О полиграфическом машиностроении России
В июле этого года исполняется 80 лет со дня выпуска первой советской плоскопечатной машины «Пионер». Это повод, чтобы оглянуться назад и посмотреть, как у нас в стране начиналось и развивалось полиграфическое машиностроение, а также проанализировать сегодняшнюю ситуацию.
Анализ событий в полиграфическом машиностроении России и СССР позволяет выделить несколько исторических фаз его функционирования (применительно к нынешним условиям говорить о его развитии не слишком корректно).
Начало полиграфического машиностроения в России относится к концу 20х годов ХIХ века, когда на Александровской мануфактуре СанктПетербурга вручную были изготовлены первые печатные машины. Затем, в 6080е годы того же века в СанктПетербурге и Москве стали изготавливать печатные и некоторые другие виды машин для полиграфии. Наиболее известно из них Екатерининское «механическое заведение» петербургского фабриканта А.Васильева. Проектной группой этого завода во главе с М.Рудометовым была создана печатная машина, получившая золотую медаль на Московской художественнопромышленной выставке 1882 года. Следует упомянуть производство машин в Москве на заводе И.Флора и в СанктПетербурге на заводе И. Гольдберга. Здесь наряду с плоскопечатными и тигельными печатными машинами изготавливались бумагорезальные, проволокошвейные, линовальные ротационные машины, стереотипное оборудование. Однако кредитная политика российских банков в отношении отечественных производителей, а также недостаточная защита государством внутреннего рынка от ввоза импортной продукции в те годы не способствовали развитию в стране производства полиграфического оборудования. В условиях сильнейшей конкуренции с иностранными фирмами в начале ХХ века было сначала свернуто, а затем и полностью прекращено собственное производство. Поэтому можно говорить, что в начале ХХ века закончился первый этап отечественного полиграфического машиностроения, который длился порядка 80 лет.
Началом второго этапа развития отечественного полиграфического машиностроения можно считать конец 20х годов прошлого века, практически через сто лет после начала первого этапа. В 1929 году была образована Правительственная комиссия, подготовившая предложения об организации в стране полиграфического машиностроения. Президиум ВСНХ СССР 8 февраля 1930 года принял решение «организовать на заводе имени Макса Гельца (в Ленинграде) производство наборных линотипных и других подобных полиграфических машин». Затем в октябре 1930 года принято постановление, в котором было записано: «Учитывая огромное значение для культурного строительства страны роста полиграфической промышленности, признать необходимым немедленную организацию в системе промышленности ВСНХ РСФСР и УССР полиграфического машиностроения и всемерное форсирование последнего». Постановление определило базу для развития отрасли и утвердило специализацию отдельных заводов. Для их реконструкции был создан так называемый «железный фонд» полиграфического машиностроения из обязательных отчислений из фондов книжных и газетных издательств.
Уже летом 1931 года была изготовлена первая серийная машина «Пионер», которая сейчас стоит в сборочном цехе Рыбинского завода полиграфических машин (ООО «ЛИТЭКС»). В 1932 году в Ленинграде последовал выпуск первого линотипа. Следом за этим — первая рулонная машина, переплетное оборудование и т.д.
Дальнейшим толчком к развитию полиграфического машиностроения послужило принятое весной 1938 года Советом народных комиссаров СССР решение о создании в системе Народного комиссариата машиностроения Главного управления полиграфического машиностроения. В его состав были переданы заводы в Ленинграде, Рыбинске, Москве, Ейске, РостовенаДону, а также машиностроительные заводы в Киеве, Харькове, Ромнах, Сысерти, а также фабрика в Калинине — всего 11 заводов. Кроме того, в состав главка вошло московское ЦКБ «Полиграфмашпроект».
После Отечественной войны 194145 годов некоторые заводы были перепрофилированы на выпуск иного оборудования. Но на смену им были введены в строй другие заводы. Развитие отрасли полиграфического машиностроения продолжилось, хотя ей уделялось не очень много внимания. Тем не менее в «застойные годы» для организации производства полиграфического оборудования в отрасль был передан завод стиральных машин в г.Ходорове (под Львовом), строились два завода — один в г.КизилЮрте (Дагестан) с крупнейшим на Северном Кавказе литейным цехом, другой в Гремячинске Пермской области. К изготовлению полиграфического оборудования был даже подключен один из заводов в г.Николаеве. В итоге в отрасли насчитывалось 13 заводов, несколько СКБ и КБ, а также один институт. К середине 1980х годов на заводах отрасли выпускалось более 250 наименований полиграфического оборудования. Порядка 15% продукции отрасли поставлялось на экспорт. Одновременно с этим в системе Госкомпечати СССР стали функционировать заводы в Туле, в Александрии (Украина), в системе Управления делами ЦК КПСС заработал завод в Зарайске («Зарайский офсет»), который изготавливал формные пластины, приемные устройства к рулонным машинам и нестандартное оборудование. В системе Министерства обороны работал Экспериментальный оптикомеханический завод № 106 (ЭОМЗ). По сравнению с теми годами промежуток с конца прошлого века по начало нового века является периодом не просто застоя, а скорее спада.
Организация производства листовых печатных машин в кооперации Рыбинского завода «Полиграфмаш» и завода «Планета» (ГДР) в 1970е годы явилась хорошим примером международного сотрудничества с зарубежными фирмами. В то же время эта кооперация, позволив увеличить количество поставляемых в полиграфию страны листовых печатных машин, фактически привела к прекращению производства листовых машин собственной разработки. Напомним, что в Рыбинске за год изготавливалось до 120 малоформатных печатных машин, не считая машин средних и больших форматов, а также рулонных машин с формным оборудованием.
Весьма успешными оказались в те годы попытки преодолеть отставание с помощью закупки и освоения лицензий на производство некоторых видов оборудования для Рыбинского, Ленинградского, Ейского и Шадринского заводов, что помогло оснастить заводы высокоточным оборудованием. Сложившаяся в те годы система взаимоотношений изготовителей и потребителей в условиях планового хозяйства и централизованного распределения ресурсов, приоритет количественных показателей в оценке эффективности производства, огромная номенклатура деталей, приходившихся на каждый завод, и отсутствие должной кооперации производства (высокопрочные болты приходилось, например, изготавливать самим) — все это ощутимо сдерживало развитие отрасли. В условиях ограниченных возможностей приобретения многих видов технологического оборудования состояние отечественного полиграфического машиностроения сказывалось на развитии нашей полиграфии.
В середине 1980х, во время «перестройки», была проведена реорганизация отрасли полиграфического машиностроения. Был ликвидирован единый орган управления (главк), предприятия стали самостоятельными. Затем половина заводов, занимавшихся в основном брошюровочнопереплетным оборудованием, оказалась в другом государстве — в Украине. В это время на российских заводах отрасли стало проводиться акционирование, в итоге у всех заводов сначала поменялся собственник, как и во многих других отраслях, а затем большинство предприятий прекратило свое существование. На базе одних были образованы мелкие производства, на базе других — торговые центры.
Если за точку отсчета взять 1930 год, то в 2011м,
спустя 80 лет, полиграфическое машиностроение вернулось в начало тридцатых годов. Поэтому иногда приходят мысли о близком завершении второго этапа функционирования отечественного полиграфического машиностроения в виде крупных заводов. Причины такого положения в большой степени напоминают причины завершения первого этапа.
Теперь российские типографии покупают многие виды техники у стран, которые раньше импортировали ее из СССР (например, в Индии, Китае). Эти страны развивают и защищают свое машиностроение. У нас же, наоборот, даже то, что выпускается, государством не защищается — вводятся меры по облегчению ввоза импортной техники.
Если посмотреть список изготовителей полиграфического оборудования, то сегодня он включает компании, образованные в основном 1015 лет тому назад. Это, как правило, небольшие фирмы, занимающиеся разработкой и производством сравнительно узкого ассортимента оборудования, запчастей, а также его ремонтом. Многие из них функционируют благодаря энтузиазму своих сотрудников. Если этим фирмам не только не мешать, но и помогать, то они сами захотят осваивать всё более сложную технику. Помощь нужна в первую очередь со стороны государства. Важно подчеркнуть, что когда мы сегодня говорим о поддержке российского производителя, то, как и почти 200 лет назад, речь должна в первую очередь идти об организационной поддержке.
Понятно, что типографии покупают и будут покупать часто не то, что им больше подходит, а то, что они в состоянии оплатить. Разрыв между спросом и возможностью закупки оборудования по импорту приводит к прогрессирующему старению производственного потенциала многих типографий. Получившая широкое распространение практика закупки оборудования, бывшего в употреблении, — вынужденная мера, которая в конечном счете только усугубляет проблему физического и морального старения парка оборудования.
Как представляется, в России неизбежно будет развиваться производство полиграфической техники, принципы работы которой давно уже используются в различных отраслях. На простой продаже нефти и газа долго не прожить. Для начала третьего этапа развития полиграфического машиностроения (или продолжения второго) есть предпосылки, но когда все это реализуется, сейчас сказать сложно.