КомпьюАрт

7 - 2011

Печать книги за два часа

Андрей Крылов Андрей Крылов krylov@compress.ru

Идея выпустить книгу о защищенной полиграфии возникла у меня несколько лет назад. За годы работы на «Гознаке» и сотрудничества с фирмами «ЭПО» и «Н.Т. Граф», имеющими лицензии на выпуск защищенной продукции, накопился интересный материал. Статьи на тему «секретной» полиграфии, регулярно публиковавшиеся в журнале КомпьюАрт, тоже стали главами издания.

Вместо аннотации

Обычно для привлечения читателей автор старается придумать яркое, запоминающееся название для книги. Вначале у меня была идея обыграть в названии книги аббревиатуру «ДСП», обозначающую режим секретности, — «Для служебного пользования», или «Достижение секретной полиграфии», или «Достижения секретной полиграфии». Достижения у российских фирм­лицензиатов, а их в России уже 24, бесспорно, имеются. Прошло 20 лет с тех пор, как у «Гознака» появились конкуренты в этой области, и около 18 — как этот вид полиграфической деятельности стал лицензироваться. Теперь подобные фирмы, начинавшие иногда с маленького помещения, могут похвастаться как своим оборудованием и технологиями, так и персоналом, пришедшим работать к ним с того же «Гознака».

Книга «Полиграфическая защита России», отпечатанная цифровым способом

Книга «Полиграфическая защита России», отпечатанная цифровым способом

На «Гознаке», в свою очередь, сохранились почти 200­летние традиции выполнения таких государственных проектов, как выпуск паспортов и банкнот. Слаженной работе гознаковских подразделений посвящено несколько глав книги.

Участие типографии в тендерах, включая примеры оформления тендерной документации, уроки по созданию дизайна бланков ценных бумаг и гравюрных портретов, а также анализ недостатков дизайна российских банкнот и паспортов — всё это читатель найдет в издании под громким названием «Полиграфическая защита России». Книга  состоит из четырех частей:

  1. Достижение секретной полиграфии — в ней речь идет об организации полиграфического производства: рассматриваются регламент типографии, закупка расходных материалов, подходы к сертификации производства и т.д.
  2. Кадровый вопрос для полиграфии — рассказывается о подготовке кадров в специализированных учебных заведениях и современных кадровых проблемах типографий.
  3. Достижения дизайна — дан обзор способов графической защиты, правила и уроки верстки бланков ценных бумаг.
  4. Достижения секретной полиграфии — рассматривается реализация крупных государственных проектов, таких как загранпаспорт с микросхемой, защита избирательных бюллетеней и т.д.

Что уже выпущено о защищенной полиграфии

В настоящее время в России выпускается несколько журналов по данной теме.  К примеру, ежемесячный журнал «Ценные бумаги». В нем подробно описываются существующие сегодня защитные технологии и приводится информация о бланках ценных бумаг, выпущенных лицензиатами в течение определенного периода времени. ФГУП «Гознак» издает ежемесячный журнал «Водяной знак», рассказывающий о новых разработках предприятия, содержащий интервью со специалистами «Гознака», делающий более открытым и привлекательным для заказчиков секретное производство — как полиграфическое, так и монетно­орденское.

Обложка журнала (а), полоса журнала (б) с информацией о выпущенном бланке ценной бумаги и его элементах защиты (исключая засекреченные экспертные признаки) и общий перечень защитных элементов (в), часть которых запатентована отдельными фирмами, например разработанный фирмой ООО «Н.Т. Граф» способ печати «Биинтаглио», дающий оттиски, схожие с металлографскими

Обложка журнала (а), полоса журнала (б) с информацией о выпущенном бланке ценной бумаги и его элементах защиты (исключая засекреченные экспертные признаки) и общий перечень защитных элементов (в), часть которых запатентована отдельными фирмами, например разработанный фирмой ООО «Н.Т. Граф» способ печати «Биинтаглио», дающий оттиски, схожие с металлографскими

Защищенной полиграфии посвящено несколько книг, в которых также рассматриваются защитные технологии в бумаге, красках и печати. Кроме того, информацию по этой теме можно найти на сайтах фирм­лицензиатов.

Во время работы на «Гознаке» я подготовил две брошюры, описывающие защитные элементы марок на алкогольную продукцию. Впоследствии появилась идея выпустить книгу на данную тему. Эти брошюры служили раздаточным материалом для специалистов организаций, отвечающих за поступление налогов в российскую казну.

Описание: а — защитных марок на алкогольную продукцию, выпускаемых на «Гознаке» до 2006 года листовым способом печати с использованием металлографии (марки наклеивались на горлышко бутылки), б — выпускаемых в настоящее время на «Гознаке» марок в ролях на самоклеящейся бумаге

Описание: а — защитных марок на алкогольную продукцию, выпускаемых на «Гознаке» до 2006 года листовым способом печати с использованием металлографии (марки наклеивались на горлышко бутылки), б — выпускаемых в настоящее время на «Гознаке» марок в ролях на самоклеящейся бумаге

Подготовка материалов для проекта

Материалы для верстки книги условно можно разделить на три вида:

  • вордовский текст (документы, статьи, примечания и т.д.);
  • цветные полутоновые (схемы и фотографии продукции и оборудования);
  • векторные изображения (гравюры, гильоширные элементы), требующие перед версткой перевода в полутон.

Для каждой главы книги, а их получилось 34, была создана папка, что позволило систематизировать и упорядочить информацию. Верстка выполнялась автором в программе Adobe InDesign. Для корректуры каждая глава распечатывалась на черно­белом лазерном принтере. При этом изменялись параметры шрифтов (высота, междустрочные расстояния и т.д.) и цвета плашек.

Если офсетная печать полутоновых изображений сложностей не вызывала (главное — правильно указать разрешение и цветовой режим каждой картинки), то с векторными изображениями возникал вопрос о качественной передаче линий как черно­белых, так и цветных гравюр, то есть следовало избегать появления грязи в тех местах, где линии плотно примыкают друг другу, сливаясь в плашку. В таком случае, естественно, нужно увеличивать формат изображения или переделывать его, задав в «опасных» местах менее регулярную штриховку — примерно одна линия на 0,6 мм.

Итак, книга сверстана. Работник издательства знает, что следующими этапами издательского процесса являются корректура, подготовка материалов для передачи в типографию в виде файлов на диске и печать.

Но поскольку эта книга у автора первая и провала проекта он не хочет, то возникла идея отпечатать несколько пробных экземпляров цифровым способом. Потом можно будет подержать книгу в руках и проанализировать, правильно ли выбраны размеры полей, шрифты, расположение картинок и многое другое, что неожиданно обнаруживается и уже не подлежит исправлению, когда тираж отпечатан офсетом.

Печать книги на Xerox Color 1000

Возможностям цифровой печати практически в каждом номере журнала КомпьюАрт посвящена если не большая статья, то заметка. В России уже есть типографии, которые с офсета постепенно переходят на «цифру» и участвуют в проектах «книга по требованию». На книжных выставках имеются целые участки, на которых представлены как фирмы — поставщики оборудования, так и фирмы — организаторы процесса «читатель (заказчик) — сеть — типография — почта — читатель (заказчик)».

Представитель компании Xerox Дмитрий Славинский на фоне цифровой печатной машины Xerox Color 1000

Представитель компании Xerox Дмитрий Славинский на фоне цифровой печатной машины Xerox Color 1000

Но одно дело написать статью об этом процессе со слов представителя фирмы — поставщика оборудования, а другое дело — самому прийти в учебный центр Xerox в 8 часов утра, а уже в 10 часов получить пять экземпляров готовой книги.

Автор: Вчера вечером по выделенной линии мною в ваш адрес были направлены файлы книги (общий размер 500 Мбайт). Всё ли там нормально? На каких расходных материалах будет происходить печать книги? Какова плотность бумаги? Корешок у меня равен 17 мм для бумаги плотностью 90­100 г/м2.

Расходные материалы

Печать внутренних страниц проходила с использованием бумаги Colotech silk 170 г/м2, формат А3.

Печать внутренних страниц проходила с использованием бумаги Colotech silk 170 г/м2, формат А3.

Подающий лоток

Подающий лоток ЦПМ Xerox Color 1000.

Пять видов тонера: CMYK + прозрачный тонер.

Пять видов тонера: CMYK + прозрачный тонер.

Дмитрий Славинский: Файлы мною просмотрены. Всё в порядке. Сейчас мы подготовим из них два PDF­файла: для текста внутренних страниц и обложки. Все 34 файла (по числу глав), файлы оглавления и предисловия в Adobe Acrobat будут собраны в один. А файл обложки мы подкорректируем в программе Adobe InDesign и сделаем величину корешка равной 24 мм, так как внутренний блок будет печататься на бумаге 170 г/м2.

Допечатная подготовка издания

Перед выводом в PDF-файл обложки была внесена информация о наложении прозрачного тонера: режим, форма плашки и место печати.

Перед выводом в PDF-файл обложки была внесена информация о наложении прозрачного тонера: режим, форма плашки и место печати.

Файл книги поставлен в очередь на печать. Перед этим оператором были заданы параметры: вид спуска полос, растрирования (форма растровой точки, линиатура), расходных материалов (вид и плотность бумаги).

Файл книги поставлен в очередь на печать. Перед этим оператором были заданы параметры: вид спуска полос, растрирования (форма растровой точки, линиатура), расходных материалов (вид и плотность бумаги).

Автор: Если уж мы вносим изменения в обложку, то давайте используем возможности машины Xerox Color 1000 полнее и положим лак из пятой красочной секции на переднюю сторонку обложки — лакируем название книги, а также на выходные данные на задней сторонке  обложки. Тем более что бесцветный прозрачный тонер можно использовать и в защитных целях, как пишется в ваших рекламных буклетах.

Д.С.: Да, правильнее назвать этот материал не лаком, а прозрачным тонером. Им можно покрывать как выборочно, так и всю полосу. Для этого создаем дополнительный слой, а затем записываем PDF­файл и отправляем его вслед за общим файлом внутренних страниц на один из контроллеров. В нашем центре установлены три разных контроллера (Xerox FreeFlow Print Server, Xerox CX 1000 от компании Creo, Xerox EX 1000 от компании Fiery),  и на одном из них будет выполняться операция подготовки файла в печать, или риповка.

Вначале предлагаю отпечатать одну книгу на бумаге плотностью 170 г/м2. Эта плотность хороша тем, что исключает просвечивание другой стороны страницы.

Технические характеристики контроллеров

Xerox FreeFlow Print Server

Xerox FreeFlow Print Server
Быстрый, мощный, простой в использовании контроллер с технологией ConfidentColor, снабжен расширенными функциями управления цветом и обработки заданий. Такие встроенные функции, как параллельная обработка заданий с переменными данными, создание и настройка очередей печати, значительно упрощают работу оператора. Лучше интегрируется с другими продуктами Xerox. Больше рассчитан на потоковое производство.

Xerox CX 1000

Xerox CX 1000 от компании Creo
Контроллер сочетает в себе как разнообразные функции для качественной печати и точной работы с цветом, так и особенности архитектуры, позволяющие значительно повысить скорость работы с переменными данным. Кроме того, его платформа хорошо интегрируется в рабочие процессы, существующие в коммерческих типографиях. Книга печаталась на этом контроллере.

Xerox EX 1000

Xerox EX 1000 от компании Fiery
Отличаются тем, что помогают повысить производительность производства благодаря автоматизации процессов подготовки. Программное обеспечение контроллеров EX позволяет быстро, с высоким качеством и стабильностью обрабатывать самые разные задания.

В комплекте с машиной Xerox Color 1000 возможна поставка одного из видов контроллера. Вид оборудования выбирается заказчиком в зависимости от стоящих перед ним задач

Автор: Когда готовишь иллюстрации для публикаций в Adobe Photoshop, то можно не заметить и пропустить режим цветности RGB. В книге порядка 120 иллюстраций, и я не ручаюсь, что все они в «правильном» для офсета режиме — CMYK. И еще расскажите о варианте спуска полос и других параметрах печати.

Выбор режима спуска полос: титульный лист соседствует со 161-й полосой

Выбор режима спуска полос: титульный лист соседствует со 161-й полосой

Выходной лоток оптимален при печати тестовых экземпляров и коротких тиражей

Выходной лоток оптимален при печати тестовых экземпляров и коротких тиражей

Д.С.: Для машины это неважно. Все картинки обрабатываются с учетом тех параметров, которые установлены на контроллере. Таким образом, если попадется картинка в режиме RGB, то она всё равно будет преобразована в CMYK. Печать производилась с линиатурой 200 lpi, форма точки — эллиптическая, разрешение печати 2400 dpi.

Финишная отделка книги

После резки пачки печатных листов нужно соединить два блока  книги в один.

После резки пачки печатных листов нужно соединить два блока книги в один.

Перед соединением с обложкой корешок блока книги проходит операцию торшонирования и нанесения клея, нагретого до температуры 155 оС.

Перед соединением с обложкой корешок блока книги проходит операцию торшонирования и нанесения клея, нагретого до температуры 155 оС.

Автономная термоклеевая переплетная система C.P.Bourg предназначена для производства книг в мягком переплете.

Автономная термоклеевая переплетная система C.P.Bourg предназначена для производства книг в мягком переплете.

Готовый блок книги до обрезки.

Готовый блок книги до обрезки.

Для единичных тиражей в резальной машине Ideal прижим устанавливается вручную.

Для единичных тиражей в резальной машине Ideal прижим устанавливается вручную.

Перед началом операции брошюровки происходит сталкивание листов в блоке с целью выравнивания.

Перед началом операции брошюровки происходит сталкивание листов в блоке с целью выравнивания.

Клей для брошюровочных процессов поставляется в гранулах.

Клей для брошюровочных процессов поставляется в гранулах.

Задание технических параметров изготовления брошюры: толщины блока, времени приклейки обложки и т.д.

Задание технических параметров изготовления брошюры: толщины блока, времени приклейки обложки и т.д.

В зависимости от потребностей пользователей контроллеры предлагают на выбор  несколько систем растрирования, включая регулярные раcтры, такие как: 200 dot­эллиптическая точка 200 lpi, 200 line­линейный точка 200 lpi, 300 lpi и стохастический.

На мониторе отображается русскоязычное меню, в котором выполняется настройка параметров печати, включая плотность бумаги и ее формат (А3).

Параметры книги следующие:

  • формат 245Ѕ175 мм без обрезки (на обрезку по 5 мм);
  • общее количество полос 320;
  • цветная двусторонняя печать — дуплекс;
  • режим печати: две страницы на листе повернуты друг к другу (полоса 1 соседствует с полосой 161. После операции резки две стопы будут соединены вручную. В машине предусмотрено несколько режимов спуска полос;
  • включение обрезных меток;
  • цветовой профиль CMYK — Fogra39, цветовой профиль RGB — sRGB.

Если посмотреть на монитор, то можно увидеть скорость риповки файла внутренних страниц — в минуту рипуется 127 страниц книги.

Машина Xerox Color 1000 позиционируется в сегменте фоторабот, в том числе и для печати фотоприложений, поэтому гравюры в книге должны получиться отлично.

На вопросы журнала КомпьюАрт относительно коммерческой стороны дела отвечает Михаил Мартынов.

КомпьюАрт: В октябре 2010 года наш журнал принимал участие в инсталляции машины Xerox Color 1000 в московской типографии ООО «НексПринт» (см. статью «Первопечатники по требованию» в КомпьюАрт № 11’2010). Прошло около года, сколько машин установлено за это время?

Михаил Мартынов: Между прочим, в тот же день была вторая инсталляция этой марки машины в типографии ИПК «НП-ПРИНТ» в Санкт-Петербурге. Напомню, что мировая премьера новых устройств состоялась весной 2010 года на выставке IPEX 2010. За неполный год в России установлено порядка 15 таких машин. Их покупают не только коммерческие фирмы, цифровые типографии и салоны, но и вузы.

Руководитель отдела маркетинга продукции Xerox Россия Михаил Мартынов

Руководитель отдела маркетинга продукции Xerox Россия Михаил Мартынов

КА: Сколько стоит машина Xerox Color 1000?

М.М.: Порядка 500 тыс. долл. в зависимости от комплектации. Возвращаясь к количеству установок, отмечу, что цифра инсталляций помогла определить другой показатель — 55% рынка промышленной цифровой печати в России занимает наш бренд.

На вопрос КомпьюАрт о технических характеристиках отвечает Александр Келенин.

КомпьюАрт: Расскажите о технических особенностях машины Xerox Color 1000.

Александр Келенин: Преимуществ у машины много: обеспечивается стабильность печати от оттиска к оттиску, здесь ΔE < 3-3,5, это выше, чем стандартные для офсета 5,5, а наличие секции печати прозрачным тонером дает простор для творчества дизайнерам.

Также нужно сказать о точности выравнивания бумаги, что необходимо при печати лицевой и оборотной сторон листа — здесь лист выравнивается не по боковой кромке, а по центру. Благодаря этому компенсируются неточности резки бумаги в условиях типографии. На самом деле каждый элемент этой машины разработан с учетом потребностей коммерческой полиграфии. Это и привлекло к ней внимание большого количество профессионалов из «цифрового» и «офсетного» направлений.

Порядок наложения тонера на ленту переноса в Xerox Color 1000 следующий: первым переносится прозрачный тонер, потом Y, M, C и завершает формирование изображения на ремне переноса Black (K).

Затем происходит перенос уже сформированного изображения на бумагу, на которой тонер уже лежит в обратной последовательности, то есть Black (K) на самой бумаге, на нем — C, M, Y, а на самом верху прозрачный тонер.

Ошибки верстки

Благодаря пробной цифровой печати книги обнаруживаются ошибки верстки, которые не просматривались на принтерных черно-белых распечатках:

  1. Крупный кегль шрифта, которым набраны примечания, и яркий синий цвет плашки ухудшают восприятие полосы (слева).
  2. Ошибка в выборе формата приводит к слиянию линий на гравюрных изображениях (справа).
  3. Ошибка в выборе размера шрифта подписей — необходимо  его уменьшение на 2 пункта (справа).

Только после просмотра страниц готового экземпляра обнаружились огрехи верстки Только после просмотра страниц готового экземпляра обнаружились огрехи верстки

Только после просмотра страниц готового экземпляра обнаружились огрехи верстки

Теперь, когда все страницы и обложка выведены, в соседнем помещении Учебного центра будет выполняться финишная обработка книги. Для этого применяется следующее оборудование:

  • электрический резак Ideal 4850­95, рассчитанный на использование в малых типографиях и печатных салонах. Применяемая модель имеет механический прижим;
  • термоклеевая машина фирмы C.P. Bourg — на ней осуществляется ручная подача блока книги и автоматическая подача обложки. На обложке до приклейки выполняется операция 4­линейной биговки, а на блоке — торшонирование. 

КомпьюАрт 7'2011

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства