КомпьюАрт

8 - 2011

Конкуренция на финишном участке

Андрей Крылов krylov@compress.ru

На сайте или в рекламном буклете любого предприятия, в том числе полиграфического, восторженно рассказывается о том, как оно развивается, какое оборудование на нем установлено и какие заказчики с ним работают.
Но, как известно, всё познается в сравнении, и, только проведя анализ выпускаемых изделий на двух типографиях, можно выяснить, развивается предприятие или отстает в конкурентной борьбе за заказчика.

Печать защищенной продукции в нашей стране регламентируется приказом Минфина России № 14н от
7 февраля 2003 года. В нем защищенная продукция делится на три уровня защиты: «А», «Б» и «В», и к каждому уровню предъявляются определенные требования. Например, бланки российского внутреннего и загранпаспорта имеют высший уровень защиты «А» (рис. 1), а вот лотерейные и железнодорожные билеты (рис. 2 и 3) могут иметь уровень либо «Б», либо «В». Кроме того, существуют общие требования к защищенной продукции. Все эти требования, как любят делать в нашей стране исполнители в министерствах, представлены в текстовом формате, а потому с трудом воспринимаются при чтении. В данной статье для удобства восприятия они сведены в таблицы (табл. 1­4). Из таблиц видно, что в этом документе не уделено внимание финишным технологиям.

Рис. 1. Выходные данные с указанием уровня защищенности «А» на бланке российского биометрического загранпаспорта с микросхемой, выпускаемого на Гознаке. Внизу видна лазерная перфорация номера

Рис. 1. Выходные данные с указанием уровня защищенности «А» на бланке российского биометрического загранпаспорта с микросхемой, выпускаемого на Гознаке. Внизу видна лазерная перфорация номера

Из табл. 1, посвященной требованиям к уровню «А», видно, что типография должна иметь оборудование для спецвидов печати.
В постановлении российского правительства, вышедшем в начале
90­х годов прошлого века, предусмотрительно указывается, что металлографские и орловские печатные машины должны быть установлены только на гознаковских фабриках в Москве и Перми. На них, помимо бланков паспортов, печатаются огромные тиражи банкнотной продукции и для России, и для других стран, если удачно поработают менеджеры по продажам.

Таблица 1. Требования к изделиям с уровнем защиты «А»

1

Масса бумаги — 70-120 г/м?2

2

Содержание в бумаге хлопкового или льняного волокна не менее 50%

3

Эксклюзивный водяной знак

4

Не менее двух видов защитных волокон

5

Отсутствие в бумаге волокон с люминесценцией голубого цвета

6

Оригинальная композиция (дизайн)

7

Офсет

8

Металлография и/или орловская печать

либо иные высокозащищенные способы печати

9

Наличие наложения двух фоновых сеток
с переменным шагом

Таблица 2. Требования к изделиям с уровнем защиты «Б»

1

Масса бумаги — 70-120 г/м?2

2

Содержание в бумаге хлопкового или льняного волокна не менее 25%

3

Эксклюзивный водяной знак.

При изготовлении чеков, лотерейных билетов и т.п. возможно его отсутствие

4

Не менее двух видов защитных волокон

5

Отсутствие волокон с люминесценцией голубого цвета

6

Оригинальная композиция (дизайн)

7

Офсетный способ печати

8

Традиционные или нетрадиционные способы печати

9

Наличие наложения двух фоновых сеток с переменным шагом. Наличие двух

фоновых сеток с ирисовыми раскатами

Таблица 3. Требования к изделиям с уровнем защиты «В»

1

Масса бумаги — 70-120 г/м2

2

Эксклюзивный водяной знак или водяной знак ограниченного распространения. Допускается применение спецбумаги без водяного знака

3

Не менее двух видов защитных волокон. Возможна замена одного на другие виды включений — конфетти, полимерные нити

4

Отсутствие волокон с люминесценцией голубого цвета

5

Наличие наложения двух фоновых сеток с переменным шагом. Одна из них

с ирисовым раскатом

Таблица 4. Общие требования к защищенной полиграфической продукции

1

Не менее двух видов печати

2

Толщина линий:
• позитивных — 40-70 мкм;
• негативных — 50-90 мкм

3

Наличие трех видов гильоширных элементов в позитивном

и негативном исполнении

4

Отсутствие утолщений и узлов в местах пересечения линий

5

Номер и серия — высокий способ печати

6

Высота микротекста:

• позитивный — 150-200 мкм;

• негативный — 200-250 мкм

7

Голограмма — для уровней защиты «А» и «Б»

(с эксклюзивным дизайном) необязательна

8

Спецкраски:
• УФ-люминесценция;
• визуальные защитные эффекты и/или машиночитаемые признаки

9

Печать оборотной стороны ценной бумаги однокрасочным гильоширным

рисунком

10

Обозначение года изготовления продукции в выходных данных

Работая на Гознаке, автору публикации довелось видеть обычную с виду визитку формата 50Ѕ90 мм, отпечатанную металлографским способом для одного высокопоставленного чиновника из ГИБДД России. При этом способе печати в машине между печатным и формным цилиндрами создается давление, на порядок более высокое, чем при «резиновом» офсете. В результате бедная дизайнерская бумага с изначальной плотностью 250 г/м2 стала в два раза менее плотной и «золотая» по стоимости визитка стала мягкой, то есть приобрела весьма непривлекательный вид. А ведь хотели как лучше...

Но и конкуренты Гознака желали бы выпускать прибыльные заказы с уровнем защищенности «А». Пусть им не положено печатать бланки паспортов и банкнот, но они могли бы выпускать другой ассортимент заказов, которые тем же приказом № 14н отнесены к уровню «А». Например,  бланки ценных бумаг на предъявителя и другую защищенную полиграфическую продукцию, требования по изготовлению которой установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Рис. 2. Железнодорожные билеты для ОАО «Российские железные дороги» выпускаются ЗАО «Полиграф-защита»

Рис. 2. Железнодорожные билеты для ОАО «Российские железные дороги» выпускаются ЗАО «Полиграф-защита»

Лет восемь назад, чтобы получить на равных с Гознаком доступ к уровню защиты «А», лицензиаты начали вкладывать деньги в разработку и патентование видов защищенной печати, аналогичных по уровню защищенности металлографскому или орловскому способам, ведь строчка из приказа это делать разрешает (см. табл. 1, строка 8).

В нашей стране руководство типографий вкладывает деньги в науку неохотно: неизвестно, когда окупится идея и клюнет ли на нее заказчик, но подход к решению проблемы получения уровня защищенности «А» был везде одинаковым — конструкторская переделка печатных секций офсетных печатных машин, как рулонных, так и листовых, и патентование новых способов защитной печати.

В период 2000­2005 годов появились положительные результаты. Например, на московской фирме ООО «Н.Т.Граф» был разработан способ печати под названием «биинтаглио». Оттиски, получаемые этим способом, во многом схожи с металлографскими и рельефны на ощупь. Кроме того, в ЗАО «СИБПРО» (г.Новосибирск) была создана технология получения ирисового раската с криволинейным профилем — профиль раската согласован с рисунком фоновой сетки, при этом на любом его участке наблюдается плавный переход цвета в неразрывных линиях фоновой сетки. Таким образом, в настоящее время уже порядка половины из 24 фирм­лицензиатов имеют научные кадры и возможность изготавливать изделия всех трех уровней защиты.

Рис. 3. Пример лотерейного билета со стираемым слоем (слой наносится трафаретным способом печати), выпускаемого ЗАО «Полиграф-защита».

Рис. 3. Пример лотерейного билета со стираемым слоем (слой наносится трафаретным способом печати), выпускаемого ЗАО «Полиграф-защита». Для производства лотерейных билетов важно не только иметь необходимое полиграфическое оборудование, но и разработать со сторонними организациями программное обеспечение для струйной нумерации билетов

Что же дальше? А дальше неафишируемая конкуренция между фирмами перешла с печатного на финишный этап обработки изделий. Здесь гораздо труднее с точки зрения финансов, а главное — человеческих ресурсов на базе одной типографии не только разработать, но и переделать какую­нибудь тигельную машину под автоматический пресс для тиснения фольгой с точной приводкой для больших тиражей.

Вложению денег в современное финишное оборудование помешал кризис: поток заказов сократился и многие типографии­лицензиаты просто выдохлись. К тому же печать прибыльных акцизных марок забрал себе Гознак, закрепив этот заказ за собой постановлением правительства. В связи с этим основным видом заказов для лицензиатов стало изготовление бланков ценных бумаг — с чего начинали в начале 90­х, тем и закончили в конце нулевых годов.

В книжно­журнальной полиграфии печатные и финишные технологии более­менее стандартны — это брошюры в мягком переплете и книги в твердом (7БЦ). Опытный главный инженер книжного полиграфкомбината знает, какие фирмы и что предлагают для финишной отделки книг, будь то крышкоделательные или листоподборочные машины. Сами же виды переплетов стандартизованы и на протяжении десятилетий остаются неизменными. А вот в финишной обработке защищенных изделий стали видны ошибки руководства по выбору стратегии развития типографии. В технологиях защищенной полиграфии даже за последние десять лет изменилось многое, а главные перемены произошли именно на финишном этапе. К тому же возникла потребность в продукции с использованием микросхемы — RFID­технологии (рис. 4).

Рис. 4. Фрагмент конструкции (инлеты) с микросхемой (чипом) и антенной, применяемой в биометрическом загранпаспорте гражданина России

Рис. 4. Фрагмент конструкции (инлеты) с микросхемой (чипом) и антенной, применяемой в биометрическом загранпаспорте гражданина России

При этом металлографский и орловский способы печати на протяжении многих лет являются, как уверяют на Гознаке, главными элементами защищенности. Но появились такие виды заказов, как этикетка на самоклеящейся бумаге (печать с роля, а рулонных металлографских печатных машин российские предприятия пока не закупали, поэтому ограничиваются защитой в офсетных красках), всевозможные виды лотерейных билетов, многослойные бланки.

Рис. 5. Секции рулонной печатной машины Drent Vission

Рис. 5. Секции рулонной печатной машины Drent Vission

Рис. 6. Схема изготовления защитной марки на машине Drent Vission

Рис. 6. Схема изготовления защитной марки на машине Drent Vission

И если печать марок для защиты алкогольной продукции (этикетка на самоклейке, полный цикл изготовления на машине Drent Vission — рис. 5 и 6) Гознаку удалось отстоять (рис. 7), то другие виды заказов из­за отсутствия нужного финишного оборудования на гознаковских фабриках и в типографии  пришлось отдать третьим фирмам.

Рис. 7. Марка на самоклеящейся бумаге, выпускаемая Гознаком для защиты алкогольной продукции на рулонной печатной машине Drent Vission

Рис. 7. Марка на самоклеящейся бумаге, выпускаемая Гознаком для защиты алкогольной продукции на рулонной печатной машине Drent Vission

В то же время на Гознаке традиционно  (почти 200 лет) основным направлением является выпуск бланков паспортов и банкнот. Десять лет назад было освоено производство пластиковых карт, что, в свою очередь, помогло наладить технологию выпуска  загранпаспорта с пластиковой страницей, в которой размещается микросхема (2005­2006 годы).

Для освоения этих заказов, продиктованных требованиями времени, на фабриках Гознака установлено  финишное оборудование, позволяющее делать лазерную перфорацию страниц бланка загранпаспорта и банкнот, делать «бутерброд» пластиковой страницы, а также оборудование для Центра персонализации паспортов, установленного на территории Московской печатной фабрики. Может быть, при столь хлебных заказах и не стоит осваивать другие ниши защищенной продукции при отсутствии нужного финишного оборудования?

Достойный финиш

Другие фирмы­лицензиаты в нулевые годы рискованно одолевали иные направления защищенной полиграфии, например печать транспортных и лотерейных билетов (вернемся к рис. 2 и 3). В настоящий момент успешно окупает свои вложения в специальное финишное оборудование ЗАО «Полиграф­защита», которое, по мнению автора публикации, теперь является основным конкурентом
Гознака на российском полиграфическом рынке.

Если начать с рассмотрения печатных технологий, то в ЗАО «Полиграф­защита», как и в Московской типографии и на Пермской фабрике Гознака, среди прочего оборудования установлена вышеупомянутая печатная машина Drent Vission — шестикрасочная рулонная печатная машина кассетного типа с флексосекцией, оснащенная переворотными устройствами, системой «мягкой» намотки и контролем натяжения. Листовые заказы выполняются на машине фирмы Sakurai.

Рис. 8. Рулонный коллатор Bielomatik

Рис. 8. Рулонный коллатор Bielomatik

Все эти опции с системой визуального контроля позволяют выполнить высококачественную печать традиционными красками и красками УФ­отверждения, а также спецкрасками, печать с ирисным раскатом, печать второго прогона. Важно и то, что машина имеет двухсекционный модуль для нанесения карбонового слоя и систему автоматического и визуального контроля нумерации. Кроме основных функций машина способна производить надсечку и снятие облоя, продольную, поперечную и транспортную перфорацию, обрезку кромок, долевую резку.

Железнодорожные билеты изготавливаются в виде слипа, два слоя билета соединяются между собой на коллаторе специальным клеем (рис. 8).

Коллатор Bielomatik P668/226 с шириной обрабатываемого материала до 520 мм, оснащенный четырьмя секциями размотки, предназначен для изготовления билетно­бланочной продукции в два потока с автоматическим видеоконтролем правильности подбора слоев и формированием стоп изделий заданного количества. Другой, мейлерный коллатор Bielomatik P668/374 позволяет изготавливать широкий ассортимент мейлерных документов (рис. 9), авиабилетов (рис. 10) и другой многослойной полиграфической продукции. Этот вид коллатора оснащен 16 станциями размотки, системами долевой и поперечной склейки холодным и горячим клеем.

Рис. 9. Пример мейлерной продукции с вкладываемой картой (производство ЗАО «Полиграф-защита»)

Рис. 9. Пример мейлерной продукции с вкладываемой картой (производство ЗАО «Полиграф-защита»)

Рис. 10. Пример бланков авиабилетов (производство ЗАО «Полиграф-защита»).

Рис. 10. Пример бланков авиабилетов (производство ЗАО «Полиграф-защита»). К сожалению для типографий тиражи авиабилетов уменьшаются, так как этот вид продукции сегодня вытесняется электронными билетами

В подобных видах заказов один слой изделия выполняется на бумаге с водяными знаками, а другие изготовлены на самокопирующейся (микрокапсульной) бумаге.

Теперь рассмотрим изделие, которое демонстрирует возможности оборудования для финишной отделки, установленного в типографии «Полиграф­защита». С виду это обычная наклейка (рис. 11), которая относится к средствам защиты, обеспечивающим контроль за сохранением целостности закрытых объектов в процессе хранения и перевозок (рис. 12).

Рис. 11. Вид защитной рекламной наклейки,

Рис. 11. Вид защитной рекламной наклейки, которая является запатентованной разработкой ЗАО «Полиграф-защита»

Рис. 12. Возможные способы применения защитной марки-наклейки

Рис. 12. Возможные способы применения защитной марки-наклейки

Рис. 13. Графический защитный комплекс всего лишь соответствует уровню «В» в изжившей себя классификации в приказе Минфина России № 14н (см. табл. 3)

Рис. 13. Графический защитный комплекс всего лишь соответствует уровню «В» в изжившей себя классификации в приказе Минфина России № 14н (см. табл. 3)

Наклейка позволяет контролировать целостность защищенного объекта, может использоваться для опечатывания помещений, компьютерной техники, сейфов и т.д. Контроль за ее состоянием возможен как визуальными, так и оптическими средствами (верификаторами). Технологическая защищенность наклейки позволяет обеспечить мгновенный контроль несанкционированного вскрытия любого объекта.

Перечислим основные защитные признаки наклейки (рис. 13):

1 — временная подложка с адгезионным покрытием;

2 — адгезионный слой с остаточной липкостью;

3 — легкоразрушаемый слой с VOID­эффектом, который состоит в том, что при разрушении внутреннего клеевого слоя проявляется нестираемое слово «вскрыто»;

4 — несущий слой, содержащий графические элементы защиты от подделки;

5 — голографическая фольга с элементами защиты, нанесенная способом горячего тиснения;

6 — соединительный клеевой слой;

7 — защитные нитевидные или ленточные элементы. При повреждении специальных нитей их концы необратимо расходятся;

8 — воздушные полости в зоне непроклеиваемых участков;

9 — покрывающий слой из прозрачного материала;

10 — индивидуальный номер наклейки.

Линия Greenspan (рис. 14) позволяет производить послепечатные операции по обработке защищенной полиграфической продукции, в том числе конгревное тиснение (рис. 15), микроперфорацию, нанесение магнитной ленты, обойной и приведенной голографической фольги и др. Перезарядка бумаги и фольги происходит на ходу без остановки машины в автоматическом режиме, что обеспечивает снижение стоимости продукции при больших тиражах.

Рис. 14. На линии Greenspan происходит финишная обработка железнодорожных билетов

Рис. 14. На линии Greenspan происходит финишная обработка железнодорожных билетов

Рис. 15. Пример конгревного тиснения

Рис. 15. Пример конгревного тиснения

Теперь подведем итоги. Для выживания и развития защищенной полиграфии сегодня, уверен, нужны три вещи:

  • развитие финишных технологий, чему и была посвящена данная публикация;
  • автоматизация процессов полиграфического производства, а не заполнение от руки, к примеру, производственных журналов начальниками и мастерами цехов, как это происходит на фабриках Гознака при ее отсутствии;
  • выращивание кадров на предприятии, да и переманивание с других предприятий в жестоком полиграфическом мире тоже не исключается.

КомпьюАрт 8'2011

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства