КомпьюАрт

6 - 2011

Об инсталляцииях полиграфического оборудования

Часть 1. Документооборот

Часть 2. История одной инсталляции

Часть 3. Новые проекты и будущие инсталляции?

Часть 1. Документооборот

В моем архиве есть много фотографий с торжественных мероприятий, посвященных инсталляциям полиграфического оборудования.
Сначала гостей развлекают клоуны-аниматоры, потом всех приглашают в печатный цех, и они видят укутанные в бумагу контуры печатной машины. Выходит директор типографии, который со смущенной улыбкой вместе с представителем поставщика разрезает красную ленту. Оборудование в нашу страну, как правило, поставляется современное, а значит, надежное, поэтому сбоев при запуске практически не бывает…
Спустя некоторое время после отбытия веселых гостей начинается переписка с пос­тавщиками, в которой перечисляются жалобы на плохую приводку, разнооттеночность печати, проблемы с листопрооводящей системой.

Два года назад вышел учебник  А.В. Сафонова и Р.Г. Могинова под названием «Проектирование полиграфического производства». В нем изложены основы проектирования современных полиграфических предприятий с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной техники, а также технологии полиграфического производства. Рассматриваются основные положения по вопросам проектирования, знание которых необходимо для создания полиграфического предприятия, изложена методика проектирования современных полиграфических предприятий. Такая книга необходима не только для студентов, обучающихся по специальности «Технология полиграфического производства», но и для авторов публикаций, пишущих о проблемах, возникающих при инсталляциях полиграфического оборудования.

Профессор МГУП им. Ивана Федорова,

Профессор МГУП им. Ивана Федорова, докт. техн. наук Александр Сафонов

Техническое задание для выпуска этикеточной продукции

Цель проектных работ — создание нового производства.

Вид продукции — этикетка винно-водочная и пивная, комплект (этикетка, контрэтикетка, кольеретка).

Красочность продукции — 5 (4 CMYK+1 «Пантон») для винно-водочной и 6 (4 CMYK+2 «Пантон») для пивной этикетки.

Вид отделки — блинтовое тиснение фольгой 1 цвет (10% от площади этикетки), лакирование защитное, фигурная высечка.

Количество изданий — 8.

Количество выходов в год — по 200 каждого.

Тираж по каждому изданию, тыс. экз.:

Винно-водочная этикетка № 1 — 200.

Винно-водочная этикетка № 2 — 300.

Винно-водочная этикетка № 3 — 400.

Винно-водочная этикетка № 1 — 500.

Пивная этикетка, комплект № 5 — 200.

Пивная этикетка, комплект № 6 — 300.

Пивная этикетка, комплект № 7 — 400.

Пивная этикетка, комплект № 8 — 500.

Формат издания, см:

Для винно-водочных этикеток № 1-4 — 8Ѕ11.

Для пивных этикеток № 5-8 — комплект по элиментам:

- этикетка — 8Ѕ11;

- контрэтикетка — 7Ѕ9;

- кольеретка — 3,5Ѕ8;

Схема печати — 5+0 для № 1-4 и 6+0 для № 5-8.

Тип основных материалов:

- бумага этикеточная, 80 г/м2 (листовая, поставка в паллетах по 600 кг);

- лак — воднодисперсионный.

Упаковка готовой продукции — обвязка бумажной лентой в пачках по 500 штук, упаковка в картонную коробку по 40 пачек.

Рис. 1. Пример технического задания на поставку оборудования для этикеточной типографии

Тему инсталляций редактор КомпьюАрт обсудил с одним из авторов книги, профессором МГУП им. Ивана Федорова Александром Викторовичем Сафоновым.

КомпьюАрт: Итак, у коммерческой структуры имеются средства, которые она пожелала вложить в полиграфический бизнес. Какие этапы проходят заказчик и поставщик оборудования в этом случае?

Учебник не только для студентов МГУП, но и для руководителей развивающихся типографий

Учебник не только для студентов МГУП, но и для руководителей развивающихся типографий

Александр Сафонов: Главное правильно составить техническое задание на закупаемое оборудование, потому что много ошибок возникает на этом этапе (пример техзадания на рис. 1). На Западе для этих целей принято привлекать консалтинговые фирмы, у наших инвесторов такой привычки нет: сразу идет обращение к нескольким поставщикам оборудования.

Рис. 2. Пример письма-ответа от поставщика допечатного оборудования. Красной линией обозначены абзацы с «допустимой» критикой других поставщиков

Рис. 2. Пример письма-ответа от поставщика допечатного оборудования. Красной линией обозначены абзацы с «допустимой» критикой других поставщиков

Рис. 3. Примерное содержание коммерческого предложения

Рис. 3. Примерное содержание коммерческого предложения

Проходит некоторое время, и от поставщиков оборудования приходят письма­ответы, которые по­другому называются коммерческими предложениями (пример сопроводительного письма и содержание коммерческого предложения приведены на рис. 2 и 3. Здесь и далее иллюстрации подготовлены автором статьи).

Заказчик знакомится с ценами, условиями поставки, техническими характеристиками и, недолго думая, выбирает поставщика (пример сравнения технических характеристик полиграфического допечатного оборудования приведен на рис. 4).

Рис. 4. Пример сравнения технических характеристик предложенного допечатного оборудования для вывода печатных форм по технологии CtP для типографии, которая занимается защищенной печатью

Рис. 4. Пример сравнения технических характеристик предложенного допечатного оборудования для вывода печатных форм по технологии CtP для типографии, которая занимается защищенной печатью

Кстати, помимо создания нового производства к поставщикам с техзаданиями еще обращаются в случае, если хотят диверсифицировать или модернизировать производство.

Приведу пример диверсификации производства. Допустим, типография выпускала газеты, а решила дополнительно выпускать еще и журналы — новое направление старого бизнеса.

При составлении техзадания нужно исходить из того, что требуется получить на выходе, а не на каком оборудовании.

Иногда в техзадании указываются ограничения, связанные с финансовыми возможностям заказчика. К тому же за поставленное оборудование всегда лучше расплачиваться по частям (рис. 5). Лучше, когда период окупаемости оборудования превышает период кредитования. Кроме того, перед закупкой оборудования желательно просчитать экономические риски.

Рис. 5. Фрагмент текста из коммерческого предложения. Пункт о предлагаемых поставщиком оборудования условиях поставки и наладки

Рис. 5. Фрагмент текста из коммерческого предложения. Пункт о предлагаемых поставщиком оборудования условиях поставки и наладки

Рис. 6. Пример чертежа с указанием габаритов единицы оборудования

Рис. 6. Пример чертежа с указанием габаритов единицы оборудования

Для этого правильнее начинать проект с бизнес­плана, в который входит технико­экономическое обоснование. Бизнес­план дает ответ на главный вопрос:  «Стоит ли финансировать проект?»

Все остальное — производное, например идущий параллельно работе над техзаданием маркетинговый анализ: информация о фирме­поставщике, возраст организации, дилер или представитель, опыт установки аналогичного оборудования, количество сервис­инженеров.

При выборе поставщика оборудования заказчик должен понимать, что лучше работать с компаниями, которые поставляют максимальное количество решений под ключ.

КА: Что сегодня происходит чаще: модернизация, диверсификация или открытие новых типографий?

А.С.: Сегодня чаще происходит диверсификация. А если открывать новую типографию, то это, как правило, «влезание» в чужую сферу интересов. Рынок поделен, поэтому если решаешься на это, то необходимо предложить новые услуги.

Если сравнивать с докризисным 2008 годом, то продажи оборудования идут медленнее, но все же сегодня наблюдается некоторое оживление на полиграфическом рынке.

КА: Расскажите об этапах создания технологического проекта закупки оборудования для типографии.

А.С.: Разработка технологического проекта полиграфического предприятия осуществляется в следующей последовательности:

  1. Составление технического задания.
  2. Анализ задания на проектирование. Определение загрузки оборудования (пишет заказчик).
  3. Выбор и обоснование проектируемых способов печати и печатных машин.
  4. Формирование комплексного производственного процесса и создание принципиальной схемы производства.
  5. Технологический прогноз производства для выполнения техзадания.
  6. Составление взаимосогласованных заданий на проектирование допечатного и послепечатного производства.
  7. Проектирование производственных помещений (подразделений).
  8. Составление спецификации оборудования по подразделениям производства.
  9. Прогнозы количества материалов, численности работающих и производственных площадей для выполнения техзадания.
  10. Составление итоговых данных по проектам производственных подразделений.
  11. Составление задания на проектирование архитектурно­строи­тельной части.
  12. Выбор типа задания из возможных объемно­планировочных решений.
  13. Планировка производства предприятия в здании, решение межцеховых грузопотоков и системы транспортных средств.
  14. Планировка помещений и расстановка оборудования в цехах, решение внутрицеховых грузопотоков и системы транспортных средств (рис. 6).
  15. Составление заданий на инженерное обеспечение производства.
  16. Обобщение проектных решений в общей пояснительной записке. 
В начало В начало

Часть 2. История одной инсталляции

После теории, которая была изложена в первой части, приведем два примера инсталляций одной марки печатной машины, но в разных типографиях.
Как говорится, «все познается в сравнении», по прошествии времени. Несколько лет назад на Тверском полиграфкомбинате «Детская литература» была установлена первая в России офсетная печатная машина стекерного построения двусторонней печати без переворота листа фирмы «Акияма» (Япония) «Джей-Принт» (Akiyama J-Print).

Тогдашний топ­менеджмент предприятия, естественно, привлекло то, что двухуровневое расположение печатных секций позволяет увеличить производительность печати в два и более раз, а уникальная линейная система подачи листа будет обеспечивать запечатывание с двух сторон без переворота листа с минимальным числом перехватов бумаги внутри машины, а это значительно снижает отходы и повышает точность приводки. К тому же в 2­3 раза сокращается площадь для складирования ожидающих высыхания листов, отпечатанных с одной стороны. Кроме того, появляется возможность печатать на тонких бумагах, правда, с применением листорезальной машины Mabeg, которая полиграфкомбинатом закуплена не была.

Общий вид офсетной

Общий вид офсетной печатной машины J-Print

Сытые в застойные годы полиграфисты теперь постоянно живут под страхом сокращений, а то и полного закрытия предприятия. Половину печатников с двух тверских комбинатов (включая «Взрослый») переманила типография «Парето­принт», а некоторым оставшимся досталась незавидная доля совместно с японцами исправлять такие проблемы машины J­Print, как:

  • растягивание бумаги в момент печати;
  • частый выход из строя клапанов листопротяжного механизма;
  • нестабильная печать на мелованной бумаге, а она, как это теперь принято, — давальческое сырье закаказчика;
  • искать оптимальную последовательность наложения красок. Если раньше «клали» желтую из третей секции, то теперь решили ее поместить в первую вместо голубой, поскольку в этой секции нестабильно давление офсетного цилиндра, а с желтой краской огрехи печати не так заметны и т.д.

Проходит некоторое время, и другой типографии везет больше. Машину японцы основательно доработали и установили в «Московских учебниках» 2008 году. Теперь отзывы московского персонала о машине, в отличие от тверяков, сплошь положительные, тем более что машина куплена с секцией резки роля на листовой формат.

Устройство для автоматической смены печатных форм. При его установке достаточно просто поставить форму

Устройство для автоматической смены печатных форм. При его установке достаточно просто поставить форму на направляющие, после чего все необходимые операции — от вывода старой формы до установки новой будут выполнены автоматически

Печать книжной продукции выполняется в особых, так называемых «книжных» форматах, один из которых   84Ѕ108 см.

Самый экономически эффективный набор оборудования для листовой печати сегодня представляет комбинация листовой офсетной машины J­Print с онлайн­рольной зарядкой с листорезательным устройством MABEG RS (дополнительная опция стоимостью 500 тыс. евро).

Теперь об экономии бумаги. В то время как типографиям удается удерживать под контролем расходы в допечатных, печатных и отделочных процессах благодаря использованию современного оборудования, цены на материалы постоянно растут, и нет никаких признаков изменения этой ситуации. Рост цен на материалы продолжается.

Секция резки роля на листовой формат фирмы Mabeg. Удобная, хотя и дорогая приставка экономит бумагу

Секция резки роля на листовой формат фирмы Mabeg. Удобная, хотя и дорогая приставка экономит бумагу

Стоимость материалов в себестоимости печатной продукции может доходить до 50%, а в некоторых случаях и более. Львиную долю в себестоимости продукции составляет стоимость бумаги. Типографиям удается достичь некоторого снижения расходов за счет уменьшения отходов бумаги.

Благодаря приставке Mabeg полностью отсутствуют расходы на предварительную подготовку рулонной бумаги для листовой печати. Преимущество использования бумаги в рулонах по сравнению с покупкой нарезанной бумаги в пачках состоит также в том, что нет необходимости замораживать оборотный капитал на закупку бумаги в пачках различного формата.

Кроме экономии на стоимости бумаги при покупке ее в рулонах, снижение отходов в брак при подрезке представляет еще больший потенциал для экономии материалов и соответственно уменьшения затрат. В случае печати с рулона зачастую достигается экономия в 30% и более по сравнению с использованием листовой бумаги стандартных форматов.

Часть 3. Новые проекты и будущие инсталляции 

На выставке «Росупак'2011», которая прошла в июне в «Крокус Экспо» в Москве, полиграфического оборудования на стендах фирм-поставщиков было представлено немного. В последние годы его отсутствие на стенде, как правило, заменяли менеджер с хорошо подвешенным языком и глянцевые буклеты на стойке. Но все же среди многообразия раздаточных материалов особое внимание привлекла информация о двух технологиях. Первая называлась «Нанесение 3D-лакирования» (неужели теперь под слоем лака можно будет увидеть изображения со стереоэффектом, как в 3D-кинотеатрах?), а вторая — «Экологическая технология сушки светодиодами».

На самом деле все оказалось проще — 3D­эффект этой технологии предстоит осваивать прежде всего дизайнерам (или верстальщикам) полиграфической продукции, ведь именно они готовят файлы для печати. Берем, например, полотно Ван Гога (полутоновое фото) с ярко выраженными мазками и «поднимаем» их с помощью специального лака на машине­принтере Scodix1200 Digital­Embos­sing. Правда, перед этим нужно подготовить еще один черно­белый файл, имитирующий мазки кисти. А машина действительно представляет собой струйный принтер с печатающими головками от фирмы HP, только через них на бумагу наносятся не чернила, а специальный (пока только прозрачный) вид лака.

Машина для 3D-лакирования Scodix1200 DigitalEmbossing

Машина для 3D-лакирования Scodix1200 DigitalEmbossing

Автопортрет кисти Ван Гога с имитацией характерных мазков художника. Примерная стоимость 1 см2 нанесения 3D-лака — 1 евроцент. В результате копия картины великого художника все равно будет гораздо дешевле стоимости оригинала — так уверял продавец этой технологии на российском рынке, правда просивший не называть имя  фирмы-поставщика до официальной презентации

Автопортрет кисти Ван Гога с имитацией характерных мазков художника. Примерная стоимость 1 см2 нанесения 3D-лака — 1 евроцент. В результате копия картины великого художника все равно будет гораздо дешевле стоимости оригинала — так уверял продавец этой технологии на российском рынке, правда просивший не называть имя фирмы-поставщика до официальной презентации

Машина предназначена для создания объемных эффектов на поверхности печатных оттисков. Многоуровневый рельеф создается с помощью струйной технологии нанесения специального лака на плоскую поверхность. Такая цифровая отделка заменяет выборочное УФ­лакирование и конгревное тиснение.

Современный прозрачный УФ­отверждаемый лак гарантирует превосходное качество матового или глянцевого лакирования независимо от тиража, формата и вида работы.

Машина Scodix1200 идеально подходит для следующих видов работ:

  • деловые — папки, брошюры, проспекты, вкладки, этикетки и т.п.;
  • потребительские — приглашения, поздравительные открытки, календари, фотоальбомы и книжные обложки;
  • промышленные — упаковка для предметов личной гигиены, косметики и здравоохранения.

Среди «приятных» преимуществ новой технологии лакирования можно назвать такие:

  • безукоризненное избирательное лакирование и создание переменного рельефа с эффектом конгревного тиснения без применения штампов;
  • экономия времени — отсутствие необходимости в настройке (приводке) машины позволяет немедленно начать печать;
  • экологически чистый процесс, исключающий потребность в формах, штампах, химикатах и растворителях, плюс снижение расхода электроэнергии.

Для машины Scodix1200 подходит большой диапазон плотностей материалов — от 135 до 500 гр/м2. Тем не менее максимальный формат печати этого «лакировального принтера» немного уступает формату трафаретных машин — до B2 (500x707 мм).

Пример имитации 3D-структуры баскетбольного мяча.  Теперь без пояснения трудно понять, что это — фото настоящего мяча или изображение офсетного оттиска

Пример имитации 3D-структуры баскетбольного мяча. Теперь без пояснения трудно понять, что это — фото настоящего мяча или изображение офсетного оттиска

Вид мерзкой на ощупь кожи человека-паука на плакате стимулирует семейный поход в 3D-кинотеатр

Вид мерзкой на ощупь кожи человека-паука на плакате стимулирует семейный поход в 3D-кинотеатр

Технология сушки УФ-светодиодами, или Лампа с повышенной экологией

Для отверждения УФ­красок и УФ­чернил традиционно используются ртутные лампы. Полиграфистам известны их минусы:

  • низкий КПД (порядка 0,5% в требуемом спектральном диапазоне);
  • сравнительно короткий срок службы (см. график);
  • сложная система управления;
  • большое выделение тепла (работа при температуре 600­800 °С), паров ртути и соли, выделение озона в процессе работы;
  • трудности с утилизацией.

Альтернативная система отверждения на светодиодах УФ­диапазона экологически безопасна (они работают за пределами жесткого УФ­излучения, в котором происходит выделение озона); имеет длительный срок службы; не имеет излучения в ИК­диапазоне, что позволяет печатать практически на всех типах материалов, в том числе на тех,  для которых недопустим нагрев. К недостаткам можно отнести узкий спектр излучения (365 нм), а также высокую начальную стоимость системы.

Срок службы УФ-светодиода составляет 40-60 тыс. ч

Срок службы УФ-светодиода составляет 40-60 тыс. ч

УФ-светодиод (разработка испанских ученых)

УФ-светодиод (разработка испанских ученых)

Использование в конструкции принтера блока УФ­светодиодов вместо УФ­лампы приносит при эксплуатации ощутимый положительный эффект:

  • КПД 15­20%;
  • энергопотребление — 10­400 Вт/ч (у УФ­ламп — 100­400 Вт/ч);
  • время выхода на рабочую мощность — 0,1 с (у УФ­ламп — 2­3 мин)
  • рабочая температура — 25­30 °С. 

КомпьюАрт 6'2011

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства