up, 2up, 4up и 8up, где цифра означает количество расположенных полос на соответствующем электронном шаблоне разворота. Применение той или иной схемы спуска напрямую зависит от того, в каком формате будет печататься газета: таблоидном (А3, А4) или полном (А2). Эта зависимость показана на рис. 2.

Рис. 2. Схемы спуска полос в зависимости от желаемого формата газеты и формата печатной формы

Рис. 2. Схемы спуска полос в зависимости от желаемого формата газеты и формата печатной формы

Например, для печати однокрасочной таблоидной 8­полосной газеты на печатной машине, использующей печатные формы формата А1, потребуется две печатные формы (для лицевого и оборотного запечатывания бумажной ленты) со схемой спуска 4up для обоих разворотов. Ориентация и последовательность расположения запечатываемых полей относительно разворота зависят от количества сгибов фальцаппарата (см. рис. 2) и должны учитывать соответствие «лицо — оборот» на бумажном полотне (рис. 3).

Рис. 3. Расположение форм разворотов таблоидного и полноформатного типов на офсетной печатной машине

Рис. 3. Расположение форм разворотов таблоидного и полноформатного типов на офсетной печатной машине (желтый цвет разворота — полный формат, красный — таблоид)

При тех же условиях производства, но при печати полноформатной газеты (см. рис. 2 — 2up, А1) можно напечатать 4­полосную газету. Разница при производстве будет лишь в отсутствии продольного реза бумажного полотна. Идентичную продукцию можно получить при применении печатных форм меньшего размера (рис. 2 — 2up, А2, 1up, А2), соответственно количество используемых пластин удвоится.

Ориентация и последовательность расположения запечатываемых полей относительно разворота — это те параметры, которые определяются в программе создания шаблона разворота, где помимо этого на основе исходной информации о габаритах применяемой печатной формы располагаются технологические метки, шкалы, штрих­коды и т.д. (рис. 4).

Рис. 4. Модуль создания шаблона разворота в PlateBuilder от Arkitex

Рис. 4. Модуль создания шаблона разворота в PlateBuilder от Arkitex

Полученный шаблон (template) импортируется программой формирования издания на одном из этапов процесса планирования работы (рис. 5). Тогда же путем введения информации о количестве полос и разворотов издания автоматически рассчитывается очередность расположения полос будущей газеты. В данном модуле препресс­оператором также вводится следующая информация: дата производства, маска имени входящих файлов, полосность, цветность, схема спуска полос, приоритет работы и другие сопутствующие данные.

После внесения всех характеристик и активации работа отображается в списке запланированных заданий посредством веб­интерфейса. Удаленный доступ позволяет издательству контролировать правильность сформированного системой задания путем просмотра preview — изображений (OPI) готовых к выводу цветоделенных и растрированных разворотов (рис. 6).

После визуальной проверки полос издательство удаленно подписывает сепарации разворотов к печати (зеленые галочки на рис. 6). Затем допечатный отдел типографии может приступать к выводу форм.

Рис. 5. Этап формирования спуска полос в программном модуле PublicationBuilder от Arkitex

Рис. 5. Этап формирования спуска полос в программном модуле PublicationBuilder от Arkitex

Рис. 6. Веб-интерфейс программного модуля Client от Arkitex

Рис. 6. Веб-интерфейс программного модуля Client от Arkitex

Для успешного прохождения заказа на этапе допечатной подготовки от издателя требуется соответствие присылаемых файлов техническим требованиям конкретной типографии, которые заранее оговариваются с ним при обращении в типографию.

Практика показывает, что данные требования не всегда выполняются, что приводит к различным проблемам при выполнении заказа. На основе наблюдений в современной газетно­журнальной типографии («Прайм Принт Москва») можно сделать следующие выводы. В среднем за сутки в типографию присылается 520 файлов полос, из них 23% имеют те или иные ошибки. На диаграмме (рис. 7) показаны типы основных ошибок, встречающихся в исходных файлах, которые допускаются верстальщиком, и соотношение частоты их обнаружения.

Рассмотрим особенности основных типов ошибок.

Рис. 7. Диаграмма типов и частоты обнаружения ошибок

Рис. 7. Диаграмма типов и частоты обнаружения ошибок

Несоответствие запечатываемого поля

Одной из наиболее опасных ошибок является несоответствие заданным размерам запечатываемого поля исходного файла. При формировании масштабов запечатываемого поля, кроме размеров информативной составляющей полосы, важно учитывать пустые поля (отступы), требующиеся в связи со спецификой того или иного производства. Масштабы отступов определяются техническими данными той или иной печатной машины. Они являются довольно важной составляющей, от которой зависит качество конечного продукта. Насколько важной, можно определить, проследив за процессом транспортировки бумажной ленты с оттисками (рис. 8). Для примера на рисунке приведены два варианта верстки: А — правильный, Б — неправильный. Их различие — в учете рекомендованных размеров пустых полей. После переноса изображения на бумажную ленту она продолжает свой путь с помощью транспортирующего цилиндра. Он соприкасается с лентой по двум ее краям, причем ширина областей соприкосновения равна около 10 мм (зависит от печатной машины). Отсюда и соответствующее требование к размерам нижнего и верхнего отступов. При меньшем значении размера отступа соприкасающаяся часть цилиндра будет пачкаться сама, а следовательно, и весь тираж отпечатается с грязной полосой (помечено знаком «!» на рис. 8). Внешний отступ необходим для того, чтобы захваты фальцаппарата печатной машины пробили бумагу вне запечатываемой области, не испортив тем самым внешний вид издания.

Рис. 8. Транспортировка отпечатанной бумажной ленты: А — верстка полосы в соответствии с техническими требованиями; Б — с нарушениями размерности отступов

Рис. 8. Транспортировка отпечатанной бумажной ленты: А — верстка полосы в соответствии с техническими требованиями; Б — с нарушениями размерности отступов

Рис. 9. Пример растрирования изображения с исходной цветовой моделью RGB и CMYK

Рис. 9. Пример растрирования изображения с исходной цветовой моделью RGB и CMYK

Внутренний отступ чаще всего необходим для разделения полос и расположения на нем меток. По желанию заказчика в газете можно установить различные контрольные метки; их положение и тип заранее обсуждаются. Однако в газетах внутренний отступ, как правило, вовсе отсутствует, соединяя тем самым две полосы (истинный разворот), или, например, когда газета не таблоидного, а полного формата.

В начало В начало

Неверное цветовое пространство (RGB)

Как известно, в печати используются четыре основных цвета красок: голубой, пурпурный, желтый и черный (CMYK). В связи с этим изображения для печати должны быть подготовлены в соответствующей цветовой модели. При просмотре сверстанной полосы RGB­изображение ничем не примечательно — это, видимо, и есть причина столь частого появления данной ошибки. Однако растрирование такого изображения будет произведено неверно, более того, черной сепарации данной картинки вовсе не будет. На рис. 9 приведен пример растрирования изображения с исходной цветовой RGB­ и CMYK­моделью. Заметим, что черный цвет в RGB­модели получается путем смешения трех красок. В результате при малейшем несовмещении красок в процессе печати на контурах символов текста может появиться одна из составляющих суммарного цвета.

В общем случае при печати RGB­изображений оттиски существенно теряют качество цвета, приобретая грязный коричневый оттенок, появляется ощущение блеклости картинки. При печати черного цвета тремя красками значительно повышается расход красок.

В начало В начало

Низкое разрешение изображения

В газетном производстве требования к разрешению исходных материалов — 150­200 dpi. Иное разрешение — вторая по частоте выявления ошибка, которую заказчик порой не способен обнаружить. Данная ошибка приводит к потере детализации изображения, соответственно чем меньше разрешение, тем ниже качество оттиска.

В начало В начало

Превышение суммы красок

В зависимости от типа материала и технологии печати типичное ограничение по сумме в газетной печати — 240­280%. Превышение заданных параметров Total Ink приводит к отмарыванию — дефекту, при котором печатная краска сразу после нанесения переходит с запечатанной стороны предыдущего оттиска на обратную сторону последующего. Эта наиболее часто встречающаяся ошибка допускается издательством, по­видимому, в погоне за насыщенностью цветов, однако в результате получается газета, пачкающая руки.

В начало В начало

Неверное имя файла

Для корректной работы автоматизированной workflow­системы ей необходимо четко сформулированное имя файла, которое основывается на заранее созданной маске (рис. 10) и сообщается заказчику.

Рис. 10. Формирование маски имени исходных файлов

Рис. 10. Формирование маски имени исходных файлов

Рис. 11. Пример ошибки при неверном имени файла

Рис. 11. Пример ошибки при неверном имени файла

Например, полоса с именем «IRO_01_10_001.K» будет означать, что газета с аббревиатурой «IRO» выходит в свет 1 октября, номер этой полосы — первый, цвет — черный. Однако в издательстве зачастую ошибаются в названиях файлов, что приводит к печальным последствиям. Например, на рис. 11 показано, что на развороте 11­й и 30­й полос вместо 11­й стоит 15­я. Объясняется это тем, что заказчик ошибся при именовании файла, а программа автоматически установила полосу, опираясь на данные имени файла. Если такая оплошность останется не замеченной оператором препресс­отдела либо печатниками, то тираж будет отпечатан с двумя полосами № 15, а 11­й не будет вовсе.

Дата в имени файла также играет немаловажную роль, поскольку оператор при планировке и создании структуры издания указывает конкретную дату на выполнение работы, но если дата в файлах указана неверно, то полосы не будут располагаться в заранее подготовленном спуске полос. Файлы придется переименовывать, на что уходит немало времени, особенно ценного в период пиковых нагрузок.

Как уже было отмечено, в газетном производстве важнейшую роль играет оперативность обработки данных и вывода форм. При несоответствии исходных файлов техническим требованиям тратится драгоценное время на корректировку или перепосылку издателем полос. Это может повлиять на сроки сдачи заказа или, что еще серьезнее, на план обработки других заказов. Важно отметить, что зачастую издатель опаздывает со сдачей полос в типографию и в случае возникновения конфликтной ситуации из­за сроков сдачи заказа типография опирается именно на время подписания последней полосы.

В случае необнаружения той или иной ошибки заказ будет отпечатан некачественно, что всегда нежелательно для заказчика и типографии. Это может стать поводом для разбирательства и в итоге ухудшить отношения между деловыми партнерами. Именно поэтому так важно соблюдать правила формирования полос издания.

В начало В начало

КомпьюАрт 2'2011

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства