КомпьюАрт

10 - 2011

Оформить книгу по-царски

Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

Недавно Россия определилась с будущими кандидатами в президенты, а выборы должны состояться в марте 2012 года. Официальные мероприятия по вступлению в должность президента страны запланированы на май того же года. Вначале народ увидит проход новоизбранного главы государства по красной дорожке Кремлевского дворца, потом послушает его речь. По традиции телевизионная трансляция мероприятия длится не более двух часов. Во всяком случае, таким был сценарий прежней инаугурации в 2008 году.
А раньше, 300 лет назад, трехмесячное вступление, правда на царский престол, сопровождалось выпуском официальных альбомов, по которым сегодня можно изучать технические возможности полиграфии того времени.

«Обстоятельное описание коронации Елизаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской» (1744)

Это роскошное гравированное издание, давно ставшее редкостью, начинается предисловием: «Когда неиспытными судьбами и неизреченным промыслом всех благ подателя творца Бога 25 ноября 1741 года Ее Императорское величество всемилостивейшая государыня, ко общей всех подданных радости, в царствующем граде Санкт­Петербурге благополучно на Всероссийский Императорский родительский престол вступила и потом высочайшее свое намерение объявить соизволила, дабы по обычаю Императорских своих предков и прочих Христианских Потентантов, коронование и святое миропомазание воспринять в царствующем Первопрестольном Российской Империи граде Москве, где и все Ея Императорского величества в бозе усопшие Великие Государи коронованы, то о сём всенародное известие опуб­ликовано через выданный 1 Генваря 1742 года Манифест».

Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования Ея Августейшего Императорского Величества Елизаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской, еже бысть вшествие 28 февраля, коронование 25 апреля 1742 года. СПб.: Печ. при Императорской Академии наук, 1744. 168 с.; 41Ѕ27 см. В цельнокожаном переплете XVIII века с вензелем императрицы Елизаветы Петровны на обеих крышках. Тройной золотой обрез

Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования Ея Августейшего Императорского Величества Елизаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской, еже бысть вшествие 28 февраля, коронование 25 апреля 1742 года. СПб.: Печ. при Императорской Академии наук, 1744. 168 с.; 41x27 см. В цельнокожаном переплете XVIII века с вензелем императрицы Елизаветы Петровны на обеих крышках. Тройной золотой обрез

Первый лист — гравированный фронтиспис (портрет Елизаветы Петровны, гравированный Иоганном Штенлиным по оригиналу Луи Каравака)

Первый лист — гравированный фронтиспис (портрет Елизаветы Петровны, гравированный Иоганном Штенлиным по оригиналу Луи Каравака)

Официальные торжества в Москве длились более трех месяцев, начиная с триумфального въезда императрицы в первопрестольный град 28 февраля 1742 года и заканчивая праздничным фейерверком 7 июня. За главным событием  — венчанием на царство в Успенском соборе Кремля, состоявшемся 25 апреля, следовали приветственные аудиенции, обеды, балы, маскарады, спектакли итальянской оперы. В Кремлевском дворце была устроена выставка государственных регалий. Многолюдные парадные шествия из Грановитой палаты в Успенский собор, из Кремля в зимний дворец на Яузе являлись важнейшими элементами коронационного церемониала.

Всего в издании 49 листов гравированных иллюстраций и планов (гравюры Г.А. Качалова, И.А. Соколова, Х.-А. Вортмана). Пример иллюстрации парадного шествия из Грановитой палаты в Успенский собор

Всего в издании 49 листов гравированных иллюстраций и планов (гравюры Г.А. Качалова, И.А. Соколова, Х.-А. Вортмана). Пример иллюстрации парадного шествия из Грановитой палаты в Успенский собор

Обстоятельное (128 страниц) описание торжеств, призванное, как и сама коронация, внушать идею величия монаршей власти, готовилось два года. Руководил изданием библиотекарь Академии наук И.Д. Шумахер. За ходом работы наблюдал генеральный прокурор князь Н.Ю. Трубецкой. Гравюры, украшающие книгу, выполнялись И.А. Соколовым, Г.Г. Калачевым и Х.­А. Вортманом под присмотром призванного знатока «тушевального художества» Я. Штелина. Неслучайно коллекционеры старинной книги называют «Описание» «главным памятником русского гравирования при Елизавете».

Тираж книги, включая допечатки, составил 1550 экземпляров, покупателями которых должны были стать государственные учреждения, монастыри, частные лица.

Пышная и продолжительная коронация Елизаветы Петровны явилась апофеозом этого монархического ритуала, а ее описание — подробным руководством для грядущих наследников российского престола.

«Пантеон российских государей» Ефрема Филиповского (1805-1810)

Трехтомный «Пантеон российских государей» — одно из самых известных русских иллюстрированных изданий начала XIX века. Его составил коллежский советник Ефрем Филиповский. Ранее Филиповскому уже доводилось выступать на писательском поприще: в 1804 году он имел удовольствие видеть свое имя на титульном листе «собрания эстампов, изображающих различные степени и достоинства обитателей на шару земном в собственном их наряде, в четырех частях света, по описаниям новейших путешественников». Обозрев аборигенов, ученый чиновник VI класса решил вернуться в пределы отечества. В предисловии к первому тому «Пантеона» он объяснил причины, вновь заставившие его взяться за перо: «Кому не лестно знать деяния своих государей? Сколько прошло веков от Рюрика, но никто не дерзнул предпринять столь многотрудного дела, чтоб описать образ правления и показать характерные черты всех владевших с той поры монархов. Несколько лет я трудился в собирании древних монет, медалей, портретов и, наконец, сколько можно было достиг до желаемой цели. Эта книга будет Пантеоном, в коем живописцы, каменотесы и стихотворцы найдут для трудов своих изобильное, приятное и полезное упражнение».

На переднем форзаце издания гербовый экслибрис владельца — Василия Петровича Шереметева (1836—1893), кавалергардского поручика в отставке, крупного нижегородского помещика

На переднем форзаце издания гербовый экслибрис владельца — Василия Петровича Шереметева (1836—1893), кавалергардского поручика в отставке, крупного нижегородского помещика

Издание содержит свыше ста изображений российских великих князей, царей и императоров — от Рюрика до Александра I. Гравюры сопровождают тексты с перечнем заслуг того или иного правителя. Так, об Александре I сказано: «Он личною храбростью одержал многие победы, присоединил к России многие провинции, расширил пределы государства, утвердил во всем новый порядок, издал многие полезные законы, строго соблюдает правосудие, содержит подданных своих в равной степени любви и страха; все его единодушно обожают». Когда писались эти строки, за спиной у молодого российского монарха были позор ­Аустерлица и бесславный Тильзитский мир, «гроза двенадцатого года» еще только приближалась, но патриотическая лира автора уже «бряцала» хвалебными гимнами.

Филиповский Е. Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресвятейших супруг и детей, их правления, силы и славы, различных войн и междоусобных раздоров до введения монархического самодержавия, бунтов и проч. от Рождества Христова 862 года до ныне благополучно царствующего Великого Государя Императора Александра I, Самодержца Всероссийского, с достопамятными примечаниями о высоком их родословии, союзах, потомстве и времени жизни, царствовании, кончине и месте их погребения. С изображением гравированных их портретов. Иждивением и трудами, из разных достоверных бытописателей и манускриптов собранное и в свет изданное для пользы Российского благородного юношества Кол.<лежским> Сов<етником>  Еф. Филиповским: В 3 ч. М.: Тип. Платона Бекетова, 1805-1810; 30,2Ѕ22,5 см. В трех полукожаных переплетах середины XIX века с золототисненым заглавием на корешке

Филиповский Е. Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресвятейших супруг и детей, их правления, силы и славы, различных войн и междоусобных раздоров до введения монархического самодержавия, бунтов и проч. от Рождества Христова 862 года до ныне благополучно царствующего Великого Государя Императора Александра I, Самодержца Всероссийского, с достопамятными примечаниями о высоком их родословии, союзах, потомстве и времени жизни, царствовании, кончине и месте их погребения. С изображением гравированных их портретов. Иждивением и трудами, из разных достоверных бытописателей и манускриптов собранное и в свет изданное для пользы Российского благородного юношества Кол.<лежским> Сов<етником> Еф. Филиповским: В 3 ч. М.: Тип. Платона Бекетова, 1805-1810; 30,2Ѕ22,5 см. В трех полукожаных переплетах середины XIX века с золототисненым заглавием на корешке

Издание состоит из трех частей:

Издание состоит из трех частей: Ч. I. 1805. 170 с.: 1 грав. тит. л., 41 л. гравюр. Ч. II. 1807. 198 с.: 2 грав. тит. л., 31 л. гравюр. Ч. III. 1810. 134 с.: 1 грав. тит. л., 1 грав. фронтиспис, 32 л. гравюр

Иллюстрированное издание требовало значительных затрат, и Филиповский прибег к сбору средств по подписке. Среди жертвователей оказались VIP­персоны того времени: Е.Р. Дашкова, Г.Р. Державин, А.А. Аракчеев, А.К. Разумовский, М.Н. Муравьев.

Однако если «Пантеон российских государей» и вошел в историю русской книги, то главным образом благодаря не автору или подписчикам, а издателю — П.П. Бекетову. Располагавший немалым состоянием, Бекетов мог позволить себе заниматься книгопечатанием, не преследуя коммерческих целей. Он владел большим домом на Кузнецком Мосту, в одном из флигелей которого размещались типография и словолитня, а в другом — принадлежавшая ему книжная лавка. Издания Бекетова отличались красивыми четкими шрифтами, тщательным типографским набором, изящными виньетками и заставками.

Гравюрное изображение царя Михаила Федоровича

Гравюрное изображение царя Михаила Федоровича

У просвещенного типографа был свой план издания русской исторической иконографии. Для его реализации им была создана школа, в которой известный гравер И. Розанов и академик Н.И. Соколов обучили гравированию пунктиром А. Осипова, Фед. Алексеева, К. Анисимова, А. Афанасьева, М. Воробьева и еще двенадцать художников. Имея в распоряжении два десятка мастеров и обладая уникальной коллекцией русского портрета, Бекетов был способен осуществить самые дерзкие издательские планы. Можно смело утверждать, что значительная часть использованного Филиповским иконографического материала происходит из личного собрания Платона Петровича.

Последний том «Пантеона» увидел свет в 1810 году. Три альбома гравюр стоили дорого, плохо раскупались, а потому в момент вступления наполеоновской армии в Москву большая часть нераспроданного тиража всё еще находилась на складе. Эти книги сгорели вместе с домом и типографией Бекетова во время пожара 1812 года. С тех пор комплект «Пантеона российских государей» в хорошей сохранности считается необычайно редким. 

КомпьюАрт 10'2011

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства