Альбомная культура России
Гюстав Доре. Библейский альбом (1906)
Альбом Ольги Козловой (1883 год)
Коронационный сборник (1899 год)
Гюстав Доре. Библейский альбом (1906)
Замечательный французский художник Гюстав Доре (Gustave Doré) (1832—1883) был известен неутомимостью в работе. Он начал рисовать в раннем детстве, одиннадцатилетним уже самостоятельно изготавливал литографии, а в шестнадцать сотрудничал в популярном сатирическом журнале. Всего же за неполный 51 год им было создано около 80 тыс. рисунков. При этом живописные альбомы работы Доре, не имевшего основательного художественного образования, как правило, весьма сурово принимались критикой и публикой. Настоящую известность ему принесли книжные иллюстрации.
Гюстав Доре. Библейский альбом: Полн. собр. 230 картин из Библии знаменитого художника Густова Доре. С указанием, в каком месте Библии описывается событие, изобр. на рис. СПб.: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1906. 1 л. ил. титул; 34,3Ѕ26,5 см. В изд. коленкоровом пер. работы петербургской мастерской Отто Кирхнера, о чем свидетельствует тиснение по низу задней крышки. Обложки сохранены в переплете. Цветные форзацы. Тройной пестрый обрез
«Приключения барона Мюнхгаузена» Э.Распе, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле, «Дон Кихот» М.Сервантеса, «Басни» Лафонтена — эти и другие великие книги, проиллюстрированные Доре, как бы обретали новую жизнь. Они перепечатывались огромными тиражами не только во Франции, но и во всей Европе. Нередко иллюстрации публиковались отдельно от текста как самостоятельные художественные произведения. Именно к этому типу изданий относится «Библейский альбом», появившийся в Петербурге в 1906 году.
К реализации грандиозного проекта — созданию графической версии Библии — художник приступил в 1863 году и напряженно работал над ним два года. Известны сотни эскизов, выполненных им к той или иной сцене, тому или иному сюжету. Конечным результатом стали 230 гравюр на дереве, которые и составили иллюстративный ряд двухтомного издания Библии, увидевшего свет в Париже в 1865 году.
Титул издания
Библия с иллюстрациями Доре неоднократно переиздавалась в разных странах, в том числе и в России. Впрочем, нельзя сказать, чтобы успех книги у русской публики был безусловным. Скептическое отношение к этой работе Доре в среде профессионалов выразил известный художественный критик В.В. Стасов: «Фантастичность, разнообразие, выдумывательная способность, иногда даже замечательная живописность пейзажей, служащих фоном для библейских иллюстраций Доре, свидетельствуют только о богатом и легком воображении этого художника, главные же действующие лица этих сцен всегда отличаются академичностью и отсутствием психологии».
Примеры гравюрных иллюстраций
Тем не менее популярность Доре в России была очень велика. Этому в немалой степени способствовала деятельность М.О. Вольфа, одним из первых начавшего выпускать крупноформатные иллюстрированные издания. Именно у Вольфа появилась Библия и «Божественная комедия» Данте с гравюрами Доре, отпечатанными с подлинных досок. Успех предприятия был таков, что Вольф предложил художнику проиллюстрировать лермонтовского «Демона» и «Руслана и Людмилу» А.С. Пушкина. Предисловия к русскому и французскому вариантам задуманных книг вызвался писать И.С. Тургенев. К сожалению, болезнь и смерть Гюстава Доре помешали осуществлению этого интересного замысла.
Альбом Ольги Козловой (1883 год)
Album de madame Olga Kozlow — богато оформленное, отпечатанное в количестве всего 40 экземпляров издание рукописного альбома, заполнявшегося в 7080е годы XIX века. У обладательницы альбома — Ольги Алексеевны Козловой, урожденной Барышниковой, — были все основания для его публикации. В альбоме свои записи оставили А.А. Фет, А.Н. Апухтин, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, М.Е. СалтыковЩедрин, И.С. Тургенев.
Европейская литература представлена здесь именами В. Гюго, П. Мериме, отца и сына Дюма. Рядом с «Разбитой вазой» Сюлли Прюдома — два перевода этого стихотворения — А.Н. Апухтина и А.Д. Баратынской. Поэтические и прозаические тексты чередуются с акварелями И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, П.Ф. Соколова и других известных художников. Нотные записи в альбоме — автографы композиторов П.И. Чайковского, Д. Верди, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов. Издание альбома включает, к сожалению, только текстовый материал с приложением списков художественных и музыкальных произведений.
Album de madame Olga Kozlow. Тип. А. Гатцука, 1883. 180 с., 1 л. фотопортрет; 18,3x12,9 см. На рус. и фр. яз. Тираж 40 экз. В коленкоровом изд. пер. Тройной золотой обрез. Форзацы муаровой бумаги
Альбом Ольги Козловой — явление одновременно и уникальное, и как нельзя лучше характеризующие свое время. К 70м годам XIX столетия альбомная культура, расцвет которой приходится на конец XVIII — первую половину XIX века, начала угасать. Альбомы постепенно становились редкостью, а продолжавшиеся традиции мало напоминали то «зеркало души», в котором отражались эстетические пристрастия предшествовавшей эпохи. Дух времени требовал от литературы общественно значимых тем. Неслучайно Н.А. Некрасов поместил в альбом восьмистишье «Вчерашний день, часу в шестом…»
Разворот альбома. Тексты на русском и французском языках идут вперемешку
Показательно, что большинство поэтических текстов альбома представляют собой написанные ранее и опубликованные произведения. Посланий, адресованных непосредственно Ольге Козловой, среди них немного. В этом могло быть повинно не только время, но и светскиповерхностный характер отношений авторов с адресатом.
Ольга Козлова была женой поэта и переводчика Павла Алексеевича Козлова (1841—1891), прославившегося переводом байроновского «Дон Жуана» и романсами «Когда б я знал…» и «Глядя на луч пурпурного заката». Чередуя государственную службу с положением отставного чиновника, Козлов жил в Италии, Франции, Германии, Англии, Испании, Прибалтике, не упуская случая познакомиться с известными писателями, художниками, музыкантами. С середины 1870х годов семья Козловых жила в Петербурге, устраивая у себя литературные обеды. Заполнение альбома хозяйки дома входило в программу светских собраний. Альбом сопровождал Ольгу Алексеевну в путешествиях: записи в нем сделаны в Париже, Брюсселе, Карлсбаде, Сорренто. Неутомимость О.А. Козловой позволила ей собрать уникальную коллекцию автографов, превратив домашний альбом в интереснейший культурный памятник эпохи, а его издание — в библиографическую редкость.
Второе издание альбома вышло в 1889 году в количестве 10 экземпляров. Как и первое, оно открывается фотографическими портретами его владелицы.
Портрет Ольги Козловой
Коронационный сборник (1899 год)
Баварский посланник граф Карл Мой назвал коронацию Николая II, состоявшуюся в 1896 году, «ошеломляющим зрелищем мощи и величия России».
Под стать великолепию самой церемонии и роскошный двухтомный «Коронационный сборник», выпущенный Министерством императорского двора под редакцией В.С. Кривенко. Именно этому изданию, запечатлевшему венчание на царство последнего российского императора, суждено было подвести черту под многовековой традицией церковного освящения власти.
Описание чествования Николая II составляет второй том сборника. В первый же вошли материалы по истории коронационного обряда, заимствованного русскими государями у Византии и впитавшего европейские, прежде всего французские придворные обычаи. Отправной точкой коронационной летописи принято считать венчание на царство Ивана IV Грозного (1547), «чин» которого был разработан митрополитом Макарием по образцу поздневизантийских ритуалов XIV века.
Коронационный сборник с соизволения Его Императорского Величества Государя Императора: В 2-х т. / М-во Императорского двора; Сост. под ред. В.С. Кривенко; Ил. Н. Самокишем, Е. Самокиш-Судковской и С. Васильковским; С прил. воспроизв. с ориг. А. Бенуа, В. Васнецова, К. Лебедева, В. Маковского, И. Репина, А. Рябушкина и В. Серова. СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1899. 44,6x33,3 см. Т. 1. 416 стр., 6 л. табл. Т. 2. 336 стр. Толщина каждого блока — 4,8 см. В двух изд. кожаных пер.: крышки — белая кожа, корешок бежевого цвета. Тройной золотой обрез. Рисунки переплетов, форзацы, титулы, шмуцтитулы, буквицы, заставки, концовки — работы Н.С. Самокиша. Часть тиража вышла в обложке, часть — в более простых переплетах, выполненных по тому же рисунку. Малотиражное подарочное издание
Иллюстрация, отсылающая читателя к истокам коронационного обряда
Вид посеребренных медальонов на верхних крышках
Большое значение коронации придавал Павел I. Он решил установить твердые и непреложные основы престолонаследия, для чего порядок этот закрепил государственным актом. Составленный им закон о порядке престолонаследия Павел во время венчания на царство самолично возложил на жертвенник алтаря Успенского собора. Для своей коронации, символически назначенной на первый день Пасхи (в 1797 году он пришелся на 5 апреля), император заказал новый скипетр со знаменитым Орловским бриллиантом и державу, украшенную драгоценностями.
Официальный характер «Коронационного сборника» не предусматривал включение источников, которые могли бы снизить градус общественного воодушевления. Это главная задача, которую поставили перед его составителями: фольклористом и исследователем древних рукописей Е.В. Барсовым, С.А. Белокуровым и другими историкамифилологами.
Однин из моментов церемонии коронации Николая II
Большой формат, тонированная бумага с тройным золотым обрезом, переплеты из белой кожи с посеребренными медальонами на передних крышках, футляры, обтянутые золотистой тканью, — уже внешний вид двухтомника создает ощущение величественности. Не менее внушителен и перечень художников, принимавших участие в оформлении издания. Переплет, форзацы, титулы, шмуцтитулы, буквицы, заставки и концовки выполнены по эскизам Н.С. Самокиша. Среди авторов многочисленных иллюстраций — А.Н. Бенуа, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов. И по оформлению, и по содержанию, и по ограниченности тиража «Коронационный сборник» принадлежит к числу раритетных изданий российского книгопечатания. Представленный на фото экземпляр происходит из собрания Вячеслава Гавриловича Ульянинского (1878—1916).