Оформить книгу с авангардом
На примерах двух книжных изданий попытаюсь вернуть читателей в 20-е годы прошлого века. Тогда у Страны Советов появились свои поэты, которые должны были не только читать свои стихи на красных митингах, но и заниматься их книжным оформлением.
Для издания революционных книг требовались новые подходы. В самом деле, использовать для обложки дорогой и тяжелый кожаный переплет, серебряные застежки, бархат или парчу и прочее, как при царском режиме, было уже невозможно.
Книги для народа должны были иметь небольшой «боевой» формат, массовые тиражи и понятный даже для неграмотного изобразительный ряд (см. первый пример).
Тем не менее руководители Советского Союза могли заказать и большие альбомные издания со своими не вполне традиционными портретами, правда уже не для народных масс, а для представления страны за рубежом (см. второй пример).
Пример 1. «Про это» Владимира Маяковского (1923 год)
Поэма «Про это» Владимира Маяковского (1893 — 1930) посвящена Лиле Юрьевне Брик (1891—1978). Поэт познакомился с Л.Ю. Брик в июле 1915 года. В 1922м в их отношениях наступил кризис. Лиля Юрьевна настояла на том, чтобы в течение двух месяцев они не виделись. Она писала в Париж своей сестре 6 февраля 1923 года: «Мне в такой степени опостылели Володины халтура, карты и пр., пр., что попросила его два месяца не бывать у нас и обдумать, как он дошел до жизни такой. Если он увидит, что овчинка стоит выделки, то через два месяца я опять приму его. Прошло уже два месяца: он днем и ночью ходит под моими окнами, нигде не бывает и написал лирическую поэму в 1300 строк!» Такова история написания поэмы «Про это».
Сам Маяковский говорил о поэме: «Это для меня, пожалуй, и для всех других вещь наиболее большей и наилучшей обработки». В 1923 году поэма «Про это» была отпечатана тиражом 3 тыс. экземпляров. Оформил книгу Александр Михайлович Родченко (1891—1956).
Маяковский В.В. Про это/Фотомонтаж обл. и ил. А.М. Родченко; Фот. Вассермана, Капустянского, Штеренберга. М.; Пг.: Гос. изд., 1923. 43 с., 8 л. ил.; 23,15Ѕ15,9 см. Тираж 3000 экз. В изд. ил. печат. обл.
Один из разворотов издания
В.В. Маяковский и А.М. Родченко познакомились в 1920 году на проходившей в Москве XIX Государственной выставке, где художник выставлял 57 своих работ. Пришедший на вернисаж Маяковский подошел к Родченко, представился и сам представил ему Лилю Брик. С той поры они стали друзьями. Родченко присутствовал при первом публичном чтении «Про это» на квартире у Бриков. Александр Михайлович вспоминал, что Маяковский читал с невероятным подъемом. Уже тогда он высказал пожелание, чтобы иллюстрировал поэму именно Родченко. Художник подготовил для книги 12 фотомонтажей: обложку и 11 листовых иллюстраций, однако в печать пошли только восемь из них. В 1923 году Родченко еще не занимался фотографией и поэтому использовал в коллажах уже готовый печатный материал — вырезки из газет и журналов, а также серию портретов Маяковского и Лили Брик, специально выполненную фотохудожником Абрамом Штеренбергом. Поэма «Про это» стала первой книгой, проиллюстрированной фотомонтажами, именно с нее начинается новая эра в книжном оформительском искусстве.
Издание поэмы 1923 года состоит из трех сшитых тетрадей, между четверками страниц которых за один край вклеены иллюстрации. При том что тираж довольнотаки большой, низкое качество плотной обложечной бумаги сделало экземпляры в хорошей сохранности практически ненаходимыми. Но даже рассыпающаяся обложка не умалит радости истинного знатока от встречи с книгой, считающейся одной из визитных карточек русского авангарда.
Представляемый экземпляр имеет издательскую обложку без утрат, а общее его состояние может быть охарактеризовано как превосходное.
Пример 2. «Семнадцать портретов» Юрия Анненкова (1926 год)
Портрет являлся одним из излюбленных жанров русского художника Юрия Анненкова (1889 — 1974). Еще в предреволюционные годы он начал создавать обширную галерею живописных и графических портретов современников. В ту пору его моделями стали люди искусства: А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, С.А. Есенин, А.М. Горький, А.М. Ремизов…
Пример фотомонтажа Александра Родченко
Анненков Ю.П. Семнадцать портретов/Предисл. А.В. Луначарского. М.; Л.: Гос. изд., 1926. 1 отд. л. — титул, 1 отд. л. —предисловие, 17 отд. л. — портреты, из них 3 — в цвете, все — под кальками с отпечатанными фамилиями изображенных; 56Ѕ49 см. В изд. папке с отпечатанным золотой краской названием
После февраля 1917го эту галерею пополнило изображение А.Ф. Керенского, а какоето время спустя — портреты В.И. Ленина (один из них получил первую премию на Всесоюзном конкурсе 1924 года) и других вождей большевистской партии, советского правительства и Красной Армии.
Один из талантливейших художников левого искусства, умело сочетавший в своем творчестве конструктивизм и реализм, Анненков был призван и обласкан новой властью. Перед ним отворялись самые охраняемые двери: Ленина он портретировал в Кремле, всесильного Троцкого — в здании Реввоенсовета. Там же ему позировал заместитель Троцкого — Эфраим Склянский. Часть этих работ вошла в альбом «Портреты» (Петроград, 1922).
Черно-белый портрет Л. Троцкого
Цветной портрет Г. Зиновьева
В 1924 году Анненков выехал на Запад для организации советских павильонов на международных выставках в Венеции и Париже и решил остаться во Франции. Однако окончательный разрыв с Советской Россией оформился не сразу, свидетельством чему служит выпущенный Государственным издательством (ГИЗ) альбом «Семнадцать портретов».
Альбом содержал два портрета Л. Троцкого, четыре портрета Г. Зиновьева и по одному портрету Вс. Мейерхольда, К. Радека, В. АнтоноваОвсеенко, Э. Склянского, К. Ворошилова, В. Зофа, Н. Муралова, А. Енукидзе, М. Роя, а также А. Луначарского.
Лучше всего об этом издании рассказал сам Анненков в замечательной книге мемуаров «Дневник моих встреч. Цикл трагедий»: «В выпущенном Государственным издательством в 1926 году огромном (56Ѕ49 см) и прекрасно отпечатанном альбоме Анатолий Луначарский (тогда — народный комиссар просвещения) писал в своем предисловии к этой книге: “Талант Юрия Анненкова и неподражаемая техника ГИЗа преподносят не одному нашему поколению такой прекрасный подарок”. Оптимизм наивного Анатолия Васильевича, увы, не оправдался. В 1928 году по приказу Сталина этот альбом был изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний, за исключением страницы с портретом К. Ворошилова, ставшего сталинским приверженцем.
До следующих поколений мой альбом не дошел. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме, АнтоновОвсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян, Склянский погиб при странных обстоятельствах, Зоф расстрелян, Муралов расстрелян, Енукидзе расстрелян…
Черно-белый портрет Вс. Мейерхольда
Черно-белый портрет К. Ворошилова
Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже, через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил знакомым. Пятый же экземпляр сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году, сразу после десталинизации, приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом».
Возможно, именно этот пятый авторский экземпляр был продан наследниками художника на аукционе Sotheby’s в мае 2002 года.