КомпьюАрт

4 - 2011

Оформить книгу с авангардом

Алексей Венгеров Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

На примерах двух книжных изданий попытаюсь вернуть читателей в 20-е годы прошлого века. Тогда у Страны Советов появились свои поэты, которые должны были не только читать свои стихи на красных митингах, но и заниматься их книжным оформлением.
Для издания революционных книг требовались новые подходы. В самом деле, использовать для обложки дорогой и тяжелый кожаный переплет, серебряные застежки, бархат или парчу и прочее, как при царском режиме, было уже невозможно.
Книги для народа должны были иметь небольшой «боевой» формат, массовые тиражи и понятный даже для неграмотного изобразительный ряд (см. первый пример).
Тем не менее руководители Советского Союза могли заказать и большие альбомные издания со своими не вполне традиционными портретами, правда уже не для народных масс, а для представления страны за рубежом (см. второй пример).

Пример 1. «Про это» Владимира Маяковского (1923 год)

Поэма «Про это» Владимира Маяковского (1893 — 1930) посвящена Лиле Юрьевне Брик (1891—1978). Поэт познакомился с Л.Ю. Брик в июле 1915 года. В 1922­м в их отношениях наступил кризис. Лиля Юрьевна настояла на том, чтобы в течение двух месяцев они не виделись. Она писала в Париж своей сестре 6 февраля 1923 года: «Мне в такой степени опостылели Володины халтура, карты и пр., пр., что попросила его два месяца не бывать у нас и обдумать, как он дошел до жизни такой. Если он увидит, что овчинка стоит выделки, то через два месяца я опять приму его. Прошло уже два месяца: он днем и ночью ходит под моими окнами, нигде не бывает и написал лирическую поэму в 1300 строк!» Такова история написания поэмы «Про это».

Сам Маяковский говорил о поэме: «Это для меня, пожалуй, и для всех других вещь наиболее большей и наилучшей обработки». В 1923 году поэма «Про это» была отпечатана тиражом 3 тыс. экземпляров. Оформил книгу Александр Михайлович Родченко (1891—1956).

Маяковский В.В. Про это/Фотомонтаж обл. и ил. А.М.  Родченко; Фот. Вассермана, Капустянского, Штеренберга. М.; Пг.: Гос. изд., 1923. 43 с., 8 л. ил.; 23,15Ѕ15,9 см. Тираж 3000 экз. В изд. ил. печат. обл.

Маяковский В.В. Про это/Фотомонтаж обл. и ил. А.М.  Родченко; Фот. Вассермана, Капустянского, Штеренберга. М.; Пг.: Гос. изд., 1923. 43 с., 8 л. ил.; 23,15Ѕ15,9 см. Тираж 3000 экз. В изд. ил. печат. обл.

Один из разворотов издания

Один из разворотов издания

В.В. Маяковский и А.М. Родченко познакомились в 1920 году на проходившей в Москве XIX Государственной выставке, где художник выставлял 57 своих работ. Пришедший на вернисаж Маяковский подошел к Родченко, представился и сам представил ему Лилю Брик. С той поры они стали друзьями. Родченко присутствовал при первом публичном чтении «Про это» на квартире у Бриков. Александр Михайлович вспоминал, что Маяковский читал с невероятным подъемом. Уже тогда он высказал пожелание, чтобы иллюстрировал поэму именно Родченко. Художник подготовил для книги 12 фотомонтажей: обложку и 11 листовых иллюстраций, однако в печать пошли только восемь из них. В 1923 году Родченко еще не занимался фотографией и поэтому использовал в коллажах уже готовый печатный материал — вырезки из газет и журналов, а также серию портретов Маяковского и Лили Брик, специально выполненную фотохудожником Абрамом Штеренбергом. Поэма «Про это» стала первой книгой, проиллюстрированной фотомонтажами, именно с нее начинается новая эра в книжном оформительском искусстве.

Издание поэмы 1923 года состоит из трех сшитых тетрадей, между четверками страниц которых за один край вклеены иллюстрации. При том что тираж довольно­таки большой, низкое качество плотной обложечной бумаги сделало экземпляры в хорошей сохранности практически ненаходимыми. Но даже рассыпающаяся обложка не умалит радости истинного знатока от встречи с книгой, считающейся одной из визитных карточек русского авангарда.

Представляемый экземпляр имеет издательскую обложку без утрат, а общее его состояние может быть охарактеризовано как превосходное.

Пример 2. «Семнадцать портретов» Юрия Анненкова (1926 год)

Портрет являлся одним из излюбленных жанров русского художника Юрия Анненкова (1889 — 1974). Еще в предреволюционные годы он начал создавать обширную галерею живописных и графических портретов современников. В ту пору его моделями стали люди искусства: А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, С.А. Есенин, А.М. Горький, А.М. Ремизов…

Пример фотомонтажа Александра Родченко

Пример фотомонтажа Александра Родченко

Анненков Ю.П. Семнадцать портретов/Предисл. А.В. Луначарского. М.; Л.: Гос. изд., 1926. 1 отд. л. — титул, 1 отд. л. —предисловие, 17 отд. л. — портреты,

Анненков Ю.П. Семнадцать портретов/Предисл. А.В. Луначарского. М.; Л.: Гос. изд., 1926. 1 отд. л. — титул, 1 отд. л. —предисловие, 17 отд. л. — портреты, из них 3 — в цвете, все — под кальками с отпечатанными фамилиями изображенных; 56Ѕ49 см. В изд. папке с отпечатанным золотой краской названием

После февраля 1917­го эту галерею пополнило изображение А.Ф. Керенского, а какое­то время спустя — портреты В.И. Ленина (один из них получил первую премию на Всесоюзном конкурсе 1924 года) и других вождей большевистской партии, советского правительства и Красной Армии.

Один из талантливейших художников левого искусства, умело сочетавший в своем творчестве конструктивизм и реализм, Анненков был призван и обласкан новой властью. Перед ним отворялись самые охраняемые двери: Ленина он портретировал в Кремле, всесильного Троцкого — в здании Реввоенсовета. Там же ему позировал заместитель Троцкого — Эфраим Склянский. Часть этих работ вошла в альбом «Портреты» (Петроград, 1922).

Черно-белый портрет Л. Троцкого

Черно-белый портрет Л. Троцкого

Цветной портрет Г. Зиновьева

Цветной портрет Г. Зиновьева

В 1924 году Анненков выехал на Запад для организации советских павильонов на международных выставках в Венеции и Париже и решил остаться во Франции. Однако окончательный разрыв с Советской Россией оформился не сразу, свидетельством чему служит выпущенный Государственным издательством (ГИЗ) альбом «Семнадцать портретов».

Альбом содержал два портрета Л. Троцкого, четыре портрета Г. Зиновьева и по одному портрету Вс. Мейерхольда, К. Радека, В. Антонова­Овсеенко, Э. Склянского, К. Ворошилова, В. Зофа, Н. Муралова, А. Енукидзе, М. Роя, а также А. Луначарского.

Лучше всего об этом издании рассказал сам Анненков в замечательной книге мемуаров «Дневник моих встреч. Цикл трагедий»: «В выпущенном Государственным издательством в 1926 году огромном (56Ѕ49 см) и прекрасно отпечатанном альбоме Анатолий Луначарский (тогда — народный комиссар просвещения) писал в своем предисловии к этой книге: “Талант Юрия Анненкова и неподражаемая техника ГИЗа преподносят не одному нашему поколению такой прекрасный подарок”. Оптимизм наивного Анатолия Васильевича, увы, не оправдался. В 1928 году по приказу Сталина этот альбом был изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний, за исключением страницы с портретом К. Ворошилова, ставшего сталинским приверженцем.

До следующих поколений мой альбом не дошел. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме, Антонов­Овсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян, Склянский погиб при странных обстоятельствах, Зоф расстрелян, Муралов расстрелян, Енукидзе расстрелян…

Черно-белый портрет Вс. Мейерхольда

Черно-белый портрет Вс. Мейерхольда

Черно-белый портрет К. Ворошилова

Черно-белый портрет К. Ворошилова

Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже, через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил знакомым. Пятый же экземпляр сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году, сразу после десталинизации, приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом».

Возможно, именно этот пятый авторский экземпляр был продан наследниками художника на аукционе Sotheby’s в мае 2002 года. 

КомпьюАрт 4'2011

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства