Точим шестеренки в программе Adobe Illustrator
Для нарезания зубьев на цилиндрических зубчатых колесах могут быть использованы зубофрезерные и зубодолбежные станки. В качестве основного режущего инструмента у станков первого вида применяются специальные резцы и фрезы, а станки второго вида оборудованы «долбяком» — режущим инструментом, совершающим возвратно-поступательные движения. Зубофрезерные работы, в отличие от зубодолбежных, более широко используются в тяжелом машиностроении благодаря их большей производительности и широкой универсальности применяемых станков.
Эти станки гораздо надежнее в эксплуатации, с их помощью можно нарезать прямозубые, косозубые, червячные и шевронные колеса, используя червячную фрезу, изготавливать шестеренки на заказ, применяя дополнительные устройства и летучие резцы, получать колеса с внутренним зацеплением посредством пальцевых и дисковых фрез.
Весь этот кошмар из «металлических» слов дизайнеру-полиграфисту может разве что присниться. Ведь у него в арсенале имеется программа Adobe Illustrator, и в ней эти шестеренки можно изготовить в тиши кабинета, не выходя из дома и не беспокоя соседей зубодолбежными работами.
Начнем урок с элементарных действий. Инструментом Прямоугольник со скругленными краями нарисуем зуб шестеренки. Поскольку многие дизайнеры по образованию инженеры, из курса «Теоретическая механика» вспоминаем, что зуб должен иметь трапециевидную форму, иначе механизм может заклинить. Поэтому инструментом Прямое выделение выделяем верхние четыре опорные точки прямоугольника. Вызываем окно Масштабирование (Объект -> Трансформировать), в котором в опции Непропорционально задаем значение «масштабировать 80% по горизонтали» (рис. 1).
Рис. 1. Деформация верхней стороны зуба с помощью команды Непропорциональное масштабирование
Основой для зуба шестеренки является кольцо, поэтому с помощью инструмента Прямоугольник пририсовываем к зубу два прямоугольных элемента (рис. 2).
Рис. 2. Готовый элемент зуба шестеренки
Готовый зуб шестеренки обычным перетаскиванием заносим в открытое меню Кисти (рис. 3 и 4). При этом появляется окно Новая кисть
(см. рис. 3), в котором активируем опцию Узорчатая кисть, затем в окне Параметры узорчатой
кисти задаем «мазок» кисти равным 20%. Хотя размер кисти можно было уменьшить инструментом Выделение и ранее.
Рис. 3. Окно определения вида новой кисти. Наша кисть относится к узорчатым
Рис. 4. Окно задания параметров узорчатой кисти
Рис. 5. Контур для будущей шестеренки
Теперь инструментом Эллипс при нажатой клавише Shift рисуем окружность для шестеренки (рис. 5). Нажимаем левой клавишей мыши в окне Кисти, и на окружности появляется стройный ряд зубов — шестеренка готова (рис. 6). На рис. 7 показаны различные виды шестеренок, у одной из которых зубья обращены в центр (перетаскивание одной стороны окружности на расстояние двух диаметров вправо или влево).
Рис. 6. Программа автоматически определяет количество зубьев не только для конкретного диаметра окружности, но и для других геометрических фигур: квадрата или многоугольника
Рис. 7. Различные виды шестеренок
Чтобы раскрасить шестеренки в различные цвета, объекты нужно перевести в контурный вид: Объект -> Разобрать оформление (рис. 8).
Попробуем применить рассмотренную в этом уроке технологию создания шестеренки для разработки рекламы и заставки. Сразу же возникает мысль использовать эти графические объекты в рекламе часов. Обработанный в Adobe Photoshop файл «Часы» (рис. 9) с прозрачным фоновым слоем помещаем на рабочий стол программы Adobe Illustrator. За часами расположим яркий оранжевый фон с различными видами шестеренок. Получилась вполне сносная рекламная картинка (рис. 10).
Рис. 8. Результат присвоения одной из шестеренок коричневого цвета
Рис. 9. Обработка контура часов в программе Adobe Photoshop
Рис. 10. Использование шестеренок в рекламе часов в качестве фона
Рис. 11. Пример «агрессивной» заставки
Многие россияне помнят о политических событиях осени 1999 года, когда телеведущий Сергей Доренко громил Юрия Лужкова и Евгения Примакова. Заставка этой телепрограммы изобиловала крутящимися с лязгом шестеренками. Применяя черные, красные и белые заливки, нетрудно сымитировать «агрессивную» заставку с шестеренками (рис. 11).