С большой верой в будущее печати
По инициативе руководства МГУП им. Ивана Федорова 19 октября был проведен форум «Рынок труда полиграфического бизнеса: спрос компаний и предложение вуза». На нем присутствовали уважаемые преподаватели, руководители типографий, представители российских и западных поставщиков оборудования и материалов. Не были приглашены только специалисты, перешедшие в интернет-пространство и формирующие его, — именно они сеют панику, что полиграфия умирает. На подобное утверждение у всех участников форума ответ такой: колбасу в Интернет не завернешь! То есть упаковка в любом случае останется.
Вот уже 20 лет, то есть ровно столько, сколько существует современная Россия, идут разговоры о том, что наша высшая школа оторвана от производства. Этот недостаток в последние восемь лет пытаются устранить введением болонской системы образования.
Форум открыл и.о. ректора МГУП К.В. Антипов. В своей вступительной речи он назвал две причины организации форума:
- устранение недоговоренностей между Университетом печати и представителями отрасли, поскольку заказ на подготовку специалистов должна формировать отрасль;
- образовательные стандарты третьего поколения предоставляют новые возможности взаимодействия вуза и принтмедийной отрасли. Реформы высшей школы изменяют структуру государственного заказа и предлагают новую схему финансирования, которая связана с количеством выпускаемых специалистов.
Теперь болонскую систему ругать бесполезно (ее же приняли), и МГУП должен ориентироваться на ее положения. В формате этой системы основным заказчиком процесса образования выступают конкретные предприятия, испытывающие дефицит кадров. Кстати, болонская система дает возможность готовить специалистов и по рабочим специальностям.
И.о. ректора МГУП им. Ивана Федорова, докт. экон. наук, профессор Константин Валерьевич Антипов
Что такое болонская система Болонская декларация о Зоне европейского высшего образования была подписана в Италии в 1999 году министрами образования 29 европейских стран. Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003-го. К основным целям стратегии реформирования европейской высшей школы были отнесены:
Естественно, целей у болонской системы образования гораздо больше, и о них читатель может получить информацию на образовательных сайтах. |
Сегодня в вузе в основе преподавания полиграфических дисциплин лежит взаимодействие с производителями техники (это известные фирмы — поставщики оборудования и расходных материалов: Heidelberg, HP, KBA, MBO, Du Pont. В рамках сотрудничества с ними на территории университета размещены филиалы этих фирм — Show Room’ы, где студенты знакомятся с техникой, но отдельные точки не позволяют студентам составить представление о технологии в целом. Следовательно, необходимы технологические цепочки, которые можно увидеть в технопарках. Видимо, под технопарком К.В. Антипов подразумевает специальную типографию с полным циклом офсетного, флексографского и т.д. производства. Эта идея напомнила автору о детских железных дорогах, существовавших в советское время при Дворцах пионеров в крупных городах. На таких дорогах дети в течение нескольких лет осваивали соответствующие профессии, в результате редко кто из них не поступал в какойнибудь железнодорожный институт.
Заведующий кафедрой технологии допечатных процессов, докт. техн. наук, профессор Юрий Сергеевич Андреев
В выступлении профессора Ю.С. Андреева речь шла о современных требованиях к подготовке специалистов, а также о том, что ожидает от них работодатель. Выпускнику первого уровня, то есть бакалавру, необходима универсализация знаний. Сегодня типографии нужен квалифицированный специалист широкого профиля — не только знающий технологию, но и грамотный в области экономики, умеющий работать с заказчиками. Другими словами, сегодня специалист — меньше технолог и больше менеджер. Тогда как магистратура должна готовить целевых специалистов для конкретных предприятий, способных взять ответственность за развитие производства. Выпускник второго уровня подготовки (магистр) обязан знать современные стандарты и через некоторое время сможет войти в топменеджмент предприятия. По инициативе нового руководства МГУП было принято решение расширить академические программы по созданию новых направлений подготовки, которые заинтересуют абитуриентов.
Генеральный директор типографии«Альфа-Дизайн» Дмитрий Лаврик
С целью поднятия престижности учебы в МГУП и большей заинтересованности поступающих автором публикации во время дикуссии было предложено создать лабораторию (пока рано говорить о кафедре) по изучению дисциплины «Изготовление защищенной продукции». Странно, но до сих пор главный полиграфический вуз страны не предлагал обучения по этому направлению. Идея открытия такой лаборатории появилась у автора в результате сотрудничества с предприятиямилицензиатами — фирмами «Н.Т. Граф», «ЭПО» и «Гознак», и ему известна ситуация с кадрами на них. Окончив магистратуру по этой специальности, студент освоил бы технологию печати защищенной продукции, например бланков ценных бумаг.
Выступает представитель фирмы —поставщика оборудования, руководитель отдела продукт-менеджмента компании «ЯМ Интернешнл», преподаватель кафедры печатного и послепечатного оборудования Денис Подобед
Пока не верится, что предприятия будут формировать много брифов для МГУП на подготовку специалистов. Возможно, руководству МГУП стоит вспомнить Суворовские училища — СМИ кричат, что прежней армии больше не существует, однако народ с уважениям относится к людям в форме. Необходимо формирование общественного мнения о престижности вуза. Так, в царское время наборщик считался очень образованным человеком. Можно, например, заявить в лозунге, что полиграфическое оборудование по своей сложности уступает только космической технике. А выпускники МПИ перестроечных лет любят вспоминать, что в старом общежитии снимался самый интимный эпизод фильма «Маленькая Вера», — это тоже своеобразная реклама вуза. Памятная комната как раз находилась над будущей типографией «АльфаДизайн», ныне обладающей 11красочной офсетной машиной и беспроцессорными технологиями. Перед вступлением в дискуссию ее генерального директора Дмитрия Лаврика заглянем в раздел «Вакансии» на сайте руководимой им типографии и увидим, что ей, к сожалению, нужны не выпускники МГУП, а прежде всего специалисты, обладающие опытом работы.
На рекламную кампанию, направленную на повышение престижности вуза, в этом году затрачено около 500 тыс. руб. — это и реклама в СМИ, и работа в социальных сетях, и организация встреч с выпускниками. В результате конкурс в этом году на технологические специальности — 3,5 человека на место. То есть спрос на полиграфические специальности есть. |
Константин Антипов: Теперь слово представителям типографий. Типография «АльфаДизайн» является стратегическим партнером МГУП. Если вспомнить историю наших взаимоотношений, то в 1997 году она помогла восстановить старый корпус общежития МГУП, находившийся в аварийном состоянии.
Дмитрий Лаврик: Мы подсчитали, что с 2000 года на нашем предприятии на всевозможных экскурсиях побывало около 1500 студентов, а более 200 будущих специалистов прошли у нас практику.
Везде нужен опыт работы, тем более для такой престижной и разрабатывающей стильный дизайн типографии, как «Альфа-Дизайн»
Трехчасовой форум закончился. В электричке, идущей в один из крупных центров российской полиграфии — город Тверь, нет свободных мест. Все пассажиры читают бумажную полиграфию, и ни одного, извините, гаджета
А споры о том, нужен ли отрасли МГУП, представляют угрозу для безопасности государства, так как полиграфические СМИ являются серьезной альтернативой мультимедиа.
Денис Подобед: Важной проблемой актуализации и профилизации образовательного процесса является кадровый потенциал учебного заведения. Здесь без участия сторонних фирм вуз не может рассчитывать на соответствие качества подготовки требованиям компаний. Программа возможных действий может быть заключена в воззвании: «Золотая сотня полиграфистовпрактиков — в Московский полиграфический». Вуз должен рассматривать любые возможности сотрудничества: от размещения баннеров на сайтах дружественных компаний с призывом прийти в МГУП в качестве преподавателя до рассмотрения специальных условий участия сотрудников полиграфических предприятий в образовательной деятельности.