КомпьюАрт

12 - 2011

Когда же наступит ломка от контента?

Андрей Крылов, krylov@compress.ru

15 ноября в Swissotel открылся профессиональный двухдневный форум российских издателей «Издательский бизнес-2011». Уже в седьмой раз профессионалы издательского дела собрались в Москве для обсуждения ситуации в индустрии и успешного издательского опыта в новой цифровой среде.
В рамках форума прошла конференция под названием «Современный редактор: дирижер, технолог и предприниматель». Главными темами обсуждения стали изменения в системе создания контента в цифровой среде, а также современная работа редактора. Вел конференцию Владимир Сунгоркин, генеральный директор и главный редактор ИД «Комсомольская правда».
Среди выступавших был главный редактор журнала «Огонек» Виктор Лошак. О том, как сегодня делается популярный российский журнал, о секретах и советах, которыми поделился гуру отечественной журналистики, мы и расскажем в данной публикации.

Одна из задач медиаискусства, по мнению Виктора Лошака, давать людям общие понятия о добре и зле, доходчиво разъяснять, что нужно, а что недопустимо делать в обществе. Кроме того, публикации «Огонька» помогают читателю почувствовать общность своей частной истории с историей страны.

В силу более чем столетнего возраста у «Огонька» особая роль. Сегодняшний «Огонек» — это журнал о том, как время меняет человека… или не меняет. Что касается узнаваемости бренда, то при опросе людей на улицах выяснилось: о том,  что «Огонек» — это журнал, знают  60% опрошенных (для сравнения: о том, что «Кока­кола» — это напиток,  знают 94%). То есть проверенный временем бренд хорошо известен публике, а потому гораздо лучше продается.

Момент открытия форума. Слева направо: начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Юрий Пуля, директор департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России Екатерина Ларина, заместитель руководителя департамента СМИ и рекламы города Москвы Юлия Казакова, президент ГИПП Александр Страхов

Момент открытия форума. Слева направо: начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Юрий Пуля, директор департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России Екатерина Ларина, заместитель руководителя департамента СМИ и рекламы города Москвы Юлия Казакова, президент ГИПП Александр Страхов

Любой главный редактор мечтает, чтобы его детище выходило большими тиражами и прочитывалось целиком, включая обложку. Кстати, Виктор Лошак привел в своем выступлении такие любопытные данные: среднестатистический читатель перестроечных лет мог просматривать обложку 30 с, а сегодня время просмотра составляет всего 10 с. Это говорит о том, что яркие обложки уже примелькались. Тем не менее у дизайнера рука не поднимается возвращаться к черно­белым обложкам.

Данную статистику дополняет «Роспечать»: все, что напечатано на бумаге, — газеты, книги, журналы — теперь отнимает у читателя порядка 12 минут в день.

То ли в шутку, то ли всерьез Виктор Лошак пророчески заметил, что конституция со временем должна закрепить за человеком право хотя бы час в день ничего не знать.

Выступление на форуме главного редактора журнала «Огонек» Виктора Лошака

Выступление на форуме главного редактора журнала «Огонек» Виктора Лошака

Редакция журнала «Огонек» отдает себе отчет в том, что читатель в курсе повестки дня. Почти все новости он может узнать из информационных программ телевидения, а если захочет большей правды, то должен открыть поисковые программы в Интернете. Таким образом, «Огонек» — не журнал новостей. Теперь журналисты еженедельных или ежемесячных изданий не стараются сразить своего читателя «горячими» новостями — они отдают себе отчет в том, что читатель знаком с новостями и в курсе основных событий дня в стране и мире. Тем не менее в «Огонеке» есть информационные новостные блоки.

Защищая человека от потока информации и не забывая при этом о конкуренции, издатели становятся всё более изощренными «поварами» приготовления контента.

Главная задача любого СМИ «подсадить» читателя или зрителя на свой продукт. В идеале у подписчика должна начаться информационная «ломка», если он утром не откроет «Коммерсантъ», «МК» или «Комсомолку», а в понедельник не получит «Власть», «Огонек» или «Итоги».

Западные исследования доказывают, что еженедельники в этом смысле имеют преимущество, так как их прочтение является самой серьезной привычкой читающей аудитории: 57% опрошенных в одном из западных исследований заявили, что привыкли к своему еженедельнику.

«В нашей профессии новый продукт легче готовить, чем преподносить. Это первое, с чем я столкнулся, придя в “Огонек” в 2003 году, чтобы во второй раз возглавить его редакцию, — рассказывает Виктор Лошак. — Наш журнал вроде бы обо всем, но при этом у него жесткие внутренние рамки. Это объясняется тем, что журнал имеет более чем столетнюю историю.

Фотофиниш журнала — ненавязчивое ретро: на предпоследней полосе журнала «Огонек» сегодня публикуются изображения обложек полувековой давности, например 49-й номер за 2011 год завершает фото счастливых советских детей, которых фотограф «Огонька» С. Раскин снял на одном из новогодних праздников в 1956 году

Фотофиниш журнала — ненавязчивое ретро: на предпоследней полосе журнала «Огонек» сегодня публикуются изображения обложек полувековой давности, например 49-й номер за 2011 год завершает фото счастливых советских детей, которых фотограф «Огонька» С. Раскин снял на одном из новогодних праздников в 1956 году

За время жизни одного поколения журналистов изменились и редакционные задачи. Если при Виталии Коротиче («Огонек») и Егоре Яковлеве («Московские новости») журналисты пытались шокировать россиян, например, очередным откопанным в архивах преступлением Сталина и его окружения, то теперь технологическая задача этой профессии заключается не в том, чтобы добыть для читателя больше информации, а в том, чтобы «защитить его от зверского потока».

В течение полувека этот еженедельный иллюстрированный журнал “работал телевизором” в дотелевизионной эпохе. Через него власть посылала стране все необходимые ей визуальные символы: от портретов секретарей ЦК до картин художников­передвижников. Уникальное отличие “Огонька” от любого исторического бренда в том, что он не только начал издаваться в XIX веке, но и с незначительным перерывом выходит до настоящего времени.

Сегодня журналисты, работающие в журналах, а зачастую и в газетах, из новостников превращаются в рассказчиков. Вообще, на плаву остаются те, кто умеет изложить современную историю современным языком. Читатель действительно хочет правды, но в душе находится в погоне за сказкой. Это противоречие, с которым нужно считаться, когда делаешь журнал.

Какую бы политическую позицию вы ни занимали, вы обязаны дать читателю горизонт. Может, поэтому журналы и газеты выстроены на одной политической идее и рано или поздно становятся маргинальными.

Самое сложное в газетах и журналах —  это поставить точку в потоке информации, придумать ее. Например, в СССР такой точкой была сводка погоды или программа телепередач на завтра. Во многом начало и конец издания, да и сам ритм издания определяет класс главного редактора. В “Огоньке” мы решили сделать точкой “невраждебное” прошлое. Это фотофиниш, которым являются старые фото из архивов “Огонька” — часть ненавязчивого ретро. Эта линия для нас — не повод скулить о прошлом, а сделать прошлое стильной частью современного журнала. Хотя мы видим в этом определенную опасность — издание может превратиться в “пыльный” журнал».

Вопрос из зала: «Возможно ли будущее “Огонька” без печати»?

Виктор Лошак: «Я редактирую журнал как издание на бумаге. За последний год тираж “Огонька” вырос. Аудитория “Огонька” — семья, для каждого члена которой в журнале найдется интересный материал. Пока не думал о цифровой форме журнала, но, может, придется и подумать. Считаю, что опасения ухода бумажного журнала в “цифру” несколько преувеличены. Кстати, сегодня в издательском доме “Коммерсантъ”, куда входит и редакция “Огонька”, информационные продукты существуют на всех носителях: бумаге, радио, ТВ, Интернете. Наблюдается новый процесс — Интернет выдавливает ежедневные газеты на площадки еженедельных, еженедельные становятся ежемесячниками, а те, в свою очередь, — альманахами.

В конкуренции с Интернетом меня пугает не сам Интернет, а воспитанный им человек».

КомпьюАрт 12'2011

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства