КомпьюАрт

5 - 2011

Из истории многотомных изданий

Алексей Венгеров Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

Обычно полное собрание сочинений писателей, философов и много обещающих избирателям политиков не умещается в одной книге, каким бы мелким шрифтом ни набирали текст. Несколько десятков томов, оформленных в одном стиле и расставленных на полках домашних библиотек и в шкафах кабинетов высоких начальников, повышают имидж, создают уют в помещении и одновременно хорошо собирают пыль…
Ровно сто лет прошло с момента выхода двух исторически значимых для России многотомных изданий, которым посвящена данная публикация. Еще их объединяет то, что у них общий издатель-просветитель — Иван Дмитриевич Сытин (1851—1934), основавший в 1883 году в Москве издательское товарищество.

Великая реформа (1911)

19 февраля 1861 года Александр II подписал один из важнейших документов в истории России — «Положения», законодательно оформившие отмену крепостного права и ознаменовавшие начало крестьянской реформы. Падение крепостной зависимости породило социальные и политические процессы, круто изменившие жизнь империи.

Пятидесятилетнему юбилею этого события и посвящен шеститомник «Великая реформа», выпущенный в 1911 году по инициативе крупнейшего русского издателя И.Д. Сытина. «Признаюсь, — писал Сытин много лет спустя, — я редко принимал так близко к сердцу судьбу русских книг, как принял судьбу этого юбилейного издания, посвященного крестьянину. Очень может быть, что тут сказалось мое крестьянское происхождение и та неистребимая память о мучительном рабстве, которая жила в моей душе. Мне хотелось, чтобы русская наука, спустя 50 лет, поглубже заглянула в русскую деревню и подвела итоги, что было сделано за 50 лет для народа и до конца ли истреблены в русской жизни остатки рабства. Я смотрел на это издание как на кровное дело Сытина­крестьянина и думал, что мое звание обязывает меня».

Пример полосы и иллюстрации «Великой реформы»

Пример полосы и иллюстрации «Великой реформы»

Пример полосы и иллюстрации «Великой реформы»

Для того чтобы привлечь к работе известных специалистов, правление Товарищества И.Д. Сытина поручило подготовку издания авторитетному научному учреждению — Исторической комиссии учебного отдела Русского технического общества. Общими усилиями был собран авторский коллектив, в который вошли более 60 профессоров, приват­доцентов, писателей журналистов и искусствоведов.

Как и остальные юбилейные издания И.Д. Сытина, «Великая реформа» отражала либеральные, прогрессивно­оппозиционные настроения русского общества, о чем недвусмысленно заявляется во вступительной редакционной статье: «Жалкие для крестьян результаты освобождения: рост малоземелия, земельный голод, рост недоимочности, ложившийся сокрушительным бременем на крестьянские хозяйства, учащение голодовок, сделавшихся постоянными спутниками деревенской жизни, — эти факты не ставили в связь с основами реформы, с ее нерешительностью и робостью, с ее скупой филантропией и заботливым вниманием к помещику».

Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: [6 т.]; Юбилейное изд. Ист. комис. учеб. отд. О.Р.Т.З; Ред. А.К. Дживелегова, С.П. Мельгунова, В.И. Пичета. М.: Изд. Тов-ва И.Д. Сытина, 1911; 29Ѕ21,9 см. В издательских коленкоровых переплетах, на верхних крышках шрифт и рисунок глубоким тиснением. Форзацы полихромной печати с золотым узором в стиле модерн. Торшонированный обрез

Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: [6 т.]; Юбилейное изд. Ист. комис. учеб. отд. О.Р.Т.З; Ред. А.К. Дживелегова, С.П. Мельгунова, В.И. Пичета. М.: Изд. Тов-ва И.Д. Сытина, 1911; 29x21,9 см. В издательских коленкоровых переплетах, на верхних крышках шрифт и рисунок глубоким тиснением. Форзацы полихромной печати с золотым узором в стиле модерн. Торшонированный обрез

Издание вышло, как и хотели его создатели, роскошным и по объему (105 печатных листов), и по оформлению. Несмотря на высокую для того времени цену (24 рубля за шесть томов), раскупалось оно превосходно.

Впоследствии многие из авторов «Великой реформы» оказались тесно связаны либо с Временным правительством, либо с Белым движением, что определило невозможность широкого использования издания в советское время. Между тем его научное значение сохраняется и по сей день.

Военная энциклопедия (1911-1915)

Грандиозное предприятие государственного значения, особенно актуальное после поражения страны в русско­японской войне, — «Военная энциклопедия» — создавалось по частной инициативе И.Д. Сытина и на частные пожертвования.

Над изданием работал редакторский комитет из пяти человек во главе с генералом К.И. Величко, десяти помощников редакторов и около ста сотрудников. В Петербурге для редакции «Энциклопедии» Сытин снял специальное помещение и организовал особые наборную, рисовальную и клишеделательную мастерские. Всё было устроено таким образом, чтобы подготовительный процесс целиком проходил под контролем авторов и редакторов, а в Москву в типографию отправлялся уже полностью готовый к печати материал.

Военная энциклопедия: Т. 1-18 [изд. прекратилось]. СПб.; М.: Тов-во И.Д. Сытина, 1911-1915; 27Ѕ18,8 см. В издательских коленкоровых переплетах с кожаными корешками. Печатные форзацы с изображением орла, несущего меч и оливковую ветвь. Иллюстративный материал — портреты военачальников, батальные сцены, карты, образцы униформы и т.п.

Военная энциклопедия: Т. 1-18 [изд. прекратилось]. СПб.; М.: Тов-во И.Д. Сытина, 1911-1915; 27x18,8 см. В издательских коленкоровых переплетах с кожаными корешками. Печатные форзацы с изображением орла, несущего меч и оливковую ветвь. Иллюстративный материал — портреты военачальников, батальные сцены, карты, образцы униформы и т.п.

«Алжирские пираты» и «Аральская флотилия», «бомба» и «бомбарда», «воинская повинность» и «гимнастика военная» — тематика статей издания отличалась широтой и разнообразием, тексты — четкостью и образностью.

Вот как, например, составители энциклопедии определяли понятие «воинский дух»: «Совокупность всех воинских качеств, присущих истинному воину: мужество и храбрость до забвения опасности; воинственность; благородство (рыцарство); дисциплина (подчиненность, исполнительность, сознание своего долга перед престолом, церковью и отечеством)…»

Примеры иллюстраций из «Военной энциклопедии»

Примеры иллюстраций из «Военной энциклопедии»

Примеры иллюстраций из «Военной энциклопедии»

Примеры иллюстраций из «Военной энциклопедии»

Дав воинскому духу определение и на исторических примерах проследив, как он воспитывался и поддерживался в различные эпохи у разных народов, авторы статьи заключали: «Теперь, когда войны стали настолько редки, что в рядах войск остается слишком мало или даже совсем не бывает не только солдат, но даже и генералов с боевым опытом, воспитание воинского духа стало более трудной задачей. При этом не только представителям армии, но и всем русским людям надо думать и заботиться о сохранении воинского духа как в каждом отдельном воине и гражданине, так и во всем войске, во всем народе, ибо нельзя знать, как скоро, когда именно, а может быть, и совсем неожиданно наступит экзамен воинского духа и для армии, и для народа».

Когда писались эти строки, до начала Первой мировой войны оставалось три года.

За пять лет работы увидели свет 18 томов, высоко оцененных специалистами, но не нашедших поддержки в военном министерстве, прежде всего у военного министра В.А. Сухомлинова, возражавшего против распространения «Энциклопедии» в армии.

К началу Первой мировой войны, помимо уже выпущенных томов, в сытинской типографии были готовы к печати еще четыре тома. Однако издание пришлось прекратить, поскольку большинство авторов «Энциклопедии» отправились в действующую армию, а государство реальной поддержки так и не оказало. Мистическое совпадение: последняя статья последнего из вышедших томов была посвящена осаде и позорной капитуляции Порт­Артура. И.Д. Сытин с горечью писал: «Пять лет трудов пропали даром. Несколько миллионов рублей было брошено в печку. Такого бессмысленного удара я не получал никогда. Военной державе в военное время не пригодились военные знания». 

КомпьюАрт 5'2011

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства