Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

2 - 2011

Шедевры в альбомном измерении

Андрей Крылов Андрей Крылов krylov@compress.ru

Белые перчатки нужны не только невестам, фокусникам, реставраторам и хирургам, но и продавцам книжных магазинов для повышения продаж дорогих альбомных изданий. Ведь это не какой-нибудь комикс или бульварный роман за 20 руб., а произведение искусства тысяч за 150. Дорогое издание с золотым обрезом, помещенное в деревянный футляр, того стоит. Показывая, как на аукционе, например, альбом с видами Московского Кремля, продавец более органично смотрится в перчатках и может вкрадчиво сообщить покупателю, чтобы тот не схватился за сердце, его стоимость. Правда, приступы бывают редко, потому что себе такой подарок обычно не делают, а вот для коллеги по работе в министерстве или мэрии он вполне подойдет, поскольку в этом случае за всё платит государство.

С точки зрения полиграфической технологии дорогой альбом — произведение качественной офсетной печати, подвергшееся ручной финишной обработке. Хотя уже несколько лет назад альбомы начали печатать цифровым способом, потому что тиражи в данной области типично цифровые — от одного до нескольких сотен экземпляров.

Приведенные формулы описывают изготовление альбомов и в доказательстве не нуждаются:

Дорогой альбом = ручная финишная обработка + содержание +  материалы + качественная печать + упаковка.

Тиражный альбом = стандартная финишная обработка + содержание + материалы.

Об антикварных альбомах рассказывается в статье «Альбомная культура России», а о современных произведениях полиграфического искусства альбомного формата речь пойдет далее.

Альбом карикатурной графики

Всемирно известный датский художник­карикатурист Херлуф Бидструп занимает видное место среди деятелей мировой культуры. В 1964 году художнику была присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами». В то время в нашей стране часто издавались его альбомы, но в основном в обложке. В альбоме, который вышел в 1985 году, наиболее полно представлены его графические работы, в основном сатирические и юмористические рисунки. Альбомная форма данного издания помогла передать острую политическую сатиру автора.

Херлуф Бидструп: Альбом. Искусство, 1985. Тираж 50 000 экз. Цена 7 руб. (указ. на обороте изд.). Альбом отпечатан с набора Калининского полиграфкомбината в Московской

Херлуф Бидструп: Альбом. Искусство, 1985. Тираж 50 000 экз. Цена 7 руб. (указ. на обороте изд.). Альбом отпечатан с набора Калининского полиграфкомбината в Московской
типографии № 5

Внутренние страницы издания — это офсетная бумага высокой плотности, которая наилучшим образом подходит для воспроизведения графических работ мастера карикатуры. В этом издании интересно то, что бумага имеет различные оттенки: серые, желтые, коричневые. На ледериновом переплете двумя красками отпечатано имя автора и название книги.

Политические карикатуры в альбоме на события и деятелей той эпохи — Дядя Сэм, Ку­клукс­клан, президент США Картер, гонка вооружений и т.д. — словно машина времени, переносят читателя на несколько десятилетий назад.

Мифы народов мира

Несмотря на тираж в 100 тыс. экз., двухтомник «Мифы народов мира» был заветной мечтой советского интеллигента в начале 80­х годов прошлого века, готового в несколько раз переплатить за него. Это издание было отпечатано на тогда еще Калининском полиграфкомбинате («взрослом», как его именует теперешнее население Твери) на мелованной бумаге офсетным способом на рулонной машине. Статьи о богах, духах, полубожественных и демонических персонажах, эпических героях, а также об основных мифологических мотивах и образах в нем сопровождались не очень качественными иллюстрациями, даже по меркам того времени (до появления программы Photoshop оставалось 10 лет).

Мифы народов мира: В 2 т. Сов. энцикл., 1980. Цена 13 руб. 70 коп.

Мифы народов мира: В 2 т. Сов. энцикл., 1980. Цена 13 руб. 70 коп. (цена указ. на обороте изд.). Золотое тиснение фольгой ледеринового переплета

В издании была систематизирована информация о мифотворчестве всех народов мира. На тот момент это была едва ли не первая в мировой науке попытка такого подхода. В энциклопедии также приводятся сведения об отражении мифологических образов и сюжетов в литературе и искусстве.

Космический альбом

Относительно небольшим для того времени тиражом в 5 тыс. экземпляров был издан альбом с живописными работами космонавта Алексея Леонова и художника А.К. Соколова. В этом альбоме необычно оформление переплета. Важность космической темы для страны подчеркивает 5­миллиметровый картон, выбранный для крышек. На переднюю сторонку переплета помещена стереооткрытка с видом космического корабля в обрамлении металлической рамки, напоминающей иллюминатор. Металлическую рамку со стереооткрыткой приклеивали вручную мастера­брошюровщики, опыт которых востребован и в настоящее время.

Человек и вселенная: Альбом. Изобраз. искусство, 1976. Тираж 5000 экз., из которых 1000 —

Человек и вселенная: Альбом. Изобраз. искусство, 1976. Тираж 5000 экз., из которых 1000 — на мелованной бумаге. Цена 14 руб. 13 коп. (цена указ. на обороте изд.). На страницах заголовки отпечатаны золотой и серебряной красками

В качестве эпиграфа в издании приводится цитата Л.И. Брежнева: «В наших космических победах наглядно проявляются творческая мысль, неиссякаемый технический гений наших ученых, конструкторов и инженеров».

Теперь рассмотрим более современные альбомные издания.    

Пример поэтического альбома

Над альбомом поэзии «Таруса» ушедшей из жизни в 2010 году Беллы Ахмадулиной работал ее супруг — известный художник Борис Мессерер. В качестве иллюстраций в нем использованы акварели художника. Альбом вышел в середине нулевых годов. Во время работы над альбомом, по словам сотрудников типографии «ЭПО», от него не ускользала ни одна мелочь. Вначале в отделе графики ГМИИ им. А.С. Пушкина были просмотрены десятки альбомов, вышедших в свет в России и за рубежом. В каждом из них были отмечены дизайнерские находки или недостатки. Кроме того, интересно было наблюдать за реакцией Мессерера, рассматривавшего и тонко анализировавшего то или иное полиграфическое издание, посвященное творчеству знакомого ему художника. 

Таруса: Альбом. М.: ЭПО. Передний и боковой обрезы, титульный лист и конгревное тиснение на обложке (подробнее об этом проекте см. в КомпьюАрт № 1’2009)

Таруса: Альбом. М.: ЭПО. Передний и боковой обрезы, титульный лист и конгревное тиснение на обложке (подробнее об этом проекте см. в КомпьюАрт № 1'2009)

«В оформлении альбома должен ощущаться “воздух”», —  говорил Мессерер, размышляя, например, над тем, нравится ли ему предложенная для выполнения набора гарнитура шрифта или нет. И оказывалось, что нет, не нравится.  Не хватает «воздуха», нет прозрачности. Это же стихи, напоминал Мессерер, они, кроме всего прочего, должны красиво и гармонично располагаться на странице альбома. Кстати, надо отметить, что большинство стихотворений должно было умещаться на одной странице, поскольку страница — это некое законченное произведение. Основной идеей оформления альбома было то, что содержание и оформление должны дополнять друг друга и быть взаимосвязанными.

Композиция на листе, общий макет, цвета и виды материалов — всё это было выбрано практически одновременно. Например, бумага, которая долго подбиралась, должна была быть не просто хорошей, а хорошей для данного издания — имитирующей старый, ручной отлив. Укладка отдельных листов в папку — это сразу было отвергнуто Мессерером, поэтому в типографии два листа фальцевали пополам и вкладывали один в другой, образуя восьмистраничную несшитую тетрадку, из этих тетрадей подбирался блок альбома. Внутрь каждой тетрадки вставлялся лист с репродукцией акварели Мессерера, проложенный матовым полупрозрачным листом пергамента. Набор всех тетрадей покрывал бумажный резаный и фальцованный по периметру и в местах сгиба лист той же бумаги, образуя внутреннюю бумажную папку альбома. Подобранный блок  вкладывался в  крытую тканевым материалом переплетную крышку седьмого номера, на корешке которой была выполнена надпись «ТАРУСА», а затем всё это вместе вставлялось в коробку.

Как современные дизайнеры ориентируются в широком ассортименте дизайнерских бумаг, которые часто используются при изготовлении альбомной продукции, показал конкурс «Дизайн и лучшее полиграфическое исполнение новогодней продукции на дизайнерских бумагах из ассортимента фирмы “Регент-Арт”». 

Подведение итогов и заседание жюри состоялось 15 февраля 2011 года в офисе компании «Регент-Арт». Жюри оценивало работы по четырем критериям: оригинальность идеи, раскрытие возможностей бумаги, качество печати и послепечатной обработки.

В конкурсе приняли участие дизайнеры, рекламные агентства, типографии из России и стран СНГ, поэтому автору публикации, который входил в состав жюри, предстояло оценить огромное количество новогодней продукции.

До мелочей проработанное кружево, полученное лазерной резкой по дизайнерской бумаге, помогло издательской группе «Арбор» занять первое место

До мелочей проработанное кружево, полученное лазерной резкой по дизайнерской бумаге, помогло издательской группе «Арбор» занять первое место

Второе место было присуждено цифровой типографии «Галерея печати» (Санкт-Петербург).  Настенный календарь

Второе место было присуждено цифровой типографии «Галерея печати» (Санкт-Петербург). Настенный календарь на бумагах производства фабрики Gmund — дуэт дизайнерской бумаги и цифровой печати. Украшают календарь трогательные работы художника Владимира Румянцева из серии «Коты»

Оригинальные веселые детские сюжеты новогодних открыток и их исполнение позволили рекламно-производственной компании «АФА-сувенир» (Новосибирск) занять третье место

Оригинальные веселые детские сюжеты новогодних открыток и их исполнение позволили рекламно-производственной компании «АФА-сувенир» (Новосибирск) занять третье место

Проекты, участвующие в конкурсе, должны были быть оригинальными — это главное условие конкурса. Каждая идея не должна нарушать права третьей стороны, то есть авторские права компаний, логотипы, торговые марки и любые другие рекламные материалы которых использовались в создании работы.

Работа должна быть выполнена полиграфическим способом со всеми видами печати и послепечатной отделки.

Дорогие дизайнерские бумаги сами по себе приближаются к произведениям искусства. Если бумага не белого цвета и имеет оттенок и фактуру, то дизайнер с опытом понимает, что офсетная печать на ней «смикованного» полутонового изображения — явный проигрыш, и не только в этом конкурсе. Лучше применять трафаретную печать смесевыми красками. Пример такого подхода — небольшой, но яркий настольный календарь Первого полиграфического комбината. 

Специальное призовое место жюри присудило типографии «Новости»

Специальное призовое место жюри присудило типографии «Новости»

Победителем конкурса стала издательская группа «Арбор» (Москва). Дизайнерам полагается специальный приз — поездка на фабрику Gmund в Германию.

Специальное призовое место жюри присудило типографии «Новости» за гармоничное использование дизайнерских бумаг в серии книга «Библиотека генерального директора», которые выполнены с соблюдением классических традиций российской печати. Держа в руках брошюру к книге «Программа реформ» Петра Столыпина, погружаешься в атмосферу эпохи, в которой жил и творил этот государственный деятель.

Особенность бумаги марки Touch Arches Velour Natural из коллекции Сurius collection фирмы Arjo Wiggins заключается в том, что эта бумага машинного отлива имитирует ручной отлив. По краям толщина бумаги сходит на нет, и в результате получается неровный, можно сказать бахромчатый край листа. Как печатали на таком листе — осталось секретом типографии «ЭПО».

Шедевры мировой живописи

«500 шедевров» — нестандартный взгляд на искусство. На страницах альбома представлены величайшие произведения живописцев и скульпторов от Средневековья до новейшего времени. От остальных альбомов по живописи эта  книга отличается тем, что в ней отсутствует традиционное для истории искусства деление на периоды и под одной обложкой 5­миллиметрового картона собраны блестящие образцы искусства разных эпох, школ, стилей и техник. Каждый мастер представлен одним характерным для него произведением в сопровождении пояснительного текста. Например, о картине «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и в Англии, и в России читатель узнает следующее: «Во всем мире знаменита своей загадочной улыбкой Мона Лиза — одна из немногочисленных картин величайшего художника итальянского возрождения Леонардо да Винчи. Имя портретируемой не удалось установить до сих пор, иногда даже ведутся споры о том, кого в действительности изобразил живописец — мужчину или женщину, однако всё это отступает на задний план перед удивительным мастерством исполнения этой картины с ее легкой воздушной дымкой, окутывающей фигуру и ландшафтную среду.

500 шедевров: Альбом. СЛОВО/SLOVO. Книга издана в суперобложке, на мелованной бумаге высокой плотности, переплет — черный коленкор, конгревным тиснением выполнено название издательства. Качественная печать иллюстраций (название зарубежной типографии не указано). Альбом впервые был издан в Англии и несколько раз переиздавался в России, сохраняя свой оригинальный макет

500 шедевров: Альбом. СЛОВО/SLOVO. Книга издана в суперобложке, на мелованной бумаге высокой плотности, переплет — черный коленкор, конгревным тиснением выполнено название издательства. Качественная печать иллюстраций (название зарубежной типографии не указано). Альбом впервые был издан в Англии и несколько раз переиздавался в России, сохраняя свой оригинальный макет

В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfumato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Проявлявший одинаковый интерес к анатомии, инженерному делу, научным проблемам и аэронавтике на протяжении своей жизни, Леонардо да Винчи завершил невероятно мало картин. К счастью, сохранилось множество рисунков и манускриптов мастера с чертежами и зарисовками, свидетельствующих об уникальности его гения».

Немаловажным условием получения качественных репродукций шедевров живописи являются условия, при которых производится их съемка. Опытным путем установлены параметры освещенности в момент съемки, и даже существуют четкие ограничения: с графикой работают при 300 люкс, с живописью — при 700 люкс.

При съемке в музейных залах применяются цветодиодные лампы. У них равномерный спектр при отсутствии ИК- и УФ-излучения, как в лампах накаливания, и их вполне хватает, чтобы осветить работы относительно большого  формата при различной конфигурации осветителей. Естественно, при съемке не должно быть механического и химического воздействия на объекты.

Если говорить о качестве цифрового изображения, то его характеризуют нескольких параметров:

  • разрешающая способность или информационная емкость;
  • динамический диапазон аппаратуры, которая воспринимает изображение;
  • точность цветопередачи.

При цифровой съемке идет игра между выдержкой и искажением информации, поступающей на матрицу фотоаппарата: при увеличении выдержки поступает больше света, а это ухудшает работу матрицы накоплением посторонних цифровых шумов.

При слайдовой съемке точность цветопередачи оставляет желать лучшего, например происходит завал фиолетового цвета в красное — это специфика химических процессов. При «цифре» эта проблема контролируется. В слайде также существует проблема выдержки, при увеличении которой включаются нелинейные законы цветопередачи.

Составители альбома также дают ссылку на похожих по стилю мастеров: Гирландо, Дюрер, Зиттов, Массейс, Рамзей. В результате альбому придается элемент интерактивности.

В альбоме «500 шедевров» есть и несколько русских художников: Александр Иванов (полотно «Явление Христа народу»), Казимир Малевич («Супрематизм»), Наталия Гончарова («Московская улица») и др. Правда, в альбоме не нашлось места ни нашим передвижникам, ни художникам советской эпохи — известно, что англичане ценят только русский авангард.

Наш любимый Айвазовский

Воздавая по справедливости и нашим живописцам, давайте вспомним крылатую фразу: «Сюжет, достойный кисти Айвазовского!», которая часто употреблялась в ироническом смысле в русской журналистике 60­70­х годов XIX века.

И.К. Айвазовский: Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1991. Цена 30 руб. (цена указ. на обороте изд.). Книга издана в суперобложке и упакована в картонный короб. Мелованная бумага, переплет — темно-синий коленкор, конгревное тиснение белой фольгой — надпись «Айвазовскiй». Качественная печать альбомных иллюстраций выполнена в германской типографии «Фортшритт Эрфурт»

И.К. Айвазовский: Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1991. Цена 30 руб. (цена указ. на обороте изд.). Книга издана в суперобложке и упакована в картонный короб. Мелованная бумага, переплет — темно-синий коленкор, конгревное тиснение белой фольгой — надпись «Айвазовскiй». Качественная печать альбомных иллюстраций выполнена в германской типографии «Фортшритт Эрфурт»

В 1861 году после одной из выставок Ф.М. Достоевский упрекал И.К. Айвазовского в пристрастии к преувеличенным эффектам, необычным состояниям природы. «Известно, что солнце делает чудеса своим светом и тенями, — писал Достоевский, — и кто присматривался к его эффектам, тот видал много непередаваемых, почти неуловимых — не столько красот, сколько странностей. Но передавая нам о чудесах, давайте же им настоящее их место, сделайте их редкими в той же мере, как они редки в течение дня и в течение года; не забудьте передать нам и обычные, ежедневные, будничные подвиги солнца. А то если станете толковать только о чудесах, поневоле впадете в сказку, в Монте­Кристо. Истинные художники знают меру с изумительным тактом, чувствуют ее чрезвычайно правильно». Критикуя живопись Айвазовского, Достоевский говорил о том, что он хочет видеть в живописи, и невольно предсказал скорое появление импрессионизма.

Печать живописи импрессионистов

Качество печати множества альбомов, посвященных этому направлению живописи, является своеобразным тестом на профессиональную пригодность работников издательства и типографии. Немаловажную роль играет и качество съемки полотен (и последующей их оцифровки). Этой теме в КомпьюАрт № 2’2010 была посвящена публикация, в которой рассказывалось о российской технологии оцифровки шедевров мирового искусства (съемка изображений происходит по фрагментам).

Импрессионизм: Альбом. Омега, 2008. Тираж 3000 экз. Отпечатано  ООО «Тверской полиграфический комбинат детской литературы». Матовая мелованная бумага, возможно, несколько снижает качество печати иллюстраций. Покрытие переплета  матовой пленкой

Импрессионизм: Альбом. Омега, 2008. Тираж 3000 экз. Отпечатано ООО «Тверской полиграфический комбинат детской литературы». Матовая мелованная бумага, возможно, несколько снижает качество печати иллюстраций. Покрытие переплета матовой пленкой с выборочным лакированием

Еще двадцать лет назад качественная печать альбомов ассоциировалась с глубокой печатью. Но сегодня появились принтеры, которые позволяют выполнить копию, например, акварели с такой высокой степенью точности, что специалисты музеев проводят экспертизу, чтобы отличить ее от оригинала. Это уже не офсет, а струйная печать, где процесс впитывания чернил принтера в акварельную бумагу имеет сходство с акварельными красками.

Оцифрованные и изданные ЗАО «Группа ЭПОС» репродукции гравюр. «Листовой» альбом  помещается в короб с тиснением фольгой. Стиль оформления издания можно отнести

Оцифрованные и изданные ЗАО «Группа ЭПОС» репродукции гравюр. «Листовой» альбом помещается в короб с тиснением фольгой. Стиль оформления издания можно отнести
к первой половине XIX века

Пример сборного, но уже «тетрадного» альбома, выпущенного на «Гознаке» в 2005 году,

Пример сборного, но уже «тетрадного» альбома, выпущенного на «Гознаке» в 2005 году, по русским сказкам, оформленным Иваном Билибиным. В ламинированный и выборочно-лакированный короб помещено несколько тетрадей с отдельными сказками. Акварели мастера выполнены цифровым способом на дизайнерской бумаге. Недоумение вызывает лишь тот факт, что ФГУП «Гознак» с двухсотлетней историей службы государству поручило разработать и отпечатать этот корпоративный заказ сторонним предприятиям. Неужели на столь престижном «Гознаке» не хватает дизайнеров, технологов и мастеров переплета?

Еще пример — воспроизводство гравюр с цифровых изображений, имеющих высокое разрешение, на лазерных гравировальных автоматах: оттиски с «поточных» досок имеют ту же объемную на ощупь структуру штрихов, что и оригинал. На этих примерах виден результат максимально правдоподобного копирования произведения искусства, при котором повторяется техника его создания художником.

Альбомная летопись человечества

Одним из самых заметных современных изданий альбомного формата стала «Хроника человечества». К 1996 году, когда энциклопедия была издана в России, она уже вышла в 28 странах мира. В альбоме в хронологическом порядке изложены самые значительные факты и события  истории, политики, культуры, экономики всех стран и народов — от возникновения первых человеческих обществ до 1 января 1996 года (этот срок меняется по мере появления переизданий). Автору издания Бодо Харенбергу удалось показать общность судьбы всех людей, населяющих Землю, в результате зависимость судьбы самой планеты от деятельности людей стала очевидной.

Хроника человечества. Большая энциклопедия, 1997

Хроника человечества. Большая энциклопедия, 1997

Невероятная насыщенность информации позволяет рассматривать «Хронику человечества» не только как летопись или энциклопедию, но и как книгу, равную тем памятникам письменной культуры, в которых на первый план выступают вечные вневременные ценности — спрессованное оригинальной подачей материала и качеством подбора иллюстраций время выталкивает их на поверхность.

Настольный альбом полиграфиста

Книга «Офсетная печать» Петера Мюллера тоже имеет альбомный формат. В отличие от черно­белых учебников на газетной бумаге, по которым учились и продолжают учиться российские полиграфисты, она отпечатана на мелованной бумаге и с цветными примерами.

Мюллер П. Офсетная печать. М.: Книга, 1988. Цена 4 руб. 50 коп. (цена указ. на обороте изд.). Отпечатано на мелованной бумаге в Экспериментальной типографии ВНИИ полиграфии

Мюллер П. Офсетная печать. М.: Книга, 1988. Цена 4 руб. 50 коп. (цена указ. на обороте изд.). Отпечатано на мелованной бумаге в Экспериментальной типографии ВНИИ полиграфии
при Госкомиздате СССР. Для наглядности примеров, помимо триады, применялись дополнительно золотая и серебряная краски

В этом издании рассмотрены различные сложные ситуации, возникающие в практике офсетной печати на листовых и рулонных машинах, и способы их устранения. Знание этих материалов должно было способствовать своевременной ликвидации причин снижения качества продукции и простоев оборудования, повышению производительности труда. На немецком языке книга построена в форме словаря­справочника, термины которого расположены в алфавитном порядке. В русском варианте издания различные описываемые случаи были сгруппированы по технологическому принципу. Предисловие к отечественному изданию написал Борис Каган — постоянный автор нашего журнала.

Отрывком из предисловия к русскому изданию «Офсетной печати» мы и закончим нашу публикацию о современных альбомах: «Многие случаи рассмотрены в книге Петера Мюллера полнее, чем в отечественной литературе. Это, например, печатание красками “под серебро” и “под золото”, работа с противоотмарочным порошком.

Примечательно, что каждый лист брака, каждый случай простоя оборудования и даже остановка во время печатания рассматриваются автором как серьезные упущения в работе персонала. Представляется, что такое чувство экономии и бережливости должно разделяться всеми читателями книги». 

КомпьюАрт 2'2011

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства