Если машина болеет, или О сервисе печатного оборудования
Сервис — больной вопрос как для заказчика, так и для исполнителя
Допустим, ситуация такая: машина встала, заказ нужно сдать «вчера», а на дисплее горят обычные пиктограммы: нет давления масла, нет воды, открыт кожух и т.п. Но это — следствие. А возможная причина их появления — внезапный бросок напряжения, ударивший по низковольтовой цепи с ее мгновенным отключением. Почему это произошло? Например, у типографии общая электросеть с цементным заводом с работающими на полную нагрузку козловыми кранами (с чем только наши типографии не соседствуют!). Или в цехе проводилась в рабочем порядке реконструкция с постоянным включением электросварки. Да мало ли что: арендодатель сдает помещения разным производствам, а каким — это его не волнует, лишь бы платили, а что там делает сосед за стеной — ваши проблемы.
Даешь совет: нужен или собственный трансформатор, или, по крайней мере, стабилизатор питания. Приходишь — куплен стабилизатор на уровне UPS для компьютеров. А дальше, при очередной неисправности, опять претензия: купили же, а не работает…
Или вызов: «двоят» секции. Но не на одной секции и не на одной машине, а сразу на всех — эдакий «бунт машин». Так же не бывает! Начинаешь разбираться, идя по технологической цепочке. Наблюдение по формному участку: «У вас формы “мягкие”». — «Да что вы, как у всех, — алюминиевые». — «А краски какие?» — «Хорошие, иностранные». При этом машины работают на «крейсерских» скоростях — 1012 тыс. отт./ч, а краски иностранные, судя по этикетке, для скоростей 35 тыс. Технолога нет.
Теперь пример из области электроники. У машины начинают «барахлить мозги». Диагноз: «Это резервный диск, надо менять». Поменяли — машина встала. «Это резервный диск конфликтует с главным, меняйте главный». Поменяли — не работает машина. «Да ведь у вас предыдущая серия компьютера, диск надо отправлять на завод и “прописывать” его в соответствии с серийным номером “железа”». Итого: две недели простоя плюс, точнее минус, 30 тыс. евро только за запчасти.
Уровень знаний современного пролетариата
Удивительная особенность нашего времени заключается в том, что мы ее не осознаем. Живем, работаем — и вроде бы всё. А на самом деле наше время со всем, что в нем происходит, — недописанный «Капитал» Карла Маркса.
Прежде всего, у нас в стране вроде бы опять появился пролетариат — как наемная сила. Не переводя всё в плоскость теории, о которой у нас остались смутные воспоминания со студенческих лет, коснемся аспекта чисто практического, к тому же ограниченного полиграфией.
Что есть орудие труда печатника? Конечно же, печатная машина. И относится он к ней сегодня (в основном), как пролетарий с классических агитплакатов 20х годов прошлого века к цепям.
Как будто и не было шести с хвостиком веков просвещенного книгопечатания, а периодика наша не имеет традиционного названия «пресса» (от, собственно, «ихнего» названия печатной машины). И приходится современных печатников вразумлять совсем как задорновских старушек, норовивших сушить собачек в микроволновках, то есть практически «с нуля». Про обязанности, возлагаемые на печатника по «Тарифноквалификационному справочнику» (равно как и про разряды), ему неведомо; о порядке работы на машине согласно «Технологическим инструкциям» он не знает, а о регламенте проведения работ на машине ему вроде бы и известно, но выполнять их необязательно. И это не его вина, а наша общая беда — тотальная нехватка квалифицированной рабочей силы, вынуждающая обращаться к подобным люмпенам.
Сложно подобрать печатника на машину, еще тяжелее сформировать бригаду и совсем уж трудно укомплектовать машину положенным количеством бригад. А если и укомплектовали, то бригады получаются очень «неровные». Приводит это к столь же «неровной» эксплуатации машин. Так, одна бригада работает на «крейсерских» скоростях, соблюдая рекомендации фирмыизготовителя, в то время как вторая «бьет рекорды», работая на скоростях максимальных. При этом квалификация «рекордсменов» не всегда самая высокая среди бригад, а повышенными скоростями печати они компенсируют затяжные приладки, изза чего безо всякой нужды выводят машину в «пиковые» режимы печати (что не здорово). И это потому, что у машины нет единого хозяина в лице самого первого печатника/мастера/начальника цеха/главного механика, способного задать и проконтролировать единый режим эксплуатации машины. Мастерам это не положено «по штату», а цеховой технолог (в лучшем случае — один) круглосуточно находиться при машине не в состоянии.
О парке печатных машин
Классификацию печатного оборудования, эксплуатируемого в настоящее время в России, по его «генеалогии» выглядит так:
парк машин может эксплуатироваться еще со времен СССР. Если нынешние владельцы не стремятся его модернизировать, то они «выжимают» всё, что можно (а можно еще многое), из доставшегося им оборудования. Отсюда — моральное и физическое устаревание машин плюс механический износ. Специалистов по эксплуатации такого оборудования всё меньше, поэтому возможны проблемы с ремонтом. Но эти машины «отбили» себя уже не по одному кругу и теперь просто приносят хозяевам чистую прибыль. Важно понимать, как к проблеме неисправности таких машин относятся их хозяева;
- парк машин может быть импортным, но купленным на заре перестройки или бывшим в употреблении и т.п. В любом случае это утрата связи с компаниейпоставщиком и обслуживание своими силами, имеющими у нас тенденцию к ротации в течение максимум трех лет. Новый же персонал, как правило, приходит к машине «с чистого листа» — мануалов нет, инструмента нет и т.п. При этом зачастую устанавливаются новые, отличные от предыдущих связи с некими организациями, снабжающими запчастями, причем необязательно от производителя (определяющим фактором является их цена). Может сложиться ситуация, когда и график замены изнашивающихся деталей составляется, и выписываются они у поставщика, а заменяются только на бумаге: никакие детали реально не меняются, а лишь ведется бухгалтерский документооборот с определенной выгодой как для поставщика, так и для неких старающихся остаться неизвестными сотрудников предприятия. Таким образом, налицо «группа риска»;
- парк новых машин, эксплуатируемых местными специалистами после их обучения «на месте» по принципу «включил — выключил, дальше сам». В связи с чем оборудование по своим качественным параметрам быстро приближается к описанным выше группам;
- парк новых машин, обслуживаемых «по уму». Это предусматривает обучение/стажировку печатников/механиков в сервисных центрах фирм — поставщиков оборудования с выдачей сертификата, подтверждающего квалификацию, наличие (и выполнение) графика сервисного обслуживания оборудования, прочные связи с компаниейпоставщиком и пр.
Полиграфия всех стерпит
Современное профессиональное обучение находится у нас в плачевном состоянии, что относится и к полиграфии. В связи с этим в отрасли, как и везде, нашлись талантливые самоучки (благо — в полиграфии, наравне с медициной и строительством, у нас каждый считает себя спецом). Это касается как работников, непосредственно эксплуатирующих оборудование, так и людей, его починяющих. И все они имеют опыт работы в прежней отрасли — хорошо, если близкой к полиграфии. Это же всё чаще относится и к административному аппарату, который находит себя в том, что бережет хозяйскую копейку, покупая всё, в том числе и рабочих, подешевле. Результат — один из видов простоя печатной машины, обобщенно называемых «неисправность».
Классификация неисправностей
Неисправность, вызванная неграмотной эксплуатацией машин;
неисправность, связанная с непреодолимыми обстоятельствами (например, электричество «кончилось», а машина под прессами, да еще с включенной лаковой секцией);
- неисправность, вызванная изношенностью одного из узлов машины, о чем все знали, но откладывали замену «на потом» — «неудачно запланированная» остановка;
- простои, выглядящие как неисправность машины, но на самом деле вызванные рядом нарушений технологии, поскольку кто такой квалифицированный технолог полиграфического производства, на этом самом производстве не знают. Если таковой приходит и выполняет свою работу, то он, налаживая производство, устраняя или сокращая простои, связанные со всеми вышеописанными проблемами, портит отношения со всеми. Какоето время он наслаждается плодами своего труда, «ничего при этом не делая», а потом его увольняют при первой претензии заказчика, поскольку он всегда «крайний» и надоел всем, потому что «лезет».
Последующее изложение людям бывалым будет ностальгически напоминать рекомендации времен plusquamperfectum.
Первая страница паспорта
Эксплуатационный паспорт машины
Наименование предприятия____________________________________________________
Наименование оборудования___________________________________________________
Инвентарный №_________
Завод-изготовитель (фирма)_______________________________________________
Тип (модель)_____________________________________________________________
Заводской №____________________
Год выпуска____________________
Дата ввода в эксплуатацию_______________
Место установки (цех. участок)__________________________________________
Ответственный за эксплуатацию машины____________________________________
Балансовая стоимость машины (руб.)_________________________
Восстановительная стоимость машины (руб.)__________________
Вторая страница паспорта
Основные технические данные______________________________________________
Электродвигатели__________________________________________________________
а) №__________________
б) тип__________________________________________________________________
в) мощность (кВт)_______________________________________________________
г) частота вращения, оборотов в минуту_________________________________
Цепи, №__________________________________________________________________
а) тип_______________________
б) шаг_______________________
в) ширина____________________
г) диаметр ролика____________
д) длина_____________________
Ремни_____________________________________________________________________
а) тип_______________________
б) сечение___________________
в) длина_____________________
Материалы_________________________________________________________________
Подшипники________________________________________________________________
а) Тип_______________________
б) №_________________________
Система смазки____________________________________________________________
а) Вид смазки____________________
б) Сорт смазочного масла_________
в) Расход масла в смену__________
Третья страница паспорта
Плановый ремонт машины
Время проведения ремонта |
Вид ремонта |
№ ведомости дефектов,по которой проводится ремонт |
Описание произведенного ремонта с перечислением замененных деталей |
Фамилия бригадира, производившего ремонт |
Количество часов производственного простоя |
Четвертая страница паспорта
Неплановый ремонт машины
Дата |
Описание поломки или аварии |
Причины поломки или аварии |
Количество часов производственного простоя |
Примечания |
Для обеспечения бесперебойной работы печатной машины следует разработать, а главное — выполнить комплекс организационнотехнических мероприятий, формализующих понятие «техническое обслуживание полиграфического оборудования», или, говоря на новоязе, «сервис».
Планирование работ по техническому обслуживанию машин
Традиционно планирование работ по техническому обслуживанию машин разделяется на перспективное, годовое и месячное.
Перспективное — это распределение текущих ремонтов по годам так, чтобы трудоемкость ремонтов по каждому году была примерно одинаковой.
Годовое — помимо непосредственно ремонтных работ, оно учитывает ежемесячные профилактические осмотры и проверки.
Месячное — предусматривает один раз в три месяца профилактическую проверку печатных машин; при необходимости одна из них заменяется текущим ремонтом. В месяцы, когда не планируются проверки или ремонт, проводятся профилактические осмотры.
Журнал передачи смен
Смена, дата (число, месяц, год) |
Обнаруженные неисправности |
Количество часов производственного простоя |
Смену сдал |
Смену принял |
Отметка об устранении неисправности |
Замечания по технической эксплуатации машин |
Как аукнется, так и откликнется
Есть типографии, где на каждую автомашину заведена отдельная папка, в которой отражается вся ее «биография»: покупка, замена деталей, ТО и пр. В то же время вся информация по основному производственному оборудованию (при довольно обширном его парке) сведена в один общий «регистратор». Но будем считать, что это исключение, мы говорим о предприятии, где практически реализуется комплекс работ по техническому обслуживанию печатных машин. Тогда на каждую машину составляется эксплуатационный паспорт.
Если такие паспорта в типографии не применяются, то инженеры сервисной службы фирмыпоставщика, как правило, ведут у себя подобные «истории болезней» всех машин, проданных и установленных. В этих «скорбных листах» отражены все случаи вызова, их причины, результаты работ, рекомендации и реакция на них владельцев машин.
При грамотной технической эксплуатации машины обслуживающий ее штат должен выполнять ее ежесменный наружный осмотр, смазку и чистку, устранять мелкие неисправности и регулировать отдельные механизмы, а сотрудники ремонтной или сервисной службы — контролировать правильность технической эксплуатации машины и устранять более серьезные неисправности.
На каждой машине должен быть журнал передачи смен, в котором посменно отмечается ее техническое состояние, отклонения от нормальной работы и мероприятия по их устранению; фиксируются даты проведения осмотров, проверок и ремонта и их результаты.
Руководство цеха контролирует ведение журнала, оставляя в нем свои подписи, а при необходимости — соответствующие распоряжения. В противном случае вся надежда на то, что один сказал, другой запомнил, а ктото выполнил.
Не реже раза в месяц должны проводиться профилактический осмотр и чистка машины, для чего в производственном графике выделяется время, необходимое на данную операцию. Работа эта круглосуточная; в чистке участвуют все бригады, эксплуатирующие машину, под руководством механика/сервисного инженера или руководителя, выполняющего его функции. При этом производятся частичная разборка, детальная чистка и смазка машины, а также выявляются и фиксируются в журнале все подлежащие замене детали. Если же упомянутого руководства не будет — чутье подсказывает, что в лучшем случае детально разобрана и смазана будет только одна секция машины, а остальные слегка протерты и подрегулированы под нее.
После чистки желательно проведение пробной печати с использованием подробных тестовых шкал, отражающих состояние отдельных узлов машины, и анализ результатов. Всё это отражается в журнале, являющемся, таким образом, «историей болезни» машины.
Подобными работами могут руководить как работники предприятия, так и сотрудники сервисной службы той фирмы, которая машину поставила. Последние более желательны — они всё знают и умеют и независимы в своих оценках состояния и эксплуатации машины, но им нужно платить. Поэтому и вызывают их в крайнем случае — когда машина вдруг решительно отказывается работать. Но до этого еще нужно дожить, если, повторяю, «всё по уму», для чего в процессе эксплуатации машины предусмотрены текущие ремонты.
Текущий ремонт
Текущий ремонт выполняется по мере необходимости: заменяются и восстанавливаются отдельные детали и узлы или устраняются последствия их износа, восстанавливаются нормальные зазоры между сопряженными деталями в узлах и механизмах, а также точность их работы.
В соответствии с годовыми и месячными планамиграфиками на оборудование, останавливаемое на ремонт, должны быть составлены предварительные ведомости дефектов.
Ведомость дефектов
На машину____________________________________________________________________
Модель________________________________________________________________________
Завод-изготовитель____________________________________________________________
Год выпуска__________________________________________________________________
Серийный номер_______________________________________________________________
№ п/п |
Дефекты, подлежащие устранению |
Требующиеся сменные детали |
№ детали по каталогу |
Количество деталей, подлежащих замене |
Отметка о выполнении |
Способ устранения дефектов |
Объем работ |
Затраты на ремонт |
Присутствие инженеров сервисной службы фирмыпоставщика при устранении обнаруженных дефектов желательно, поскольку деталь (заказанную и полученную на фирмеизготовителе) они установят быстрее и с гарантией, да и машину быстрее разберут — соберут — настроят.
Однако на такую роскошь сегодня соглашаются не все. Детали для замены заказываются «кое у кого», неким образом доставляются (главное — подешевле) и устанавливаются своими силами. Как нетленно выразился Шарапов: «Мне эти деньги душу согреют…» Но, к сожалению, «греют душу» такие деньги очень недолго, потому что проведенный подобным образом плановый ремонт приводит к ремонту неплановому.
Откуда возникает неплановый ремонт
Неплановый ремонт связан с поломкой или повреждением узлов, механизмов либо отдельных деталей машины и выполняется вне ремонтного графика. Согласно сложившейся в отрасли традиции, такой ремонт называют аварией, причинами которой в основном являются:
- несоблюдение правил технической эксплуатации (тема вечная, в том числе см. выше);
- нарушение графика технического обслуживания машины (см. п. 1);
- низкое качество ремонта и монтажа оборудования (см. там же плюс недостаток квалификации обслуживающего персонала);
- скрытый брак в деталях оборудования (поскольку поставщиков «фирменных» деталей, стоящих сущие копейки, сегодня немерено);
- недостаточная квалификация рабочего или его неудовлетворительный инструктаж (см. п. 13).
Подобное происшествие принято оформлять актом.
В нем дается краткое описание аварии и причин ее возникновения, мероприятий по ее ликвидации и недопущению подобных происшествий в будущем.
Для изучения и устранения причин аварий в цехе нужно вести журналрегистратор аварий по форме, представленной на с. 18.
За чей счет праздник
Независимо от того, какая из названных выше причин в конечном счете приводит к простою машины, это вызывает как прямые, так и косвенные убытки. Следует знать, как их считать.
Наиболее универсальный — «среднепотолочный» способ — умножение часов простоя на стоимость машиночаса работы машины. Они примерно известны для каждого типа оборудования, что облегчает расчеты, но не осознание потерь. Минус неполученный доход от конкретного заказа, отягощенный необходимостью его переразмещения, плюс штрафные санкции от заказчика, а если он постоянный, то риск его потери, что уже совсем другие деньги.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
(наименование предприятия)
«____»___________20___г.
АВАРИЙНЫЙ АКТ №____
Время аварии (год, месяц, число, час, мин)_____________________________
Цех, в котором произошла авария _________________________________________
Наименование машины, ее заводской №_____________________________________
Фамилия рабочего, обслуживающего машину_________________________________
Фамилия мастера участка, на котором произошла авария___________________
Описание аварии__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Причины, вызвавшие аварию________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Были ли подобные аварии на машине в течение последнего года___________
_____________________________________________________________________________
По чьей вине произошла авария __________________________________________
Проходил ли виновник инструктаж по правилам технической эксплуатации данного типа машины, если проходил, то когда (год, месяц, число)_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мероприятия по ликвидации аварии и предупреждению их в будущем_________
_____________________________________________________________________________
Дата ликвидации аварии____________________________
Продолжительность простоя машины в ремонте из-за аварии________________
___________________________________________________________________
Стоимость работ по ликвидации аварии _______________
Комиссия:
Председатель______________________________
(фамилия, и., о.)
Члены_____________________________________
(фамилия, и., о.)
«_____»___________20__ г.
И если п. 1, 2 и 5 — это «внутреннее дело» администрации предприятия, решаемое ею по заветам Э. Потье: «своею собственной рукой», то п. 3 и 4 — это результаты экономии предприятия на вызове сервисных инженеров фирмыпоставщика и подлежащих замене деталях.
Если на вызове специалистов еще можно както сэкономить, например путем телефонной/mail/факсконсультации с фирмойпоставщиком (если собственные механики и электронщики достаточно вменяемы), то итог замены вышедшей из строя фирменной детали на «очень похожую», но дешевую печально предсказуем. Кстати, руководитель типографии, который вряд ли согласится на замену детали в собственном джипе на купленную в ближайшей подворотне, легко идет на подобную замену в печатной машинекормилице. Результат — недополученные прибыли, из коих можно было бы не поскупиться как на вызов специалиста, так и на приобретение фирменных деталей. (Вопросы восстановления вышедших из строя деталей в данной статье не рассматриваются, поскольку фирмамипоставщиками оборудования не приветствуются.)
О запасных частях
Если полиграфические материалы можно сравнить с кровью живого организма полиграфического предприятия, то запасные части к печатным машинам можно приравнять к его лимфе.
Согласно доставшимся нам от прежних времен методикам, изложенным в «Положении о плановопредупредительном ремонте полиграфического оборудования», годовая потребность в оборотных средствах и запасных частей может быть определена как 23% от балансовой стоимости печатной машины.
Главному механику или сотруднику, выполняющему его функции, при планировании бюджета предприятия на следующий год желательно зафиксировать определенную сумму на приобретение запасных частей. Это не означает «замораживания» части денег в бюджете предприятия, но в то же время избавляет его от необходимости выпрашивания нужной позарез суммы у руководства, если такая статья расходов предусмотрена не была. В случае если реальные расходы на запчасти и вызов сторонних специалистов в текущем году окажутся меньше запланированных, часть оставшейся суммы из этой статьи расходов можно испросить (правда, не факт, что дадут) на стимулирование сотрудников, грамотно эксплуатировавших машину.
Сервис как непознанная необходимость
Согласимся, что технический уровень печатного оборудования, эксплуатируемого сегодня российскими предприятиями, зачастую опережает квалификацию обслуживающего его персонала. Результатом этого являются до обидного непредсказуемые простои и поломки машин. Что и способствует современному толкованию термина «сервис» как «ремонт». Давайте уточним.
Практически любая российская компания, продающая полиграфическое оборудование, оказывает сервисные услуги: обязательные — до истечения срока гарантии, договорные — в послегарантийный период.
В принципе, отношения между фирмойпоставщиком и типографией могут ограничиваться единоразовыми работами — на основании вызовов типографией сервисных инженеров компаниипоставщика. Если такие работы выполняются в течение одного дня, то договор не составляется, а результат работ закрывается актом. Если длительность работ предсказуемо превышает один день, то договор заключить стоит, поскольку аккордная оплата работ исполнителя, как правило, обходится типографии дешевле, чем почасовая (помноженная к тому же на количество выполнявших ее инженеров).
Плановые работы сервисных инженеров компаниипоставщика выполняются в типографии заказчика на основании договора (как правило, годового с возможностью последующей пролонгации) о сервисном обслуживании.
Выбор между п. 1 и 2 зависит от того, насколько в типографии хорошо построено функционирование службы, отвечающей за бесперебойную работу оборудования, и есть ли она вообще. Если она имеется, то возможен первый вариант, но, в любом случае, второй надежнее. Заказчику просто следует уяснить, что он хочет получить в конечном счете: совершенно очевидно — бесперебойно работающую печатную машину, и в соответствии с этим нужно подробно продумать условия договора.
Обычный сервисный договор предусматривает ежемесячный профилактический осмотр и ремонт, не требующий замены деталей, а также регулировки машины, выполняемые сервисными инженерами организации, с которой этот договор заключен. Как правило, такой договор заключается с компанией — поставщиком оборудования, при этом мотивы очевидны (но могут быть и исключения). В договор можно включить пункт о внеочередном выезде сервисных инженеров в случае экстренной необходимости ремонта машины. Под внеочередным понимается не только выезд сервисных инженеров исполнителя помимо оговоренных, плановых, но и вне очереди в графике вызовов на ремонт, имеющихся у исполнителя. При этом следует различать реальную потребность заказчика в ремонте/наладке, возникшую вследствие непреодолимых заказчиком обстоятельств, и желание лишний раз подрегулировать машину чужими руками. В последнем случае сервисные инженеры исполнителя всё равно выполнят указанные работы (раз уж приехали), но вправе выставить отдельный счет за предоставленные услуги, не указанные в договоре. Как правило, такая ситуация складывается, если заказчик и исполнитель находятся в пределах двухтрехчасовой досягаемости друг от друга. Заказчики, расположенные дальше, ведут себя более корректно и лишний раз исполнителя по пустякам не дергают.
Возможно заключение договора о сервисном обслуживании, даже когда заказчика и исполнителя разделяет значительное расстояние, что особым препятствием не является (в наше время для того, чтобы перелететь из одного конца страны в другой требуется часов девятьдесять). В этом случае в договоре прописываются условия плановых приездов: время (скажем, первая неделя каждого месяца) и варианты оплаты проезда и проживания сервисных инженеров исполнителя. Кстати, график плановых посещений согласовывается и в случае, когда заказчик и исполнитель расположены в одном городе/регионе, поскольку и у того, и у другого есть собственные графики текущих работ.
Журнал-регистратор аварий
Наименование и модель машины, краткое описание аварии |
Несоблюдение правил технической эксплуатации |
Несоблюдение графиков технического обслуживания, низкое качество ремонта или монтажа оборудования |
Недостаточная квалификация рабочего |
Недостаточный инструктаж рабочего |
Неудовлетворительное содержание рабочего места |
Согласовывать графики неплохо в соответствии с упоминаемым «Положением о плановопредупредительном ремонте…», ориентированном, правда, на отечественную технику. Тем не менее, поскольку «каждый устав писан кровью», «Положение» ценно и поныне системным подходом к проведению ремонтных работ, толкуемых ныне как сервисные. Пользуясь его рекомендациями (с коррекцией под конкретные условия), можно ввести любую процедуру их оформления — от рукописного графика до продвинутого компьютерного сетевого планирования, лишь бы эти графики соблюдались.
Пусть машина служит долго
Для этого следует уяснить ряд условий:
- сервисные работы не могут рассматриваться типографией как прихоть руководства, обуза или ограничение получения прибыли в виде ежемесячной «недопечатки» нескольких заказов. Ежемесячно выделяемое на профилактику время окупается последующей плановой сдачей тиражей — без простоев, допечаток и перепечаток, каковые и являются истинным бедствием планово работающего предприятия и истинной причинной недополученных прибылей;
- оптимально обеспечит работу по техническому обслуживанию машины сервисный договор;
- сервисные работы не должны стать обрядом. Для их выполнения необходимо жесткое руководство; в противном случае всё сведется к процедуре: разобрали одну секцию — промыли — собрали, а остальные — в следующий раз, а он может и не наступить: машина откажет — и всё. Как правило, такое руководство могут взять на себя сервисные инженеры исполнителя, которым внепланово приезжать на ту же машину и вдобавок выслушивать претензии заказчика неинтересно;
- сервисные инженеры компаниипродавца быстрее устранят неполадки, квалифицированно настроят машину, дадут требуемые рекомендации по ее эксплуатации и своевременной замене деталей и постепенно приучат к этому сотрудников типографии.
Ограниченный объем статьи не позволяет рассмотреть эту действительно многоуровневую проблему целиком, но, тем не менее, выполнение данных рекомендаций продлит жизнь машине, равно как и (при необходимости) повысит ее ликвидность на рынке вторичного оборудования. При этом основные положения статьи (с необходимыми поправками) можно распространить на сервисное обслуживание всего парка полиграфического оборудования типографии.