КомпьюАрт

7 - 2011

Если б не было плаката

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Из истории плаката

Техника создания плакатов

Печать плакатов

Плакаты бывают политические, агитационные, информационные, учебно-практические, имиджевые, рекламные. Одни плакаты мелькают перед глазами и тут же исчезают из памяти (таких большинство), другие вызывают желание как можно быстрее купить рекламируемый товар, третьи, в большинстве случаев созданные по случаю каких-то исторических событий, врезаются в память со школьной скамьи на всю жизнь. 

Из истории плаката

Считается, что первый в истории рекламный плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 году для рекламы нового издания «Геометрии» Евклида, но, к сожалению, он не сохранился. До нас дошел плакат 1491 года, который рекламировал почтенной публике рыцарский роман «Прекрасная Мелузина». Этот графический лист примечателен еще и тем, что здесь впервые использованы эротические мотивы.

А через 400 лет великолепными образцами рекламного искусства стали афиши парижских кабаре, созданные А. Тулуз­Лотреком в 1890­х годах. Широкую известность этот художник приобрел именно благодаря рекламным листам на афишных тумбах, появившихся в те годы на парижских тротуарах. Первый же из них — плакат открывшегося в 1889 году кабаре «Мулен Руж» со скандально известной танцовщицей Ла Гулю («Ненасытная») — произвел фурор.

Плакат. Худ. А. Радаков. 1920 г.

Плакат. Худ. А. Радаков. 1920 г.

В России первое профессиональное объединение плакатистов — Общество работников революционного плаката (ОРРП) — возникло немного ранее Московского отделения Союза художников (МОСХ), в 1932 году, в ответ на Постановление ЦК ВКП(б) «О плакатной продукции». Членами общества стали 149 художников, председателем — выдающийся мастер агитационного искусства Д.С. Моор. Декларация общества, отводившая плакату важную роль в культурной и общественной жизни страны, стала по существу программным документом, не потерявшим своей значимости и сегодня.
В МОСХ ОРРП вошло как организационно оформленная самостоятельная секция, руководимая Д.С. Моором.

Художники­плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». В первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат был скорее предупреждением. Однако 24 июня он появился на улицах Москвы и был напечатан в газете «Правда» с несколько иным сюжетом. Штык вонзался прямо в голову фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовало и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.

Плакат, посвященный рыцарскому роману «Прекрасная Мелузина» (1491), — самый старый из сохранившихся рекламных плакатов

Плакат, посвященный рыцарскому роману «Прекрасная Мелузина» (1491), — самый старый из сохранившихся рекламных плакатов

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина­мать зовет!» И.Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в ее призывающем жесте. В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага.

За прошедшие почти 80 лет плакат не раз занимал авангардные позиции в отечественном изобразительном искусстве: так было в годы первых пятилеток, Великой Отечественной войны, в конце 50­х годов, когда вслед за литературой и кино он прокладывал дорогу «оттепели». Незабываем и мощный общественный резонанс, вызванный плакатом перестройки и постперестроечного времени.

Плакат для кабаре «Мулен Руж» с Ла Гулю. Худ. А. Тулуз-Лотрек. 1891 г.

Плакат для кабаре «Мулен Руж» с Ла Гулю. Худ. А. Тулуз-Лотрек. 1891 г.

Перестройка и распад Советского Союза, как и любые социальные коллизии, способствовали развитию художественной публицистики, активизировали деятельность профессионалов, привлекли новые, молодые силы. Коренным образом изменились и условия бытования плаката: исчезли постоянные заказчики, специализированные издательства, полиграфические базы, книготорги. Плакаты теперь можно увидеть главным образом в выставочных залах, на страницах альбомов, журналов, каталогов, в Интернете, куда они переместились с уличных витрин, особенно при организации различных социальных кампаний.

Техническое задание на разработку плаката

Правильно поставленная задача по оформлению плаката обеспечивает половину успеха, особенно для фрилансеров, мечтающих не только получить моральное удовлетворение, но еще и заработать.

Немного фантазии, и можно придумать некую компанию по производству шампанских вин, например с названием Шампанский дом «Русское Клико». Допустим, в этом году ей исполняется 100 лет. В честь юбилейной даты объявлен конкурс среди художников и дизайнеров на создание плаката, посвященного этому событию.

Рекламирование «легкого» алкоголя в разные эпохи

Рекламирование «легкого» алкоголя в разные эпохи

Компания «Русское Клико» следует лучшим традициям мировых виноделов, которые поддерживают художественные проекты и талантливых людей. Производители шампанского на протяжении всего ХХ века сотрудничали с известными художниками своего времени, такими как Марк Шагал, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Жан Кокто, Сальвадор Дали, и др.

Работы, созданные ими в жанре плаката или этикетки, являются частью знаменитых коллекций и выставляются в ведущих музеях мира. Виноградная лоза и виноделие вдохновляли художников и композиторов, поэтов и писателей. Вину посвятили свои произведения Гюстав Доре и Оноре Домье, Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха и Эдуард Мане.

Вот как может выглядеть техническое задание для желающих принять участие в конкурсе.

Задача для участников конкурса

Придумать оригинальный плакат для шампанского «Русское Клико» и передать главную идею производителя: «Русское Клико» — это праздник, самый желанный и дорогой: тот, который не на календаре, а в душе и в сердце, который часто возникает спонтанно и легко и не зависит от официальных дат. Это официальный напиток неофициальной обстановки. Это вино настоящей жизни — полной, насыщенной и многогранной.

Общие требования к проекту

Работы могут быть выполнены в любом стиле. Духу «Русского Клико» особенно близки стили ар нуво, советский авангард, а также современный плакат. Но мы не хотим ограничивать фантазию художника и оставляем решение об идее плаката за автором.

Работа может быть выполнена в любой технике.

Материалы для создания плаката:

  • логотип;
  • фото шампанского «Русское клико»;
  • фотография большого разрешения (см. рисунок).

Фирменные шрифты:

«дежурная» информация и блочные тексты — MiryadPro;

более «праздничные» тексты типа поздравительных писем — LazurskyC;

слоганы и прочие изыски каллиграфии — ZapfChanceryС.

Технические требования к работам, присылаемым на конкурс

На первом этапе все присланные файлы должны быть в формате JPG или GIF, размер файлов — примерно 500 Кбайт. На втором этапе участник предоставляет оригинал работы или присылает работу в электронном виде с качеством, необходимым для печати формата А1.

В начало В начало

Техника создания плакатов

Визуальный ряд является наиболее важным элементом такой рекламной продукции, как плакаты. Для получения рекламной продукции превосходного качества необходимо иметь качественные оригиналы — обычно это профессиональные слайды широких форматов или высококачественные файлы из профессиональных библиотек изображений — клипартов. Нечего и думать, чтобы сделать плакат формата А1 из фотографии размером 10Ѕ15 см, видеокадра или скриншота — результат получится отвратительным. Но даже при наличии оригиналов необходимого качества могут возникнуть проблемы — изображение придется полностью или частично ретушировать.

Плакат худ. Кукрыниксов. 1941 г.

Плакат худ. Кукрыниксов. 1941 г.

Плакат худ. И. Тоидзе. 1941 г.

Плакат худ. И. Тоидзе. 1941 г.

При применении коллажей в дизайне плакатов могут понадобиться значительные  вычислительные ресурсы компьютера и большой объем оперативной памяти, ведь иногда файл с макетом плаката может «весить» около гигабайта (так, в плакате для компании «RM — Расходные Материалы» было использовано более 60 слоев), и весь этот объем желательно размещать в оперативной памяти, иначе работа может растянуться на недели. Слайды для плакатов формата А1 и более обычно сканируются на высококачественном барабанном сканере, для форматов А3 или мелких деталей на плакате формата А2 может применяться высококачественный планшетный сканер. При изготовлении широкоформатных плакатов (особенно имиджевых) использование барабанного сканера является обязательным условием достижения желаемого качественного результата работы.

Плакат худ. Д. Моора. 1941 г. В оформлении плакатов 30-40-х годов можно заметить, что художники очень часто размещали надписи под обрез, практически навылет

Плакат худ. Д. Моора. 1941 г. В оформлении плакатов 30-40-х годов можно заметить, что художники очень часто размещали надписи под обрез, практически навылет

Плакат горбачевских времен «Мы — хозяева страны». Худ. И. Каминарец (а). Однако, если речь идет о будущем, более привычно все-таки, когда вектор движения направлен слева направо. Используя программу Adobe Photoshop, автор публикации развернул на плакате рабочих, инженеров, врачей и учителей в более логичную правую сторону (б). Тем более что сегодня в нашей политической жизни явный крен в сторону поднятия престижа рабочих специальностей. Свидетельством этому являются регулярные встречи президента и премьер-министра России с рабочими на заводах и в загородных резиденциях

Плакат горбачевских времен «Мы — хозяева страны». Худ. И. Каминарец (а). Однако, если речь идет о будущем, более привычно все-таки, когда вектор движения направлен слева направо. Используя программу Adobe Photoshop, автор публикации развернул на плакате рабочих, инженеров, врачей и учителей в более логичную правую сторону (б). Тем более что сегодня в нашей политической жизни явный крен в сторону поднятия престижа рабочих специальностей. Свидетельством этому являются регулярные встречи президента и премьер-министра России с рабочими на заводах и в загородных резиденциях

Плакат горбачевских времен «Мы — хозяева страны». Худ. И. Каминарец (а). Однако, если речь идет о будущем, более привычно все-таки, когда вектор движения направлен слева направо. Используя программу Adobe Photoshop, автор публикации развернул на плакате рабочих, инженеров, врачей и учителей в более логичную правую сторону (б). Тем более что сегодня в нашей политической жизни явный крен в сторону поднятия престижа рабочих специальностей. Свидетельством этому являются регулярные встречи президента и премьер-министра России с рабочими на заводах и в загородных резиденциях

В начало В начало

Печать плакатов

Стандартные форматы плакатов: А3 (бюджетные,  относительно низкоэффективные), А2 (оптимальные в большинстве случаев при больших и средних тиражах), А1 (большие), А0 и более (сверхширокие имиджевые плакаты).

Рекламные плакаты обычно печатаются в четыре краски и могут ламинироваться или покрываться лаком. Ламинированные плакаты более устойчивы к влаге, но стоят существенно дороже, поэтому ламинирование редко применяется при изготовлении больших тиражей — в этом случае гораздо более экономично покрытие плаката офсетным лаком еще в процессе печати. УФ­лак позволяет создать более толстое и красивое защитное покрытие, но стоит в несколько раз дороже офсетного, потому что наносится обычно вручную после печати и хорошей просушки методом шелкографии. Кроме полного покрытия УФ­лаком, можно подвергнуть плакаты выборочному УФ­лакированию, которое позволяет получить очень интересные эффекты и является полноправным элементом дизайна.

Заказчик плаката — Международная организация труда, 2006 г. Плакат выполнен организацией «Гуманитарный проект» и пропагандирует использование презервативов. Он является частью информационной кампании по профилактике ВИЧ/СПИДа и продолжает серию материалов, созданных в результате партнерства Международной организации труда, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и профсоюзных организаций

Заказчик плаката — Международная организация труда, 2006 г. Плакат выполнен организацией «Гуманитарный проект» и пропагандирует использование презервативов. Он является частью информационной кампании по профилактике ВИЧ/СПИДа и продолжает серию материалов, созданных в результате партнерства Международной организации труда, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и профсоюзных организаций

Широкоформатные плакаты могут ламинироваться с использованием способа холодной ламинации (офсетная продукция обычно ламинируется горячим способом, потому что он примерно в два­три раза дешевле). Пленки для холодной ламинации дорогие, но они не портят изображения, напечатанные методом широкоформатной печати.

Широкоформатные  плакаты также могут закрепляться в рамках­фреймах, накатываться на жесткое основание или закатываться в ламинирующую пленку с обеих сторон (инкапсулирование). Для рекламы в местах продаж часто используются постеры — плакаты, наклеенные на основание из гофрокартона или плотного переплетного картона методом каширования. Для усиления рекламного эффекта в местах продаж также могут применяться макеты фигур (широкоформатные плакаты, наклеенные на жесткое картонное основание и вырезанные по контуру).

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2011

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства