КомпьюАрт

10 - 2011

С большой верой в будущее печати

Андрей Крылов krylov@compress.ru

По инициативе руководства МГУП им. Ивана Федорова 19 октября был проведен форум «Рынок труда полиграфического бизнеса: спрос компаний и предложение вуза». На нем присутствовали уважаемые преподаватели, руководители типографий, представители российских и западных поставщиков оборудования и материалов. Не были приглашены только специалисты, перешедшие в интернет-пространство и формирующие его, — именно они сеют панику, что полиграфия умирает. На подобное утверждение у всех участников форума ответ такой: колбасу в Интернет не завернешь! То есть упаковка в любом случае останется.

Вот уже 20 лет, то есть ровно столько, сколько существует современная Россия, идут разговоры о том, что наша высшая школа оторвана от производства. Этот недостаток в последние восемь лет пытаются устранить введением болонской системы образования. 

Форум открыл и.о. ректора МГУП К.В. Антипов. В своей вступительной речи он назвал две причины организации форума:

  • устранение недоговоренностей между Университетом печати и представителями отрасли, поскольку заказ на подготовку специалистов должна формировать отрасль;
  • образовательные стандарты третьего поколения предоставляют новые возможности взаимодействия вуза и принтмедийной отрасли. Реформы высшей школы изменяют структуру государственного заказа и предлагают новую схему финансирования, которая связана с количеством выпускаемых специалистов.

Теперь болонскую систему ругать бесполезно (ее же приняли), и МГУП должен ориентироваться на ее положения. В формате этой системы основным заказчиком процесса образования выступают конкретные предприятия, испытывающие дефицит кадров. Кстати, болонская система дает возможность готовить специалистов и по рабочим специальностям.

И.о. ректора МГУП им. Ивана Федорова, докт. экон. наук, профессор

И.о. ректора МГУП им. Ивана Федорова, докт. экон. наук, профессор Константин Валерьевич Антипов

Что такое болонская система

Болонская декларация о Зоне европейского высшего образования была подписана в Италии в 1999 году министрами образования 29 европейских стран. Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003-го.

К основным целям стратегии реформирования европейской высшей школы были отнесены:

  • принятие системы сопоставимых документов о высшем образовании, в том числе введение единой формы приложения к диплому для выпускников вузов Европы для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
  • переход к двухуровневой (бакалавриат, магистратура) системе высшего образования. Продолжительность обучения на первом уровне должна быть не менее трех и не более четырех лет. Итогом обучения на втором уровне является присвоение степени магистра (через один-два года обучения после получения звания бакалавра) и/или докторской степени (в общей сложности через семь-восемь лет).

Естественно, целей у болонской системы образования гораздо больше, и о них читатель может получить информацию на образовательных сайтах.

Сегодня в вузе в основе преподавания полиграфических дисциплин лежит взаимодействие с производителями техники (это известные фирмы — поставщики оборудования и расходных материалов: Heidelberg, HP, KBA, MBO, Du Pont. В рамках  сотрудничества с ними на территории университета размещены филиалы этих фирм — Show Room’ы, где студенты знакомятся с техникой, но отдельные точки не позволяют студентам составить представление о технологии в целом. Следовательно, необходимы технологические цепочки, которые можно увидеть в технопарках. Видимо, под технопарком К.В. Антипов подразумевает специальную типографию с полным циклом офсетного, флексографского и т.д. производства. Эта идея напомнила автору о детских железных дорогах, существовавших в советское время при Дворцах пионеров в крупных городах. На таких дорогах дети в течение нескольких лет осваивали соответствующие профессии, в результате редко кто из них не поступал в какой­нибудь железнодорожный институт.

Заведующий кафедрой технологии допечатных процессов, докт. техн. наук, профессор Юрий Сергеевич Андреев

Заведующий кафедрой технологии допечатных процессов, докт. техн. наук, профессор Юрий Сергеевич Андреев

В выступлении профессора Ю.С. Андреева речь шла о современных требованиях к подготовке специалистов, а также о том, что ожидает от них работодатель. Выпускнику первого уровня, то есть бакалавру, необходима универсализация знаний. Сегодня типографии нужен квалифицированный специалист широкого профиля — не только знающий технологию, но и грамотный в области экономики, умеющий работать с заказчиками. Другими словами, сегодня специалист — меньше технолог и больше менеджер. Тогда как магистратура должна готовить целевых специалистов для конкретных предприятий, способных взять ответственность за развитие производства. Выпускник второго уровня подготовки (магистр) обязан знать современные стандарты и через некоторое время сможет войти в топ­менеджмент предприятия. По инициативе нового руководства МГУП было принято решение расширить академические программы по созданию новых направлений подготовки, которые заинтересуют абитуриентов.

Генеральный директор типографии

Генеральный директор типографии«Альфа-Дизайн» Дмитрий Лаврик

С целью поднятия престижности учебы в МГУП и большей заинтересованности поступающих автором публикации во время дикуссии было предложено создать лабораторию (пока рано говорить о кафедре) по изучению дисциплины «Изготовление защищенной продукции». Странно, но до сих пор главный полиграфический вуз страны не предлагал обучения по этому направлению. Идея открытия такой лаборатории появилась у автора в результате сотрудничества с предприятиями­лицензиатами — фирмами «Н.Т. Граф», «ЭПО» и «Гознак», и ему известна ситуация с кадрами на них. Окончив магистратуру по этой специальности, студент освоил бы технологию печати защищенной продукции, например бланков ценных бумаг.

Выступает представитель фирмы —поставщика оборудования, руководитель отдела продукт-менеджмента компании «ЯМ Интернешнл», преподаватель кафедры печатного и послепечатного оборудования Денис Подобед

Выступает представитель фирмы —поставщика оборудования, руководитель отдела продукт-менеджмента компании «ЯМ Интернешнл», преподаватель кафедры печатного и послепечатного оборудования Денис Подобед

Пока не верится, что предприятия будут формировать много брифов для МГУП на подготовку специалистов. Возможно, руководству МГУП стоит вспомнить Суворовские училища — СМИ кричат, что прежней армии больше не существует, однако народ с уважениям относится к людям в форме. Необходимо формирование общественного мнения о престижности вуза. Так, в царское время наборщик считался очень образованным человеком. Можно, например, заявить в лозунге, что полиграфическое оборудование по своей сложности уступает только космической технике. А выпускники МПИ перестроечных лет любят вспоминать, что в старом общежитии снимался самый интимный эпизод фильма «Маленькая Вера», — это тоже своеобразная реклама вуза. Памятная комната как раз находилась над будущей типографией «Альфа­Дизайн», ныне обладающей 11­красочной офсетной машиной и беспроцессорными технологиями. Перед вступлением в дискуссию ее генерального директора Дмитрия Лаврика заглянем в раздел «Вакансии» на сайте руководимой им типографии и увидим, что ей, к сожалению, нужны не выпускники МГУП, а прежде всего специалисты, обладающие опытом работы. 

На рекламную кампанию, направленную на повышение престижности вуза, в этом году затрачено около 500 тыс. руб. — это и реклама в СМИ, и работа в социальных сетях, и организация встреч с выпускниками. В результате конкурс в этом году на технологические специальности — 3,5 человека на место. То есть спрос на полиграфические специальности есть.

Константин Антипов: Теперь слово представителям типографий. Типография «Альфа­Дизайн» является стратегическим партнером МГУП. Если вспомнить историю наших взаимоотношений, то в 1997 году она помогла восстановить старый корпус общежития МГУП, находившийся в аварийном состоянии.

Дмитрий Лаврик: Мы подсчитали, что с 2000 года на нашем предприятии на всевозможных экскурсиях побывало около 1500 студентов, а более 200 будущих специалистов прошли у нас практику.

Везде нужен опыт работы, тем более для такой престижной и разрабатывающей стильный дизайн типографии, как  «Альфа-Дизайн»

Везде нужен опыт работы, тем более для такой престижной и разрабатывающей стильный дизайн типографии, как «Альфа-Дизайн»

Трехчасовой форум закончился. В электричке, идущей в один из крупных центров российской полиграфии  — город Тверь, нет свободных мест. Все пассажиры читают бумажную полиграфию, и ни одного, извините, гаджета

Трехчасовой форум закончился. В электричке, идущей в один из крупных центров российской полиграфии  — город Тверь, нет свободных мест. Все пассажиры читают бумажную полиграфию, и ни одного, извините, гаджета

А споры о том, нужен ли отрасли МГУП, представляют угрозу для безопасности государства, так как полиграфические СМИ являются серьезной альтернативой мультимедиа.

Денис Подобед: Важной проблемой актуализации и профилизации образовательного процесса является кадровый потенциал учебного заведения. Здесь без участия сторонних фирм вуз не может рассчитывать на соответствие качества подготовки требованиям компаний. Программа возможных действий может быть заключена в воззвании: «Золотая сотня полиграфистов­практиков — в Московский полиграфический». Вуз должен рассматривать любые возможности сотрудничества: от размещения баннеров на сайтах дружественных компаний с призывом прийти в МГУП в качестве преподавателя до рассмотрения специальных условий участия сотрудников полиграфических предприятий в образовательной деятельности. 

КомпьюАрт 10'2011

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства