Сервисное обслуживание в ППК
В статье «Если машина болеет, или О сервисе печатного оборудования» профессора
С.А. Сергеева затронуты многие вопросы сервиса типографий. Настоящая статья дополнит теорию практикой — мы заглянем в цеха крупного подмосковного полиграфкомбината.
Как осуществляется сервисное обслуживание полиграфического оборудования на практике, рассказывает главный инженер ООО «Первый полиграфический комбинат» Михаил Юрьевич Бающенко.
КомпьюАрт: Что представляет собой сервисная служба вашего предприятия? Какие подразделения в нее входят и кому подчиняются? Каков режим их работы?
Михаил Бающенко: В состав сервисной службы ППК входят отдел главного механика и отдел промышленной электроники, которые подчиняются главному инженеру. Сервисные инженеры обоих подразделений работают посменно, службы функционируют круглосуточно, а у их руководителей пятидневная рабочая неделя.
Работа сервисной службы на ППК не предполагает ведения большого количества документации. В основном это документы на списание или заказ запчастей, акты тестирования, отчеты по проведенным работам согласно плану организационнотехнических мероприятий.
Главный инженер ООО «Первый полиграфический комбинат» М.Ю. Бающенко
За работу сервисной службы отвечает главный инженер, в подчинении которого находятся главный механик (в зоне его ответственности механические поломки) и начальник отдела промышленной электроники (отвечает за состояние электроники).
В плановый ремонт входят регламентные мероприятия, прописанные производителем оборудования. Их дополняют работы, которые необходимо выполнять, исходя из нашего опыта эксплуатации той или иной машины. На каждой машине время планового ремонта разное, например на ролевой машине это как минимум 68 часов. Для каждого оборудования плановопрофилактический ремонт проводится в соответствии с графиком, но сроки могут меняться в зависимости от производственной загрузки. Длительность ППР зависит от того, какой это ремонт — еженедельный, ежемесячный или ежеквартальный. Если остается время, выполняются дополнительные ремонтные работы, необходимые в данный момент.
КА: Какие бывают виды неисправностей? Существует ли их классификация?
М.Б.: Классификации неисправностей у нас нет. Неисправности делятся только на механические и электронные. Создание обширной классификации и ведение подробной статистики по ремонтным работам требует серьезных трудозатрат, а ценность такой информации невелика. На мой взгляд, это излишняя бюрократизация работы сервисной службы. В каждой ситуации проблема решается на месте, а повышение регламентированности ремонта усложнило бы работу механиков и электронщиков. На каждой машине есть журнал поломок, куда печатники записывают неисправности. Если поломка не влияет на работоспособность оборудования и не требует немедленного вмешательства, то ремонт по этим записям производится на основе графика загрузки оборудования.
Также у нас применяются акты аварийных остановок, в которых фиксируется время на устранение неисправности. По ним в конце месяца подсчитывается время простоя оборудования, затраченное на ремонтные работы. На основании этой информации можно сделать вывод о том, какие узлы наиболее часто выходят из строя.
За работой рулонной печатной машины Rotoman 65 следят круглосуточно и даже дистанционно
КА: Как проходит обычный рабочий день руководителя и инженера сервисной службы?
М.Б.: Каждое утро начинается с обхода производственных цехов типографии и осмотра оборудования. По итогам обхода ставятся задачи на день для каждого сотрудника сервисной службы. Если всё оборудование на участке того или иного инженера работоспособно, то он проводит определенный перечень плановых работ, среди которых подготовка к плановопрофилактическому ремонту, заказ необходимых запчастей, работа по вызовам и т.д. Если существует неисправность (особенно если машина стоит), основная задача инженера — как можно быстрее устранить ее.
Планерки в отделах проводятся каждое утро. Плановые совещания у главного инженера собираются три раза в неделю.
Заказ запчастей осуществляется по необходимости на основании служебных записок сервисных инженеров. Некоторые запчасти чаще других выходят из строя — они заказываются заранее и хранятся у нас на складе.
КА: Расскажите о сервисном обслуживании оборудования поставщиками. Возникают ли у вас в связи с этим какиелибо проблемы, например долгое ожидание поставки запчастей или ремонта оборудования, дорогое обслуживание и т.п.?
М.Б.: Мы довольно тесно взаимодействуем с сервисными службами поставщиков оборудования. Уровень предоставления сервисных услуг со стороны наших партнеров достаточно высок, у них работают высококвалифицированные специалисты, что, наверное, самое главное в обслуживании высокотехнологичного полиграфического оборудования. Никаких нареканий в их адрес у меня нет: они всегда оперативно откликаются на обращение и делают всё возможное для быстрого устранения неполадок. Чаще всего специалисты сервисных служб приезжают на устранение неисправностей в день обращения.
Кроме того, между компанией manroland и Первым полиграфическим комбинатом заключен сервисный договор на круглосуточную дистанционную диагностику и устранение неисправностей. Все рулонные машины manroland имеют выход в Интернет, что позволяет специалистам немецкой сервисной службы manroland осуществлять удаленную диагностику. Если возникают какиелибо трудности, наши специалисты связываются со службой поддержки в Германии и описывают проблему. Те, в свою очередь, через защищенный канал связи диагностируют машину и дают варианты решения проблемы. Таким образом, мы в любое время суток можем рассчитывать на помощь и грамотную консультацию немецких специалистов.
КА: Расскажите о подготовке кадров — как сервисной службы, так и печатников.
М.Б.: Ключевые сотрудники сервисслужбы имеют техническое образование, но не все они являются выпускниками МГУПа. Если говорить о кадрах в целом, то уровень подготовки производственного персонала очень сильно влияет на состояние оборудования и его выработку. Любой печатник должен очень хорошо знать и понимать машину, на которой работает.
Не так давно мы разработали систему обучения сотрудников производственных цехов по выполнению определенных функций. Для каждого участка разработана особая программа, учитывающая установленное оборудование и уровень подготовки специалистов. По большей части это касается замены расходных материалов, технологических режимов работы машин и т.д. Обучение повышает квалификацию сотрудников и улучшает условия эксплуатации оборудования.
Система обучения сервисных инженеров на ППК уже отлажена. При приобретении оборудования в договорах на поставку особое внимание уделяется обучению работе с данной техникой. Так, в период инсталляций наши ведущие специалисты посещали заводизготовитель для повышения своей квалификации. Кроме того, мы самостоятельно периодически проводим обучение и детально разбираем те поломки, при устранении которых возникали затруднения.