На участке малых тиражей
А теперь в пику фирмам, предлагающим автоматизацию финишного производства, а также в продолжение темы о финишной отделке мы вспомним традиционное искусство ручного переплета, делающего книгу особенно ценной.
КомпьюАрт: Как возник участок ручного переплета книг на крупном полиграфкомбинате?
Сергей Кравчинский: Участок малых тиражей был создан на нашем производстве в 2002 году с целью участия в работе издательства «ТЕРРА» по возрождению искусства изготовления книг в кожаном переплете. Услугами нашего участка пользуется не только это издательство, но и «Белый город». Кроме того, мы выполняем заказы Русской православной церкви.
На вопросы КомпьюАрт отвечает директор по производству Ярославского полиграфкомбината Сергей Викторович Кравчинский
КА: Расскажите о людях, работающих на этом производстве, и о их профессиональных качествах.
С.К.: Участок возглавила переплетчик Лариса Николаевна Гусева. В 1955 году она окончила Рижское художественнополиграфическое училище, где получила профессиональные знания и умения по переплетным работам. Под ее руководством проходило обучение Г.Б. Кашиной, В.А. Соловьевой, В.Д. Морогиной. В настоящее время это уже высококвалифицированные специалисты, которые выполняют самые сложные переплетные работы вплоть до ремонта старинных книг, в том числе церковных.
Мастера переплетного дела из г. Ярославля: В.Д. Морогина, В.А. Соловьева, Г.Б. Кашина и С.В. Кравчинский
Работа участка особо не рекламируется, но профессионализм мастеровпереплетчиков был высоко оценен на Московском международном конкурсе мастеров переплетного искусства
2003 года, в котором принимал участие и наш комбинат: Лариса Николаевна Гусева была признана одной из десяти лучших мастеров и получила 1й приз зрительских симпатий.
Начальник участка малых тиражей Лариса Николаевна Гусева
КА: Расскажите о производительности участка и поставщиках расходных материалов. Где печатаются внутренние страницы книги?
С.К.: Участок работает в односменном режиме, переплетая до ста книг в месяц, в зависимости от сложности оформительских работ. В работе используется натуральная кожа Ярославского кожзавода и другие переплетные материалы, приобретаемые в компаниях «БумагаИмпекс», «Дубль В».
Книжные блоки готовы попасть в переплет
Как правило, в работу мы получаем либо готовые блоки, либо листы, отпечатанные с готовых файлов на цифровой машине марки Indigo, находящейся на территории комбината. Для ручных работ используется голландский картон. Каптал, как правило, изготавливается из кожи. Ляссе либо покупается готовый, либо делается мастерамипереплетчиками, в зависимости от желания заказчика.