Про шрифты с продолжением. Часть 13
Классификация типографских шрифтов (по ГОСТу)
В советское время действовал стандарт на применение гарнитур (ГОСТ 3489.171 — 3489.3872), в рамках которого использовалась классификация, разделяющая шрифты на семь разновидностей:
1) группа рубленых шрифтов;
2) группа шрифтов с едва наметившимися засечками;
3) группа медиевальных шрифтов;
4) группа обыкновенных шрифтов;
5) группа брусковых шрифтов;
6) группа новых малоконтрастных шрифтов;
7) группа дополнительных шрифтов.
Данная классификация не выходила за рамки стандарта, и применять ее в современных условиях нет возможности.
В упомянутом ГОСТе все типографские шрифты разделены на шесть основных групп и одну дополнительную. Такое деление продиктовано непосредственной связью между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованы три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные — переходной, обыкновенные — классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах отличаются гротесковой природой. Контрастные рубленые (например, гарнитура «Центральная») вместе с другими «нарушителями» стандарта оказались за пределами классификации.
Надо понимать, что в рамках стандарта гарнитуры — это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю.
В превращении буквысхемы (графемы) в буквуобраз активно участвуют такие параметры шрифтов, как их насыщенность, плотность, наклон и пр.
По насыщенности шрифты разделяют на светлые, полужирные и жирные (напомню, что речь идет о ГОСТе). Степень насыщенности определяет соотношение толщины штрихов и величины просвета между ними. В среднем эти соотношения характеризуются такими величинами: в светлых шрифтах — 1:6, в полужирных — 1:2, в жирных — 1:1.
Плотность и пропорциональность шрифта образуют отношение ширины букв к их высоте. По этому признаку шрифты бывают нормальными с пропорцией 4:5, узкими — примерно 1:2, широкими — 1:1, а также сверхузкими и сверхширокими.
В печати общеприняты прямостоящие буквы, но они могут быть начертаны и с наклоном или курсивом, имитирующим рукописный стиль письма. Наклонные, курсивные, полужирные и жирные начертания шрифтов придают им выделительную и декоративную функцию.
В настоящее время данная классификация может представлять лишь чисто академический интерес. На практике она никак не используется.
Классификация MS Windows
В терминологии MS Windows глифы могут иметь различный внешний вид (typeface). Операционная система Windows разделяет шрифты на несколько типов, или семейств (font family): Modern, Roman, Swiss, Script, Decorative (см. врезку).
Шрифты семейства Modern имеют одинаковую ширину букв. Таким шрифтом обычно оформляются листинги программ. Шрифты семейства Roman содержат буквы различной ширины, имеющие засечки. Семейство шрифтов Swiss отличается тем, что при переменной ширине буквы они не имеют засечек. Буквы в шрифтах семейства Script как бы написаны от руки. Семейство Decorative содержит глифы в виде знаков, которые по внешним признакам нельзя отнести к предыдущим семействам.
Классификация по системе IBM Classification
Информация о классах и подклассах хранится в области sFamilyClass таблицы OS/2.
Class ID = 0 Нет классификации
Class ID = 1 Oldstyle Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции XVXVII веков, с ярко выраженным диагональным контрастом и плавным переходом от штрихов к засечкам (гуманистическая антиква по исторической классификации).
Subclass ID = 0 : Без классификации
Subclass ID = 1 : Округленный
Subclass ID = 2 : Гаральды (италофранцузская антиква старого стиля)
Subclass ID = 3 : Венецианская
Subclass ID = 4 : Венецианская модифицированная
Subclass ID = 5 : Голландская современная
Subclass ID = 6 : Голландская традиционная
Subclass ID = 7 : Современная
Subclass ID = 8 : Каллиграфическая
Subclass ID = 914 : (reserved for future use)
Subclass ID = 15 : Прочие
Class ID = 2 Transitional Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции XVIIIXIX веков, с выраженным вертикальным контрастом и плавным переходом к засечкам (переходная антиква по исторической классификации).
Subclass ID = 0 : Без классификации
Subclass ID = 1 : Прямолинейная
Subclass ID = 2 : Рукописная
Subclass ID = 314 : (reserved for future use)
Subclass ID = 15 : Прочие
Семейства шрифтов в MS WindowsRoman Шрифты с засечками. Например, «Таймс» или «Бодони». Swiss Рубленые шрифты, имеющие переменную толщину штрихов. Например, «Гельветика» или «Футура». Modern Шрифты, имеющие постоянную толщину штрихов, и все моноширные шрифты. Например, «Курьер». Script Шрифты, имитирующие рукописные. Например, «Декор». Decorative Декоративные шрифты. Например, трафаретные. Dont know Общий тип шрифтов. Используется в том случае, когда информация о шрифте недоступна. |
Class ID = 3 Modern Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции начала XX века, с сильным контрастом и угловым переходом к засечкам (новая антиква (классицистическая) по исторической классификации).
Subclass ID = 0 : Без классификации
Subclass ID = 1 : Итальянская
Subclass ID = 2 : Рукописная
Subclass ID = 314 : (reserved for future use)
Subclass ID = 15 : Прочие
Class ID = 4 Clarendon Serifs
Вариант Oldstyle Serifs и Transitional Serifs со слабым контрастом и гладким переходом к засечкам (группа «кларендон»).
Subclass ID = 0 : Без классификации
Subclass ID = 1 : Кларендон
Subclass ID = 2 : Современная
Subclass ID = 3 : Традиционная
Subclass ID = 4 : Газетная
Subclass ID = 5 : С укороченными засечками
Subclass ID = 6 : Монотонная
Subclass ID = 7 : Машинописная
Subclass ID = 814: (reserved for future use)
Subclass ID = 15 : Прочие
Class ID = 5 Slab Serifs
Характеризуются прямоугольным переходом к засечкам и малым контрастом (группа брусковых шрифтов).
Subclass ID = 0 : Без классификации
Subclass ID = 1 : Монотонная
Subclass ID = 2 : Гуманистическая
Subclass ID = 3 : Геометрическая
Subclass ID = 4 : Швейцарская
Subclass ID = 5 : Машинописная
Subclass ID = 614 : (reserved for future use)
Subclass ID = 15 : Прочие
Class ID = 6 (reserved for future use)
Class ID = 7 Freeform Serifs
Шрифты с засечками, которые трудно отнести к другим типам классификации.
Subclass ID = 0 : Без классификации
Subclass ID = 1 : Модерн
Subclass ID = 214 : (reserved for future use)
Subclass ID = 15 : Прочие
Class ID = 8 Sans Serif
Большинство шрифтов (исключая рукописные и орнаментальные), которые не имеют засечек (рубленые шрифты).
Subclass ID = 0 : Без классификации
Subclass ID = 1 : Новые гротески IBM
Subclass ID = 2 : Гуманистические
Subclass ID = 3 : Геометрические с мелким очком
Subclass ID = 4 : Геометрические с крупным очком
Subclass ID = 5 : Новые гротески
Subclass ID = 6 : Модифицированные новые гротески
Subclass ID = 78 : (reserved for future use)
Subclass ID = 9 : Машинописные
Subclass ID = 10 : Матричные
Subclass ID = 1114 : (reserved for future use)
Subclass ID = 15 : Прочие
Class ID = 9 Ornamentals
Декоративные и сильно стилизованные шрифты, обычно используемые для выделения заголовков.
Subclass ID = 0 : Без классификации
Subclass ID = 1 : Гравированные
Subclass ID = 2 : Средневековые
Subclass ID = 3 : Декоративные
Subclass ID = 4 : Трехмерные
Subclass ID = 514 : (reserved for future use)
Subclass ID = 15 : Прочие
Class ID = 10 Scripts
Большинство шрифтов, имитирующих рукописное написание.
Subclass ID = 0 : Без классификации
Subclass ID = 1 : Унциалы
Subclass ID = 2 : Связная кисть
Subclass ID = 3 : Формально связные
Subclass ID = 4 : Монолинейные связные
Subclass ID = 5 : Каллиграфические
Subclass ID = 6 : Несвязная кисть
Subclass ID = 7 : Формально несвязные
Subclass ID = 8 : Монолинейные несвязные
Subclass ID = 914 : (reserved for future use)
Subclass ID = 15 : Прочие
Class ID = 11 (reserved for future use)
Class ID = 12 Symbolic
Не зависящие от дизайна шрифты, содержащие наборы специальных символов (математических, музыкальных и др.), которые могут использоваться с любым шрифтом.
Subclass ID = 0 : Без классификации
Subclass ID = 12 : (reserved for future use)
Subclass ID = 3 : Смешанные засечки
Subclass ID = 45 : (reserved for future use)
Subclass ID = 6 : Старостильные засечки
Subclass ID = 7 : Неогротесковые
Subclass ID = 814 : (reserved for future use)
Subclass ID = 15 : Прочие
Class ID = 13 Reserved
Class ID = 14 Reserved
No classification
Шрифты, не относящиеся ни к одной из групп. Для таких шрифтов невозможна автоматическая подстановка.
Структура описания PANOSE в шрифтах TrueType выглядит следующим образом:typedef struct tagPANOSE { BYTE bFamilyType; BYTE bSerifStyle; BYTE bWeight; BYTE bProportion; BYTE bContrast; BYTE bStrokeVariation; BYTE bArmStyle; BYTE bLetterform; BYTE bMidline; BYTE bXHeight; } PANOSE, *LPPANOSE; Таблица bfamilytype
Таблица bSerifStyle
Таблица bWeight
Таблица bProportion
Таблица bContrast
Таблица bStrokeVariation
Таблица bArmStyle
Таблица bLetterform
Таблица bMidline
Таблица bXHeight
|
Система описания шрифтов PANOSE
Разработанная фирмой ElseWare, система классификации шрифтов PANOSE, в отличие от перечисленных систем, оперирует не описательными характеристиками дизайна всего шрифта, а отдельными, наиболее важными параметрами символов. Такой подход обеспечивает большую гибкость при описании шрифтов, позволяет производить более точную их подстановку и даже дает возможность автоматически синтезировать недостающие шрифты (что и реализовано в технологии InfiniFont той же фирмы).
Установки PANOSE в шрифтовом редакторе FontCreator 5.5
В системе PANOSE шрифты описываются по десяти параметрам с образованием набора из десяти цифр, однозначно представляющего все детали внешнего вида символов:
1. FAMILY (гарнитура) — определяет тип шрифта:
- Any | Не определено (0);
- No Fit | Нет подходящего значения (1);
- Latin Text and Display | Латинская текстовая и непечатаемые символы (2);
- Latin Script | Латинская рукописная (3);
- Latin Decorative | Латинская декоративная (4);
- Latin Pictorial | Латинская иллюстративная (5).
2. SERIF (засечки) — определяет форму засечек:
- Any | Не определено (0);
- No Fit | Нет подходящего значения (1);
- Cove | Куполообразный (2);
- Obtuse Cove | Куполообразный тупоугольный (3);
- Square Cove | Граненый куполообразный (4);
- Obtuse Square Cove | Граненый куполообразный тупоугольный (5);
- Square | Прямоугольный (6);
- Thin | Нитевидный (7);
- Bone | Шипообразный (8);
- Exaggerated | Резко расширяющийся (9);
- Triangle | Треугольный (10);
- Normal Sans | Нормальный (11);
- Obtuse Sans | Тупоугольный (12);
- Perp Sans | Крутой или перпендикулярный (13);
- Flared | Расширяющийся (14);
- Rounded | Закругленный (15).
3. WEIGHT (насыщенность) — определяет насыщенность шрифта:
- Any | Не определено (0);
- No Fit | Нет подходящего значения (1);
- Very Light | Сверхсветлое начертание (2);
- Light | Светлое начертание (3);
- Thin | Тонкое начертание (4);
- Book | Нормальное начертание (5);
- Medium | Среднее начертание (6);
- Demi | Полужирное начертание (7);
- Bold | Жирное начертание (8);
- Heavy | Тяжелое начертание (9);
- Black | Сверхжирное начертание (10);
- Extra Black | Сверхжирное начертание (11).
4. PROPORTION (пропорции) — определяет пропорциональность символов шрифта:
- Any | Не определено (0);
- No Fit | Нет подходящего значения (1);
- Old Style | Минускульный, старый стиль (2);
- Modern | Современный (3);
- Even Width | Пропорциональный (4);
- Expanded | Широкий (5);
- Condensed | Узкий (6);
- Very Expanded | Сверхширокий (7);
- Very Condensed | Сверхузкий (8);
- Monospaced | Моноширинный (9).
5. CONTRAST (контраст) — определяет контраст шрифта:
- Any | Не определено (0);
- No Fit | Нет подходящего значения (1);
- None | Неконтрастный (2);
- Very Low | Ультранизкая контрастность (3);
- Low | Сверхмалоконтрастный (4);
- Medium Low | Малоконтрастный (5);
- Medium | Контрастный (6);
- Medium High | Высококонтрастный (7);
- High | Сверхвысококонтрастный (8);
- Very High | Ультравысококонтрастный (9).
6. STROKE (штрих) — определяет форму штрихов:
- Any | Не определено (0);
- No Fit | Нет подходящего значения (1);
- No Variation | Без вариаций (2);
- Gradual/Diogonal | С плавными вариациями/диагональными (3);
- Gradual/Transitional | С плавными вариациями/промежуточными (4);
- Gradual/Vertical | С плавными вариациями/вертикальными (5);
- Gradual/Horisontal | С плавными вариациями/горизонтальными (6);
- Rapid/Vertical | С резкими вариациями/вертикальными (7);
- Rapid/Horisontal | С резкими вариациями/горизонтальными (8);
- Instant/Vertical | С мгновенными вариациями/вертикальными (9);
- Instant/Horizontal | С мгновенными вариациями/горизонтальными (10).
7. ARM (росчерк) — определяет форму росчерков:
- Any | Не определено (0);
- No Fit | Нет подходящего значения (1);
- Straight Arms/Horisontal | Прямые росчерки/горизонтальные (2);
- Straight Arms/Wedge | Прямые росчерки/клинообразные (3);
- Straight Arms/Vertical | Прямые росчерки/вертикальные (4);
- Straight Arms/Single Serif | Прямые росчерки/с одной засечкой (5);
- Straight Arms/Double Serif | Прямые росчерки/с двумя засечками (6);
- NonStraight/Horisontal | Непрямые росчерки/горизонтальные (7);
- NonStraight/Wedge | Непрямые росчерки/клинообразные (8);
- NonStraight/Vertical | Непрямые росчерки/вертикальные (9);
- NonStraight/Single Serif | Непрямые росчерки/с одной засечкой (10);
- NonStraight/Double Serif | Непрямые росчерки/с двумя засечками (11).
8. LETTERFORM (форма символа) — определяет общую форму символов:
- Any | Не определено (0);
- No Fit | Нет подходящего значения (1);
- Normal/Contact | Нормальная/непрерывная (2);
- Normal/Weighted | Нормальная/насыщенная (3);
- Normal/Boxed | Нормальная/блочная (4);
- Normal/Flattened | Нормальная/расширяющаяся (5);
- Normal/Rounded | Нормальная/закругленная (6);
- Normal/Off Center | Нормальная/децентрированная (7);
- Normal/Square | Нормальная/прямоугольная (8);
- Oblique/Contact | Наклонная/непрерывная (9);
- Oblique/Weighted | Наклонная/насыщенная (10);
- Oblique/Boxed | Наклонная/блочная (11);
- Oblique/Flattened | Наклонная/расширяющаяся (12);
- Oblique/Rounded | Наклонная/закругленная (13);
- Oblique/Off Center | Наклонная/децентрированная (14);
- Oblique/Square | Наклонная/прямоугольная (15).
9. MIDLINE (средняя линия) — определяет положение средней линии:
- Any | Не определено (0);
- No Fit | Нет подходящего значения (1);
- Standart/Trimmed | Стандартная/укороченная (2);
- Standart/Pointed | Стандартная/заостренная (3);
- Standart/Serifed | Стандартная/с засечкой (4);
- High/Trimmed | Завышенная/укороченная (5);
- High/Pointed | Завышенная/заостренная (6);
- High/Serifed | Завышенная/с засечкой (7);
- Constant/Trimmed | Постоянная/укороченная (8);
- Constant/Pointed | Постоянная/заостренная (9);
- Constant/Serifed | Постоянная/с засечкой (10);
- Low/Trimmed | Заниженная/укороченная (11);
- Low/Pointed | Заниженная/заостренная (12);
- Low/Serifed | Заниженная/с засечкой (13).
10. XHEIGHT (строчные) — определяет соотношение высот строчных и прописных букв:
- Any | Не определено (0);
- No Fit | Нет подходящего значения (1);
- Constant/Small | Постоянной высоты/маленькие (2);
- Constant/Standard | Постоянной высоты/стандартные (3);
- Constant/Large | Постоянной высоты/большие (4);
- Ducking/Small | Непостоянной высоты/маленькие (5);
- Ducking/Standard | Непостоянной высоты/стандартные (6);
- Ducking/Large | Непостоянной высоты/большие (7).
Каждому значению параметра соответствует определенное число, которое сохраняется вместе со шрифтом и в дальнейшем служит основой для подстановки шрифтов. Например, набору значений 2 2 6 3 6 5 5 2 3 4 в системе PANOSE соответствует шрифт «Таймс»: наборный шрифт (2), имеющий засечки, плавно соединяющиеся со штрихами (2), светлым по насыщенности (6), имеющий классические пропорции (3), невысокий контраст (6), боковой наплыв в округлых знаках (5), односторонние вертикальные засечки (5), обычную форму символов (2), обычное положение средней линии (3), стандартное соотношение высоты прописных и строчных букв (4).
PANOSE 1.0 поддерживается форматом TrueType (см. врезку) для латиницы. Type 1шрифты никак не поддерживают данную систему.
PANOSE 2 представляет собой описание процедуры сопоставления и более тщательной классификации шрифтов, которая не ограничивается только латинскими шрифтами. Например, можно сравнить характеристики засечек и штриховых окончаний букв латинского и японского начертаний соответственно.
Значения PANOSE 2 не поддерживаются ни одним из известных форматов шрифтов.
Слово PANOSE представляет шесть групп латинского алфавита. Бен Бауермайстер, изобретатель системы и основатель ElseWare Corporation, поделил алфавит на шесть частей: круглые буквы (O C Q G), полукруглые (S U), четвертькруглые (D B P R J), квадратные (H N X K M), полуквадратные (E F T L Y) и диагональные (A V W Y). После чего он выбрал по одной букве из каждой группы и составил их так, чтобы получилось благозвучное, по его мнению, слово (Паносос — погречески означает «всесвятой»).
При подготовке обзора использовались материалы сайтов фирм «ПараТайп», ProDTP.ru, IBM и Microsoft.