КомпьюАрт

5 - 2011

Год планшетов, или Издательство на ладони

Александр Шмаков

Веб 2.0, или Вторая волна

Очередное будущее печати

Инструменты виртуальных печатен

«Открытый» формат WoodWing

Классика от Adobe

Запоздавший экспресс Quark

Издательский подход

Слухи о смерти бумажной прессы несколько преувеличены? Смотря как к ним относиться. Мало кто согласится с тем, что с приходом цифровых технологий умерла фотография. Стали меньше снимать на пленку? Да. Но стало ли меньше настоящих фотографов? Так же и с прессой — от того, что совокупное количество зарегистрированных пользователей различных сетей и сервисов скоро превысит (если еще не превысило) население Земли, журналистов больше не стало (стало ли меньше читателей изданий на бумаге — другой вопрос). Понятно, что иные блоггеры на голову выше многих работников пера, но также ясно и то, что в основной массе журналистами их не назовешь. Как, впрочем, не всякий обладатель «мыльницы» (и даже самой что ни на есть профессиональной зеркалки) — фотограф.

Чем отличается пресса от хаотичного блоггерства?  Периодичностью, предсказуемостью (читатель знает, чего ожидать), стабильным набором авторов и тем, уровнем подготовки материалов и т.д. Всего этого ожидает читатель и от новой генерации журналов, которые теперь ориентированы на планшетные устройства — iPad, BlackBerry PlayBook, Motorola Xoom, Samsung Galaxy Tab, HP TouchPad и подобные им гаджеты.

Веб 2.0, или Вторая волна

C появлением планшетных устройств и систем дистрибьюции платного контента всё больше издателей обращают взгляд на новый рынок. Волна, как водится, пошла с Запада. В конце года свой журнал для iPad под названием Project шумно запустил основатель британской корпорации Virgin Ричард Брэнсон. Уже не первый день для iPad выпускаются мультимедийные версии таких изданий, как Wired, Esquire, GQ, New Yorker. Сообщил о выпуске специальной версии Playboy и Хефнер. Более того, запущена первая ежедневная газета, которая будет выходить исключительно на iPad. Это детище медийного магната Руперта Мердока под незатейливым названием The Daily уже в первые недели после запуска набрало более 200 тыс. подписчиков в США. Справедливости ради отметим, что эта тестовая подписка была бесплатной. В то же время бизнесмен отказался от работы над проектом Alesia, который задумывался как платная альтернатива свободному агрегатору новостей Google News. Проект предусматривал объединение контента всех изданий News Corporation и его дистрибьюцию на мобильные устройства, в том числе на планшеты. Проект обошелся не менее чем в 30 млн долл. Тем не менее Мердок оптимистичен, как никогда: «Наша целевая аудитория — это 15 млн владельцев iPad».

Схема управления интерфейсом и страница журнала Project на экране iPad

Схема управления интерфейсом и страница журнала Project на экране iPad

Схема управления интерфейсом и страница журнала Project на экране iPad

Не сильно отстают и российские коллеги. Первопроходцем стало РИА «Новости», вслед поспешили Men’s Health, Cosmopolitan и др. К слову, Cosmo за год выпуска электронного приложения планирует набрать в России около 12 тыс. подписчиков. Запомним эту цифру и вернемся к ней позже.

Интерфейс ежедневной цифровой газеты The Daily

Интерфейс ежедневной цифровой газеты The Daily

Всё, что нужно для производства электронных изданий в техническом плане, уже есть — это WoodWing Digital Magazine Tools и Adobe Digital Publishing Solution (вот­вот и Quark выпустит App Studio), и они же предложат средства для публикации в HTML 5. Вопрос в другом — в качественном содержании, актуальности его для подписчиков в различных регионах и готовности издателей к новым экспериментам с производством и продажей цифрового контента. Прежде чем перейти к рассмотрению инструментов для создания электронных публикаций, попробуем разобраться в том, чем издание для планшета принципиально отличается от всего, что было ранее, и насколько.

Так выглядят цифровые книжные полки виртуальных газетных киосков на iPad

Так выглядят цифровые книжные полки виртуальных газетных киосков на iPad

Что помимо мобильности предлагает нам планшет? Интерактивность, качественное отображение по сравнению, скажем, с мобильным телефоном и вместе с тем практически тот же функционал, что доступен на «обычном» компьютере. А многим ли отличается цифровой журнал для планшета от интерактивного издания в формате PDF, Flash или HTML? С точки зрения возможностей формата, за исключением «чувствительного» управления непосредственно с экрана, не многим, но существенным. Так почему, если первая волна электронных журналов eZine не принесла издателям долгожданной эволюции, мы ждем ее с приходом iPad и ему подобных? Один раз мыльный пузырь доткомов лопнул (не он ли был последним звонком перед разразившимся кризисом виртуальной экономики?), чего ждать издателям от вложений в цифровое издательство? Здесь мы,  возможно, переходим к самому важному.

В начало В начало

Очередное будущее печати

На выставке IPEX­2010 Колин Томпсон (компания Cavendish) отметил в своем докладе, посвященном цифровым медиа,  что число пользователей iPod за три года достигло 50 млн человек, и представил следующий прогноз агентства. Распределение общего объема информации между печатной и электронной формой ее представления к 2025 году составит 35 и 65% соответственно. Сравните с примерным паритетом в прошлом году и с 70 против 30% — в 1998­м. Томпсон не одинок в своих прогнозах. Так, футуролог Росс Доусон под конец прошлого года опубликовал график ухода прессы с карты мира (www.futureexploration.net/Newspaper_Extinction_Timeline.pdf).

По мнению Доусона, печатная пресса практически утратит свое значение в США в 2017­м, в Англии — в 2019­м, в Канаде и Норвегии — в 2020­м и т.д. А вот российским печатным изданиям повезет, согласно прогнозу, больше: они находятся в одном ряду с турецкими, мексиканскими и монгольскими и просуществуют до 2036 года. Подробнее — на сайте журнала «Форбс» (www.forbes.ru/tehno­opinion/budushchee/64113­chto­delat­segodnya­esli­gazety­umrut­zavtra).

Еще пример? Editor&Publisher — журнал о медиабизнесе, который некоторые называют Библией американской медиаотрасли, — полностью открыл доступ к своему сайту. Издание сообщило, что прекращает взимать плату за доступ, чтобы позволить как можно большему количеству посетителей просматривать «эксклюзивный контент». В связи с этим приведем мнение председателя правления АРПП Александра Оськина: «Совершенно очевидно, что издательский контент продается в Интернете крайне плохо, исследования западных консалтинговых групп показывают, что потребитель готов платить от 3 до 15 евро в месяц за доступ к конкретному информационному ресурсу (сайту) с полным информационным сервисом. Это, безусловно, очень небольшие деньги, рекламодатель не доверяет интернет­СМИ и не ломится туда со своей рекламой в силу непредсказуемости результативности публикации.

Современный издатель, привыкший к крупным тиражам и большим рекламным доходам, откровенно пасует перед натиском Интернета, не знает, что делать. Ошибки через прямое перенесение изданий в Интернет приводят к издательскому каннибализму, к неудачам печатной и электронной версий одновременно.

Руперт Мердок, располагая большими финансовыми возможностями, ставит эксперименты, значимые для всего медиасообщества планеты. Тут имеют значение и победы и поражения, поэтому можно предположить, что эксперименты Мердока обречены на успех. Каким он будет — сказать трудно, но некоторые предположения можно сделать: издателей станет гораздо меньше, будет развиваться практика индивидуальных газет в одном экземпляре, реклама будет распространяться в большей степени по социальным сетям с помощью технологий гипертаргетирования. Медиабизнесу, если он хочет выжить, предстоит освоить также технологию веб­волны в социальных сетях, научиться пользоваться агрегаторами и роботами в своих интересах в Сети. Словом, или измениться, или погибнуть».

Так в чём же эти незаметные на первый взгляд, но существенные отличия новых медиа? В возможности представлять именно ту информацию, которая необходима конкретному потребителю в данное время и в определенном месте. В воздействии максимально доступным спектром средств, за исключением запахов, вкусов, тактильных ощущений и т.п. (но это сегодня). Дизайн здесь крайне важен, он должен быть практически осязаемым, и каждое действие может сопровождаться не только зрительным, но и звуковым событием и буквально требовать активного отклика пользователя.

Новые медиа приносят не только новую модель восприятия и активного взаимодействия (диалога), но и новую модель дистрибьюции. Планшетные издания позволяют включать видео, интерактивные карты, 3D­галереи, аудиокомментарии, круговые панорамы, игры, интегрировать социальные сервисы: читатель (посетитель?) может переслать материал другу, похвалить статью в Facebook или Twitter, сразу написать отзыв. Каждый рекламный блок может иметь прямую ссылку на веб­cайт и активную визитку со всей необходимой контактной информацией и QR­кодом для простого занесения контакта в телефон. Каждый товар может быть снабжен ссылкой на галерею и любую дополнительную информацию, отзывами клиентов и возможностью получить мгновенную скидку, а пользователь может мгновенно заказать и даже оплатить товар. Не стоит забывать и о возможности геотаргетинга рекламных объявлений, и о более тонких персонализированных посылах при помощи онлайн­аналитики и маркетинга. Содержание и представление ограничены только фантазией заказчика, издателя и медиадизайнера.

В начало В начало

Инструменты виртуальных печатен

Перевод изданий в цифровую форму начался, можно сказать, с появлением систем DTP. Примерно в одно и то же время были модными платный доступ к закрытым разделам сайтов и продажа PDF­версий. Последнее относилось (и относится сейчас, достаточно вспомнить Seybold) к узкоспециализированным изданиям и публикациям. Широкой популярности у массовых пользователей платные (да и бесплатные) PDF не приобрели, и следующей попыткой популяризации «железных» страниц стал Flash.

Сервисы росли как грибы. Достаточно вспомнить Issue. Заняться дистрибьюцией печатного контента, облачив его в несложную флэш­обертку, были не прочь многие. Да и сейчас эти услуги еще предлагаются. Безусловно, Flash имеет определенные плюсы, но и война Джобса с флэш­мельницами имела под собой основания и, что немаловажно, принесла свои результаты.

Напомним, что Apple активно противодействовала проникновению Flash на свою платформу. Джобс настаивал на том, что открытость Flash­технологии эфемерна, на самом деле она является стопроцентно проприетарной разработкой Adobe. Другие доводы против Flash — это проблемы с безопасностью, быстродействием и стабильностью работы и, наконец, отсутствие поддержки multitouch­жестов. Но основная причина была в том, что Adobe продвигала Flash как идеальный инструмент для создания кроссплатформенных приложений, а отнюдь  не идеальных программ для iPhone OS.

Евангелист Adobe Дуэйн Никол в интервью O`Reilly на конференции Web 2.0 Expo реагировал довольно спокойно: «Продвижение Flash и HTML5 в сторону мобильных разработок будет происходить так же, как и в Интернете в целом. Adobe позволяет разработчикам использовать те средства, которые им больше по душе. Flash­платформа безусловно представляет интерес для мобильных разработок, и единственной помехой является то, что она не работает на iOS­устройствах. В любом случае выбор остается за потребителем. Millennial Media недавно опубликовала данные, что телефоны на базе Android составили 46% рекламного трафика в их сети, в то время как устройства от Apple — лишь 32%. Android­устройства, которые уже с версии 2.2 поддерживают Flash, являются вторыми по популярности и станут еще более популярными. Так же развивается и рынок планшетов. Компания Research in Motion (RIM), устройства которой поддерживают и HTML5 и Flash Player, активно развивается в этом направлении, несмотря на лидерство Apple в данной области». Действительно, если посмотреть на каталог приложений BlackBerry, Chrome или Amazon Android Apps, то можно увидеть, что отнюдь не «эпплом единым»…

Так или иначе, но в результате Adobe выпустила приложение, которое позволяет конвертировать (хотя и не без потерь)  Flash в HTML5 для мобильных устройств на базе iOS. Программа называется Wallabe, благодаря ей графика и анимация в файлах Adobe Flash практически в один клик превращаются в контент HTML5, который может редактироваться вручную или с помощью специальных приложений.

В итоге появились все необходимые инструменты, а заодно и сервисы по публикации журнального контента в мультимедийные форматы, использующие преимущества планшетов. Многие из сервисов осуществляют и функции «газетного киоска». Этакая цифровая типография и продавец в одном лице. Сейчас многие предлагают услуги по конвертации изданий в планшетный вид,  благо SDK для  разработчиков у Apple (iOS) и Google (Android) доступны. А теперь подоспели и специализированные пакеты. Впрочем, «подоспели» не совсем верное слово. Компания WoodWing уже давно предлагает решения для планшетных публикаций. С нее и начнем.

В начало В начало

«Открытый» формат WoodWing

Компания возникла как разработчик дополнений к InDesign в 2000 году и вскоре заявила о себе как о серьезном производителе клиент­серверной издательской системы Enterprise Publishing System. Как дополнение к ней возник инструмент Digital Magazine Tools (DMT). С его помощью перешли на «таблетки» уже более полусотни изданий, в том числе Sports Illustrated, TIME Magazine и др. Стоить отметить, что все приложения WoodWing (DMT, Content Station, Brand Station, Smart Catalog и др.) могут работать в связке, образуя настоящую фабрику по выпуску периодики в различных форматах.

Продукты WoodWing для подготовки цифровой периодики уже давно используются в десятках редакций по всему миру

Продукты WoodWing для подготовки цифровой периодики уже давно используются в десятках редакций по всему миру

Приложения для планшетов требуют разработки дизайна двух макетов — для горизонтальной и вертикальной ориентации при фиксированном разрешении макета 1024Ѕ768 пикселов. «Безопасная» область, содержимое которой будет отображаться в обоих положениях планшета, обозначена на иллюстрации как Safe area

Приложения для планшетов требуют разработки дизайна двух макетов — для горизонтальной и вертикальной ориентации при фиксированном разрешении макета 1024Ѕ768 пикселов. «Безопасная» область, содержимое которой будет отображаться в обоих положениях планшета, обозначена на иллюстрации как Safe area

В задачу настоящей статьи не входит пошаговая инструкция по созданию планшетного приложения — оставим это поставщикам решений и конечным пользователям систем. Общее представление о механизме работы DMT можно получить на сайте компании — http://WoodWing.com/en/digital­magazine/ipad­tools. Данная компания предлагает одни из лучших сегодня инструментов для цифрового паблишинга, что подтверждается и базой инсталляций, и поддержкой большого количества платформ. В их числе — iOS, Android 2.2 и 3.0, Playbook OS и webOS, а журнал Sports Illustrated уже стал первым, кто использует HTML5­ридер от WoodWing. Демо­ролик о том, как работает система, доступен на сайте http://WoodWing.com/en/digital­magazine/ipad­now.

WoodWing экспериментирует с HTML5, не дожидаясь окончательного формирования стандарта

WoodWing экспериментирует с HTML5, не дожидаясь окончательного формирования стандарта

Подумала компания и об удобстве дизайнеров, разрабатывающих решения для просмотра на устройствах с различным соотношением сторон экрана. Новый инструмент Artboards не только позволяет легко обозначить в InDesign безопасную зону, которая будет гарантированно отображаться на всех выбранных устройствах, но и оптимизировать макет под каждое из них. А для автоматизированного создания приложений на основе объединения новостей из RSS­потоков и других источников информации компания предлагает iPhone newsreader.

Впечатляют и последние инициативы разработчиков. Так, они опубликовали спецификацию «Открытый формат для интерактивных публикаций» (www.ofip.info) и реализуют вывод из системы в HTML5 (демо­журнал доступен по адресу: http://cdn.WoodWing.net/101399/html5reader/WoodWing/).

В начало В начало

Классика от Adobe

И всё же основным инструментом для многих, надо полагать, станет решение, предложенное компанией Adobe. Creative Suite 5.5 предоставляет набор сервисов, инструментов и технологий для создания и тестирования цифрового контента, оптимизации изданий,  публикации непосредственно из InDesign CS5.5 и продажи потребителю цифровых публикаций под брендом издателя. Руководство доступно на сайте компании (http://help.adobe.com/en_US/digitalpubsuite/using).

InDesign CS 5.5 по числу новых функций тянет гораздо более чем на половину версии. Чего стоит один набор инструментов Folio Producer, который теперь включен в состав основного пакета. Набор содержит плагин Digital Publishing и панель Overlay Creator, знакомую многим по бета­версии DPS. Она позволяет дизайнерам интегрировать в макет видео, аудио, панорамы, объекты с возможностью вращения на 360°, код HTML5, реализовать панорамирование и масштабирование изображений, а также некоторые другие опции.

Учитывая множество новых возможностей,  InDesign 5.5 явно заслуживает очередного номера версии

Учитывая множество новых возможностей, InDesign 5.5 явно заслуживает очередного номера версии

Панель Overlay Creator позволяет добавлять и настраивать интерактивный контент

Панель Overlay Creator позволяет добавлять и настраивать интерактивный контент

Панель Folio Builder обеспечивает доступ из InDesign к хостингу Digital Publishing Suite для загрузки публикаций на сервис Folio Producer и подготовки файлов электронного издания (*.folio) для доставки потребителям (сервис DPS оплачивается отдельно от покупки CS5). А Content Viewer for Desktop позволит проверить интерактивную публикацию на локальной машине перед выводом для планшетного устройства.

С помощью  Articles Panel можно наглядно организовать структуру документа

С помощью Articles Panel можно наглядно организовать структуру документа

Стили могут быть конвертированы при экспорте в EPUB и HTML

Стили могут быть конвертированы при экспорте в EPUB и HTML

Для демонстрации новых возможностей Adobe спонсировала майский выпуск Wired (он будет распространяться в App Store бесплатно). Наряду с привычным интерактивом пользователи смогут мгновенно поделиться содержимым журнала в социальных сетях и, при желании, воспользоваться кнопкой «Купить» в обзорах продуктов, представленных в издании.

Другие улучшения в СS 5.5 коснулись экспорта в EPUB, PDF и HTML (в частности, стили параграфа и символьные стили теперь могут быть транслированы в тэги вышеупомянутых форматов), управления структурой документа при помощи Articles panel. У Quark был позаимствована идея Linked text. Инструмент позволяет назначить роли текстовым блокам таким образом, что при замене содержимого в одном из них оно будет аналогичным образом изменено во всех связанных блоках. По многочисленным просьбам была добавлена возможность запрещения подсветки краев блоков при проведении над ними курсором. И это далеко не все новые возможности.

 

При экспорте в EPUB и HTML ширина содержимого может быть выставлена в зависимости от ширины ридера

При экспорте в EPUB и HTML ширина содержимого может быть выставлена в зависимости от ширины ридера

Добавлена возможность отмены раздражавшей подсветки краев боксов

Добавлена возможность отмены раздражавшей подсветки краев боксов

Инструмент Viewer Builder дополнен новыми вариантами создания приложений и управления ими

Инструмент Viewer Builder дополнен новыми вариантами создания приложений и управления ими

Инструмент Viewer Builder дополнен новыми вариантами создания приложений и управления ими

Вернемся к DPS. Сервис позволяет работать с разными моделями оплаты (свободное распространение, приобретение отдельных номеров), поддерживаются Google One Pass и Apple App Store с возможностью использования собственного издательского сервера управления правами. Стоимость сервиса подготовки цифровых публикаций состоит из ежемесячной платы за доступ к хостингу Digital Publishing Suite и платы за доставку и исполнение публикаций на разных платформах и устройствах, отчисляемой каждый раз, когда пользователь загружает публикацию. Для Enterprise Edition компания цену не озвучивает, а для Professional Edition она составит 495 долл. в месяц плюс 5500 долл. в год.

Палитра «Интерактивные функции» Tablet App

Палитра «Интерактивные функции» Tablet App

DPS позволяет интегрировать в мобильное приложение практически любой интерактив, который можно представить, по крайней мере тот, что можно найти в цифровых журналах. В будущем Adobe обещает дополнительно расширить мультимедийные возможности пакета. Но, честно говоря, когда разработки только начинались, все ожидали большего — в первую очередь большей автоматизации процесса. Сейчас же процесс создания интерактивного приложения представляет собой практически новую разработку еще одного издания. Собственно, почти весь интерактивный конструктив (за исключением того, что относится к «трогательной чувствительности» сенсорных планшетов, — зуммированию, прокрутке и т.п.) присутствовал в InDesign CS 5 и без специализированных плагинов. Видимо, на этом и основывался «Терем», разрабатывая свое дополнение 505K. Информация об этом дополнении крайне скудна, известно лишь, что оно ориентировано на работу со статистическими и маркетинговыми инструментами Adobe Omniture и якобы создает на выходе открытый код HTML5/CSS. Что ж, стремление похвальное, но, скорее всего, не выдержит давления решений ведущих производителей.

О поддержке Adobe DPS, естественно, сообщили Managing Editor и Vjoon (K4). Справедливости ради, отметим, что многие находят лучшей именно систему K4 и ожидают от этих разработчиков  наиболее совершенной реализации системы цифрового паблишинга.

В числе производителей других решений для цифрового издательства можно упомянуть такие компании, как  RovingBird (ePublisher Builder, пока только под Mac) и Aquafadas (планируется выпуск расширения и для QuarkXPress). Приложения для публикации на планшеты также предлагают компании Оnswipe (стартап обещает сделать таблет­паблишинг таким же простым, как ведение онлайн­дневников) и The­saints (простейший сервис конвертации PDF в iPad­приложение). Вы, случайно, не издатель комиксов? Есть решение от ComiХology… Это, условно говоря, новички. Но и старожилы рынка — производители редакционно­издательских систем — конечно, не оставят клиентов без средств публикации для планшетов: Atex,  Mediaspectrum, Protecmedia, Saxotech, PPImedia, CoDesCo, Eidosmedia и Alfamedia уже отрапортовали о выпуске своих решений.

В начало В начало

Запоздавший экспресс Quark

Вообще, все разговоры о предпочтительности той или иной платформы (в нашем случае — пакета верстки) довольно бессмысленны. Практика показывает, что издатели руководствуются при выборе множеством параметров, из которых престиж и удобство пользователей — далеко не главные. Так, «Форбс» и ряд других отнюдь не последних изданий остановили свой выбор на Quark. Тем более что QuarkXPress 9 тоже предоставляет средства разработки и публикации для iPhone, iPad и других цифровых устройств. Дополнение App Studio позволяет создавать индивидуально настроенные приложения для iPad и распространять их через Apple App Store.

Электронная книга в Blio eReader

Электронная книга в Blio eReader

Привязка выноски вместе со связанной выноской

Привязка выноски вместе со связанной выноской

Каждое приложение может вмещать один или несколько выпусков, под которыми Quark понимает, по сути, любой макет. При открытии конечный пользователь увидит список заголовков на книжной полке приложения. App Studio позволяет добавлять в макет интерактивные элементы, такие как слайд­шоу, видеофильмы, кнопки, звук или фрагменты HTML.

Также Quark отдельно отмечает плюсы экспорта в формат электронных книг Blio для просмотра на разнообразных устройствах, в том числе на компьютерах с Windows, а вскоре и на платформах iOS, Android и Silverlight.

В области подготовки макета Quark продвинулся на несколько шагов вперед, и все эти новые возможности не только обогатят дизайн приложения для планшета, но и облегчат его подготовку.

Пользовательские стили позволяют автоматически применить к тексту форматирование на основе его структуры. К примеру, статью можно автоматически отформатировать в такой последовательности:

  1. применить стиль абзаца Заголовок к первому абзацу;
  2. применить стиль символов Полужирный к первому предложению второго абзаца;
  3. задать стиль Основной текст до конца статьи;
  4. в обратном направлении до спецсимвола применять стиль Автор.

Функция Пользовательские стили позволяет сохранять подобные инструкции и автоматически применять их к тексту.

Функция Выноски позволяет создавать плавающие блоки, которые отображаются на той же странице или развороте, что и содержимое, к которому они относятся, как бы оно ни перетекало. Теперь можно вставить иллюстрацию с подписью, которая вместе со ссылкой на нее будет перемещаться со страницы на страницу, добавить врезку с цитатой, которая будет автоматически перемещаться вслед за управляющей ссылкой (привязкой), и т.п.

Можно задать положение выноски относительно разворота, страницы, поля, ячейки или абзаца, содержащих управляющую ссылку, или относительно самой ссылки (привязки). И конечно, параметры выносок можно сохранить как стиль.

Диалоговое окно Изменить нумерованный стиль

Диалоговое окно Изменить нумерованный стиль

Quark App Studio

Quark App Studio

Важно помнить, что настройки выноски хранятся вместе с привязкой. При вырезании, копировании или вставке текста, который содержит привязку, выноска перемещается вместе с текстом.

 Вместо ручного форматирования маркировки и нумерации для создания списков теперь можно использовать стили с маркировкой, нумерацией и структурированием. Стиль описывает внешний вид нумерации, формат, расстояние до текста и выравнивание.

Структурированный стиль задает до девяти уровней отступов, с каждым из которых можно связать маркированный или нумерованный стиль.

Улучшения в таблицах. Таблицы не всегда умещаются в отведенном для них месте. Для таких случаев теперь предусмотрена возможность автоматического продолжения таблиц в других местах макета.

Другие улучшения коснулись палитры стилей, клонирования выбранных элементов на другие страницы или в другой проект и копирования страниц в отдельный проект. Модуль расширения ImageGrid позволяет автоматически создать каталог изображений, находящихся в выбранной папке. Модуль Linkster дает возможность связывать и разбивать текстовые блоки без изменения расположения текста. ShapeMaker позволяет создавать разнообразные фигуры — многоугольники, волны, спирали. Также в QuarkXPress 9 теперь можно фиксировать пропорции блоков для сохранения соотношения сторон при изменении их размера.

Ценовая политика. Комплект App Studio стоит 4000 долл., включая лицензию на неограниченное число приложений для iPad и дополнительно отдельную лицензию на каждый выпуск, 349 долл. — за один, далее по нисходящей. Увы, App Studio не входит в состав QuarkXPress 9.0, но, как обещается, вскоре станет доступен.

В начало В начало

Издательский подход

Надо сказать, что многие издатели идут своим путем. Так, итальянская Corriere dello Sporte готовит свои выпуски для iPad за 20 минут после редакционного дедлайна, используя возможности HTML5, типографский PDF и структурированный XML, который экспортируется из их редакционно­издательской системы Synedita. Затем данные экспортируются в сервис доставки контента WoodWing (CDS) и становятся доступными для подписчиков.

Еще одно решение для публикации на планшеты было разработано издательской группой Bonnier. Издательская платформа Mag+ доступна издателям для создания приложений для планшетов Apple. Систему, которая была первоначально разработана для цифрового издания Popular Science, теперь можно свободно загрузить с сайта magplus.com. Сейчас эту систему для публикации цифровых журналов используют 25 издательств. Кстати, как сообщает компания, Popular Science за год планшетного существования заработал порядка 400 тыс. долл. (было продано более 10 тыс. подписок) и стал первым изданием группы, доступным через Google One Pass. Самое время вспомнить российский Cosmo и задуматься о нынешней популярности цифровых изданий среди пользователей, сравнив цифру с бумажным тиражом.

Интерфейс THE DAILY использует уже ставшую привычной пользователям «карусель»

Интерфейс THE DAILY использует уже ставшую привычной пользователям «карусель»

Так выглядит содержание и «руководство пользователя» THE DAILY

Так выглядит содержание и «руководство пользователя» THE DAILY

Вернемся к Mag+. Платформа подкреплена наглядным руководством пользователя (прочитал с удовольствием, рекомендую) и обучающими роликами и позволяет пользователям создавать столько, сколько они хотят, бесплатно, просматривать содержимое на их iPad и платить только тогда, когда они готовы опубликовать свое издание для всех посредством фирменного просмотрщика. Последний стоит  2500 долл. и включает право неограниченной публикации контента в течение пяти месяцев. После этого издателям предлагается платить либо  500 долл. за выпуск, либо 500 долл. в месяц за публикации без ограничения объема. Такая вот бизнес­модель.

Заметим, что и Adobe, и WoodWing, и Quark предлагают похожие схемы. Основное сходство, если не вдаваться в стратегию и разницу ценовых политик, состоит в том, что разработчики от продаж коробочных продуктов переходят к стратегии платных сервисов. Но создать публикацию для «таблетки» можно и с нуля, к примеру используя веб­базированные инструменты от http://alligatormagazines.com. А если хочется совершенно бесплатного самиздата, то к вашим услугам сервис http://ibuildapp.com. Выбираете шаблон, вставляете содержание, публикуете и продаете. Посредством ibuildapp создано уже более 2500 приложений. Этакий аналог Blurb для iPad, только без оплаты и отчислений! Хотя нет, мы забыли о 99 долл. в кассу Apple. Это минимальная цена входного билета.

Компания McPheters & Comp. в рамках сервиса iMonitor отслеживает более 1600 цифровых изданий из 50 стран. В апреле она опубликовала список лучших изданий. По словам президента компании Ребекки МакПетерс, в развитии приложений произошли огромные изменения: «Мы начали отслеживать издания для планшетов год назад. Этот список включает лучшие приложения в своем классе. Они не только хорошо разработаны, но и предлагают существенные усовершенствования с точки зрения продукта потребления в  сравнении как с печатной, так и с веб-версией».

Лучшие цифровые издания для планшетов (источник: McPheters & Company, 2011)

Название издания

Страна

Издатель

Рейтинг

El País

Испания

Ediciones El Pais

14.5

Focus Magazine

Англия

BBC Worldwide

14.5

CHIP

Германия

Hubert Burda Media

14

Project Magazine

UK

Virgin Group

14

Story Magazin

Венгрия

Sanoma Magazines

14

Sunday Times of London

Англия

News Corp.

14

T3

Англия

Future Publishing Ltd

14

USA TODAY for iPad

США

Gannett Company

14

Andaman 365º

Таиланд

Sirimedia Co., Ltd

13,5

FOOD & WINE

США

American Express Publishing Corporation

13,5

Frankfurter Rundschau

Германия

Mediengruppe M. DuMont Schauberg GmbH & Co. KG

13,5

Golf Digest Magazine

США

Condé Nast

13,5

Gourmet Traveller

Австралия

ACP Magazines Limited

13,5

iMAG

Испания

iMAG

13,5

Intelligent Life

США

The Economist Group

13,5

Popular Mechanics Magazine

США

Hearst Communications, Inc.

13,5

Runner’s World Magazine

США

Rodale, Inc.

13,5

Schweizer Illustrierte

Швейцария

Ringier AG

13,5

The Wall Street Journal

США

News Corp.

13,5

The Washington Post for iPad

США

The Washington Post Company

13,5

Weekend Magazin

Австрия

Mediengruppe Lengauer + Partner

13,5

ZEIT ONLINE plus

Германия

Holtzbrinck Publishing Group

13,5

Если вспомнить некоторые наши давние публикации, то развитие digital publishing происходит в соответствии с упоминавшейся стратегией кросс­медийного издательства. Безусловно, особого внимания заслуживает опыт выпуска ежедневной планшетной газеты, инициированный Мердоком. Причем изучения заслуживают как успехи, так и ошибки. Интересующимся рекомендуем найти отзыв гуру газетного дизайна Марио Гарсиа и статью Василия Гатова (postjournalist.ru), вице­президента ГИПП, члена правления IFRA на slon.ru (http://slon.ru/blogs/gatov/post/534758/), в которой он  довольно подробно анализирует эту первую ласточку ежедневных «таблет»­газет.

Интерактивный прогноз и карты погоды

Интерактивный прогноз и карты погоды The Daily

Известный медиадизайнер Марсио Гарсиа в целом находит дизайн The Daily удачным.

Вокруг цифрового паблишинга уже создаются дизайн­бюро и студии по конвертации печатных изданий для планшетов, где дизайнеры и разработчики интерфейсов предлагают свои услуги издателям, например Mercury Intermedia, The Wonderfactory, YUDU Media или Paperlit . Есть и российский сервис — EastMedia. По словам руководителя проекта Виктора Лисицына, для создания интерактивных приложений для iPad компания не использует InDesign или какие­либо другие «готовые» решения. В качестве исходных данных применяются подготовленные заказчиком под размер экрана  iPad (1024Ѕ768 и 768Ѕ1024 пикселов) материалы. Cтоимость услуг варьируется в зависимости от объема журнала: стандартный журнал (30 статей) с полным интерактивом обходится заказчику примерно в 100 тыс. руб. «под ключ» и будет готов, как обещается, за семь дней. Адаптация материалов, если заказчик предоставляет макет в виде верстки печатного издания, обойдется дороже. На момент выхода статьи компания выпустила для iPad два издания. В планах — разработка приложений для устройств с Android 3.0.

Вопрос, отдавать ли материалы на аутсорсинг, учитывая связанные с этим проблемы авторских прав и контроля за производством и распространением, каждый издатель решает по­своему. С одной стороны, на эти деньги можно приобрести программное обеспечение и штатными силами производить цифровые издания; с другой — может быть, лучше сначала без лишних вложений попробовать,  пойдет или не пойдет. Потому что прогноз, сколько человек из, скажем, полумиллиона владельцев iPad в России купят или (в случае бесплатного распространения) загрузят именно ваш журнал, вряд ли кто­то рискнет дать.

А между тем грядут планшеты под управлением Windows, так что разработчики в любом случае без работы не останутся. В общем, не знаю как десятилетие, но будущий год можно смело назвать годом планшетов.

P.S. И о слухах... Один мой знакомый директор средней, по питерским меркам, типографии уже лет десять в приватных беседах и выступлениях в прессе говорит, что полиграфический бизнес умирает, мы работаем на падающем рынке, прибыли падают и вообще, мол, ловить здесь нечего. Однако до сих пор почему­то не сдал площади под автопаркинг, парк печатных машин всё время наращивает и что ни год открывает новое направление — препресс­студию, цифровую типографию, книжное издательство, журналы  и прочие «бумажные» проекты. Бумага, оказывается, вещь весьма надежная.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2011

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства