Печать книги за два часа
Идея выпустить книгу о защищенной полиграфии возникла у меня несколько лет назад. За годы работы на «Гознаке» и сотрудничества с фирмами «ЭПО» и «Н.Т. Граф», имеющими лицензии на выпуск защищенной продукции, накопился интересный материал. Статьи на тему «секретной» полиграфии, регулярно публиковавшиеся в журнале КомпьюАрт, тоже стали главами издания.
Вместо аннотации
Обычно для привлечения читателей автор старается придумать яркое, запоминающееся название для книги. Вначале у меня была идея обыграть в названии книги аббревиатуру «ДСП», обозначающую режим секретности, — «Для служебного пользования», или «Достижение секретной полиграфии», или «Достижения секретной полиграфии». Достижения у российских фирмлицензиатов, а их в России уже 24, бесспорно, имеются. Прошло 20 лет с тех пор, как у «Гознака» появились конкуренты в этой области, и около 18 — как этот вид полиграфической деятельности стал лицензироваться. Теперь подобные фирмы, начинавшие иногда с маленького помещения, могут похвастаться как своим оборудованием и технологиями, так и персоналом, пришедшим работать к ним с того же «Гознака».
Книга «Полиграфическая защита России», отпечатанная цифровым способом
На «Гознаке», в свою очередь, сохранились почти 200летние традиции выполнения таких государственных проектов, как выпуск паспортов и банкнот. Слаженной работе гознаковских подразделений посвящено несколько глав книги.
Участие типографии в тендерах, включая примеры оформления тендерной документации, уроки по созданию дизайна бланков ценных бумаг и гравюрных портретов, а также анализ недостатков дизайна российских банкнот и паспортов — всё это читатель найдет в издании под громким названием «Полиграфическая защита России». Книга состоит из четырех частей:
- Достижение секретной полиграфии — в ней речь идет об организации полиграфического производства: рассматриваются регламент типографии, закупка расходных материалов, подходы к сертификации производства и т.д.
- Кадровый вопрос для полиграфии — рассказывается о подготовке кадров в специализированных учебных заведениях и современных кадровых проблемах типографий.
- Достижения дизайна — дан обзор способов графической защиты, правила и уроки верстки бланков ценных бумаг.
- Достижения секретной полиграфии — рассматривается реализация крупных государственных проектов, таких как загранпаспорт с микросхемой, защита избирательных бюллетеней и т.д.
Что уже выпущено о защищенной полиграфии
В настоящее время в России выпускается несколько журналов по данной теме. К примеру, ежемесячный журнал «Ценные бумаги». В нем подробно описываются существующие сегодня защитные технологии и приводится информация о бланках ценных бумаг, выпущенных лицензиатами в течение определенного периода времени. ФГУП «Гознак» издает ежемесячный журнал «Водяной знак», рассказывающий о новых разработках предприятия, содержащий интервью со специалистами «Гознака», делающий более открытым и привлекательным для заказчиков секретное производство — как полиграфическое, так и монетноорденское.
Обложка журнала (а), полоса журнала (б) с информацией о выпущенном бланке ценной бумаги и его элементах защиты (исключая засекреченные экспертные признаки) и общий перечень защитных элементов (в), часть которых запатентована отдельными фирмами, например разработанный фирмой ООО «Н.Т. Граф» способ печати «Биинтаглио», дающий оттиски, схожие с металлографскими
Защищенной полиграфии посвящено несколько книг, в которых также рассматриваются защитные технологии в бумаге, красках и печати. Кроме того, информацию по этой теме можно найти на сайтах фирмлицензиатов.
Во время работы на «Гознаке» я подготовил две брошюры, описывающие защитные элементы марок на алкогольную продукцию. Впоследствии появилась идея выпустить книгу на данную тему. Эти брошюры служили раздаточным материалом для специалистов организаций, отвечающих за поступление налогов в российскую казну.
Описание: а — защитных марок на алкогольную продукцию, выпускаемых на «Гознаке» до 2006 года листовым способом печати с использованием металлографии (марки наклеивались на горлышко бутылки), б — выпускаемых в настоящее время на «Гознаке» марок в ролях на самоклеящейся бумаге
Подготовка материалов для проекта
Материалы для верстки книги условно можно разделить на три вида:
- вордовский текст (документы, статьи, примечания и т.д.);
- цветные полутоновые (схемы и фотографии продукции и оборудования);
- векторные изображения (гравюры, гильоширные элементы), требующие перед версткой перевода в полутон.
Для каждой главы книги, а их получилось 34, была создана папка, что позволило систематизировать и упорядочить информацию. Верстка выполнялась автором в программе Adobe InDesign. Для корректуры каждая глава распечатывалась на чернобелом лазерном принтере. При этом изменялись параметры шрифтов (высота, междустрочные расстояния и т.д.) и цвета плашек.
Если офсетная печать полутоновых изображений сложностей не вызывала (главное — правильно указать разрешение и цветовой режим каждой картинки), то с векторными изображениями возникал вопрос о качественной передаче линий как чернобелых, так и цветных гравюр, то есть следовало избегать появления грязи в тех местах, где линии плотно примыкают друг другу, сливаясь в плашку. В таком случае, естественно, нужно увеличивать формат изображения или переделывать его, задав в «опасных» местах менее регулярную штриховку — примерно одна линия на 0,6 мм.
Итак, книга сверстана. Работник издательства знает, что следующими этапами издательского процесса являются корректура, подготовка материалов для передачи в типографию в виде файлов на диске и печать.
Но поскольку эта книга у автора первая и провала проекта он не хочет, то возникла идея отпечатать несколько пробных экземпляров цифровым способом. Потом можно будет подержать книгу в руках и проанализировать, правильно ли выбраны размеры полей, шрифты, расположение картинок и многое другое, что неожиданно обнаруживается и уже не подлежит исправлению, когда тираж отпечатан офсетом.
Печать книги на Xerox Color 1000
Возможностям цифровой печати практически в каждом номере журнала КомпьюАрт посвящена если не большая статья, то заметка. В России уже есть типографии, которые с офсета постепенно переходят на «цифру» и участвуют в проектах «книга по требованию». На книжных выставках имеются целые участки, на которых представлены как фирмы — поставщики оборудования, так и фирмы — организаторы процесса «читатель (заказчик) — сеть — типография — почта — читатель (заказчик)».
Представитель компании Xerox Дмитрий Славинский на фоне цифровой печатной машины Xerox Color 1000
Но одно дело написать статью об этом процессе со слов представителя фирмы — поставщика оборудования, а другое дело — самому прийти в учебный центр Xerox в 8 часов утра, а уже в 10 часов получить пять экземпляров готовой книги.
Автор: Вчера вечером по выделенной линии мною в ваш адрес были направлены файлы книги (общий размер 500 Мбайт). Всё ли там нормально? На каких расходных материалах будет происходить печать книги? Какова плотность бумаги? Корешок у меня равен 17 мм для бумаги плотностью 90100 г/м2.
Расходные материалы
Печать внутренних страниц проходила с использованием бумаги Colotech silk 170 г/м2, формат А3.
Подающий лоток ЦПМ Xerox Color 1000.
Пять видов тонера: CMYK + прозрачный тонер.
Дмитрий Славинский: Файлы мною просмотрены. Всё в порядке. Сейчас мы подготовим из них два PDFфайла: для текста внутренних страниц и обложки. Все 34 файла (по числу глав), файлы оглавления и предисловия в Adobe Acrobat будут собраны в один. А файл обложки мы подкорректируем в программе Adobe InDesign и сделаем величину корешка равной 24 мм, так как внутренний блок будет печататься на бумаге 170 г/м2.
Допечатная подготовка издания
Перед выводом в PDF-файл обложки была внесена информация о наложении прозрачного тонера: режим, форма плашки и место печати.
Файл книги поставлен в очередь на печать. Перед этим оператором были заданы параметры: вид спуска полос, растрирования (форма растровой точки, линиатура), расходных материалов (вид и плотность бумаги).
Автор: Если уж мы вносим изменения в обложку, то давайте используем возможности машины Xerox Color 1000 полнее и положим лак из пятой красочной секции на переднюю сторонку обложки — лакируем название книги, а также на выходные данные на задней сторонке обложки. Тем более что бесцветный прозрачный тонер можно использовать и в защитных целях, как пишется в ваших рекламных буклетах.
Д.С.: Да, правильнее назвать этот материал не лаком, а прозрачным тонером. Им можно покрывать как выборочно, так и всю полосу. Для этого создаем дополнительный слой, а затем записываем PDFфайл и отправляем его вслед за общим файлом внутренних страниц на один из контроллеров. В нашем центре установлены три разных контроллера (Xerox FreeFlow Print Server, Xerox CX 1000 от компании Creo, Xerox EX 1000 от компании Fiery), и на одном из них будет выполняться операция подготовки файла в печать, или риповка.
Вначале предлагаю отпечатать одну книгу на бумаге плотностью 170 г/м2. Эта плотность хороша тем, что исключает просвечивание другой стороны страницы.
Технические характеристики контроллеров
Xerox FreeFlow Print Server
Быстрый, мощный, простой в использовании контроллер с технологией ConfidentColor, снабжен расширенными функциями управления цветом и обработки заданий. Такие встроенные функции, как параллельная обработка заданий с переменными данными, создание и настройка очередей печати, значительно упрощают работу оператора. Лучше интегрируется
с другими продуктами Xerox. Больше рассчитан на потоковое производство.
Xerox CX 1000
от компании Creo
Контроллер сочетает в себе
как разнообразные функции
для качественной печати
и точной работы с цветом,
так и особенности архитектуры, позволяющие значительно повысить скорость работы
с переменными данным.
Кроме того, его платформа хорошо интегрируется в рабочие процессы, существующие
в коммерческих типографиях. Книга печаталась на этом контроллере.
Xerox EX 1000
от компании Fiery
Отличаются тем, что помогают повысить производительность производства благодаря автоматизации процессов подготовки. Программное обеспечение контроллеров EX позволяет быстро, с высоким качеством и стабильностью обрабатывать самые разные задания.
В комплекте с машиной Xerox Color 1000 возможна поставка одного из видов контроллера. Вид оборудования выбирается заказчиком в зависимости от стоящих перед ним задач
Автор: Когда готовишь иллюстрации для публикаций в Adobe Photoshop, то можно не заметить и пропустить режим цветности RGB. В книге порядка 120 иллюстраций, и я не ручаюсь, что все они в «правильном» для офсета режиме — CMYK. И еще расскажите о варианте спуска полос и других параметрах печати.
Выбор режима спуска полос: титульный лист соседствует со 161-й полосой
Выходной лоток оптимален при печати тестовых экземпляров и коротких тиражей
Д.С.: Для машины это неважно. Все картинки обрабатываются с учетом тех параметров, которые установлены на контроллере. Таким образом, если попадется картинка в режиме RGB, то она всё равно будет преобразована в CMYK. Печать производилась с линиатурой 200 lpi, форма точки — эллиптическая, разрешение печати 2400 dpi.
Финишная отделка книги
После резки пачки печатных листов нужно соединить два блока книги в один.
Перед соединением с обложкой корешок блока книги проходит операцию торшонирования и нанесения клея, нагретого до температуры 155 оС.
Автономная термоклеевая переплетная система C.P.Bourg предназначена для производства книг в мягком переплете.
Готовый блок книги до обрезки.
Для единичных тиражей в резальной машине Ideal прижим устанавливается вручную.
Перед началом операции брошюровки происходит сталкивание листов в блоке с целью выравнивания.
Клей для брошюровочных процессов поставляется в гранулах.
Задание технических параметров изготовления брошюры: толщины блока, времени приклейки обложки и т.д.
В зависимости от потребностей пользователей контроллеры предлагают на выбор несколько систем растрирования, включая регулярные раcтры, такие как: 200 dotэллиптическая точка 200 lpi, 200 lineлинейный точка 200 lpi, 300 lpi и стохастический.
На мониторе отображается русскоязычное меню, в котором выполняется настройка параметров печати, включая плотность бумаги и ее формат (А3).
Параметры книги следующие:
- формат 245Ѕ175 мм без обрезки (на обрезку по 5 мм);
- общее количество полос 320;
- цветная двусторонняя печать — дуплекс;
- режим печати: две страницы на листе повернуты друг к другу (полоса 1 соседствует с полосой 161. После операции резки две стопы будут соединены вручную. В машине предусмотрено несколько режимов спуска полос;
- включение обрезных меток;
- цветовой профиль CMYK — Fogra39, цветовой профиль RGB — sRGB.
Если посмотреть на монитор, то можно увидеть скорость риповки файла внутренних страниц — в минуту рипуется 127 страниц книги.
Машина Xerox Color 1000 позиционируется в сегменте фоторабот, в том числе и для печати фотоприложений, поэтому гравюры в книге должны получиться отлично.
На вопросы журнала КомпьюАрт относительно коммерческой стороны дела отвечает Михаил Мартынов. КомпьюАрт: В октябре 2010 года наш журнал принимал участие в инсталляции машины Xerox Color 1000 в московской типографии ООО «НексПринт» (см. статью «Первопечатники по требованию» в КомпьюАрт № 11’2010). Прошло около года, сколько машин установлено за это время? Михаил Мартынов: Между прочим, в тот же день была вторая инсталляция этой марки машины в типографии ИПК «НП-ПРИНТ» в Санкт-Петербурге. Напомню, что мировая премьера новых устройств состоялась весной 2010 года на выставке IPEX 2010. За неполный год в России установлено порядка 15 таких машин. Их покупают не только коммерческие фирмы, цифровые типографии и салоны, но и вузы. Руководитель отдела маркетинга продукции Xerox Россия Михаил Мартынов КА: Сколько стоит машина Xerox Color 1000? М.М.: Порядка 500 тыс. долл. в зависимости от комплектации. Возвращаясь к количеству установок, отмечу, что цифра инсталляций помогла определить другой показатель — 55% рынка промышленной цифровой печати в России занимает наш бренд. На вопрос КомпьюАрт о технических характеристиках отвечает Александр Келенин. КомпьюАрт: Расскажите о технических особенностях машины Xerox Color 1000. Александр Келенин: Преимуществ у машины много: обеспечивается стабильность печати от оттиска к оттиску, здесь ΔE < 3-3,5, это выше, чем стандартные для офсета 5,5, а наличие секции печати прозрачным тонером дает простор для творчества дизайнерам. Также нужно сказать о точности выравнивания бумаги, что необходимо при печати лицевой и оборотной сторон листа — здесь лист выравнивается не по боковой кромке, а по центру. Благодаря этому компенсируются неточности резки бумаги в условиях типографии. На самом деле каждый элемент этой машины разработан с учетом потребностей коммерческой полиграфии. Это и привлекло к ней внимание большого количество профессионалов из «цифрового» и «офсетного» направлений. |
Порядок наложения тонера на ленту переноса в Xerox Color 1000 следующий: первым переносится прозрачный тонер, потом Y, M, C и завершает формирование изображения на ремне переноса Black (K).
Затем происходит перенос уже сформированного изображения на бумагу, на которой тонер уже лежит в обратной последовательности, то есть Black (K) на самой бумаге, на нем — C, M, Y, а на самом верху прозрачный тонер.
Ошибки верстки
Благодаря пробной цифровой печати книги обнаруживаются ошибки верстки, которые не просматривались на принтерных черно-белых распечатках:
- Крупный кегль шрифта, которым набраны примечания, и яркий синий цвет плашки ухудшают восприятие полосы (слева).
- Ошибка в выборе формата приводит к слиянию линий на гравюрных изображениях (справа).
- Ошибка в выборе размера шрифта подписей — необходимо его уменьшение на 2 пункта (справа).
Только после просмотра страниц готового экземпляра обнаружились огрехи верстки
Теперь, когда все страницы и обложка выведены, в соседнем помещении Учебного центра будет выполняться финишная обработка книги. Для этого применяется следующее оборудование:
- электрический резак Ideal 485095, рассчитанный на использование в малых типографиях и печатных салонах. Применяемая модель имеет механический прижим;
- термоклеевая машина фирмы C.P. Bourg — на ней осуществляется ручная подача блока книги и автоматическая подача обложки. На обложке до приклейки выполняется операция 4линейной биговки, а на блоке — торшонирование.