КомпьюАрт

5 - 2011

Технологии и оборудование для изготовления фотокниг

Вячеслав Румянцев,
канд. техн. наук

На очередной выставке «Фотофорум», прошедшей в выставочном центре «Крокус» (Москва) в апреле, внимание посетителей привлекал раздел, посвященный изготовлению фотокниг. Здесь были представлены фирмы — изготовители фотокниг, поставщики материалов и продавцы оборудования. Напомним, что в фотокниге, в отличие от фотоальбома, страницами являются сами фотографии. В фотоальбоме же фотографии различными способами прикрепляются к листам.

Фотокниги изготавливают либо вручную, либо с применением приспособлений или специализированного оборудования. Напомним, что для производства фотокниг существуют три технологии: «мокрая» (с использованием жидкого клея), «сухая» (без жидкого клея) и комбинированная, или «полусухая (полумокрая)» (предусматривающая применение обоих видов клея). На выставке «Фотофорум­2011» было представлено оборудование для всех перечисленных технологий. Достоинства и недостатки тех или иных технологий уже неоднократно описывались на страницах журналов.

«Мокрая» и «сухая» технологии

Не вдаваясь в детали, отметим следующее. При «мокрой» технологии формирование книжного блока осуществляется из фотографий или отпечатков путем предварительного нанесения на их оборотные стороны жидкого клея. Здесь под фотографиями подразумеваются изображения, полученные на фотобумаге с помощью фототехнологии, или отпечатки, изготовленные с использованием технологий цифровой печати. Клей можно наносить вручную или с помощью клеемазальной машины. Затем фотографии надо совместить друг с другом и обязательно положить под пресс. Комплект фотографий и саму книгу приходится высушивать под давлением (иногда до 48 часов), чтобы они не деформировались и не коробились в процессе сушки. На это уходит много времени. Если при формировании блока произошла ошибка в очередности расположения фотографий или в их размещении (например, один из листов перевернут вверх ногами),  то исправить ничего уже нельзя.

«Сухая» технология лишена названных недостатков. В этом случае время выдерживания блока под прессом существенно меньше. В определенных вариантах возможно исправление допущенных ошибок при формировании блока.

Фирма «Фотолюкс» представила на выставке несколько установок для изготовления фотокниг, в том числе установку ФЛ­18PBS (рис. 1 и 7), которая работает по «мокрой» технологии. Эта установка включает узел для биговки отпечатков, узел нанесения клея на отпечатки, стол для сборки книжных блоков и пресс. Дополнительно (опционально) может быть поставлен стол для сборки обложек, а также одноножевая бумагорезальная машина. Установка занимает небольшую площадь (примерно 1,3 м2), что важно при установке ее в фотомагазине.

Рис. 1. Установка ФЛ-18PBS

Рис. 1. Установка ФЛ-18PBS

Фирма D­100 представляет на российском рынке оборудование китайского производства, в том числе установки Т­3 и ST­4. Рабочая станция Т­3 (рис. 2) позволяет изготавливать фотокниги с использованием различных технологий и материалов — пластика и картона с термоклеевым покрытием, самоклеящихся материалов и обычных материалов с применением жидкого клея.

Рис. 2. Рабочая станция Т-3

Рис. 2. Рабочая станция Т-3

В ней объединены узлы, предназначенные для биговки фотографий (с помощью пневматики), сборочный стол для сборки блока (с пневмоприжимом), пневматический термопресс для скрепления фотографий. Имеется встроенный компрессор. Бумагорезальная машина устанавливается отдельно.

Оборудование для изготовления фотокниг небольших форматов было представлено на стенде фирмы M­Lab (рис. 3). Компания «Офисная полиграфия» продемонстрировала различное ручное оборудование (рис. 4), включая биговальный аппарат Aurora C­46M2.

Рис. 3. Стенд фирмы M-Lab. На заднем плане установка для изготовлеиня фотокниг

Рис. 3. Стенд фирмы M-Lab. На заднем плане установка для изготовлеиня фотокниг

Рис. 4. Примеры оборудования для ручной обработки блоков

Рис. 4. Примеры оборудования для ручной обработки блоков

Простейшим вариантом «сухой» технологии является использование при изготовлении фотокниги двусторонней липкой ленты (скотча). После биговки и фальцовки по контуру и в средней части фотографии наклеивается липкая лента. Затем с липкой ленты снимается защитный слой, и на эту фотографию накладывается следующая и т.д. Есть также способ, когда вместо липкой ленты отпечатки наклеиваются по всей плоскости на листы самоклейки.

Существуют и более сложные варианты «сухой» технологии. В частности, на рис. 5 показана установка ITALO фирмы Unibind (Италия), демонстрировавшаяся на выставке компанией Lisow.

Рис. 5. Установка ITALO фирмы Unibind

Рис. 5. Установка ITALO фирмы Unibind

Сущность ее работы заключается в следующем. Лист фотографии сначала бигуется и фальцуется пополам. Из сфальцованных фотографий формируется блок фотокниги. При этом между оборотными сторонами двух соседних фотографий размещается лист тонкого картона, на обе стороны которого предварительно нанесен тонкий слой термоклея. Сверху и снизу блока размещаются форзацы. Достоинством этой технологии является то, что в случае обнаружения ошибки блок можно «распустить» и снова собрать в нужном порядке, поскольку фотографии между собой еще не склеены. Затем блок проходит операцию в течение заданного времени спекания, в результате которой происходит склеивание оборотных сторон фотографий. Спекание и остывание блока производятся под давлением.

Последние операции — обрезка блока с трех сторон и вставка его в переплетную крышку. Один человек может выпустить за смену до 20­30 различных фотокниг.

Отдельное место занимает оборудование для изготовления переплетных крышек, которые в фотокнигах используются чаще, чем обложки. Многие посетители выставки, не вдаваясь в тонкости переплетного дела, называли твердые переплетные крышки обложками (в Интернете термин «обложка» встречается очень часто). Но между крышкой и обложкой есть существенная разница. Поэтому напомним полиграфическую терминологию с небольшими упрощениями применительно к фотокнигам.

Общим для обложки и переплетной крышки является то, что они предохраняют блок от разрушения и загрязнения, а также служат для украшения издания. При этом:

  • обложка — внешнее гибкое бумажное покрытие изделия (блока). Она бывает целиковой (из одного куска материала) и составной (из нескольких деталей). Обложка тем или иным способом (например, металлическими скобами, клеем) прикреплена к корешку блока;
  • переплетная крышка — внешняя жесткая оболочка блока. Крышка также бывает целиковой и составной. Соединяется она с книжным блоком при помощи форзаца (сложенного пополам листа картона, бумаги, скрепляющего книжный блок и переплетную крышку). Корешок крышки к корешку блока не прикрепляется.

Иногда для укрепления корешка блока используют окантовку — приклеивание (прикрепление) полоски бумаги или ткани к корешку блока с выходом на корешковые поля форзаца.

Оборудование для изготовления переплетных крышек

На рынке предлагается много видов готовых переплетных крышек. Описать всё их разнообразие не представляется возможным. Они устраивают и по внешнему виду, и по стоимости. Но поскольку они готовые, то рассчитаны на определенную толщину блока, при изменении которой в меньшую или большую сторону внешний вид готовой фотокниги ухудшается.  Поэтому растет интерес к оборудованию, позволяющему самостоятельно изготавливать простые переплетные крышки.

Фирма «Сидосе» представила на выставке комплект оборудования фирмы Fastbind (Финляндия) для изготовления переплетных крышек (рис. 6).

Рис. 6. Оборудования для изготовления переплетных крышек фирмы Fast bind

Рис. 6. Оборудования для изготовления переплетных крышек фирмы Fast bind

Рис. 7. Общий вид стенда фирмы «Фотолюкс». На переднем плане установка для изготовления фотокниг небольших форматов

Рис. 7. Общий вид стенда фирмы «Фотолюкс». На переднем плане установка для изготовления фотокниг небольших форматов

В комплект входят станок для сборки и предварительного обжима крышек и ламинатор двойного назначения для окончательного обжима крышек. На стол станка для сборки крышек помещается фотография (оборотной стороной вверх), которая удерживается на столе от смещения с помощью небольшого разряжения, создаваемого вентилятором. На фотографию укладываются боковые сторонки и отстав, которые прижимаются к фотографии. Затем уголки фотографии обрезаются и производится загибка краев фотографии с четырех сторон. После этого крышка пропускается через ламинатор, валики которого обжимают крышку по всей плоскости. Переплетная крышка готова. Конечно, на самом деле не всё так просто. Фотографии, картонные сторонки и отстав должны быть предварительно нарезаны на определенный формат. Фотографии должны быть заламинированы, чтобы предохранить их внешнюю сторону от повреждений. На оборотную сторону фотографий должен быть нанесен акриловый клей, который в течение примерно 30 минут должен подсохнуть. Но в целом данная технология достаточно простая, позволяющая получать симпатичные и при этом недорогие переплетные крышки.

На выставке несколько компаний, в частности Lomond, демонстрировали различные материалы, используемые при изготовлении фотокниг, а также образцы самих фотокниг. У фирмы Lomond фотографии в блоке склеены между собой с помощью самоклеящейся двусторонней бумаги, а блок вклеен в крышку без форзацев. Данная технология предназначена для изготовления в основном малообъемных фотокниг.

Были представлены на выставке «Фотофорум­2011» и непосредственные изготовители фотокниг, в частности компании «Вовремя», «Фишт+», Imagebook, proPHOTOgraf и др.

КомпьюАрт 5'2011

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства